Во сколько экономически нам обходится грех

Беседа с кандидатом экономических наук, иереем Максимом Стыровым

Максим Михайлович Стыров известен в Сыктывкаре как кандидат экономических наук и старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, а в недавнем прошлом – и преподаватель Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина.

Несколько лет назад Максим Михайлович принял сан священника и сегодня является штатным клириком храма Рождества Христова при Епархиальном управлении. Всё это время отец Максим пытается донести до жителей региона, какой должна быть экономика, согласно Священному Писанию. Им опубликовано несколько статей на эту тему в сборниках материалов разных конференций, в журналах «Духовно-нравственное воспитание» и «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз», православной газете Севера России «Вера-Эском» и других изданиях, а также разработана открытая лекция-дискуссия «Экономика – арена духовной борьбы», которая предлагается студентам вузов, школьникам, трудовым коллективам Республики Коми.

Об этой работе по теме «Нравственная экономика» мы и побеседовали с батюшкой.

Иерей Максим Стыров на встрече со специалистами и студентами-практикантами больницы г. Сыктывкара Иерей Максим Стыров на встрече со специалистами и студентами-практикантами больницы г. Сыктывкара

Душа противилась

– Отец Максим, в России, можно сказать, уже сформировалась целая научная школа, которая рассматривает вопросы нравственности, духовности в связи с экономическим развитием. Эта тема нашла отражение в трудах известных учёных – Валентина Катасонова, Александра Агеева, Олега Богомолова и других. Но как получилось, что и вы стали ее разрабатывать в своих статьях, проповедях и беседах?

– Нас традиционно учили на экономическом факультете, что главная цель предприятия – это прибыль, а для человека измеритель его успешности – это деньги, карьера. Это и сегодня не подвергается оспариванию – в законах, в книгах так написано, в народе так принято считать, в пожеланиях и поздравлениях часто об этом слышишь. Но воспитанная на классической русской литературе душа ещё тогда, когда мы были экономистами-прагматиками, этому противилась.

Более глубоко вопросы нравственной экономики довелось рассматривать в годы обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии, работая над дипломом по теме «Проблема экономического развития в свете христианского вероучения». Было интересно выяснить, как наука, достижения, экономический рост связаны с христианством, с Евангелием. Ведь Божественное Откровение уделяет немалое внимание экономическим вопросам и учит человека правильному ведению хозяйства: довольствоваться самым необходимым, использовать материальные блага для служения Господу и людям, обеспечивать благосостояние себя и ближних созидательным трудом, а для стремящихся к высшему духовному совершенству – жить в полной нестяжательности и уповании на Промысл Божий. В дипломной работе, кажется, удалось синтезировать богословский, научно-экономический, обществоведческий и статистический материалы.

– Я познакомилась с вашей дипломной работой и удивилась, когда прочла о том, что практическую пользу своего исследования вы усматривали и в применении полученных знаний в рамках своей светской преподавательской деятельности – то есть вам удалось ввести духовно-нравственный компонент в лекции по экономике для студентов вуза?

– Когда читал лекции по финансам предприятий в Сыктывкарском госуниверситете, то включил в презентацию несколько слайдов с выдержками, цитатами из книг о нравственных аспектах экономики – и получил большей частью положительные отзывы от студентов.

Коллеги-преподаватели также послушали и сказали, что с этой темой надо выходить на широкую аудиторию. Но твёрдой решимости на тот момент ещё не было.

– Какие обстоятельства сподвигли вас вновь обратиться к данной теме?

– Как-то наш владыка Питирим обмолвился, что интересно было бы посчитать общенародные убытки от грехов, например, от пьянства. Мысль сразу не реализовалась, но запомнилась. Потом одна женщина, школьный учитель, посоветовала смелее вести просветительскую работу среди молодежи, поскольку по линии страстей сребролюбия, сластолюбия и славолюбия на подрастающее поколение идёт мощный информационный натиск.

Именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – совершается личный выбор между Богом и дьяволом

Тогда из всего накопленного материала получилась открытая лекция «Экономика – арена духовной борьбы», в которой была показана тесная взаимосвязь экономической жизни общества с его отношением к религиозным, духовным и нравственным идеалам, а также дана оценка феномену экономического развития с позиции смысла жизни человека и общества в целом. Эта лекция читалась в школах, высших и средне-специальных учебных заведениях, других организациях.

– Батюшка, почему именно так вы озаглавили свое выступление: «Экономика – арена духовной борьбы»?

Потому что именно в повседневных хозяйственных процессах – труде, покупках, взаимопомощи – постоянно незримо происходит внутренняя духовная работа человека, совершается его личный выбор между ленью и усердием, потребительством и воздержанием, эгоизмом и милосердием, в конечном счёте – между Богом и дьяволом.

От преображения человека – к преображению жизни

– Отец Максим, вы говорите, что и решение экономических проблем, и объяснение разных экономических ситуаций вы находите в христианском миросозерцании. Но как можно с позиции Евангелия объяснить, например, дифференциацию уровня заработной платы, динамику доходов и кредитные нагрузки населения?

– Почти во всех духовных традициях мира есть взгляд на экономические проблемы. Но именно христианское миросозерцание, обладая глубочайшим знанием о человеке, позволяет по-настоящему понять многие явления в экономике. Если банковская сфера и нефтепереработка по уровню оплаты труда занимают верхние строчки среди видов деятельности, а сельское хозяйство, образование и здравоохранение – последние, то настоящий корень этой проблемы находится не столько в законодательной сфере, сколько в отношении людей друг к другу и в расстановке ими ценностных приоритетов в жизни. Другой парадокс: среднедушевая величина реальных доходов за 2000–2016 гг. выросла в России в 2,3 раза, а кредитная нагрузка – в 64! При этом материальные проблемы по-прежнему звучат как главное объяснение всех жизненных неурядиц – от низкой рождаемости до преступности. Вот и понимаешь, что душу деньгами и вещами не насытить, чем больше есть, тем больше хочется. Так мы подходим со слушателями к выводу о том, что настоящее решение существующих хозяйственных проблем требует внутреннего преображения человека.

