Сигареты лишают человека свободы

Беседа с Дмитрием Яниным, председателем правления Международной конфедерации обществ потребителей

Новую инициативу Минздравсоцразвития – законопроект, направленный на борьбу с курением, – широко обсуждают в прессе. Интернет-пользователи в блогах уже успели осудить его как нарушающий права курильщиков – ведь Россия занимает первое место в мире по употреблению табака. Сейчас на сайте Министерства здравоохранения и социального развития открыты народные дебаты. Каждый, кто не равнодушен к этой теме, может оставить там свой комментарий.

Но почему попытки избавить нас от пагубной привычки вызывают такие ожесточенные споры? И возможно ли в ближайшем будущем введение запретов на курение в общественных местах? Об этом рассказывает эксперт – председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

***

– Какие меры, ограничивающие распространение и употребление табака, предлагает законопроект?

– Он содержит достаточно радикальные предложения по борьбе с табакокурением. Например, ввести запрет на курение в закрытых помещениях – в образовательных, медицинских, административных учреждениях. В школах, институтах, роддомах и больницах не должно быть курилок, они могут находиться только за территорией, чтобы курильщики не подавали дурной пример окружающим.

Также предлагается запретить употребление жевательных форм табачных изделий, традиционных для стран Центральной Азии, которые в последнее время набирают популярность по всей России. Во многих развитых странах, да и неразвитых тоже, они запрещены уже давно.

Законопроект также предусматривает запрет на спонсорскую деятельность для табачных компаний. Сейчас у нас сложилась достаточно парадоксальная ситуация: компания, которая зарабатывает деньги, нанося вред здоровью людей, потом вкладывает часть этих денег в спонсорскую помощь. В этом есть некое двуличие, бизнесмены создают таким образом позитивное мнение о себе, а также привлекают новых клиентов.

Кроме того, предлагается, чтобы сигареты не были выложены в свободном доступе в магазинах, а продажа их в каждом ларьке шаговой доступности была бы просто запрещена. Если уж продавать сигареты, то продавать по прейскуранту, где будут названы марки и цена. Ведь открытая демонстрация упаковки, которая становится с каждым годом все более красивой, также является мощной рекламой!

Но одна из главных мер, которая должна быть введена для уменьшения количества курящих, – это, конечно, увеличение акцизов на табак, так же, как это сейчас пытаются сделать с алкоголем. Есть мировая статистика, что повышение цены сигарет на 10 процентов снижает потребление на 20 процентов! Мы видели подобное в Болгарии, Румынии, странах Евросоюза. От повышения акцизов выиграют все: граждане будут жить дольше, государство увеличит свои доходы от налогов, система здравоохранения будет тратить меньше денег на лечение последствий табакокурения…

– Если табак сделают таким недоступным, не встретит ли это сопротивление людей? Ведь если страшные последствия алкоголизма и наркомании можно увидеть каждый день, просто выйдя на улицу, то курить совсем не зазорно для многих.

– Да, курение – это одна из самых серьезных зависимостей, которые есть сегодня в российском обществе. Табак является вторым фактором смертности в России после алкоголя. Из-за него сейчас ежегодно сотни тысяч людей умирают преждевременно.

В России регулярными курильщиками являются 43,9 миллиона человек. 60 процентов взрослых мужчин и четверть женщин курят. Это самый высокий показатель в мире. Что касается курения подростков – в Москве курят 33 процента школьников от 16 лет, по России этот показатель ниже: где-то 25–26 процентов.

Даже во время беременности 40 процентов женщин, которые курили раньше, не отказываются от этой привычки. Это говорит о том, что люди недооценивают тот риск, которому подвергаются, не знают, какой вред они причиняют будущему ребенку. А ведь доказано, что курение во время беременности в несколько раз повышает опасность выкидыша, преждевременных родов, ведет к тому, что дети рождаются с пониженной массой тела и другими аномалиями развития.

При этом «Левада-центр», например, уже несколько лет проводит ежегодные опросы об отношении граждан к курению в общественных местах. Около 80 процентов респондентов стабильно поддерживают идею его ограничить. Это говорит о том, что даже львиная доля курильщиков понимает сегодня, что та чрезмерно либеральная ситуация, которая сложилась у нас в стране с употреблением табака, неправильна в корне.

