Мир как война

Вы обращали внимание на то, сколь тонка грань между войной и миром? Позвольте пару слов на эту тему.

Люди, возвращающиеся с реальной войны, часто проигрывают во время мира. Они, просмоленные огнями походных костров и обдутые свистом пуль, на гражданке нередко способны отчаяться и «сдуться». Даже жизнь свою заканчивают нередко самоубийством, хотя смерти в глаза не раз смотрели. Психологи придумывают всякие синдромы: «афганский», «чеченский», «вьетнамский» и проч. И ведь если вчерашний воин на гражданке лезет в петлю, то это не от благородства души, а от слабости. Нет у нас, слава Богу, культуры самурайского ритуального самоубийства. А слабость есть. Что это и откуда?

Это от непонимания обычной жизни, чья природа – скрытая и непрекращающаяся война: с одиночеством, безденежьем, предательством, враньем повседневным, мышиной возней и т.д. Стоит погрузиться в эту тему.

От воина что требуется среди опасностей? Чтобы он был как Рембо? Вовсе нет. Рембо один бывает, да и то только в кино. А обычный солдат должен для начала просто крысой не быть. Не «хомячить» свой паек в одиночку. Обязан жить по суворовскому принципу «сам погибай, а товарища выручай». Он не обязан незаметно ползать, как змея, нюхать воздух, как гончий пес, и быть мускулистым, как Шварценеггер в лучшие годы. Оставим эту чушь для Голливуда. Терпение нужно ему в первую очередь. Терпение, чувство локтя и человечность. Но разве не то же самое нужно ежедневно всем вообще людям? Да и чем мы вообще занимаемся с утра до вечера всякий день, как не войной? Ведем постоянную рукопашную схватку в кромешной тьме с неизвестным противником, а иногда – с неузнанным другом. Как у Высоцкого: «Если друг оказался вдруг, / И не друг и не враг, а так…»

Жизнь повседневная – это война, друзья мои, хоть не сразу это понятно или заметно. И навыки выживания нам нужны одинаковые. Солдаты говорят: там все честнее и проще. «Сам стреляй, а то убьют». А на гражданке все улыбаются: «Как ваши дела?», «Доброго дня!», «Чем могу вам помочь?» (это в магазине). Но никто помогать не спешит, и до ваших дел никому особого интереса нет. Людей вокруг много, а поговорить не с кем. Так давайте же опознаем признаки специфической войны в условиях, когда сирена не гудит и самолеты огнем не плюются.

Горячие войны именно потому и происходят, что в мирное время мы войну не замечаем и, следовательно, неизбежно ее проигрываем. Проигрываем жадности, доверяемся сплетням, разносим слухи. И тогда энергия ненависти и отчужденности накапливается и выливается из чаши через край. Вот вам и вооруженные конфликты с настоящей кровью. Отсюда именно.

От всякого человека требуется ежедневное преодоление себя. Требуются выносливость и мужество. То же самое требуется, что и от солдата в окопе. Кто сказал, что честность возможна только под пулями, а в теплом офисе честности и братства быть не должно? Разве для мужества и братства нет места сегодня, прямо сейчас? И еще стоит крепко поразмыслить на тему «Кому больше мужества требуется: уставшей маме с выводком детей или мужику в камуфляже и с автоматом?»

Если человек успешно жил на адреналине, пьянел от опасности и снимал с себя всякую нравственную нагрузку, а на гражданке озлобился, спился или в бандиты подался, то это нехороший человек. И в жизни он ничего не понял, кроме того, что можно запугивать слабых и бить беззащитных, копируя кого-то виденного на экране. Путешествие такого «джентльмена удачи» в петлю или с крыши вниз следует считать закономерным возмездием за хищный характер и ложное мужество.

Я на полном серьезе считаю всю жизнь войной. Знали бы вы, какие повседневные схватки выдерживает учитель с современными разболтанными, охамевшими и самоуверенными детьми, а также с точно такими же их родителями. Какую войну с собственной слабостью терпит всякий одинокий старик, для которого поход в магазин за хлебом давно превратился в опасное и долгое путешествие. А как ежедневно воюют за Церковь Христову и все святое некоторые монахи или епископы! А чего стоит содержать семью единственному кормильцу! И как тяжело бывает просто чужую тайну не разболтать, не осудить или просто сдержаться от произнесения лишнего слова! Ведь это подлинный поединок с самим собой.

Да вы и сами все это знаете, только войной до сих пор это не считали. А зря. Научись мы правильно перевязывать друг другу житейские раны, не пришлось бы нам так часто читать некрологи или собирать деньги на протез очередному бойцу, подорвавшемуся на мине в горячей точке.