Душу деньгами и вещами не насытить, чем больше есть, тем больше хочется

– Как студенты-экономисты отнеслись к такому – христианскому – подходу к решению экономических проблем?

– «Рассмотрение экономики с точки зрения религии стало своего рода откровением…» – было написано в одном из отзывов.

Или вот еще такое мнение: «Я никогда раньше не рассматривала экономику с точки зрения нравственности (духовности), а ведь, правда, она имеет и положительные, и отрицательные моменты. Плюсы: развитие, прогресс, желание ни в чём себе не отказывать, жить, отдыхать и т. д. Минусы: беготня за деньгами, а в результате – порождение таких черт, как жадность, эгоистичность, ненависть друг к другу. Значит, есть о чём подумать!»

Один юноша пишет: «Я считаю, что экономику нельзя строить только на деньгах и финансовых возможностях. Экономика – это также взаимоотношения людей, их духовные потребности и связи».

Ну, а самый сильный текст, который стал теперь итоговым слайдом к этой презентации, таков: «Я считаю, что у многих людей в наше время поменялись ценности. Молодёжь пытается построить карьеру, заработать миллионы, но это же не самое главное в жизни! Карьера не будет ждать нас дома, не будет нас любить, поддерживать, деньги не заменят близкого человека, ими нельзя купить здоровье. Всё же самое главное в жизни – это хранить тепло, любовь и трепетность к своему избраннику! Я очень хочу, чтобы создавались крепкие семьи, чтобы у каждого ребёнка были любящие папа и мама. И я сама сделаю всё, чтобы в моей семье так и было».

Отец Максим Стыров Отец Максим Стыров

– Н. В. Гоголь тоже видел в преображении людей залог преображения жизни. Но, по мнению исследователя творчества Гоголя, профессора-протоиерея Василия Зеньковского, проповедь должна быть обращена и к личности, и ко всему строю жизни, без преображения которого личность не может осуществить всей правды христианства. А уже наш современник, академик РАН, советник Президента России Сергей Глазьев в статье «Как не проиграть в войне» пишет о том, что необходима активная и системная культурная политика государства по оздоровлению общественного сознания, ориентации граждан на созидательную деятельность, воспитанию творчески активного, патриотично настроенного и добропорядочного подрастающего поколения.

– Согласен, от государственной политики в области образования, культуры, социальной защиты, здравоохранения зависит очень много. Но ведь и сама эта политика является во многом отображением нас самих, наших убеждений и интересов. Поэтому давать советы предприятиям, правительству и обществу нужно. Но самое действенное и доступное для каждого из нас – это личное освобождение от грехов и ошибок, возвращение господства духа над телесно-материальными интересами. Обозначенные проблемы – это вызовы для человека, побуждающие утверждаться в добре непрестанно, в любых социально-экономических условиях.

– Согласились ли студенты-экономисты с тезисом, что решение экономических проблем возможно решить через преображение человека?

– Мнения разделились. Некоторые из них сами пришли к мысли о том, что решение многих хозяйственных неурядиц лежит в воспитании:

«Посредством нравственности, человеческих качеств можно решить многие экономические проблемы… Развитие экономики всегда должно происходить гармонично с внешним окружением, не разрушать его. Без духовных и нравственных оснований экономика не будет эффективной… Проблема низкой нравственности становится ведущей, она может решиться при условии массового убеждения людей в её существовании… Всё зависит от воспитания в семье. Хотелось бы, чтобы эти мысли доходили до каждого с раннего детства».

Другая группа молодых людей, напротив, действительно решительных шагов ждет от государства:

«Надо проводить больше антикоррупционной политики, возвысить статус обычного гражданина. Повысить престижность профессий учителя, врача и т. д. Чтобы эти изменения появились ‟снизу”, понадобятся многие десятилетия и перестройка сознания человека. Возможно, лучше, чтобы они стали обязательными, установленными законами на государственном уровне... Нужно ужесточить штрафы за экономические и экологические преступления. Именно в России, где ещё осталось понимание коллективного труда, жизни, целей, возможно построить социальную экономику... Надо увеличивать уровень жизни населения, тогда и будет настроение преображать природу. Много злых людей и много преступлений именно из-за социального неравенства... На первом месте должен быть человек. Государство должно уважать свой народ, тогда у нас будет гармония во всех сферах жизни...».

– Я была удивлена, какой интерес вызвала лекция у обучающихся Лицея для одаренных детей из сельской местности. Поговорив с некоторыми из ребят, узнала, что они православные, посещают храмы в своих населенных пунктах. Но для них открытием стало рассмотрение экономики в контексте православного вероучения.

– Обсуждаемые проблемы касаются каждого человека. Все мы, даже если не являемся профессиональными экономистами, большую часть времени и сил тратим на заботу о хлебе насущном. Даже получая знания, мы думаем о том, как их применить в будущем. Естественно, над социальными, финансовыми проблемами размышляет и рассуждает каждый человек. Кроме того, мы рассматриваем с собеседниками не только собственно экономические проблемы, но и говорим о том, что касается души каждого человека – это семья, любовь, дети, целомудрие, свобода. Поэтому серьёзный разговор на эти темы не может оставить равнодушными старшеклассников, особенно думающих, размышляющих. Ведь это дети интеллигентные, т.е. заботящиеся не только о собственном благополучии, но и думающие о проблемах общества в целом и путях их решения, поэтому в их лице находятся такие благодарные слушатели и собеседники.

Стеречь ребят над пропастью

Отец Максим Стыров беседует с воспитанниками детского дома Отец Максим Стыров беседует с воспитанниками детского дома

– Отец Максим, одна из подтем лекции «Экономика – арена духовной борьбы» посвящена семье. В ходе занятия вы убеждаете слушателей, что, укрепляя семью, мы добиваемся и стабилизации экономики. Как говорить на эти темы с трудными слушателями, например, с подростками из центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и воспитанниками детских домов?

