3 февраля, в воскресенье, в Киеве состоялась так называемая «интронизация» Сергея Петровича Думенко («митрополита» Епифания), которого назначили на престол новосозданной Святейшей Церкви Украины (СЦУ). Процесс создания СЦУ сопровождался многочисленными скандалами и провокациями. Не менее скандально прошла и «интронизация» ставленника раскольника Филарета – молодого 39-летнего Епифания.
Все Поместные Церкви, от которых зависит признание СЦУ, проигнорировали «интронизацию митрополита Киевского»
На «интронизацию» не приехали представители Поместных Церквей кроме собственно Константинопольского Патриархата и зависимых от него УПЦ в США и Канаде, а также нескольких монахов с Афона, о приезде которых речь пойдет ниже. Все Поместные Церкви, от которых зависит признание СЦУ, проигнорировали «интронизацию митрополита Киевского». Зато это событие не проигнорировали политики и представители... других религий. Ожидаемо присутствовал Президент Украины Петр Порошенко со своей супругой и его конкурентка на будущих выборах, весьма перспективный кандидат в новые президенты Юлия Тимошенко, которая поддерживает близкие отношения с «патриархом» Филаретом. Также присутствовали глава Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) Святослав (Шевчук), глава Конференции римско-католических епископов Украины Бронислав (Бернацкий), митрополит Римско-католической церкви (РКЦ) Мечислав (Мокшицкий) и представители протестантских деноминаций.
Само мероприятие прошло на удивление тихо и без пафоса: многие журналисты отметили пустую площадь перед Софийским собором. В отличие от «Объединительного собора» 15 декабря, когда ради массовки на площадь свезли бюджетников, во время «интронизации» количество полицейских превышало количество любопытствующих. Журналисты сайта «Вести» предположили, что это связано с неудавшейся кампанией вокруг получения Томоса:
«Все дело в том, что президент покатался по стране в рамках Томос-тура и получил шквал критики в свой адрес, – общество раздражает использование церковной темы в предвыборной кампании, как и показуха, которой сопровождается томосиада».
Кроме этого, вход на мероприятие производился по приглашениям, в том числе и для журналистов. Некоторые журналисты не попали на «интронизацию», несмотря на аккредитацию. Это, в частности, случилось с журналистом оппозиционного телеканала NewsOne Андреем Лащем.
Детективный приезд архимандрита Ефрема
29 января директор Международного института Афонского наследия Сергей Шумило, сообщил на своей странице в Facebook:
«На вчерашнем заседании Священного Кинота Афона лишь 5 из 20 антипросопов (представителей) афонских монастырей поддержали инициативу патр. Варфоломея направить делегацию наблюдателей на интронизацию предстоятеля ПЦУ.
Священный Кинот Афона 28 января решил не направлять делегацию в Киев и не посылать поздравлений предстоятелю ПЦУ и далее воздерживаться от поддержки сторон церковного конфликта на Украине... В то же время Св. Кинот и далее сохраняет духовное единство со Вселенской Патриархией».
Но в стороне остаться не удалось.
1 февраля появились сообщения о том, что «Варфоломей поставил ультиматум» настоятелю Ватопеда: или архимандрит Ефрем едет на «интронизацию» Епифания, или его отправят в запрет. Как пишет автор «Союза православных журналистов», «мотивы такой “атаки” со стороны Варфоломея понятны. Подставить под удар игумена, который в хороших отношениях с РПЦ».
Варфоломей поставил ультиматум настоятелю Ватопеда: или архимандрит Ефрем едет на «интронизацию» Епифания, или его отправят в запрет
Игумен Ватопеда действительно находится в хороших отношениях и с Русской Православной Церковью, и с Украинской Православной Церковью: он часто привозил святыни в Россию и на Украину, а российские власти по линии МИДа даже помогали ему со снятием обвинений со стороны греческих властей. «Подставить» таким образом лояльного архимандрита, ослабив «пророссийскую партию» на Афоне, весьма выгодно. И в итоге отца Ефрема удалось привезти в Киев.
Но вечером того же дня появилась информация, что прилетевший в Киев настоятель Ватопеда попал в больницу с сердечным приступом, что сделает невозможным его участие в «интронизации» Епифания.
Главный редактор сайта «Левый берег» Соня Кошкина, активно поддерживающая автокефалию, рассказала об этом происшествии:
«Поздно вечером Ефрем внезапно отправляется “подышать воздухом”… Едва он спускается вниз, как у входа притормаживает черный “ровер”, куда он безо всякой опаски садится… и пропадает».