Воинские добродетели – это преодоление страха и эгоизма. Это вечная борьба с самим собой

Нет мира на земле после грехопадения. Воюют не только государства и системы. Воюют мужья и жены, родители и дети, высокомерные начальники с рабами-подчиненными (и наоборот). Воюют отцы с теми, кто хочет продать наркотики их детям. Воюют экологи с теми, кто безбожно загадил и речку, и лес, и дачные огороды. И так далее. Почти до бесконечности. А раз мы воюем, то и нужны нам воинские добродетели, из которых самое последнее место занимает умение быстро и метко стрелять. Воинские добродетели – это преодоление страха и эгоизма. Это вечная борьба с самим собой, чтобы не перестать внезапно в один прекрасный день быть человеком.

И это мы еще к вратам смертным не приблизились. А ведь и там будет великая битва. От малодушия и безверия в Тот день вся прожитая жизнь может бесполезно рассыпаться, как домик из песка.

Когда Толстой писал «Войну и мир», он писал не про войну и ее отсутствие. Он писал про войну и вселенную. Поэтому буква «и» в слове «мир» правильно должна писаться, как «i». По правилам старой орфографии такое прочтение слова «мiр» означает не спокойное бытие, а поверхность земли, заселенную человеком. Это потому, что везде, где есть человек и человеческое общество, там же везде есть и война в более или менее закамуфлированных формах.

Заканчивать пора, но есть еще вот что. В кондаке Святому Кресту последний назван «пособием» (помощью, то есть) христианскому роду, «оружием мира» и «непобедимой победой». То есть Христос, крестную муку претерпев, победил мир со всеми его грехами. Так и сказал: «Дерзайте, Я победил мир». И Крест Господень – это оружие, приносящее мир человеку. Это победа непобедимая. Это всегдашнее пособие. Под этим знамением и нужно вести свои тяжелые, не всегда различимые для глаза ежедневные войны.

Протоиерей Андрей Ткачев

9 октября 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Тамара11 сентября 2020, 21:39
СУПЕР!!!
Эвели22 октября 2018, 12:48
Я чувствую то же самое, особенно в последние три дня. Что это какая-то война. Просто отовсюду прет ложь, предательство, и я вынуждена с этим бороться. И враги - не какие-то далекие люди, а вовсе даже наоборот. И это так тяжело, так страшно. И конца всему этому не предвидится. И оглянешься - и раньше была борьба, война,всю жизнь. Хорошо, что отец Андрей все это обозначил. Важно, чтобы люди понимали, что это не только им одним так живется тяжело, а всем.
Татьяна В.17 октября 2018, 16:28
Иоанна_
М. С.17 октября 2018, 10:20
Татьяна В., издевательства над животными могут быть признаком шизофрении, (с)

Последний раз пишу.
Спорьте не со мной, а с о. Андреем. Хотя как вы можете с ним спорить, если ничего у него так и не поняли.
-)
















М. С.17 октября 2018, 10:20
Татьяна В., издевательства над животными могут быть признаком шизофрении, с чем без помощи специалиста Вы не справитесь. Иначе получится так, что Вы ребёнка бьёте, бьёте, а он только учится лучше скрывать свои злодейства.
Иоанна_16 октября 2018, 21:06
"Мучанье неоднократное котенка" - это диагноз всей семье, это НЕ рядовой случай, среди нормальных людей такое не происходит. Татьяна В.! Вы собираете случаи аномальной жестокости и пытаетесь выдать их за норму. ЗАЧЕМ вы это делаете? Попытайтесь себе самой ответить на этот вопрос. Всего доброго!
Татьяна В.16 октября 2018, 18:05
Иоанна_16 октября 2018, 14:04
Самое главное - чтобы в жизни ребёнка был хотя бы один добрый человек. (с)