– Прежде чем говорить о глубоком, сокровенном, нужно найти точку общих интересов и идти от неё. Тут помогают несколько сюжетов из близкой им действительности. Например, в тюрьмах сидит огромное количество людей, содержание одного человека в колонии обходится в среднем по стране в 37 тысяч рублей в месяц. Это больше, чем тратит на себя обычный гражданин России. Вот во столько нам обходится грех!

С курящими мы решаем простую задачку: сколько за жизнь человек тратит на сигареты? Получается величина в 1,5–2 миллиона рублей, от которой у ребят округляются глаза.

За украденной шоколадкой стоимостью в 50–100 рублей стоят десятки и сотни людей, вложивших в неё свой труд и заслуживающих достойного вознаграждения – от рабочих на плантациях до уборщиц в магазинах.

Разве всё это не есть экономическое измерение духовных явлений? А ведь душа человека формируется преимущественно через любовь между родителями, этой любовью мы приходим в мир, этой любовью мы наполняем себя и формируем иммунитет против вредных привычек, правонарушений и прочего зла. Так устроил Господь, дав людям возможность становиться в браке плотью единой, плодиться и размножаться.

Пробудив через цифры интерес к первоистокам личности и семьи, можно далее рассказывать о том, какой должна быть настоящая христианская семья, как она бесценна и как важно ее хранить. Хотелось бы, чтобы в будущей взрослой жизни у этих детей было больше настоящей любви.

Кстати, сейчас лекцию чаще называю так: «Экономика и семья – поля духовного роста». В ней примерно половина материала посвящена первому блоку, половина – второму. И акцент, как вы видите, смещается с борьбы на рост.

На лекции для лицеистов На лекции для лицеистов

– Возникает аллюзия с романом Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи»: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи». Батюшка, есть надежда, что эти ребята из центра или из детдома не продолжат в дальнейшем линии пьянства, преступности?

– Наш долг – сказать Божие слово, а уж соблюдать его или нет – вопрос свободы совести каждого. Но в целом дети благодарны за возможность поговорить о вере, о правде, об ответственности перед людьми и на Страшном Суде.

Вот, например, что пишут подростки из центра временного содержания несовершеннолетних:

  • «Сегодня я многое понял... Да, у меня есть девушка, и мы полгода вместе, и у нас все хорошо. Сейчас я здесь, а она плачет и переживает, и мне так стыдно перед всеми близкими, родными и теми, у кого я воровал. Спасибо за то, что вы пришли».
  • «Привет, мне всё понравилось. Всё в жизни поменял».
  • «Я бы хотел исправиться, и я это буду делать. Мне очень понравился сегодня наш разговор, спасибо вам».

Дети благодарны за возможность поговорить о вере, о правде, об ответственности перед людьми и на Страшном Суде

– Отец Максим, почему студенты Медакадемии и Медколледжа оказались в поле вашего особого внимания, и как это связано с нравственной экономикой?

– В будущем это те самые врачи, медсестры, акушерки, которым предстоит отправлять женщин на искусственное прерывание беременности и делать эти операции. Сегодня на аборт из бюджетной системы выделяется 10 и более тысяч рублей. Некоторые врачи говорят, что на ведение беременности дают меньше, поэтому лечебные учреждения финансово более мотивированы уничтожить ребёнка, чем дать ему дорогу в жизнь. А спустя годы и десятилетия какие огромные деньги приходится расходовать на лечение онкологических заболеваний, бесплодия, психических отклонений и т.д. Один день стационарного лечения, например, стоит порядка 5 тысяч. Мы из бюджета все это финансируем и оплачиваем. А вот одна знакомая семья растит приёмных девочек с тяжёлыми врождёнными заболеваниями, но массажи и прочие процедуры для них малодоступны, потому что платные. Разве это не экономическое безумие? Выделяем огромные деньги на исправление демографической ситуации: материнский капитал, разные нравственно порочные вспомогательные репродуктивные технологии, – и тут же, из этого же кошелька поддерживаем геноцид своего народа.

Понятно, что для нас первостепенна не денежная сторона проблемы, а сама богоподобная личность человека, как потенциального наследника Царства Христова. Но иногда надо встряхнуть собеседника от въевшихся в него мифов типа «зачем плодить нищету», чтобы начать говорить о настоящем.

– Какие доводы вы находите, чтобы убедить будущих медиков?

– Мы говорим о демографической ситуации и об отношении Церкви к жизни человека, к тому факту, что личность и душа человека берут своё начало с момента зачатия. И меня очень радуют такие отзывы ребят:

  • «Сама бы я не стала делать аборты, работая в акушерстве».
  • «Я пришел к выводу, что аборты являются детоубийством и носят катастрофический характер. Аборты должны быть исключены из медицинских учреждений. Все люди имеют право на жизнь…».
  • «Я была не определена в вопросе абортов, но теперь у меня сложилась однозначная точка зрения. Спасибо за это».

Чем целомудреннее, тем изобретательнее

– Отец Максим, на мой взгляд, интереснейшая часть лекции – это когда вы знакомите слушателей с открытием, позволяющим установить взаимосвязь изобретательской активности с духовно-нравственным состоянием народа.