Почему в обществе курение не осуждается так, как, например, алкоголизм? На мой взгляд, это связано с тем, что алкоголь и наркотики убивают человека быстрее, разрушение личности происходит меньше чем за пять лет. В отношении сигарет этот период может быть более чем десять лет.

Проиллюстрировать, что курение – это тяжелая зависимость, очень просто. Спросите у любого курильщика: что он делает сразу после того, как утром просыпается? Правильно: прежде всего, ему необходимо закурить, ему трудно подождать даже 30 минут после пробуждения, он зависит от дозы. Сигареты лишают человека свободы.

К сожалению, за последние 20 лет в России не было принято никаких ограничений, направленных на снижение потребления табака. У нас разрешена реклама сигарет везде: в торговых центрах, в журналах, в том числе тех изданиях, которые пропагандируют привлекательность современного «гламурного» образа жизни, читателями которых являются подростки. Оказывается, что частью этого «гламурного» образа становится и курение.

А то, что меры по ограничению употребления табака не введены, – свидетельство слабости российских властей, которые прислушиваются почему-то к аргументам представителей табачного бизнеса, а не к аргументам врачей. Мы надеемся, что новый законопроект будет широко обсуждаться специалистами и обществом и ему удастся повлиять на сложившуюся ситуацию.

– В какой стадии находится реализация проекта? Нет ли опасности, что ко второму чтению депутаты превратят его из антитабачного в протабачный?

– Именно такая ситуация, кстати, была в 1990-х годах, когда законодатели работали над первой редакцией закона об ограничении курения. В частности, компания «British American Tobacco» обхаживала наших депутатов. После того как закон был принят, компания с гордостью отчиталась перед своими акционерами, что им удалось убрать из проекта все самые эффективные антитабачные меры. Тогда тоже пытались ограничить рекламу табака и повысить цены – но все эти изменения не прошли. То есть мы сейчас живем по закону, написанному под диктовку одной крупной компании, которой на руку большие продажи табака!

Сейчас может произойти то же самое. Министерство здравоохранения разработало законопроект, направило его в правительство и получает отклики различных федеральных ведомств на свои инициативы. У нас есть документы, свидетельствующие о том, что та же табачная компания уже снова активно начала работать с другими министерствами, для того чтобы они не приняли предложения Минздрава. Главные причины, по которым ограничения табакокурения не стоит вводить, по их мнению, – это свобода выбора и защита малого бизнеса. Но так ли нужен экономике такой малый бизнес, который держится только на продаже пива и сигарет? Это уже паразитирующий бизнес, потому что то же государство потратит потом гораздо больше денег не лечение у своих граждан последствий пьянства и курения.

– А есть ли хоть какие-то поводы для оптимизма?

– Нас несколько успокаивает то, что есть распоряжение правительства, все эти меры по борьбе с табаком закреплены в стратегии. То есть позиция главы правительства ясна. Есть также позиция министра здравоохранения, есть позиция Геннадия Онищенко. Мы также надеемся на то, что этот закон поддержат различные общественные институты, и в первую очередь врачебное сообщество и Церковь. Ведь очевидно, что новый законопроект защищает интересы общества и выступает против всего лишь нескольких конкретных табачных компаний – 94 процента табачного рынка в России контролируют четыре крупные иностранные корпорации. Получается, что наша страна экспортирует не только нефть и другие природные ресурсы, она экспортирует здоровье своих граждан: иностранные компании извлекают прибыль, которую у себя дома они получить не могут, ведь продажа сигарет ограничена в этих странах. Такое колонизаторское отношение к чужой стране уже недопустимо в XXI веке.

– Какие, согласно мировому опыту, существуют по-настоящему эффективные меры по борьбе с курением?

– Эффективные меры – это радикальное повышение акцизов, чтобы сигареты стоили не менее 100 рублей. Это опыт США, Таиланда, Евросоюза. Сигареты не должны стоить дешево. Тогда первыми, кто откажется от курения, будут школьники, ведь сумма их карманных денег, как правило, не позволяет им покупать сигареты по таким ценам.

