В ночь с 13 на 14 сентября в 1 час 15 минут телеканал «Культура» показал документальный фильм «По ком не звонит колокол» – о драматичной судьбе монастырей и храмов в Косово. Накануне премьеры мы встретились с автором сценария Сергеем Барабановым.
Кадр из фильма «По ком не звонит колокол» |
Первый раз автор сценария этого фильма Сергей Барабанов побывал в Косово в начале 1970-х – на студенческой практике.
«Югославия тогда считалась воротами на Запад, и мы горели желанием побывать на пляжах Адриатического моря, поплясать на запретных у нас тогда дискотеках и купить вожделенные штаны под названием джинсы. Но сразу же все это ушло куда-то на второй план. Мы были поражены величием древних монастырей и фресок, историей этого края, который на протяжении веков был форпостом православного мира в Южной Европе. Гордой аскетичной красотой монахов и священников. Мы буквально влюбились в эту землю».
Следующая встреча с Косово состоялась через много лет. Военный корреспондент нескольких федеральных телевизионных каналов провел в воюющем Косово много недель.
«Это
была страшная картина. Гибли люди, горели села,
разрушались монастыри, которые стояли на этой земле
более 700 лет. Колыбель славянства и Православия на
Балканах, казалось, была обречена».
Кадр из фильма «По ком не звонит колокол»
Тогда-то Сергей Барабанов и задумал снять фильм о трагедии косовских монастырей. Родилось и название – «По ком не звонит колокол». Было ощущение, что история сербского Православия на этой земле уходит в прошлое. Этот фильм задумывался как реквием.
«Однако действительность оказалась, к счастью, несколько иной. Да, мы увидели и сняли разрушенные храмы и монастыри, сожженные сербские дома, беженцев, мы услышали и показали десятки трагических историй. Но перед нашими глазами и объективами наших камер не была пустыня. Храмы восстанавливаются, многие уже освящены. Сестры монастыря в Соколице пишут иконы, продают их и на вырученные средства восстановили обитель. В разгаре работы в почти полностью разрушенном монастыре в Девиче. Построен совершенно новый монастырь в Джаковице – в городе, где все сербское население состоит из четырех православных монахинь. Православные верующие в небогато живущей сейчас Сербии жертвуют последние динары. Помогают и Церкви-сестры, в первую очередь Русская Православная Церковь. Принято решение не закрывать ни единого храма. Если в селе живет хотя бы один православный, значит, там есть православный храм. И туда приезжает священник. И это очень воодушевляет и внушает надежду на будущее».
***
–
Поскольку мы с вами говорим накануне первого показа
фильма на ТВ, то задам вам такой вопрос: о чем,
по-вашему, этот фильм?
Сергей Барабанов
– Это фильм о том, что ВЕРУ нельзя убить, и до тех пор, пока на этой земле жив хотя бы один православный, будет живо и само Православие, потому что вера – это мы. А как профессионалы мы делали нашу картину, потому что долг людей нашей профессии, как бы высокопарно это ни звучало, – говорить людям правду. То, что произошло в Косово, – это страшная правда, и мир должен знать ее.
– Вы сказали: «Мы». Кто и когда делал с вами этот фильм? Где шли съемки?
– Производитель – компания «Мириам Медиа», за что ей большое спасибо. Фильм снимался по заказу Министерства связи и массовых коммуникаций, а также канала «Культура». Я работал над фильмом вместе с режиссером Григорием Илугдиным. Съемки проходили в мае-июне этого года. Остальное время – монтаж, озвучание и т.д. Старались брать как можно меньше архивов; все, кроме кадров событий 1999–2004 годов, – наши собственные съемки. Мы снимали по всему Косово – это знаменитые монастыри Градчаница и Високи Дечаны, город Призрен – один из красивейших в Косово, села в сербских анклавах, где живут простые крестьяне.
– Работая над фильмом, вы лично общались с людьми, живущими в весьма специфических условиях, людьми, чьи трудности и боль, может быть, и непонятны большинству из нас, живущих в совершенно иных, часто безмятежных условиях. Какое на вас лично впечатление произвели эти люди и сама по себе работа в Косово и Метохии?