– Эту взаимосвязь показал ещё наш земляк, уроженец Коми края Питирим Александрович Сорокин, который, наблюдая развращение нравов в сфере семейных отношений в Соединённых Штатах, издал книгу, которая в кратком варианте называется «Американская сексуальная революция». Там он весьма убедительно, на цифрах, на социологических материалах доказывает, что ослабление строгости нравов ведет к упадку творческого потенциала общества. И он говорит, что при расцвете «свободной любви» на каком-то коротком отрезке времени творчество может получить дополнительный импульс, но очень быстро оно становится деструктивным. То есть люди могут совершать изобретения в сфере оружия, разврата, но не способны создавать шедевры в сфере архитектуры, живописи, музыки, политических, экономических идей, а только стремятся насытиться чувственными удовольствиями – все творчество их становится направленным на это. Но когда народ настроен на то, чтобы свою энергию направлять от плотских наслаждений к возвышенному, тогда у него накапливается созидательный потенциал и рождаются великие учёные, гении, такие святые, как преподобный Сергий, преподобный Серафим, духовные лидеры. И ведь действительно, творчество и способность любить – это разные проявления единого Образа Божьего в человеке, они должны возгревать друг друга, но не распущенностью, а упорядоченностью. Иначе говоря: огонь может согревать и освещать, но если дать ему свободу, то это пожар и смерть. То есть огонь половой любви должен гореть в камине, а таким камином для него является семья, ответственность.

Слушатели отца Максима из районов Республики Коми Слушатели отца Максима из районов Республики Коми

Огонь любви должен гореть в камине, а таким камином для него является семья, ответственность

– Это как-то можно посчитать, измерить?

– По регионам России мы рассмотрели показатели духовно-нравственного состояния в корреляции с показателями творческого потенциала. Для этого взяли число заявок на изобретения и патенты по регионам, есть такой статистический показатель. И оказалось, что действительно некоторые показатели духовно-нравственного благополучия общества имеют небольшую, но статистически значимую отрицательную корреляцию с показателями творческой активности. Иными словами, чем меньше в регионе абортов, разводов, правонарушений, тем больше там тяга к позитивным изменениям вокруг себя. Точнее, мы сформулировали: это разные грани единой внутренней энергии человека, которую можно светским языком назвать, например, любовью к жизни. Для христианина, понятно, источник и главное проявление этой любви – личное молитвенное и евхаристическое общение с Богом и служение людям.

– В опубликованных статьях можно увидеть, что в северных регионах России очень низкая изобретательная активность, с чем это связано?

Пришло время обратить внимание на неблагополучие не в карманах, а в душе

– Традиционно принято говорить о сильном миграционном оттоке и климатических факторах. Но ведь у северян есть и мощные козыри: высокие финансовые возможности и академические научные центры. Почему же возможности остаются нераскрытыми? Наверно, пришло время обратить внимание на неблагополучие не в карманах, а в душе: запредельные показатели смертности от внешних причин, самоубийств, преступности, распада семей и прочие. Например, Республика Коми (как и большинство других северных территорий) стабильно входит в первую десятку регионов России по подушевому объёму инвестиций в основной капитал – и при этом находится в конце рейтинга по алкоголизации. Тут, видимо, ещё и о духовных отголосках тюремной системы и принудительной миграции в XX в. надо думать.

Именно поэтому мы с коллегами и говорим: Север исстари славился своей нравственной и экологической чистотой, надо к этому возвращаться, делать ставку в государственных и корпоративных стратегиях не на количественный рост экономики, а на исцеление сердца человека, сбережение людей и Богом данной нам природы. Нельзя сказать, что отклика нет, многое постепенно меняется, мы благодарны за это правительству. Вот и в новой стратегии социально-экономического развития республики появился раздел о духовно-нравственном благополучии населения. Но по-прежнему в этом документе в числе главных целевых ориентиров – валовой региональный продукт, а глубокого анализа качества семейных отношений нет, хотя где взрастить цельную личность, как не в семье?

– Отец Максим, ваши исследования и те результаты и выводы, которые вы получаете, могут быть интересны и полезны для других регионов России. Нет ли в ваших планах выйти и на российский уровень?

– Мы ведь и сейчас общаемся – сами ездим на конференции и другие встречи, как по церковной, так и по академической линии, к себе постоянно приглашаем в гости соратников, интересных исследователей, лекторов. Будут новые приглашения и общие дела – Богу слава, всегда рады сотрудничать во имя Его.

Общение с батюшкой продолжается и после лекции Общение с батюшкой продолжается и после лекции

– Кто помогает вам в ваших исследованиях, кто вас поддерживает, есть ли у вас единомышленники?

– Единомышленники есть и в ВУЗах, и в училищах, и в общественной сфере, и на предприятиях. Это и сотрудники нашего Института социально-экономических и энергетических проблем Севера. Мы стараемся нравственные вопросы затрагивать в каждой теме, которую разрабатываем. Порадовало, когда одна женщина – доктор наук с большим опытом исследовательской и организационной работы – сказала, что данная тема достойна стать междисциплинарным проектом всего Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Очень вдохновляет, когда ¾ молодёжи пишут в отзывах, что самое главное – это жить по правде, тогда всё остальное, как сказано в Евангелии, приложится нам. Хотелось бы, чтобы не только словесно выражали солидарность, но и включались в общее дело: выбирали созвучные темы курсовых и дипломных работ, шли в аспирантуру с такими устремлениями, взращивали добро в своих супружеских союзах и организациях.

Но, конечно, больше всего людей единого духа – в Церкви. Хоть и бывают отдельные разномыслия, но воистину Церковь – это большая семья. Только вера в Спасителя Иисуса Христа может по-настоящему, до глубины сплотить, соединить людей, помочь им одними глазами смотреть на мир, говорить на одном языке.

– Над чем вы сейчас работаете, и что в скором времени мы сможем услышать нового?

– Сейчас наша лаборатория трудится над новой темой – конкурентоспособность северных регионов России. Хочется показать, что главный фактор конкурентоспособности – это не материальный капитал, а человек. Это уже общеизвестно, почти аксиома, но если зарубежная наука уделяет главное внимание знаниям, навыкам, трудоспособности, то в отечественной школе ещё с XIX в. говорят о душевности, способности трудиться вместе, коллективности, жертвенности, милосердии – вот что главное в человеке, вот что его образует. И мы опять хотим это попытаться оценить, выявить, показать…

Но не забудем и о том, что Евангелие – это не инструкция по обустройству земной жизни, а в первую очередь – путеводитель в Небесное Царство. Значит, и деньги, и вещи – это не самоцель, а испытание в искусстве жертвенной любви перед самой главной Встречей. «Верный в малом и во многом верен... Если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лк. 16, 10–11).