Второе – запрет на курение в ресторанах, барах и вообще в закрытых помещениях. Человек во время рабочего дня не может постоянно выбегать на улицу – поэтому ему придется курить меньше. Кроме того, это защищает тех, кто не курит, им не приходится постоянно вдыхать табачный дым, а значит и у них будет меньше онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

И, конечно же, эффективен запрет рекламы табачных изделий. Сигареты – социально опасный продукт, он вызывает зависимость, поэтому просто неприемлемо его так широко рекламировать. Нельзя и продавать его на каждом углу в ларьках, как это происходит сегодня в России.

Мерой средней эффективности является размещение предупреждений на пачках сигарет. Причем это должны быть не только надписи, как у нас сейчас, а именно изображения органов человеческого тела, которые поражены после долгого употребления табака. Эту «антирекламу» применяют в Таиланде, Египте, Турции, странах ЕС.

Неслучайно табачные компании в России заблокировали появление таких картинок на пачках – ведь они сразу снимают с сигарет налет романтики, гламура. Посмотрите, например, как привлекают производители табака женскую аудиторию, юных девушек: сигареты в красивых розовых упаковках, с разными ароматизаторами, ментолом, который делает привыкание к табаку легким и приятным… А купит ли подросток сигареты, если на пачке будут раковые опухоли легких, испорченные зубы, состарившаяся морщинистая кожа?

Говоря о неэффективных мерах, можно отметить установление возрастного ценза на курение. То есть декларируется, что с 18 лет уже можно – это «свободный выбор свободного человека». Хочу вспомнить, как совсем недавно в России боролись с детским курением весьма оригинальным образом. Под знаком этой борьбы в некоторых школах несколько лет назад вводили особые факультативные курсы, в рамках которых пропагандировалась идея, что только взрослые, начиная с 18 лет, могут самостоятельно принять решение, а пока – не кури. Вы понимаете, что будет, если сказать подростку, что курение – это атрибут взрослости, атрибут свободы? Спонсировали этот курс, кстати, табачные компании.

С Дмитрием Яниным беседовала Антонина Мага

22 августа 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна10 июня 2014, 14:39
Ивановой: интересно, по какой причине неким детям недоступны физкультура и спорт? Их держат взаперти в сарае-подвале? или они лежат, больные, овощем? Да, если нет стадиона или фитнес зала в деревне, надо проявить усилие, но гораздо меньшее, чем бежать до магазина за пачкой сигарет!
Всё пойму , но не подобные заявления - мол, если бы, да кабы
Иванова20 ноября 2012, 14:19
Если б был детям доступен спорт и вообще здоровый досуг, они не задумывались бы о курении.
Maria23 июня 2012, 14:26
k cojalenou mi sabivaem ,shto jisn daetsia nam 1 ras .tshelovek ne muserni iashik.Borbu s kureniem i evo staronikami davno pora natshinat.Ne nado vremia teriat. Net nitshevo daroje sdorovia .
Екатерина13 июня 2012, 11:30
Вот меня все время занимает вопрос - когда говорят о правах курящих, почему забывают про некурящих?