Выпороть с любовью (за дело, например за мучанье неоднократное котенка), задача любого родителя, доброго в первую очередь. Иначе из ребенка вырастет может и не "диктатор", но в лучшем случае плохо уживающийся в обществе человек, а в худшем, и опасный для него.
Прекратите уже путать доброту и любовь со вседозволенностью.
Иоанна_16 октября 2018, 14:04
Самое главное - чтобы в жизни ребёнка был хотя бы один добрый человек. Без этого все "диктатуры" только калечат. Если такого человека нет в семье - пусть им станет учитель, если сможет, конечно. Вот этого я желаю всем, кто работает с детьми.
Светлана16 октября 2018, 00:03
Татьяна В. - спасибо!!!Поддерживаю. Иногда вмешательство взрослых необходимо, особенно когда дети беззащитны. Не вижу ничего плохого в том, что взрослые делали замечания детям, когда те, например, сквернословили, зато не было повседнев. мата всюду. Деточкам под 18 уже поздно что-либо объяснть. Начиная с детского возраста, люди проверяют обстановочку "на вшивость":можно-нет, влетит-пронесет. Наше попустительство-не благо, а залог будущей кары:когда деточки любят только себя и чхают на всех. Благодарна тем взрослым, которые корректно и вовремя обращали внимание на моё недостойное поведение. Иногда ребенок не замечает, что это плохо. Когда человек зарывается, то его учит жизнь,а это больно.
Сергей14 октября 2018, 22:16
Ирина Анатольевна14 октября 2018, 14:53 Благодарю вас!Но...мы не живём в "правовом поле". Даже при разрешении конфликта в нашу пользу, нам трудно менять район обучения. Мы просто перевелись в другой класс. Здесь было много сказано о "чистоте рядов" учителей и их страданиях. А о конформизме, мздоимстве, взяточничестве...ни ни! Учителя святые. Дети подонки. А о том, что эти "подонки" приходят из богатых семей и покупают свои права в школе - никому из учителей и директоров не известно? Увы, это неприятная тема. Повторюсь, воспитание детей начинается с воспитания их родителей. Но ... попробуйте заняться воспитанием бизнесмена. О принципиальном гниении основ нашей морали говорить не принято, увы
Татьяна В.14 октября 2018, 19:12
Ирина Анатольевна
Что-то много я пишу...
____________
Это Вы правильно заметили. Человек всю жизнь ведет войну со своей падшей природой и грехами.
Поэтому мне с Вами собственно, обсуждать нечего - имеете другое мнение?, имейте на здоровье.
Представьте себе, у меня и до самоубийства в классе никто никого не доводил, и голову одноклассникам не пробивал.
Хотя бывало всякое, и матерятся (но непроизвольно, оглядываются смущенно...).
Просто такие радикальные меры пришлось принимать только единожды - мы всегда разбираемся сами, без администрации и милиции.
Дети прекрасно понимают, кто им не даст спуску, а у кого можно ходить на голове. И не надо это выдавать за любовь. Пора бы понять уже
Ирина Анатольевна14 октября 2018, 15:03
Что-то много я пишу... Татьяна В., только что увидела ваш комментарий о матерящемся мальчике. Вы же сами говорите, что это единственный случай за всю вашу жизнь. А исповедуете всю жизнь как войну. Не надо давать мальчику конфетку. Мальчику надо дать по заслугам. Это тоже любовь, кстати. Вы почему-то любовь принимаете исключительно благостно и елейно. Наказывать с любовью - великое искусство, оно как раз и исправляет. Хотя не обязательно... мы же не святые, к несчастью, чтобы от нашей любви люди преображались... но попробовать можно:)
Ирина Анатольевна14 октября 2018, 14:53
Сергий, комментарий по поводу матерящихся и писающих в классе детей. В школе есть люди, задача которых в том числе - защита вашего ребенка и ваших прав. Это социальный педагог, завуч по воспитательной работе, родительский комитет вашего класса, родительский комитет вашей школы, защитник прав участников образовательного процесса и директор школы. На уровне города - инспектор по делам несовершеннолетних и управление образования. Вы пишете заявление (основание - Устав вашей школы, где прописаны права и обязанности участников ОП), вам обязаны ответить в 10-дневный срок в письменном же виде. Если ответ вас не устраивает, идёте с ним выше (из школы - в город, из города - в область). Это работает.
Ирина Анатольевна14 октября 2018, 14:25
Продолжение:) Исходя из вашей логики, по о. Андрею, не осталось на земле ни семьи, где супруги любят друг друга, а дети - родителей, ни начальников порядочных (одни высокомерные), ни подчиненных с достоинством (одни раболепствующие) и проч., и проч. И спасёт всех нас - дисциплина. (Здесь я улыбаюсь:) "Вся жизнь - война" - это частное мнение о. Андрея. И ваше. У меня другое частное мнение. И другой опыт. Вы допускаете наличие у других своего, отличного от вашего, опыта? Я охотно сниму свои розовые очки, только уж и вы тогда выходите из окопов:)
Ирина Анатольевна14 октября 2018, 14:14
Татьяна В., я вас благодарю за указания. Евангелие читаю. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин.13:34-35). Евангелие тем и хорошо, что читать его можно всю жизнь и находить в нём то, что соответствует на данный момент устроению души. О. Андрея тоже прочитала, прежде чем писать комментарии: "Воюют мужья и жены, родители и дети, высокомерные начальники с рабами-подчиненными (и наоборот). Воюют отцы с теми, кто хочет продать наркотики их детям. Воюют экологи с теми, кто безбожно загадил и речку, и лес, и дачные огороды. И так далее". Продолжу в другом комментарии (см. выше).
Дмитрий14 октября 2018, 12:32
Да, наверное вся суть в том и заключается, что научиться любить без войны со своими страстями и эгоизмом у нас никак не получится . А эти страсти так с нами срослись, что приходится резать по живому. Хотя Господь помогает- дает ситуации для исправления, и силы, чтобы по-христиански преодолеть их.
Раба Божия Тамара14 октября 2018, 11:39
Отец Андрей, какие поучительные Ваши статьи. Мы (симбиряне)Вас очень любим и ждем снова в наш Симбирск!
Татьяна В.14 октября 2018, 10:38
Сергей14 октября 2018, 00:15 ***
Через год, один из этих детей напИсал в классе, при всех. Это не их вина. (c)