На следующий день, 2 февраля, на том же сайте появилась новость о том, что Епифаний встретился с отцом Ефремом в частной клинике, подтверждением чему служит совместная их фотография.
Сама новость гласит:
«Епифаний выразил радость от встречи с настоятелем знаменитого афонского монастыря и выразил переживания за состояние его здоровья. Митрополит приветствовал отца Ефрема в Киеве и пожелал ему скорого выздоровления и многих лет.
В свою очередь игумен Ефрем поздравил киевского митрополита с избранием и интронизацией, которая состоится 3 февраля, и пожелал ему успешного служения в качестве предстоятеля Православной церкви Украины».
При этом остается неизвестным, где архимандрит Ефрем провел ночь с 1 на 2 февраля.
Вечером 2 февраля Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ сообщил о состоявшемся телефонном разговоре священноначалия УПЦ с игуменом Ватопеда, в котором «архимандрит попросил передать, что любит Блаженнейшего Митрополита Онуфрия и всех архиереев его Церкви». В тот же день отец Ефрем покинул Украину «для продолжения лечения в одной из зарубежных клиник».
Как написала Соня Кошкина,
«Вечером субботы из столичных Жулян (в 18:17 по Киеву) в Женеву вылетел самолёт DAJET. На его борту находился гражданин Греции Vasileios Koutsou. Он же – старец Ефрем».
Ну, а вечером всё того же 2 февраля российский сайт «Царьград», ссылаясь на собственные источники, опубликовал опровержение того, что отец Ефрем поздравил Епифания с «интронизацией»:
«В ходе беседы Епифаний пожелал отцу Ефрему выздоровления, за что игумен Ватопедского монастыря и поблагодарил визитера. А все озвученные украинскими СМИ заявления и поздравления, якобы сделанные старцем Ефремом, – не более чем домыслы и фантазии».
На «интронизацию» архимандрит Ефрем так и не попал.
Афониты были в составе делегации Фанара, но не как официальные представители Святой Горы
Кроме митрополитов Гальского Эммануила и Адрианопольского Амфилохия присутствовали игумен Афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий, экзарх Фанара в Киеве о. Михаил Анищенко, а также два монаха из Пантелеимоновского скита Кутлумушского монастыря Афона. Афониты были в составе делегации Фанара, но не как официальные представители Святой горы.
В общем, это действительно похожая на детектив история, которая, увы, мало соответствует духу Христову. Впрочем, вся вообще история создания СЦУ происходит в том же стиле – с интригами, провокациями, фейками.
До сих пор точно не ясно, где же именно провел ночь с первого на второе февраля архимандрит Ефрем и что именно с ним случилось. Действительно ли у него обнаружились проблемы со здоровьем или это был искусный трюк, связанный с нежеланием участвовать в сомнительном сборище.
Эта история вызвала весьма неоднозначную реакцию среди православных. Кто-то оправдывает архимандрита: мол, ему угрожали отлучением, и он был вынужден лететь в Киев, но в итоге ему удалось, грубо говоря, «откосить» от участия в «интронизации». Другая часть с меньшим пониманием относится к действиям Ватопедского игумена. Так, глава Византийского клуба «Катехон» Аркадий Малер опубликовал на своей странице в Facebook-е горькие слова:
«Киевский кульбит Ефрема … в точности отражает давно распространенную поведенческую тактику определенной части церковных деятелей, для которых самое главное – это ни в коем случае ни с кем никогда не конфликтовать…
Сегодня такая тактика только дискредитирует священников в восприятии как самих верующих, так и внешних, которым уже никак невозможно объяснить, почему именно те самые люди, которые призваны быть образцом христианства, а тем более – монахи, а тем более – игумены, а еще тем более – афонские игумены, как только им самим реально приходится чем-то жертвовать, являют образец банальной трусости».
Во всей этой истории ясно одно: в нынешнем противостоянии всем рано или поздно придется занять чью-либо сторону. Нейтральной позиции не будет...
С католиками и поминовением... Патриарха Кирилла, но без Филарета
На самой «интронизации» бросилось в глаза отсутствие «почетного патриарха» Филарета (Денисенко), который и был основным лоббистом назначения Епифания главой СЦУ. От имени Филарета зачитали поздравление молодому «предстоятелю»:
«Я убежден, что поместная Украинская православная церковь в будущем объединит всех православных в Украине, и тогда, как одна из самых больших поместных церквей в мировом Православии, украинская церковь будет вознесена до статуса патриархата».