С иереем Максимом Стыровым
беседовала Наталья Прокофьева

25 апреля 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
АлександрГ.10 мая 2019, 09:44
НН 8 мая 2019, 21:37. Дорогая НН, абсолютно верно. Это наше прошлое, посему давайте относиться к нему бережно и с уважением. С уважением потому, что это наша страна и наши, а не чужие родители, деды и прадеды жили в этой стране, независимо от того какое политическое устроение она имела, и какими путями она шла. И еще, давайте все-таки в спорах с большей бережностью относиться друг к другу. Все-таки случись что, нам в одном окопе воевать придется. С днем Победы всех присутствующих!!!!!
Катерина 9 мая 2019, 00:21
НН 8 мая 2019, 00:09 - Особенно мне понравилось, как одна его цитата иронически комментируется на-немецком, дескать, как ни странно, но именно в этих славянских странах, о народах которых он так (приводится эта цитата, одна из 10 наиболее изввестных) уничижительно отзывается, он так популярен. Боюсь только, что именно подобного рода цитаты, как уверяет другой источник, были цензурированны на Востоке при переводе. Еще бы...
НН 8 мая 2019, 21:37
АлександрГ.:/Уважаемая НН, надеюсь что я не дал Вам повода упрекать.../- Боже упаси меня упрекать, а уж тем более Вас. В сущности мы с Вами пишем одно и то же, только разными словами и нюансами. Хочу закончить словами архиепископа Алексия (Фролова), уже не раз моною приводимых: /Да, история есть отражение духовной реальности...Анализ ошибок, уроков и заветов прошлого– когда жестокого, когда вдохновляющего – не должен нас смущать, но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства, творчества, созидания и движения вперед. Потому что это не чье-то, это наше прошлое/."1917-ый:Апофеоз трагедии русского духа".
АлександрГ. 8 мая 2019, 18:54
К. Маркс делил народы на исторические и не исторические. Не исторические народы по его мнению являются "навозом на полях истории". В кавычках, практически цитата. К не историческим народам он относил славян. От звания "не исторические народы", до расовой теории о неполноценности славян дистанция минимальна. И этот шаг был сделан.
АлександрГ. 8 мая 2019, 12:14
НН 6 мая 2019, 23:03
"О потомках 98% НЕдворян думали, а мы сейчас стараемся всячески "подколоть" тех, плодами чьих трудов до сих пор пользуемся. Кто с благодарностью,кто нейтрально,а кто лицемерно,с проклятиями.".......

Уважаемая НН, надеюсь что я не дал Вам повода упрекать меня в том, что я "подкалываю" тех кто жил в обсуждаемый нами период времени. Моя изначальная позиция, что СССР не нужно идеализировать, в нем было и плохое и хорошее. И это плохое и хорошее творили люди. На деле, нельзя идеализировать ни Российскую империю, ни современную Россию. С одинаковой меркой подходить нужно ко всем. Потому как это наша история, это наш народ, это наши предки за которых мы обязаны молиться.
Иоанна_ 8 мая 2019, 11:31
"Поженить" теорию классовой борьбы, пролетарской революции и ДИКТАТУРЫ ПРОЛЕТАРИАТА с Христианством - до такого даже Ленин не додумался! Всё-таки хоть и экстерном, но окончил университет, изучал логику... Однако нет ничего невозможного для эквилибристов от демагогии, каковыми являются наши коммунисты...
НН 8 мая 2019, 00:09
Катерина 7 мая 2019, 13:45:/Впрочем, Вам виднее./- Виднее всегда тому, кто берётся судить только о том, что хорошо изучил и хорошо знает. А когда "Галопом по европам"- сплошной конфуз получается. "У нас, православных", принято к человеку с любовью и бережно относится даже тогда, когда нам человек не очень симпатичен, его взгляды и принципы не совпадают с нашими. "Учитесь властвовать собою". И прав Вячеслав, Вы сначала хоть в первом приближении познакомтесь с предметом, о котором так безопеляционно судите; а если не хотите время тратить на изучение чуждых вам людей и взглядов- так и не беритесь рассуждать о них. "Слово -серебро, а молчание- золото". Не доверяйте штампам. Как раз тот случай.
Вячеслав 7 мая 2019, 22:30
АлександрГ. 7 мая 2019, 14:55
Дорогой, Вячеслав, Ваша аргументация мне понятна. Оправдывая те или иные недостатки, которые были при СССР, Вы постоянно апеллируете к тому, что так было всегда.