Я православный человек, и знаю, что у каждого человека есть Свобода Воли (и выбора) , в том числе и у детей.
И каждый САМ выбирает свой путь.
Если они ЗНАЮТ, что можно безнаказанно нарушать правила, никакое "лечение" не поможет.
Хотя мы с Вами говорим на разных языках и никогда видимо, друг друга не поймем.
У меня кстати - вернулся матерщинник, извинился и вел себя тише воды и ниже травы
Сергей14 октября 2018, 00:15
Татьяна В.13 октября 2018, 13:38 Прекрасно вас понимаю. Из за этой ситуации сменили класс. Пара деток из семьи, где мат, был разговорным языком....были не бедны. И проплатили учительницу. Её первоначальный гнев сменился на толерантность. Через год, один из этих детей напИсал в классе, при всех. Мы просто ушли. Мы не можем изменить систему, перевоспитать родителей, но ...Слава Богу, есть выбор. Жена негодует, а мне жаль этих юных матерщинников. Это не их вина. Это очевидно. Чем лечить детей? Дисциплиной? Запретами? Увы, это бессилие, перед неспособностью поменять окружение этих деток. Здесь мы пасуем.
Татьяна В.13 октября 2018, 23:46
Ирина Анатольевна13 октября 2018, 14:35
В школе нет отморозков. Они обучаются в специализированных учебных заведениях.(с)

Приятно наверное, жить в мире иллюзий. Только встает вопрос, о ком же тогда пишут регулярно?
"Рассказывают, как эти девочки издевались над школьницей — окунали её голову в унитаз, подпаливали ей волосы, избивали, шантажировали, угрожали расправой, уничтожали морально. 2 марта 2017-го Кристина совершила попытку суицида, даже оставила предсмертную записку, в которой назвала виновных в её смерти. "(с)