Но почему же Филарета не было на столь важном событии? Мало того, с амвона в диптихе помянули патриарха... Московского и всея Руси Кирилла, но не помянули Филарета.
Официальная версия: у Филарета поднялось давление, и врачи запретили 90-летнему «почетному патриарху» ехать на данное мероприятие, о чем сообщили украинские СМИ. Конечно, в столь преклонном возрасте может случиться что угодно, но стоит рассмотреть и другие версии.
Возможно, истинная причина лежит в треугольнике «Филарет – Порошенко – Фанар», в центре которого оказался молодой Епифаний. Вся карьера «предстоятеля» выстроена Филаретом, и собственным авторитетом он пока что в СЦУ не пользуется – это «одолженный» авторитет Филарета. При этом его старается приблизить к себе Порошенко, для которого молодой Епифаний более удобен, чем старый и своенравный Филарет, который к тому же заигрывает с Юлией Тимошенко, его прямым конкурентом на президентских выборах.
Греки недолюбливают Филарета, а Филарет не захотел расставаться с патриаршим куколем
Греки также заинтересованы в молодом Епифании: они в курсе своевольных заявлений Филарета о своем «патриаршестве» и явно этим недовольны. Им невыгодно подконтрольное положение «предстоятеля» опытному интригану Филарету, и они бы предпочли контролировать его лично.
Порошенко зависим от греков: по имеющейся информации, Фанар выдвинул четкое условие Президенту Украины, что Томос будет отозван в случае серьезных проблем или своеволия Филарета. Подобных прецедентов не было, но Порошенко сейчас, до выборов, не хочет получить еще и скандала с греками. Поэтому он старается по возможности «задвинуть» Филарета и приблизить менее своенравного Епифания.
Одна из версий отсутствия Филарета озвучена журналистами сайта «Вести»:
«Дело в кошке, которая пробежала между Филаретом и Епифанием, который пользуется опекой Порошенко, в то время как Филарет сотрудничает с Тимошенко – он даже принимал участие в съезде “Батькивщины”, на котором Юлия Тимошенко в свою очередь завила, что в случае победы на выборах будет способствовать получению ПЦУ наивысшей автокефалии».
Другая версия также вполне очевидна: греки недолюбливают Филарета, а Филарет не захотел расставаться с патриаршим куколем. Оттого и возникла версия с «дипломатической простудой».
То, что «митрополит» Епифаний, несмотря на весь свой патриотический пыл, вынужден поминать Святейшего Патриарха Кирилла, говорит о том, что греки имеют влияние на молодого «предстоятеля». Если бы Филарет полностью контролировал ситуацию, он бы этого не допустил. Но, видимо, и его влияние не безгранично.
Кроме греков и украинских политиков с Епифанием старались подружиться и украинские униаты. Как сообщил религиовед Дмитрий Скворцов на своей странице в Facebook:
«По моим источникам, в алтарь на СЦУшной “литургии” были допущены представители Папы римского, которые передали Епифану благословение понтифика и надежду на скорое восстановление единства “украинского православия” с униатами».
Со стороны униатов уже неоднократно звучали предложения об «объединении» с СЦУ. Так, поздравляя Епифания с избранием «предстоятелем», глава УГКЦ Святослав (Шевчук) назвал создание ПЦУ «Божьим даром» на пути к «полному единству Церквей Владимирового Крещения»:
«В этот знаменательный момент я протягиваю руку от имени нашей Церкви к вам и всем православным братьям, предлагая вам начать вместе прокладывать наш путь к единству, к правде».
В рождественском интервью 5 каналу Святослав (Шевчук) сказал, что объединение греко-католиков с СЦУ – «это хорошая радостная перспектива»:
«Потому что весь христианский мир, в частности, католическое и православное сообщества, ищут пути к единству. На вселенском уровне происходит диалог, чтобы это единство восстановить. Прежде всего, речь идет о евхаристическом сопричастии».
Таким образом, для украинских униатов создание СЦУ – это возможность вести последовательную экуменическую политику, которую они и так уже ведут в течение многих лет.
Вместо итогов
Все произошедшее до и во время «интронизации» Епифания – это логичное продолжение политики Фанара, не имеющей ничего общего с евангельским духом и каноническими нормами Православия. Суетливость, скрытность, интриги, крайняя политизированность – это, конечно же, не Церковь Христова, но некий голем, созданный из обид Фанара за сорванный Критский собор, из амбиций Порошенко, из желания Филарета получить канонический статус (но без покаяния!) и множества других, подчас скрытых причин и факторов.