И когда говорят, что это не грех, а всего лишь вредная привычка, ничего "такого" тут нет. А чем курение отличается от греха? Оно человеком управляет, он этой привычкой творит зло окружающим, соблазняет этим детей. Да самый настоящий бес это курение. Страсть, которую человек не может контролировать. Как же оно не грех?
михаил 6 октября 2011, 00:17
давно пора ограничить курение, может быть создать гетто для курящих
Кирилл23 сентября 2011, 16:19
Курил ровно 20 лет. Граждане, почитайте всем известную книгу Карра, там давно все написано! За полгода на моих глазах помимо меня бросило 4 человека. Абсолютно все, кто взялся прочитать.Зачем тратить милллионы на так называемую борьбу с курением? Наверно кому то просто нужно. :(
Фотиния29 августа 2011, 23:43
Курила лет 25 или чуть больше, воздерживаюсь от курения 2 месяца. Очень рада, что наконец то затронута эта тема. Не понимаю выражения "нарушаются права курильщика". Чтобы не нарушать "права наркоманов и алкоголиков" надо продавать повсюду наркотики и алкоголь? Считаю меры по борьбе с курением правильными и своевременными. Но, 1. цену на табак надо повышать не на 10%, а сразу на 100%; 2.Картинки на пачках размещать обязательно, и пострашней (очень рада, что бросила курить раньше, чем у меня выросла эта ужасная опухоль) 3.Обязятелен запрет на курение на работе; детских и медицинских учереждениях, в "общепите", транспорте, стадионах, музеях, ну словом во всех общественных местах( без предоставления курилок). 4. Ограничить места продаж табака(а то буквально на каждой остановке стоит по ларьку).5.Нужна пропаганда здорового образа жизни. 6. Цензура на телевидении и радио. 7.Бесплатные спортивные секции (хотя бы для детей).
Елагин Михаил29 августа 2011, 13:35
Полностью согласен со всем вышесказанным! Первое это высокие цены - и школьник не будет покупать. Второе это запрет на курение в закрытых помещениях и курить и увлекать других будут меньше. Третье - обязательно антиреклама на пачках и весь гламур и престижность курения пропадут, останутся только заядлые курильщики...
Андрей29 августа 2011, 00:31
Не так давно в Ирландии запретили курить в пабах и ресторанах. Как же здорово после этого стало - можно спокойно зайти в любой паб с ребенком и поесть без этого вонючего запаха и дыма. А в РФии даже в общественный туалет нельзя сходить - задохнешся пока пописаешь.
Надежда28 августа 2011, 13:34
Потрясающая статья,сколько открывает информации.Какая радость в душе,что наконец-то появится закон о запрете на курение и какая горечь за наших людей,у которых из-эгоизма,даже самолюбие потеряно.Ни забота о ближнем,ни о детях,ни то,что мы хуже самой отсталой страны в своем сознании,ни что не останавливает.Как пел Тальков:,,Родина моя,горька и нема,Родина моя ты сошла сума".Неужели сознание не вернется к нашему народу?Господи,помоги нам!Спаси нас,Господи!Проясни разум тех,кто за деньги продет свою родину,тех,кто ради удовлетворения своих страстей забывает о других.
Николай28 августа 2011, 12:30
Курю более 30 лет но считаю ,что меры по ограничению курения необходимы ,
Anja25 августа 2011, 17:54
Da, priezzaesh v Rossiju iz ES - i ochen brosaetsa v glaza kakaja to neljubov ljudei k sebe, nebereznoe otnoshenije k drugim, ravnodushie i k sebe i ... ko vsemu: narod pjot vezde i na detskih ploshadkah toze, vezde kurjat...smeshno vygljadjat zony dlja nekurjashih v kafe i restoranah :) kurjat, no prosto na rasstojanii 2 metrov ot tebja... dlja galochki? Takoe oshushenije chto vse massovo tak i stremjatsa napitsa, nakuritsa i umeret nakonec pobystree.
Елена24 августа 2011, 17:29
Пока думают, ограничивать или нет рекламу табака, производители выпускают специальные "сигареты для подростков"!!! http://ria.ru/society/20110824/422941236.html
Денис24 августа 2011, 12:36
Такие слова как: "Это ущемление прав курящих." просто раздражают! Может сажать в тюрьму преступников - это тоже ущемление их прав? И, вообще, всё начинается с духовности! До тех пор пока люди живут без Бога ничего хорошего не будет! Когда человек хоть чуть-чуть начинает читать духовную литературу, молиться, ходить в Храм на исповедь и Причастие всё становится на свои места! Становится противно то, что раньше считалось необходимостью, взгляд на жизнь меняется и ценности меняются тоже!
24 августа 2011, 12:22
Пусть курильщикам, которые уже зависимы от табака, придется потерпеть - но зато табачные компании перестанут привлекать миллионы новых клиентов и наживаться на нашем здоровье! Ведь именно благодаря широкой рекламе сигарет никто не осуждает курение, надо изменить общественное мнение
Любовь24 августа 2011, 10:30
