В конце марта в Москве прошла «ВендЭкспо 2019» – Всероссийская выставка торговых автоматов. Внимание специалистов привлекла новая уникальная разработка. Все были уверены, что аппарат произведён в Италии, но разработчики и создатели модели живут в России и занимаются проектом «А-молоко». Как русский левша в легенде подковал английскую блоху, Иван Соломаха взял за основу итальянский молокомат и придумал совершенно уникальное сооружение, которому нет аналогов в мире. Как это случилось, рассказывает он сам.
Область деятельности: производство молочной продукции.
Иван Алексеевич Соломаха, 44 года, выпускник Государственной Академии управления им. Серго Орджоникидзе, факультет международной экономики. Руководитель проекта «А-молоко».
Откуда берётся молоко
Вечный вопрос для фермеров – как реализовать свою продукцию. Потому что цены, которые предлагают переработчики, иногда даже ниже себестоимости молока. Чтобы не зависеть от диктата закупочных цен, нужно найти альтернативный канал сбыта. Такая задача стояла перед нами изначально.
Должен сразу сказать, что я не фермер. Ферму основал мой друг и одноклассник Влад Чебурашкин и его брат Стас. У них был бизнес на Севере, в Норильске; собрался большой хороший коллектив, и братья Чебурашкины хотели придумать какое-то занятие для тех, кто выходит на пенсию. В Норильске условия тяжелые, люди пенсионного возраста жить там не остаются, уезжают. Была задача создать какую-то базу в более благоприятных климатических условиях, чтобы люди могли продолжить работу здесь – и тем самым сохранить крепкий коллектив. Решили развиваться в сфере продуктов, поскольку они всегда имеют спрос. В то время – в начале нулевых – руководство Московской области искало новых хозяев разорившимся советским колхозам. До этого их земельный ресурс делили на куски и продавали на дачные участки – было принято решение эту вакханалию остановить и по возможности вернуть производство молока в Московскую область. Стали искать инвесторов – вот так совпали интересы руководства Сергиево-Посадского, а затем и Дмитровского, районов и братьев Чебурашкиных.
Покупали коров лучших пород, искали их и по России, и в Европе
В 2003-м году братья купили разрушенный колхоз в Сергиево-Посадском районе, восстановили ферму с нуля. Потом купили второй, в Дмитровском. Несколько десятков людей переехали из Норильска, здесь дома для них построили, поселок небольшой получился. Чебурашкины – люди обстоятельные. На ферму они закупили лучшее стойловое и доильное оборудование, самую современную сельскохозяйственную технику, сами стали выращивать корма. Покупали коров лучших пород, искали их и по России, и в Европе. Как результат – получилось очень качественное молоко. Чистое, без привкуса, с хорошими показателями по жирности, по белку. Оно выше качеством, чем премиум-класс у закупщиков. У них существует три градации – наше молоко было выше по всем показателям. Но дополнительных денег переработчики за это не давали. Они сливали всё в один бак, тем самым повышая средние показатели сборного молока со всех хозяйств. Нам было жаль наше превосходное молоко, но у нас тогда не было своего завода, не было переработки. Мы стали искать способ продавать качественное молоко за более достойные деньги.
Сначала распилили киоск
На одной из выставок мы увидели итальянский молокомат, и в скором времени поехали в Европу – посмотреть, как они работают. Их много в Италии, в Чехии, в Словении. Мы закупили несколько моделей на пробу и поставили их у нас, в Дмитровском районе.
В то время закупщики брали молоко по 14–18 рублей за литр, а в молокомате мы смогли продавать его по 40 рублей за литр. Тогда в магазине 35 рублей стоило самое плохонькое молоко в бумажном пакете. Наше молоко сразу стало пользоваться спросом. Мы закупили еще с десяток автоматов той модели, которая больше всего нам понравилась. Стали развивать север Московской области – ставили молокоматы вдоль Дмитровского шоссе, в Лобне, в Мытищах.
Как устроен молокомат? Он состоит из двух автоматов. Один продает бутылку. Другой в эту бутылку наливает молоко. А находятся эти конструкции в киоске – маленьком домике. Чтобы удешевить закупку молокоматов, мы один киоск распилили, посмотрели, как он устроен, и поняли, что их можно делать и у нас. Стали в Италии заказывать только сами автоматы.
Ежедневно у нас оставалось около 8% непроданного молока. Мы сначала им телят кормили, они роскошествовали у нас. Потом подумали, что это невыгодно – надо попробовать переработать. Купили ванну длительной пастеризации, сделали творог – он получился очень вкусный, качественный. Решили продавать его в тех же молокоматах; купили упаковку, разработали дизайн. Творог пошел хорошо, и тогда мы создали целую линейку: сделали йогурты, сметану, кефир. Построили небольшой цех прямо на ферме, стали производить около 20 наименований, с учётом разных вкусов. Пришлось расширять киоск, чтобы поместились уже три автомата: один продавал бутылку, второй разливал молоко, а третий продавал готовую продукцию.