При этом, как бы ни банально это звучало, нельзя забывать и заокеанских двигателей процесса, старательно проводящих политику дезинтеграции России и Украины, в которой создание СЦУ и ликвидация канонической УПЦ – лишь элемент политтехнологии.
«14 апреля 2018 г. работу с патриархом Варфоломеем провел посол Государственного департамента США по вопросам международной религиозной свободы Сэмюэль Браунбек. Он же прилетал 11 сентября в Киев, в самый разгар переговоров об объединении раскольников в единую религиозную структуру. А уже 17 апреля афонский монастырь Ватопед посетил экс-посол США на Украине Джеффри Пайетт», – приводит хронологию такой деятельности портал СПЖ.
Заметим, что встречи игумена Ватопеда с официальными лицами Государственного департамента США на этом не закончились: согласно порталу «The National Herald», 12 октября 2018 года архимандрит Ефрем лично посетил Белый дом в Вашингтоне, где встретился не только с вышеупомянутым Браунбеком, но и с Юджином Фишелем, начальником отдела Бюро разведки и исследований Государственного департамента США, который помимо прочего является «видным специалистом по Украине»...
Несмотря на то, что все это действо выглядит как плохой театр, не исключено, что рано или поздно какая-то часть Поместных Церквей, зависимых от Фанара, всё же признает созданную в Киеве раскольническую структуру. И тогда начнутся конфликты уже между Фанаром и руководством СЦУ, если Филарет продолжит сохранять свое влияние на Епифания.
И, конечно же, сильно повлияет на церковную ситуацию политическая обстановка на Украине. Кто бы ни победил в президентской гонке – Порошенко или Тимошенко, скорее всего, новый президент продолжит антицерковную политику и поддержку СЦУ. Силы же, способные поддержать УПЦ внутри страны, сейчас раздроблены и представлены несколькими партиями, которые к тому же еще и враждуют между собой. Шансы попасть во второй тур президентских выборов есть только у кандидата от Оппозиционной платформы «За жизнь» Юрия Бойко, но они не высоки. Отсутствие кандидата во втором туре уменьшит шансы сильной фракции на прохождение осенью 2019 года на парламентских выборах в Верховную Раду. Политические силы, поддерживающие каноническую Украинскую Православную Церковь, будут ослаблены, и повторения 2006 года, когда в Раду удалось провести сильную фракцию «Партии регионов», не будет.
Скорее всего, сейчас религиозный вопрос уже не будет так активно использоваться властью, как осенью. Но антицерковные законы уже приняты, и власть под предлогом переименования будет продолжать требовать от Украинской Православной Церкви провести перерегистрацию имущества, что вызовет борьбу за храмы и монастыри. И носить это будет, скорее всего, «ползучий» характер, медленный и постепенный.
А значит, явная малочисленность гостей на «интронизации» новоявленного «Киевского митрополита» не должна вводить никого в заблуждение и успокоение.
" Святые отцы не раз подчёркивали, что главная добродетель христианина -это рассудительность.То есть способность проводить анализ если говорить современным языком - ситуации, поступков и т.д. При этом они категорически запрещали осуждать человека." -прот.Павел Великанов.
У Вас есть ответ? Кинот Афона подтвердил правильность действий Варфоломей.
Как еще взывать будете да и кто Вы для них?
Вот то то же.
Если перечислять все их дела, тут места не хватит. Из последних - хотя бы признание второбрачия священников. И все молчали. Я имею в виду не мирян на форумах, а ПЦ и иерархов Церкви. Поддержка и создание КП расколов так это вообще отдельная статья, все опять молчали, весь 20 век. Ныне Кинот Афона признал решение Варфоломея по Украине, с комментариями -
"мы не приемлем унижения эллинизма и Вселенского патриархата"(с) это уже вообще за гранью.
И что изменится от того, что Вы их тут осуждаете? Они свой выбор сделали. И это должен сделать каждый. Не зря общение с КП прервано.
С Татьяной В. согласна, что апостасия идет везде; по поводу Афона даже не удивлена, они ведь все-таки под омофором вселен. патриарха.
Согласен, уважаемый Николай. Но - не совсем.
Уж слишком они себя замарали. И недаром (по факту) - Запад уже отвернулся от них.
И идиосинкразия Запада на этих "деятелей" возрастает с каждым днем.
Но как говорится - "Если Бог хочет наказать человека - он отнимает у него разум".