Всё же я не оправдываю те или иные недостатки, я их вижу, и вижу такие же в других политических системах, о чём и говорю. Но кроме того, хочу говорить о достоинствах той страны где я родился. И пытаюсь Вам показать, что достоинств у системы при которой мы росли было в чем то даже больше, чем в других. Например в царской России не было забот о крестьянских детях , а СССР была. Не было права на труд, а в СССР была.
Вячеслав 7 мая 2019, 22:23
АлександрГ. 7 мая 2019, 15:15
А следовательно и приписывать это Христианству или древнеиудейской Вере в Господа мы не можем. Ибо, то было сделано вопреки требованиям Веры. А это значит, что когда мы ссылаемся на это мы должны правильно расставлять акценты.
Дорогой Александр!
Я вам привел примеры ошибок правителей и из Ветхого Завета и из средних веков и из нашей истории. Привел как примеры ошибок человека, ошибок при любой системе и при древнем иудаизме, и при Христианстве. И говорить, что система плоха, потому что вот левая нога Хрущева что-то захотела и исполнилось нельзя. Проще говоря так же могу сказать, что система Византии плоха, потому что какой-либо император сглупил.
Вячеслав 7 мая 2019, 22:12
Катерина 7 мая 2019, 13:45
"Обстоятельства сложились так."-- и это пишет человек, считающий себя христианином... они у язычников "складываются", Вячеслав. А у нас, у православных, "всегда и во всем Христос".
Вы, Катерина вижу что ни Маркса, ни Ленина не читали, не говоря уж об изучении. А вот штампов набрались, и про то что Маркс был "страшный русофоб" и про то что враг Православия. Открою вам один секрет: у Маркса не было боязни Руси (русофобии), и Православие было ему параллельно. В других странах он жил, там где Православных церквей не было. Можно вас попросить сначала разобраться в этом вопросе, а уже потом рассказывать мне как у "нас у православных"/
АлександрГ. 7 мая 2019, 16:10
Но если, мы сейчас с учетом изложенного взглянем на себя, то мы лучше будем понимать, что происходит в России сейчас.
АлександрГ. - Катерине 7 мая 2019, 16:08
Не нужно клясть марксизм, его нужно изучать. Например, в свое время К.Маркс в одной из своих работ отметил, что пролетарская революция в России невозможна, поскольку Россия является аграрной страной, в которой преобладает крестьянство. По сути, К. Маркс говорит о том, что ценностная среда и планируемый послереволюционный тип экономических отношений не соответствуют друг другу. Просто он говорит об этом достаточно завуалировано, а так мысль понятна - ценностная среда не готова ...... И смотрим на современную Европу, в которой Христианство оттеснено либеральным капитализмом на обочину. По сути, там прямо по К. Марксу ценностную среду привели в соответствие с типом экономических отношений.
АлександрГ. 7 мая 2019, 15:15
Вячеславу. можем. А следовательно и приписывать это Христианству или древнеиудейской Вере в Господа мы не можем. Ибо, то было сделано вопреки требованиям Веры. А это значит, что когда мы ссылаемся на это мы должны правильно расставлять акценты.
АлександрГ. 7 мая 2019, 15:06
Вячеславу. Моя же позиция состоит в том, что делать плохое нельзя, ни дяденьке, ни тетеньке, ни мне, ни Вячеславу. Потому, что если только мы попадаем в этот тренд, то мы идем по нисходящей. Это один момент.

Следующий момент. Ошибки, недочеты, глупости нужно признавать. Иначе честного диалога просто не получится. А если это не получается, то мы никогда не выйдем на общую договоренность, что вот тогда и тогда сделано было не правильно и имеет смысл выстраивать, что-то дальше с учетом допущенных ошибок .........

И наконец, если мы говорим о Сауле и прочих втехозаветных царях, то мы должны честно признать, что в самом Ветхом Завете их действиям дается оценка. Игнорировать эту оценку мы не
АлександрГ. 7 мая 2019, 14:55
Дорогой, Вячеслав, Ваша аргументация мне понятна. Оправдывая те или иные недостатки, которые были при СССР, Вы постоянно апеллируете к тому, что так было всегда. И при царях и до них. По сути, эта аргументация ничем по своей структуре не отличается от аргументации либералов при критике СССР. Они также, когда им указываешь на то чего они сотворили со страной в 90-е говорят, а при Советах было хуже, там вообще ........ такое творилось, такое творилось и дальше следуют такие ужасы, из которых невольно делаешь вывод, что я им еще должен спасибо сказать за то, что они страну прихватизировали в 90-е годы. На деле, это и есть оправдание греха грехом. Типа, дядя до меня делал, значит и мне можно.
Катерина 7 мая 2019, 13:45
"Обстоятельства сложились так."-- и это пишет человек, считающий себя христианином... они у язычников "складываются", Вячеслав. А у нас, у православных, "всегда и во всем Христос". Воля Божья! Вот призрак марксизма - да, бродит у Вас в голове. И сердце ему же принадлежит. Вы до кончиков ногтей марксист-ленинист. А именно эти два человека были злейшие враги Православия. Маркс ко всему и страшный русофоб! Как он ненавидел Россию. "И поклонятся ему"... из этих же. Впрочем, Вам виднее.
Вячеслав 7 мая 2019, 10:50
"Теперь то, что касается пролетариата и его руководящей роли. А остальные что не люди? Или среди крестьян одни дураки? Или инженера не трудятся и баклуши били? "
Начнем с того что инженер, рабочий обычно не имеет в собственности средств производства, что причисляет их формально к пролетариату. Не думайте, что у всех крестьян была в собственности соха\земля и т.д., они при конкуренции на селе, при малопроизводительном землепользовании (сравниваем сколько земля давала у итальянского и русского крестьянина) быстро разорялись и переходили в ранг наемных работников, что тоже их приравнивало к пролетариату. И таковых было большинство.
Вячеслав 7 мая 2019, 10:33
"На государственном уровне механизм принятия решений все-таки должен отличаться от бытового решения сходить в магазин за булкой хлеба. А здесь на тебе, взбрыкнул, захотел и полетел Кашмир. Когда такие вещи происходят на системной уровне, это уже катастрофа. И последний генсек тому пример."