– Те люди, которые остались в Косово – а примерно 200 тысяч сербов вынуждены были покинуть свой край, – вызывают чувство в первую очередь глубочайшего уважения и восхищения. Это нравственный подвиг во имя веры и своего народа. Хотя мы не ставили перед собой цели вводить какой-то рефрен в текст нашего фильма, но каждый из собеседников говорит нам: «Я никуда отсюда не уеду, потому что здесь могилы моих предков и православные святыни сербов». Я, знаете ли, мужчина не особо сентиментальный, но поверьте, когда слышишь это, комок к горлу подкатывает. Чего стоит история монахини, которая прекрасно жила в Германии, получала неплохую пенсию, но, когда случилась трагедия, бросила все, приехала в родной город Джаковицу и приняла постриг.
–
Какое, на ваш личный взгляд, место в мировой
культуре, в первую очередь в европейской, занимают
памятники и святыни Косово и Метохии? И что сулит их
утрата?
Кадр из фильма «По ком не звонит колокол»
– Это важнейшая часть мировой культуры. Четыре монастыря входят в перечень наиболее ценных памятников ЮНЕСКО. Это уникальные фрески сербской школы XIV века – таких нет больше нигде в мире. Говорят, каждая человеческая жизнь бесценна. Но и каждая икона, каждая стена этих храмов также бесценна, и их потеря была бы невосполнимой не только для сербов, но и для всего человечества. Американцы уже прозвали эти места «долиной фресок». Жаль, что они не побывали здесь раньше, тогда, возможно, двенадцать лет назад их самолеты не стали бы бомбить эту долину, а так… Сегодня фрески приходится восстанавливать.
–
Вам приходилось много общаться с людьми и слышать при
личном общении, что косовские сербы думают о русских
и России, нашей Церкви. Как вы думаете, чего именно
они ждут от нас, если ждут? Какие надежды связывают с
нами?
Кадр из фильма «По ком не звонит колокол»
– Они благодарны нам за солидарность и постоянную помощь; им грустно, что мы не смогли тогда защитить их страну от распада и бомбежек. Но дипломатия – это искусство возможного, начинать очередную войну на Балканах было нельзя. Пожар мог перекинуться на весь мир.
Кадр из фильма «По ком не звонит колокол» |
– Чего бы вы, как автор фильма, пожелали зрителям накануне просмотра?
– Обычно автор желает зрителям в таких случаях приятного просмотра. Но здесь приятного просмотра не получится. Это будут горькие 40 минут. Постарайтесь не остаться равнодушными к горю наших братьев по крови и по вере. Вера – это тяжелый труд и тяжелые испытания, и они несут их с честью. Если вы это почувствуете – значит, мы не зря трудились.
А какую правду Вы говорите? Что была война между соседними народами? Это что никто не знает, кроме Вас? Никто не догадывается, что если бросать бомбы на дома, то дома разрушаются - это та нужная правда?
Ваша боль была бы оправдана не Вашими ностальгиями об ушедших днях молодости, когда было так духовно: на первом плане побродить по "древним монастырям", а ночью на "втором плане" дергаться в "вожделенных джинсах на дискотеках", а покаянием за собственное безумство и безумство сербов. А иначе как Вы объясните: зачем уезжать в Германию зарабатывать деньги и пенсию из благословенного края, каждая частичка земли которого пропитана кровью твоих отцов? Разве та женщина уехала донести слово о Истинном Православии, нет, она уехала за деньгами. Ну и вот она и нашла, чего хотела: есть хорошая пенсия, что тебе безумная до сожженной земли отцов?
Ваши слова: "... начинать очередную войну на Балканах было нельзя. Пожар мог перекинуться на весь мир" - лучше бы Вы вообще промолчали, чем высказывать такую скверну. Какой смысл Вашего фильма, если Вы сами же говорите: "ВЕРУ нельзя убить, и до тех пор, пока на этой земле жив хотя бы один православный...Но дипломатия – это искусство возможного".
Это должно звучать, нужно нести эту горькую правду людям.
Зато дрянь всякую среди бела дня показывают со значком 16 .