Ничего себе, "свобода творчества".
Снимите уже розовые очки, почитайте Евангелие и то, о чем говорит о. Андрей!
Он прав на все 100 процентов, в отличии от вас.
Ирина Анатольевна13 октября 2018, 14:35
В школе нет отморозков. Они обучаются в специализированных учебных заведениях. Наказания за преступление должно быть, но в школе преступление совершается не чаще, чем в магазине, на почте, в больнице или других общественных учреждениях (читай: возможно... вполне... но - необязательно:). Надо меньше читать СМИ. Реальная школа далека от того, что преподносят читателям блогеры. И железная дисциплина несовместима со свободой творчества и свободой мысли, чему, собственно, школа и обучает. Я не против дисциплины, она должна быть ...на своём месте. А на первом (как, собственно, и во всей нашей жизни) - любовь:))
Сергей13 октября 2018, 14:07
Наталия Ростова Сергею12 октября 2018, 13:49 Увы, мы ограничены 700 знаков.Но я вижу, ваше вИдение проблемы и не согласен с ним. Начинал я, зилотом:"Одевал" платочки, "удлинял" юбки,учил благочестию. Спустя 25 лет, стараюсь никого не смутить,кто открыл дверь храма.Есть понятие"родительские проекции",почитайте. То,чего не имеем сами, мы хотим видеть в детях. Как бы восполняем образ своего Я. Часто, гнев на детей, это проекция гнева на себя, за свои ошибки.Осознание этого механизма, очень помогает. Дочь 9 лет. Кто кого воспитывает,я понять не могу - это не шутка. По моему, я закончил воспитание около 2 лет назад. Сейчас она воспитывает меня, а я очень трудный "ребёнок" - вы абсолютно правы.
Татьяна В.13 октября 2018, 13:38
Тут развернулась нешуточная дискуссия после моего комментария
Чтобы поняли о чем речь, хочу уточнить - нельзя путать любовь со вседозволенностью
Привожу пример - единствынный раз у меня в классе (за многие годы) мальчик ПОКАЗАТЕЛЬНО и громко оскорблял соседку девочку матом
Это был единственный раз, когда я с грохотом выгнала из класса, сказав, то здесь он при таком поведении учиться тут не будет
Надо было простить? Сделать вид что ничего не происходит, погладить поголове и дать конфетку?
Наталия Ростова Продолжение13 октября 2018, 09:03
Опять же повторюсь. Я не за карательное поведение учителя. Ни в коем случае. Моё любимое выражение - " золотая середина ". Должно быть внимательное и заботливое отношение, и любовь и доброта...Но и ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ДИСЦИПЛИНА, иногда и достаточно строгая. Татьяна В, которая здесь писала и которую, к сожалению, мало кто понял, как раз таки и показывает образец настоящего и достойного преподавателя. Мой сын уже закончил школу, но если б ему встретился такой педагог, я была бы очень рада и благодарна. Дети вырастут и никаких обид не будет на учителя, зато польза от такой дисциплины великая! Простите, если кого обидела.
Наталия Ростова Ирине Анатольевне13 октября 2018, 08:54
"Чтобы научить доброму,ребенок в семье должен усвоить уроки милосердия на личном примере родителей." А если не усвоил? А если не было этого личного примера? А если родители, простите, отморозки и дитё такое же? Хватит уже рассказывать про зефирную любовь и проявление доброты. Жизнь, действительно, как война. И в школе, если такой малолетний отморозок начнёт по привычке издеваться над учителем и одноклассниками, то хоть четвертуйте меня, не поверю, что такого можно излечить ТОЛЬКО ОДНОЙ ЛИШЬ ЛЮБОВЬЮ. Такие понимают только силу. Понятное дело,учитель его бить не должен. Но железная дисциплина, наказание за провинности должно быть! Пусть дети усвоят, что за преступлением следует наказание.
Ирина Анатольевна12 октября 2018, 18:47
Я учитель с 20-летним стажем. Мне абсолютно близка позиция Сергея. Детей (равно как и родителей) надо любить. И нас, комментаторов, тоже:) Только через любовь можно обратить человека к добру (дисциплина - это же добро?) Смех детей над учителем, приведший к инфаркту, - это не вопрос дисциплины. Это вопрос человеческих взаимоотношений. Детей не научили такту, вниманию, уважению к человеку. Зато научили ценить материальные блага. Чтобы научить доброму, ребенок в семье должен усвоить уроки милосердия на личном примере родителей. Не надо путать воспитание/невоспитание добродетелей с наличием/отсутствием дисциплины.
Арина12 октября 2018, 15:49
Сергей 12 октября 2018, 11:41 А в монастыре был всего один старец? Наверное нет, но пинок получил один и тот, который смог снести его. Прежде, чем "пинать", неплохо было бы задаться вопросом, совершенен ли стоящий перед тобой и пощадить его чувства. Хотя бы из инстинкта самосохранения, если не по другим причинам, т.к. "суд без милости не оказавшему милости". А если с детьми в школе что-нибудь случится вследствие отсутствия дисциплины, что не является ни муштрой ни жестокостью, "праведный" гнев родителей испепелит учителя и поставит ему в вину отсутствие дисциплины. Люди тянутся и к правильным тоже, если видят, что "правильность" не фарисейская.
Кира12 октября 2018, 15:46