Всё же от таких решений ни застраховано ни одно общество. Вот зачем Саул к гадалке пошел? А вроде тогда не материализм был и ясный запрет на это был. Или почему последний правитель Константинополя не прижал к ногтю местных олигархов и не заплатил денег пушечному мастеру,а тот переметнулся к туркам. И т.д.
Вячеслав 7 мая 2019, 10:25
Когда повыбили грамотных коммунистов, а их места заняли либо хитрые, либо люди не понимающие как правильно управлять государством. И беда всех жестких лидеров, что не готовят себе приемника, это было и с христианскими царями к примеру с Иоанном Грозным или Петром Первым. Обстоятельства сложились так. А насчёт, что христианство даёт выход, а материализм нет, соглашусь как христианин, но как прагматик скажу, что история знает примеры, когда правитель христианин управлял государством много хуже правителя - материалиста. И к сожалению не даёт государственная идеологическая Церковь препятствия ходить женам правителей в т.ч. и мелких в бриллиантах, когда на улице людям есть нечего от неурожая.
Вячеслав 7 мая 2019, 10:13
АлександрГ. 6 мая 2019, 16:44
"на деле диктатура одного класса над другим это тупик.
Фактически при царе и была диктатура дворянства, а под конец и буржуазии. Но разница между этими диктатурами та что дворяне и буржуазия это 5% процент населения, а пролетариат и крестьянство это 95%. Считаем, что диктатура большинства. Персональные автомобили и квартиры не являются кстати "синонимом" перерождения. Представьте Королева или Жукова платящими за квартиру,везущими с огорода мешки с картошкой на зиму ... неразумно им на это время терять. Для страны выгодней обеспечить их пайками и машиной. Ну а то что номенклатура стала перерождаться, то это я сначала говорил, много факторов, в т.ч. и война.
Вячеслав 7 мая 2019, 09:47
АлександрГ. 6 мая 2019, 16:55
Перечень классный (без иронии). Но работали в них все-таки люди, получившие образование при "проклятом" царском режиме. Так, что приписывать себе все хорошее, а царю все плохое не получится.
При царе в.о. было, но мало и не для всех. А теперь это стало для всех. Поначалу, крестьянин-солдат попавший во власть хотел и ограничивал прием по происхождению,но думаю это было не везде и каков процент был дворянских по отношению к остальным? Так что можно сказать для всех (в противовес вспомним указ о "кухаркиных детях").Цветами придется делиться, с теми кто пошел туда работать, а не умчался за рубеж со слезами о "погибшем отечестве" и "хаме у власти".
НН 6 мая 2019, 23:03
АлександрГ.:/Цветами придется делиться./- Да не думали тогда те люди о цверах! О России,народе,детях, образовании,промышленности,культуре,медицине они думали, и вкалывали, как проклятые.За идею.Не ради прибыли, а во благо и будущих поколений. О потомках 98% НЕдворян думали, а мы сейчас стараемся всячески "подколоть" тех, плодами чьих трудов до сих пор пользуемся. Кто с благодарностью,кто нейтрально,а кто лицемерно,с проклятиями.Но пользуемся! А то,что большинство"старорежимных специалистов" присоединились к восстановлению и построению страны говорит о том,что тогда образованные люди точно понимали, на чьей стороне правда, горькая,но правда. Они все ТОГДА жили, им виднее было,чем нам СЕЙЧАС.
АлександрГ. 6 мая 2019, 16:55
Вячеслав 6 мая 2019, 14:20

Перечень классный (без иронии). Но работали в них все-таки люди, получившие образование при "проклятом" царском режиме. Так, что приписывать себе все хорошее, а царю все плохое не получится. Цветами придется делиться.
АлександрГ. 6 мая 2019, 16:44
на деле диктатура одного класса над другим это тупик. И я обьясню почему. Потому, что например партийная номенклатура уже в 50-е годы себя практически не ассоциировала с пролетариатом. То есть говорить-то они говорили о своем пролетарском происхождении, но вот с какой стороны за гаечный ключ браться уже не знали. Дело в том, что они уже в 30-е годы начали медленно перерождаться. Даже термин такой был в те времена - "перерожденец". У них появилась прислуга, персональные автомобили, квартиры в приличных районах. Конечно можно было и этих в лагеря и к стенке поставить, но ведь следующие же пойдут тем же самым путем. И материализм здесь никаких ответов не давал. И не дает. А Христианство дает.
АлександрГ. 6 мая 2019, 16:33
одним необдуманным шагом, СССР испортил на десятилетия отношения с Пакистаном. Это я к тому, что помимо фильтров отбора элит, не все было в порядке с самим механизмом принятия решений. А это очень важный момент. На государственном уровне механизм принятия решений все-таки должен отличаться от бытового решения сходить в магазин за булкой хлеба. А здесь на тебе, взбрыкнул, захотел и полетелв Кашмир. Когда такие вещи происходят на системной уровне, это уже катастрофа. И последний генсек тому пример.

Теперь то, что касается пролетариата и его руководящей роли. А остальные что не люди? Или среди крестьян одни дураки? Или инженера не трудятся и баклуши били? На деле диктатура одного класса
АлександрГ. 6 мая 2019, 16:26
Вячеслав 6 мая 2019, 08:20
"Фильтровали их уже испорченные... СССР стал потихоньку деградировать при Хрущеве, когда он отказался от основополагающего принципа диктатуры пролетариата и стал ставить ложные цели. Но такое было и в Ветхом завете,государства делились по вине правителей".