Творог пошел хорошо, и тогда мы создали целую линейку: сделали йогурты, сметану, кефир
Мы к тому моменту автоматы перестали закупать, делали их уже сами, в России. Нашли толковых программистов в Москве, они нам разработали контроллер управления. Мы доработали то, что нам не нравилось в итальянских моделях, и стали делать разливные автоматы здесь. Но нам всё время хотелось их ещё усовершенствовать. Сама система покупки в молокоматах была довольно сложной. Человек подходит, смотрит, какие продукты есть внутри, в ячейке с каким номером они стоят. Набирает номер ячейки, и лифт привозит ему этот товар. В каждом автомате нужно было оплачивать покупку отдельно. Мы стали думать, как бы нам сделать, чтобы бутылку выдавал тот же автомат, что разливает молоко. Удалось разработать алгоритм, который упростил и ускорил весь процесс. Надо было теперь и выдачу готового продукта завязать на одну платежную систему и контроллер. Тут уже была посложнее задача, потому что продукты надо охлаждать, их много, должен быть лифт… Решение этой задачи растянулось на три года. В итоге получился автомат, где человек сразу платит и за молоко, и за бутылку, и за продукт. К каждому продукту привязана своя кнопка. Если кнопка светится – значит, продукт есть. Человек платит, нажимает кнопку – лифт ему привозит выбранный товар. Кроме того, часть автоматов сделана под молоко, уже расфасованное в бутылки – к сожалению, не везде разрешено или рентабельно продавать разливное молоко.
Специалисты не могли поверить
Все препятствия мы благополучно преодолели, выиграли тендер и официально получили 20 точек в Москве
Несколько лет назад в Москве провели фестиваль автоматизированной торговли – всем разрешили ставить торговые автоматы, где они хотят. Мы выбрали десять мест и привезли свои молокоматы. Народ стал так покупать, что у нас к обеду киоски стояли пустыми.
Пришлось в одной точке даже ставить два молокомата, спина к спине, чтобы хватало до вечера. Продавали по 500 литров молока в день, не говоря об остальной продукции.
Этот опыт нас воодушевил – мы захотели официально поставить молокоматы в Москве. В Москомархитектуре получили удостоверение, что наш автомат может размещаться на улицах. Познакомились с Геннадием Григорьевичем Онищенко, привезли его к нам на ферму. Он сам, проникшись этой идеей, помог нам наладить взаимоотношения с московским Роспотребнадзором. Все требования Департамента торговли мы удовлетворили. Потом был тендер, различные сложности с оформлением мест… Но все препятствия мы благополучно преодолели, выиграли тендер и официально получили 20 точек в Москве. И тут началось самое страшное. Мы как раз создавали последнюю версию нашего автомата, и был очень нервный период, когда их уже нужно было ставить, а они ещё не были готовы. В итоге с опозданием, но на все точки молокоматы мы поставили.
На «ВендЭкспо 2019» мы в первый раз показывали наш автомат специалистам. По единодушному мнению, наш стенд был самым интересным на этой выставке. От итальянского автомата, который мы когда-то закупили, осталась только форма киоска и конструкция танка для молока. Они очень хорошо его сделали, молочный насос отличный подобрали, так что мы не стали его менять. Всё остальное – наши разработки. Мы сделали свою систему выдачи бутылки и свою систему выдачи стаканчика. Мы ни с чего её не копировали, это полностью наша разработка. Специалисты не могли поверить, что мы сами, в России сделали такое – все были уверены, что это итальянский завод. Общее резюме, которое я слышал на выставке от разных людей: «Безумству храбрых поём мы песню».
Нужно доверять Богу и не бояться
Это был очень сложный путь, потрачено много сил и нервов. Но, с другой стороны, если не пробовать, не рисковать – не сделаешь в этой жизни ничего стоящего. Нужно доверять Богу и не бояться. Если бы я не был верующим человеком, я бы всё это давно закончил. У меня было много ситуаций, когда казалось – всё. Тупик. Но в то же время оставалась тонкая нить доверия Богу, внутренняя уверенность, что всё будет нормально. В своё время появлялись люди, деньги, какие-то заказы – то, что невозможно было просчитать заранее. Конечно, соизмерять свои силы с поставленной задачей нужно, но если уже решил – не сдаваться при трудностях, а двигаться вперёд, несмотря ни на что. И ещё нужно учитывать, что без дополнительного бизнеса идти в фермерство очень опасно. Нужно иметь финансовый резерв на неопределенное время, чтобы вкладывать и вкладывать. Или это должен быть очень трудолюбивый человек, который готов переехать в деревню со всей семьёй и вкалывать от зари до зари. Такие люди есть. Но это очень тяжело.
https://vimeo.com/51810605
Там можно найти перечень магазинов и точек, где продается "А-молоко".