Так и в этом случае -они делают ВСЕ, чтобы полностью себя дискредитировать перед всем миром.
Один из примеров:
"Совершен поджог Ильинского храма с. Зеленый Яр Доманевского района Николаевской области, сообщает сайт Вознесенской епархии.
Рано утром 10 февраля 2019 года неизвестные выбили окно и бросили в помещение бутылку с зажигательной смесью".
Даже комментировать не надо.
Вероятно именно к этим словам надо прислушаться, и понять, что не зря разорвано евхаристическое общение с КП и нечего делать ни на Афоне, ни в Новом Валааме и везде где царит этот дух. Причем стоит отметить, что началось это давно, непонятно почему сейчас то всполошились
"Будьте медленны на зло", и Гсподь наш долготерпит о грешнике.
"Они уже враги для международного сообщества - т.к. - националисты.
...
Куда им бежать?"
Нет, они - друзья для западного сообщества, т.к. враги России и Православия. Бзежинский сказал: "После развала СССР нашим главным врагом становится Православие". Ну, а как известно, "враг моего врага - мой друг".
И откроют им католики "крысиную тропу" на запад, как открыли в конце Великой Отечественной через Альпы для нацистов, и примут их там тепло и радушно, как Бандеру в Западной Германии и Оппенгеймера в штатах, и тысячи других злодеев по всему "цивилизованному" миру. Не переживайте за них. Оно - не тонет, и не наш суд будет над сбежавшими, но нелицеприятный.
Поймите наконец - не мне и не Вам судить, кто из монахов плох или хорош. Иначе окажется что весь Афон - "плохие монахи", не то что миряне на форумах.
За собой следить надо, и за своими грехами.
ревностию ложной, не по Богу, уважаемые Иоанна и Вадим?
Непонятен Ваш пафос тут. Кто и когда оправдывает грех?
Выполнение обетов монашеских - это грех? О. Ефрем нигде и никогда не признавал раскольников и самосвятов - и не сослужил с ними, о чем Вы вообще?
За собой следить надо, и за своими грехами в первую очередь.
Те представители власти Украины, силовых и общественных структур, которые ПЫТАЮТСЯ осуществлять захват Храмов.
На что они рассчитывают?
Они уже враги для международного сообщества - т.к. - националисты.
Враги для России и ее союзников (Китая и т.д.).
Враги для большинства населения внутри Украины.
Конец - близок.
Куда им бежать?
А самое главное - они положили "печать проклятия" на своих родных и близких (детей и т.д.).
Куда этим близким бежать?
Всё эти рассуждения - просто лукавство, и удивительно, как этого не понимают люди их приводящие
О. Ефрем туда поехал не как игумен, а как МОНАХ, который давал клятвы, одна их которых послушание, и
вовсе не по своей воле.
Если приписывать ему это в вину, почему не обвинить вообще всех афонитов?
Хотя после Критского собора было написано открытое письмо с осуждением папизма (подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиланд , Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и пр) - КТО нибудь поддержал?Все молчат
Теперь нашли крайнего, при всеобщем попустительстве.
Дорогая, Иоанна! Я знаю, что Вы ярый защитник Православия и это похвально. Но каждый имеет своё мнение. Ваша совесть говорит вам встать на сторону осуждения игумена Ефрема, моя - на защиту его. И в этом вопросе я останусь непреклонна! Я перед Богом буду отвечать не за количество комментариев, оставленных на сайте "Православие", а за их содержание. Я за о.Ефрема и точка!
Благодарю автора за отличную статью и Вадима К. за обстоятельные комментарии.
- А за это, друг мой пьяный, -
говорил он Епифану, -
будут деньги, дом в Чикаго,
много женщин и машин...
Не удивлюсь, если следующий куплет зазвучит спустя совсем немного времени:
Враг не ведал, дурачина:
тот, кому все поручил он,
был чекист, майор разведки
и прекрасный семьянин!
Как революция пожирает своих детей, так и Епифашку вполне могут сожрать свои же нацисты.
Вспомним, какая героиня была Надежда Савченко, пока ее судили в России - и как ее потом объявили агентом Кремля и посадили в Украине.
https://tsargrad.tv/news/dovedennomu-do-infarkta-v-kieve-afonskomu-starcu-efremu-sdelali-operaciju-na-serdce_182753
О том же пишет и греческая Ромфея: https://www.romfea.gr/agioritika-nea/26909-se-topothetisi-stent-upeblithi-o-gerontas-efraim
И это - в период, когда Варфоломей и Порошенко мобилизовали ВСЕ свои ресурсы.