Простите, решила, все же, высказаться. Лично мне позиция "мир - война и армия" не близка абсолютно. Да, надо бороться с грехьми своими, но без Божией помощи не одолеть их, а жизнь с Богом - прежде всего радость и любовь, война не про то чуть:-). Чтобы дети родителей ставили выше гроша, те должны привить им верные понятия, но палкой их не вколотишь, убеждать, а не заставлять надо. Заставить можно лишь бояться на время. Также и с учителями: дисциплина нужна, но строгость без справедливости и любви не даст эффекта нужного (чтоб понимали, а не боялись до поры). Равно негожи в школах и бабули жалкие, и тетки-командирши, даже не армию, а зону демонстрирующие. Дай Бог, чтоб достойные были с детьми.
М. С.12 октября 2018, 15:13
А откуда такая статистика, что дети больше любят жёстких учителей? По моему опыту, больше любят людей со стержнем, которые не навешивают ярлыков и не вкладывают в оценки ничего личного.
Наталия Ростова Сергею продолжение12 октября 2018, 14:05
На сайте " Православие.ру " есть много статей на тему, которая Вас так взволновала. Вот, например, статья " Ненаказанный сын - бесчестье отцу ". Почитайте, пожалуйста.
Наталия Ростова Сергею12 октября 2018, 13:49
Вы очень невнимательно читаете комментарии. Выхватываете куски и отдельно взятые фразы переиначиваете на свой лад. Я писала про "Золотую середину", это значит, что и поощрять надо, и наказывать тоже надо. " Плеть " - это аллегория. Проще говоря, " иносказание ". А ещё проще говоря - это не означает, что ученика надо бить буквально. Это означает любой другой вид наказания, которое должно быть соизмеримо со степенью его вины...Честно говоря, я Вас уже побаиваюсь. Не хотела бы я встретиться с Вами и Вашим, простите, как мне думается, показным смирением. Ну не верю я Вам! Сколько детей Вы вырастили? А как воспитывали, с любовью и пряниками? Не верю!!!
Иоанна_12 октября 2018, 12:06
/Воюют мужья и жены, родители и дети, высокомерные начальники с рабами-подчиненными..// Если это так, то это значит только одно: что мы никудышные христиане. Воевать со своими ближними - этого быть не должно, из этих войн надо немедленно выходить. Если всеми силами стараться стяжать мир внутренний, то и внешние "войны" поутихнут.
Можно было бы на тему этой статьи вспомнить нашего великого старца архимандрита Кирилла (Павлова), солдата, прошедшего всю войну, но смиренного и кроткого духовника, в котором и близко не было ничего солдафонского.
Сергей12 октября 2018, 11:41
"Смех деточек и обидные слова, которые больно ранили сердце этой ..." Я не обеляю детскую жестокость в этой истории. Но давайте быть честными. "Больно ранить" можно человека не имеющего полноты смирения. Пока нас можно "больно ранить", надо говорить о наличии гордыни в нас. Шёл старец, через монастырский двор, а ему пинок под зад. И... ничего, он только перекрестился("Несвятые святые"). А Оптинский старец, исцелил бесноватого, подставив ему другую щёку. Смирения не смог выдержать бес и вышел. Мы не знаем, чем являемся на самом деле. Величина внутренней гордыни, обнажается в таких экстремальных ситуациях. Жаль учительницу, но и этих жестоких детей,... тоже жаль. Вряд ли их вылечит плеть.
Анна G. 12 октября 2018, 09:47
Поддерживаю Татьяну. Без дисциплины в жизни ну никуда. Кто чего добился без дисциплины? Все эти методисты - это либерастия европейская. Сперва мы вот так сюсюкаем без рассуждения христианского, а потом ужасаемся, что дети умирают - от наркотиков и суицидов. Гибнут в лагерях загородных. А все почему? Потому что не знают запретов. Им же хуже без запретов и дисциплины. А ещё отец Андрей не сказал про битву врачей с родителями за здоровье их детей. А ещё… да сплошь. Беда с вами, православные. Не понимаете вы. Так и погибнем при вашем попущении.
Наталия Ростова Продолжение12 октября 2018, 08:49
История,которая произошла в 90-е, как пожилую учительницу её ученики довели до инсульта.. Она была очень доброй, никогда не повышала голос и всегда к ученикам обращалась на "Вы".Талантливый педагог. И любящий детей.Но на её беду, она ещё была и очень бедной. И раз в школу пришла в домашних тапочках, потому что денег не было на новые туфли, а старые много раз чиненные, пришли в негодность. Итог. Смех деточек и обидные слова, которые больно ранили сердце этой прекрасной женщины. Реанимация и смерть. Родители приводят своих раздолбаев и ждут, чтоб им, простите, в ножки кланялись. И не дай,Господи,обидеть бедную деточку повышенным голосом! Я бы нашим учителям памятники ставила в центре города!
Наталия Ростова Сергею12 октября 2018, 08:35
" Бойтесь тех, у кого руки сложены домиком в беззвучной молитве, а глаза кротко обращены к небу..., ибо такие, могут...." Сказал кто-то из великих. Что " могут ", пусть каждый сам для себя решит. Если уж Вы проповедуете безусловную любовь к современным деточкам, то на минуточку поставьте себя на место учителя. Дети не все воспитаны с уважением к старшим. А как они могут кожу живьём снять с учителя, это даже я помню по свои воспоминаниям. Если уж на то пошло, то лучше идти на компромисс. Должна быть золотая середина. Хотя бы так. Но я полностью поддерживаю Татьяну! Нашим детям нужны не только пряники, но и порции хороших плетей. Простите, если задела Ваши чувства!
Татьяна В.11 октября 2018, 20:09
Сергей 11 октября 2018, 18:23
Пока это желание, не возникнет внутри человека - ничего не получится. (с)