Слава Богу нашему за то, что мнение людей наконец услышано! Я страдаю от повсеместного курения каждый день! У меня непереносимость табачного дыма. Даже незначительный контакт с дымом провоцирует страшную головную боль на ВЕСЬ день, ничем ни одно лекарство эту боль не снимает! Это просто невыносимо... Те, кто заявляют, что принятие этих мер ущемляет их права курилищика, даже не задумываются, насколько злостно они нарушают права НЕкурящих, беременных, детей и стариков! Лично я просто не могу идти по улице, когда идущий рядом курит на ходу, а за ним "шлейф" дымного смрада на много метров отстаёт от него! и в итоге все, идущие позади, ВЫНУЖДЕНЫ дышать отравленным воздухом! ЗАДУМАЙТЕСЬ! ГДЕ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ МОИ ПРАВА!?!?! на них просто наплевали курящие повсеместно люди! На остановках буквально не найти клочка земли, где можно вдохнуть просто воздух, а не смрад табака!! Выходя из метро - воздуха нет! Многие даже не могут дотерпеть до улицы, чтобы закурить, и закуривают ПРЯМО В ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ!!! А там запрещено курение, и пространство практически не проветривается!
Простите меня за резкие слова осуждения, однако я каждый день мучаюсь сильнейшей мигренью только из-за того, что кто-то выкурил одну сигарету "на ходу", на остановке автобусов ("все равно заняться нечем", "Я имею право") и пр. Я ТАКЖЕ ИМЕЮ ПРАВО ДЫШАТЬ!!!
Любовь24 августа 2011, 08:01
Своевременная отличная статья о запрете табака!
ирина23 августа 2011, 23:31
Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ! что есть люди, которые борются! От этого чада все во тьме... Да укрепит Господь Бог Ваши духовные и телесные силы в подвиге служения...
Илья23 августа 2011, 23:19
Это ущемление прав курящих.Уберут курилки будут курить в туалетах. Загонят табак в подполье и многие перейдут на травку.
Николай23 августа 2011, 22:37
Нам как воздух необходимо решение ограничевающее распространение, потребление и рекламу табака. Сейчас этот вопрос стоит особенно остро, так как табачное лобби и те кто специально травит наш народ, взялись за пропоганду сигарет среди подростков...
Вот ссылка на статью о том какую новую маркетинговую стратегию создало ОАО "Донской Табак"
http://www.adme.ru/articles/oao-detskij-tabak-297605/#0_undefined,0_
Помилуй нас Господи.
Валерий23 августа 2011, 13:03
Если не ввести эти запреты, то это вызовет бунт со стороны некурящих. Потому, что уже надоело. В общественном транспорте курят, на рабочем месте курят, в подъездах жилых домов курят, в ресторанах курят и на улице тоже дымят повсюду. А куда нам, некурящим - деваться? И что делать? Бить морды курящим, чтобы они поняли, что нельзя травить людей без их согласия? Громить табачные киоски?
Илья23 августа 2011, 12:07
Я,ЗА!Если примут законопроект,то не всё ещё потеряно.Значит наша власть хоть что-то может.
Евгений23 августа 2011, 09:48
Курить начал в школьном возрасте как часто это бывает, да ещё и очень рано где то в 13 лет я уже покуривал. Бросать курить пытался не однократно, но все было без успешно, где то в 22х летнем возрасти во время Великого поста мне в руки попалась книга житие преподобного Феодосия кавказского и вот в ней были такие строки о том что - "благодать Божия курящего человека проходит на сквозь как через решето " хотя я честно не очень то и в храм на тот момент ходил да и вообще что либо понимал.((( но меня это немного задело.
Шла последняя неделя Великого поста, подумал не буду курить до конца поста, а с понедельника все по новой потому что постится я не мог (не хотел, не понимал).
Ну вот и все ............Пасха, Слава Богу за все !!!! И надо же теперь и покурить.... и я понимаю как то внутри, что это милость Божия ко мне грешному (хотя курить тут же захотелось прям мочи нет но бороться есть с этим силы и потерпеть) и дорого мне стало и страшно потерять.
После того как перестал курить у меня стало ощущения и до сих пор что мне подарили (простите за сравнения) хорошую дорогую машину ))))...
P/S Молите Бога он поможет и все святых!!!
Простите меня грешного, Богу нашему слава !!!
Даниил22 августа 2011, 20:31
Усопший настоятель Свято-Духова монастыря (г. Тимашевск)о. Георгий, наставлял курящую паству читать после утренних правил тридцать раз "Богородице Дево, радуйся.." и потом, когда захочется закурить еще семь раз.
Людмила22 августа 2011, 15:08
Я курила 9 лет.Бросать начала,когда стала воцерковляться.Было очень тяжело,пока не обратилась за помощью к Богородице (своими словами).Каждый раз,когда тянуло закурить-читала "Богородице Дево,радуйся..."Вскоре даже запах дыма стал невыносимо противен.Может мой опыт кому-то поможет.
Татиана22 августа 2011, 13:35
правильно все написано,помоги вам Господи.Татиана
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×