Они чудовищно проиграли с разгромным счетом - и теперь их ждет резкое крутое "пике" вниз.
Могу предположить, что дальше произойдет "взрыв" уже внутри Константинопольского Патриархата.
И здесь - я не завидую Варфоломею.
Однако - полностью согласен с автором - расслабляться - нельзя.
Но если к власти придет Тимошенко - произойдет резкая смена курса в отношении России и (как следствие) - Украинской Православной Церкви.
Во-первых пророссийский курс она уже демонстрировала ранее.
Во-вторых - и США, и Европа уже наглядно показали - биться за интересы Украины (независимо от того - кто встанет "у руля") они не намерены.
Так что выход у ЛЮБОГО победителя президентской гонки - выстроить диалог с Россией.
А все остальное (резкая риторика, якобы "поддержка" Епифания и т.д.) - обычная выборная политтехнология.
И учения самого Христа.который говорит: "Не суди'те, да не судимы будете, ибо каким судом су'дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить." И еше:
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас."
Может быть здесь ключ к пониманию о.Ефрема. Можно еще вспомнить притчи Соломона о том,что не обличай нечестивого, потому как бесполезно. Вот простите, обидно за о.Ефрема.
Видимо уже наступают - и наступили времена, когда в сверкающие золотом храмы ходить будет нельзя, вот как в Андреевскую церковь киевскую
Моя бабушка за всю свою жизнь считанные разы была в церкви, так как в нашем городке большевики уничтожили все храмы и монастырь тоже, который там был. Ездила только нас с сестрой крестить и еще редко, когда ездила в гости к другой бабушке - там пешком всего 4-5 км. до незакрытой церкви было идти. Я там была вместе с ними и до сих пор помню это, мне было лет 5 - 6.
Просто сложнее ныне православным, чем тогда было. Или идти к раскольникам, там комфортнее, или...
1. Почему до сих пор ни одна Поместная церковь не высказалась однозначно ни ЗА, ни ПРОТИВ? (Ждут какой-то выгоды для себя, а на истину наплевать?)
2. Везде указывается, что афонские игумены приехали ни в составе делегации Афона, а в составе Константинопольской делегации. А какая разница? Они ПРИЕХАЛИ!
3. Постоянно говорят, что Афон не поддержал СЦУ,но Афон и УПЦ не поддержал. Тут же четко сказано:"Священный Кинот Афона 28 января решил воздерживаться от поддержки сторон церковного конфликта на Украине."
Чего все ждут? Варфоломей восстановил раскольника. ЭТОГО МАЛО???
Давайте будем читать Евангелие ни по одной главе в день, а сколько есть сил и времени.
Там все про нас написано - и про Россию, и про Украину, и про событие, которое описано в статье.
Почивший арх.Кирилл Павлов говорил, что ум наш должен "плавать" в Евангелие и тогда мы не станем удивляться и ужасаться происходящему, и осуждать кого-либо. Нам в этом мире Господь не обещал сладкой жизни.
Благодарю автора за статью!
/Всё это действительно больно и грустно!!!Как можно вообще создавать Церковь на основах разделения и ненависти?/. Николай, а почему мы называем эту новосозданную структуру Церковью? Понятно, почему Порошенко и Денисенко с др. украинцами, совершенно не понимаюшими, что сотворили эти деятели, называют это формирование так, а нас-то кто заставляет?! Предлагаю такое название: Новосозданная как бы "церковная" структура под руководством так называемого "митрополита Епифания". Да, букв больше, но зато по сути точнее. Или вообще - Денисенковская секта. Или Порошенковская "церковь", обязательно в кавычках. Или ещё как, думать надо. Но уж точно не Церковь!
Я не осуждаю того же архимандрита Ефрема и других.Но я понимаю,что монах это воин Христов который стоит на передовой борьбы со страстями,борьбы за веру.И как тогда такого мудрёного и поживего человека можно напугать,чем вообще можно напугать монаха,да ещё и с Афона?
Наш Патриарх Кирилл,встречался и по братски целовался с Папой Римским.И??
Его шантажём заставили отправиться на это сборище, он, слава Богу, смог избежать присутствия на т.н. "интронизации", и решительные диванные критики стали его обвинять, простите, в трусости?..
По-моему, чтобы решиться на подобное нужна решимость и желание ни в коем случае не замарать себя участием в неправом деле.