Ждите чего хотите, пока там внутри у кого то что то "возникнет".
Собственно - уже дождались, что учителей в грош не ставят, и не только их. Родителей тоже.
А именно они должны говорить о правилах поведения и обязанности их выполнять.
Я не собираюсь с Вами спорить. Спорьте с о. Андреем.
Сергей11 октября 2018, 18:23
"Да, надо воевать со своей ленью, сластолюбием, эгоизмом и пр. пр." Только вот вопрос, кому воевать? Самому человеку или "добрый педагог" его заставит это делать? Пока это желание, не возникнет внутри человека - ничего не получится. А возникнуть оно может только если он видит рядом с собой человека, который ведя эту войну с собой, излучает мир и любовь. Только видение своих грехов рождает терпимость и любовь к ближним. Видеть и уважать в маленьком человеке личность непросто, но это единственный путь правильного воспитания. И дети и взрослые тянутся не к "правильным людям", а к "лёгким и светлым". Почему, у многих и пропадали проблемы, когда они ещё не переступили порог келии старца.
Арина11 октября 2018, 15:29
Во все времена были и есть учителя, которые сторонним наблюдателям кажутся жёсткими и даже "солдофонами", но в подавляющем большинстве случаев ученики обожают их, приходят и по окончании школы, всегда вспоминают с благодарностью и уважением. А "лапочек" быстро забывают. Учителя может оценить только его ученик. Как и сравнение с горячими войнами, по моему мнению, подобает делать тем, кто на себе испытал их.
Анна С.В.11 октября 2018, 13:29
Согласна с Сергеем:) Батюшка спасибо за статью.
Татьяна В.11 октября 2018, 12:50
Отвечаю сразу всем, и Сергею, и Иоанна_ и М. С.
Вы не понимает о чем я пишу.
О том же, о чем и о. Андрей. "Я на полном серьезе считаю всю жизнь войной."(с)
И я тоже (и разговоры - хватит, навоевались, считаю глупостью).
И у меня речь идет не об отношениях между людьми, а о каждой личности, которой является и ребенок. Но если человек с детства привык рассуждать о своих правах, и не желает выполнять обязанности - хуже будет потом только ему.
И это относится ко всем людям, не только к православным, Да, надо воевать со своей ленью, сластолюбием, эгоизмом и пр. пр.
Это что, так трудно понять?
Почитайте наконец статью! Если несогласны - спорьте с о. Андреем, не со мной.
Наталия Ростова11 октября 2018, 11:47
Хорошо, сидя дома на диване, рассуждать, как надо правильно играть в футбол..Хорошо ругать Правительство и ждать, когда тебе земные блага принесут на блюдечке..Хорошо критиковать педагога, не зная специфику его работы...А если и зная, то только по своим школьным воспоминаниям. Откройте глазаньки, дорогие мои. Посмотрите, какие деточки сейчас растут и в каком состоянии их приводят в школу родители..Даже не в состоянии, а в степени воспитания. Согласна с Татьяной В. Детям в школе просто необходима дисциплина. А где прививают дисциплину, там нет места поглаживаниям по головке, уговорам и прочим нежностям. Как раз таки в Татьяне я увидела заботу и проявление любви к детям. Без притворства и лжи.
М. С.11 октября 2018, 10:08
Татьяне В.: Татьяна, а Вы не читали про одеяло Лихачёва? Это о том, как в тяжелейшие времена выстоять ему помогли именно тёплые воспоминания детства. Поэтому не надо раньше времени устраивать детям армию. В конце концов, школа для всех, а армия не для всех. Уж точно не для юношей с СДВГ, СДВ, пограничными расстройствами личности и аутичными чертами. В армии от таких бойцов толку мало (так зачемм зря ломать человека?), а на гражданке может быть толк при правильном подходе.
Иоанна_10 октября 2018, 20:25
Чтобы человек мог сопротивляться злу, он должен прежде всего ЛЮБИТЬ ДОБРО и знать, что это такое. Жизнь НЕ армия. Хватит, навоевались (в советское время). Жуть! что некоторые отождествляют православную веру с плёткой... И пусть каждый из нас будет строгим командиром только самому себе.
Сергей, поддерживаю!
Анна10 октября 2018, 20:03
Спасибо просто огромное. Такая важная тема...

