В Третьяковской галерее открылась новая выставка икон, предметов мелкой пластики, церковного шитья и книг XIII – XIX столетий из музеев Болгарии. Искусство этой такой близкой нам и при этом так незаслуженно мало известной страны особенно интересно узнать и понять, потому что в обширном многонациональном семействе византийского мира эта культура во многом прошла путь, схожий с путем нашего, русского искусства. Болгария раньше Руси (в 864-м году) приняла христианство восточного образца, а с ним впитала и основы греческой культуры, искусства, письменность и ученость. И так же, как и Русь, постепенно вырастила на плодородном корне византийской системы свое, самобытное и неповторимое, художественное древо.
Эта культура во многом прошла путь, схожий с путем русского искусства
Столетия византийского владычества сменялись периодами независимости Болгарского царства, церковной автокефалии, а потом и османских завоеваний, и на этом сложном и множественном культурном палимпсесте выросло необыкновенно прекрасное, интересное и самобытное явление болгарского искусства.
Близость Константинополя с его богатейшими культурными традициями во многом определила облик живописи XIV столетия, несколько выдающихся памятников которой мы имеем счастье видеть на выставке.
Известный образ Христа Пантократора XIV столетия с более поздней сценой на обороте из церкви Святого Стефана в Несебре поражает и захватывает своим монументальным великолепием и напряженной сосредоточенной глубиной. Фронтальный образ парит в сияющем пространстве золотого фона, в его антично-прекрасном силуэте, легкой асимметрии позы и едва заметном движении – вся возвышенная и утонченная красота константинопольского палеологовского искусства. Богатство цвета, тонкое взаимодействие оттенков зеленого, красного, пурпурно-коричневого и розового, аристократичные и изящные черты лика, виртуозные легкие мазки пробелов и алых акцентов передают все богатство и неземную гармонию этого величественного и мощного образа. Редкой иконографической особенностью этой иконы стал алый крест нимба Спасителя с треугольными лучами. Характерен жест благословляющей десницы Христа с почти орнаментально изогнутыми перстами, образующими монограмму «IC XC». Раскрытое Евангелие в Его левой руке разлиновано параллельными строчками и содержит цитату из Евангелия от Иоанна на греческом языке: Я – Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8,12). Две последние строки заполнены знаками, имитирующими надпись, напоминающую арабские письмена. Загадка этих строк пока не разгадана, некоторые специалисты полагают, что болгарский мастер, не знавший греческого, взял текст цитаты из иконографического руководства и заполнил оставшееся пустое пространство псевдокуфическим письмом. Возможно, происхождение этих загадочных знаков на иконе Христа Пантократора не настолько случайно, однако эту загадку еще предстоит разгадать, так же как и уточнить датировку иконы.
Тонкие черты лика святого пронизаны светоносной сетью пробелов
Еще одно загадочное и прекрасное изображение – неизвестный святитель, предположительно Патриарх Мефодий. Тиснение по левкасу фона выдает изначальную принадлежность иконы времени господства крестоносцев в Константинополе и одному из художественных центров: Салоникам, Афону или Эпиру. Однако образ святителя был переписан в XIV столетии в стиле, близком великолепным антикизирующим и эмоционально-одухотворенным памятникам палеологовского искусства. Тонкие черты лика святого пронизаны светоносной сетью пробелов. Массивная, монументальная фигура с удлиненными пропорциями, маленькими головой и руками, аскетическим и в то же время аристократически-благородным ликом и пронзительным живым взглядом полна утонченной красоты и величия. Графичный, почти абстрактный узор облачения лишает величественный силуэт тяжести и объема, а алый обрез Евангелия в левой, покровенной руке святителя сияет колористическим и смысловым акцентом всей композиции. Бесспорно, эта прекрасная икона – образец высокого, интеллектуального, изощренно эстетизированного византийского искусства.
Маленькая фигурка – епископ Киприан, чудесно спасенный Димитрием из плена
Удивительная икона святого Димитрия Солунского на алом коне из церкви святого Иоанна Предтечи в Несебре – великолепная иллюстрация живой и яркой местной традиции, которую отличает свежесть восприятия и витальная энергия смелых форм и палитры. В отличие от большей части греческого поствизантийского художественного наследия, испытавшего сильное европейское влияние, болгарское искусство этого периода в силу своей вынужденной изоляции носит отчетливые черты увлечения художников древними образцами. Смелость и обобщенность форм в изображении святого Димитрия, конечно, вызывают в памяти величайшие достижения русского авангарда, почерпнувшего вдохновение и импульс для своего развития в древней иконописи. В иконе из Несебра соединены два повествования: маленькая фигурка позади святого – епископ Киприан, чудесно спасенный Димитрием из плена. А всадник на голубом коне, которого святой поражает копьем – вероятно, болгарский царь Колоян, который осадил Салоники, но внезапно умер после ночного видения святого Димитрия, нанесшего ему во сне смертельный удар.
Период XVIII – XIX столетий считается эпохой национального возрождения в Болгарии. Интересные иконы и церковная утварь этого времени, представленные на выставке, демонстрируют архаизирующие тенденции этого времени, ориентирующегося на искусство предшествующих веков, и в то же время черты европейских влияний.
Икона «Архангел Михаил изымает душу богатого» из Рильского монастыря принадлежит к распространившейся в это время иконографии, иллюстрирующей притчу о богаче, построившем себе новые житницы. Мучимый на смертном одре богач в буквальном смысле рвет на себе бороду и наглядно скрежещет зубами, у смертного одра собрались его родные, а изобильный разноцветный архитектурный фон изображает, по всей вероятности, высокие башни Рильского монастыря. Яркие цвета и богато украшенные одежды архангела создают впечатление многословности и декоративности.
Прекрасные манускрипты с древними миниатюрами и орнаментальными заставками, украшающие выставку в Третьяковской галерее, серебряная утварь, драгоценное шитье и тончайшая деревянная резьба – сокровища ушедших веков, которые помогают нам хотя бы отчасти вообразить тот многообразный художественный мир, который взрастила христианская культура на болгарской почве.
Экспрессия этой небольшой композиции построена на строгих и скупых художественных приемах
Над кодексом Евангелия из Национальной библиотеки Софии работали несколько писцов под руководством «попа Добрейшо», по имени которого назван весь манускрипт. Выразительная миниатюра изображает святого евангелиста Иоанна, благословляющего коленопреклоненного попа Добрейшо в темно-зеленом одеянии с длинным платом. Экспрессия и мощь этой небольшой композиции построена на аскетически строгих и скупых художественных приемах. Широкий контур очерчивает почти схематичные фигуры святого и предстоящего, их жесты утрированы и подчеркнуты размером, складки одежд орнаментальны, цветовая палитра редуцирована до нескольких локальных тонов, движение застыло в вечно длящемся порыве, изощренно украшенный арочный фон усиливает впечатление плоскостности и бестелесности всего сюжета. Яркая, напряженная выразительность этого изображения доведена почти до полной условности и схематичности, отрешенности от земных законов бытия и всецелого сосредоточения на вневременном и внепространственном пребывании.
Столь по-разному выразительные и прекрасные произведения восточно-христианской культуры на славянской почве заслуживают нашего пристального и заинтересованного внимания. Возвышенные и строгие, утонченные и экспрессивные, лаконичные и многословные, образы болгарского искусства предстают на выставке во всей своей многообразной и богатой палитре, вдохновляют витальной силой и восхищают своей художественной и духовной насыщенностью.
Выставка открыта до 2 сентября.