Прочитала и вспомнила о тех "солдатах", которые сейчас на такой войне.
Мужчина, похоронивший свою жену досматривает больного немощного сына.
Бабушка, которой уже много лет и она плачет, потому что не может вспомнить имя своего благословенного сына, присматривающего за ней.
Молодые мамы, оказавшиеся один на один с рожденными в болезнях детьми...
Чем я могу помочь им? Так хочется быть сильной. Молюсь как умею...
Совсем недавно была на встрече с педагогом Е.А.Ямбургом. и он говорил о необходимости аскетизма, самоограничения, самоотречения. Спасибо ему.
В наш век потребительства и "лёгкой жизни" крайне сложно не забыть о тех, кому нужна твоя помощь.
Татьяна В.10 октября 2018, 16:28
"Армия создана для войны. А Церковь Христа, для мира и любви. " (с)Сергей10 октября
Дописываю.
Вы не только меня не поняли, но и о. Андрея, или вовсе статью не читали. Даже сомневаюсь, знаете ли Вы Евангелие и слышали хоть когда? -

"Не думайте,
что Я пришел принести мир на землю;
не мир пришел Я принести,
но меч"(с)
Татьяна В.10 октября 2018, 16:05
Сергей 10 окт

Вот и Вы не поняли, о чем я тогда говорила - вовсе даже не о вере и не о Церкви и грехах.
А про то, о чем говорит и о. Андрей
"От всякого человека требуется ежедневное преодоление себя. Требуются выносливость и мужество."
"что везде, где есть человек и человеческое общество, там же везде есть и война в более или менее закамуфлированных формах." (с)
И дети должны это понять как можно раньше, и выбрать свою сторону. Иначе насаждаемая "толерантность" - а попросту говоря, неспособность сопротивляться злу, их погубит.
Первое, чему они должны научиться в школе - вовсе не таблице умножения. А дисциплине и выполнению своего долга!
Все остальное у Вас, просто демагогия, уж простите.
Сергей10 октября 2018, 11:36
Татьяна В. 9 октября 2018, 19:58 Вы знаете Татьяна, чтобы увидеть любит человек или ненавидит совершенно не обязательно быть верующим. Как раз видя и чувствуя любовь, многие атеисты пришли к вере. Но вы затронули весьма прискорбное явление. Очень часто отсутствие любви и обычная злость маскируется под "праведный гнев". А уж скольких людей отвратили от веры "подвижницы благочестия" в храмах."... вся наша жизнь - это армия." Армия создана для войны. А Церковь Христа, для мира и любви. К сожалению, наша внутренняя "война" хорошо видна другим потому, что воюем мы с чужими грехами, а не со своими. Этим мы не приводим к вере, а отпугиваем.
ТаняСем10 октября 2018, 11:06
Очень согласна С Максимом М 9 октября 12;01 Действительно настоящие воины не кичятся подвигами,а ежедневно трудятся воимя ближнего,не требуя наград- вот где тяжкий труд и подвиг!!! Тем более что человечность сейчас -ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ДЕФИЦИТ-при нашей "демонизации общества" очень трудно непопасть в эту клоаку,только с Помощью Божьей и сумеем,дай Бог,ведь что невозможно человеку,все возможно Богу,былобы только желание у человека и трезвение мысли,помоги Боже всем нам,заблудшим!!!Спасибо отцу Андрею за очень,очень своевременную мысль!!!!
С.10 октября 2018, 11:05
Спаси Вас,Господи,отец Андрей!
Светлана.
9 октября 2018, 21:38
Спасибо отец Андрей.
Татьяна В. 9 октября 2018, 19:58
Я педагог, и однажды одна методист на мои слова о дисциплине в школе и пр. заявила -
что если бы она меня так хорошо не знала, то решила бы, что я ненавижу детей. Ведь они же не в армии!
На что я ей ответила, что чем раньше они поймут, что вся наша жизнь - это армия, тем лучше для них самих будет.
Мне кажется, она меня совершенно не поняла. И эти люди принадлежат к нашему руководству, увы.
Собственно, это беда всех атеистов или околоверующих, увы.
Михаил 9 октября 2018, 17:11
Спасибо. Хорошо для души и на душу легло.
Людмила 9 октября 2018, 15:02
Спаси Господи отец Андрей за четкое и своевременное сравнение войны и мира. На войне,как на войне,а покой нам только снится.
Сергей 9 октября 2018, 14:20
Хотелось бы пояснить один тонкий момент, который, к сожалению, не был освещён в статье. Воевать надо не с самим собою, а со своими греховными наклонностями. Ведь мы не ненавидим грешника, а ненавидим его грех. Понимание себя, как "сосуд наполненный ядовитыми гадами",и невозможность победить оных, приводит к унынию. Себя и в себе, надо отделить и возлюбить бессмертную душу, стремящуюся к Богообщению."Волюби ближнего твоего,как самого себя".Научиться отделять себя, от своего греха-непросто. Но если этого не сделать, то невозможно научится любить согрешающего "ближнего твоего". Что и происходит в жизни. Чему кланялся прп. Серафим Саровский при встрече? Свету, который он видел в каждом человеке.
Ljubovj 9 октября 2018, 13:29
Spasi Gospodi O.Andrej za Vashi propovedi!! tak ponjatnoi dostupno esli bi vse eto ponimali
Максим М. 9 октября 2018, 12:01
Спаси Господи! Касаясь темы войны и мира, всегда вспоминаю своего прадеда. У него было много наград, но он никогда ими не кичился, был трудолюбивым, добрым и хорошим человеком. О геройстве и войне практически никогда не говорил. Правильно здесь сказано, что хороший воин, это в первую очередь человечность. Так и в жизни получается, чем меньше говоришь и больше делаешь хорошего для ближних, тем и счастливее становишься. Конечно, Вера во Христа она поднимает человека, дает ему опору и в жизни и на войне, в мире, где угодно. Озлобленность, по моему мнению, возникает от потери смысла в жизни, утраты ориентира - Христа. Есть множество святых воинов, прославленных Церковью Христовой.
Александр 9 октября 2018, 10:02
Спасибо, отец Андрей за статью. Вы словно командир, который поднимает солдат из окопа в атаку.
Евгений 9 октября 2018, 09:46
«Стойкость – одно из первых достоинств воинства и земного, и духовного. Опытные в битвах ратники почитают признаком храбрости отважное нападение на строй неприятельский, но несравненно большим – безмолвное стояние с угрюмою твердостью под ядрами и картечью неприятельских батарей, когда этого требует общий план военачальника. На таковых-то воинов наиболее он может и положиться, на таковых воинов наиболее полагается наш подвигоположник Иисус Христос и венчает их душевными венцами» Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к монашествующим.
р.Б. Сергий 9 октября 2018, 09:39
Большое спасибо,о.Андрей. Как вовремя и к месту Ваши слова в попытках разобраться с самим собой.
Никольский-Собор Город-Сатка 9 октября 2018, 09:24
Спаси Господь! Ценные мысли.
Елена 9 октября 2018, 07:20
Я поняла, что мы на войне, когда младший сын учился в школе. Она идет до сих пор с переменным успехом.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×