Простите, а кто же этих самых "испорченных" на фильтры-то посадил? Вот как это могло произойти, что в святая святых попали люди "испорченные"? Значит, что-то не то было в самой системе. Но я Вам в качестве примера очень рекомендую прочитать И. Серова "Записки из чемодана". А именно момент визита Хрущева и Булганина в Индию и о том как принималось решение о визите в Кашмир. Оно было принято на импульсе. Вот так
Вячеслав 6 мая 2019, 14:23
Туркестанский краевой бактериологический институт;
Институт ребёнка;
Высшее геодезическое управление и предприятие «Аэрофотосъёмка»;
Комиссия по особым артиллерийским опытам;
Физико-технический отдел Государственного рентгенологического и радиологического института (ныне ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН);
Высший институт фотографии и фототехники (ныне Санкт-Петербургский государственный университет ино и телевидения);
Государственный оптический институт (ГОИ);
Петроградский педагогический институт им. А.И. Герцена;
Московский институт физической культуры.
Вот кровавые упыри-большевики до чего додумались даже институт ребенка открыли.
Вячеслав 6 мая 2019, 14:20
"НН 4 мая 2019, 19:42
АлександрГ, А большевики начали с того, что издали: »,...."
Немножко продолжу: 18 год
Принято решение об организации радиевого завода (начало атомной промышленности).
Созданы:Институт изучения мозга и психической деятельности (В.М. Бехтерев);Отдел промышленно-географического изучения России (ныне Институт географии РАН);Институт прикладной минералогии (ныне Всероссийский НИИ минерального сырья);Горная академия (сейчас существует шесть мощных учебных и научных учреждений, созданных на её основе);Институт изучения платины (Институт общей и неорганической химии РАН);Институт внешкольного образования;Государственная бумажная испытательная станция;
Вячеслав 6 мая 2019, 08:20
АлександрГ. 3 мая 2019, 22:05
"
Уважаемый Вячеслав, эти люди родились в СССР, были воспитаны в СССР, их отбирал комсомол и КПСС. Они прошли все фильтры отбора. Не все было в порядке в СССР.Когда в стране все в порядке элита так не формируется. СССР был обречен, ровно в тот момент, когда была провозглашена доминанта материального благополучия над духовным.Вот это "догоним и перегоним Америку", воспитавшее два поколения и похоронило СССР."
Фильтровали их уже испорченные... СССР стал потихоньку деградировать при Хрущеве, когда он отказался от основополагающего принципа диктатуры пролетариата и стал ставить ложные цели. Но такое было и в Ветхом завете,государства делились по вине правителей.
Вячеслав 6 мая 2019, 07:58
АлександрГ. 3 мая 2019, 22:15
"Начали с дворян, закончили крестьянами и прочими несогласными. Нормально так не согласен человек с Вячеславом, а чего с ним цацкаться? К стенке подлеца-оппонента и диспутов не нужно."
Ну начнем с того, что крестьян и прочих несогласных очень хорошо и при царе к стенке ставили, бунты крестьянские давили и забастовки. После же к стенке несогласных ставили не централизовано,а на местах, вот придёт бывший солдат-крестьянин (из православного народа) к власти, радуется что он теперь Власть и начинает судить направо-налево, пока самого в ЧК не заберут. А в верхах если твоё учение приведет к поражению и к гибели, то тебя могут и к стенке, но после обсуждения и суда.
АлександрГ. 5 мая 2019, 01:28
НН 4 мая 2019, 11:53
"Так давайте не судить всех, а уж если открываем рот- старайемся быть более-менее объективными. На всё воля Божия! "Наказания без вины не бывает". Бог судит, Он же и наказывает, любя"......

Воистину Воскресе, дорогая НН. Соглашусь. Лучше не судить, потому как бесполезно это. Только нечистого потешим. Да и не наше это дело. Но если уж мы начинаем о чем-то говорить, то с одинаковой меркой подходить нужно ко всем сторонам.
АлександрГ. 4 мая 2019, 23:17
Катерина 4 мая 2019, 10:06. Согласен на 100%, Господь это все. То есть абсолютно Все. И жизнь, и разум. И Вера в Него это все. А мы зачастую даже не думаем какой дар нам дал Господь в виде Веры. Столько глупостей в своей истории натворили.
НН 4 мая 2019, 19:42
АлександрГ, А большевики начали с того, что издали: Декреты "О мире","О земле",«Об образовании Рабочего и Крестьянского правительства», Постановление «Об отмене смертной казни на фронте», Постановление «Об аресте министров Временного правительства», Постановление «О борьбе с погромным движением», Постановление «Об образовании в армии временных революционных комитетов», Декрет «О полноте власти Советов» - объявил о ликвидации системы «двоевластия», отстранении всех комиссаров Временного правительства,"Об образовании" и тд. И сделали это! Кстати, правительство это было самое молодое и САМОЕ ОБРАЗОВАННОЕ в мире, старику Ленину было 47-48лет. Такая вот "илита"! Хоть состав мне не очень нравится.
Руслан 4 мая 2019, 13:02
АлександрГ, в Украине к 2014-ом году власть полностью и откровенно срослась с криминалом. В стране еще до майдана был чудовищный беспредел на государственном уровне. Ту же милицию люди боялись не меньше, чем бандитов. Доверие к правоохранительным органам и власти было ниже плинтуса. И социальная несправедливость, разница между бедными и богатыми достигла чудовищных размеров. Но многие "консерваторы" в упор этого замечать не хотели, их всё устраивало. В итоге случился социальный взрыв. О нём предупреждали еще за несколько лет до этого. Но в наших странах так всегда. Сначала делать вид, что проблемы нет, не решать её надеясь, что всё само по себе рассосется, а потом жаловаться на последствия.
НН 4 мая 2019, 11:53
АлександрГ:/Что касается того,что дворяне получили то,что заслужили. Извините,может быть они и заслужили,но не нам об этом судить и не тем кто их расстреливал. Не нам и не им./-Но мы же судим! И судим сейчас очень односторонне: белых и дворян- ни-ни, а большевики и красные всегда и во всём виноваты: взяли устроили революцию, а народ ни с того ни с сего поддержал, жить хорошо захотел, людьмм себя почувствовать.
Так давайте не судить всех, а уж если открываем рот- старайемся быть более-менее объективными. На всё воля Божия! "Наказания без вины не бывает". Бог судит, Он же и наказывает, любя. Вы заметили, что практически любую тему на сайте сводим условно к "красным-белым"? Интересно, почему ?
Катерина 4 мая 2019, 10:06
АлександрГ. - я читала документы по теме бардака, начиная с революции и дальше вглубь, включив туда декабристов. Лично моё резюме: ПОТРЯСАЮЩАЯ природная одаренность нас, русских, а креатив это ещё и склонность к хаотическому мышлению и как следствие некоторая бестолковсть национального характера (сама такая). "Широк русский человек, я б его сузил". Помните? Согласна. Только Православие единственное лекарство. Бог есть Порядок мироздания. Войдет нелогичность в русло Его миропорядка, наладятся процессы. А пока увы из крайности в крайность. То "взять все да и поделить", а то нахапать и одно яблоко съесть, остальные надкусить, на окружающих плевать. Не все к счастью. Но пока большинство.
Руслан 3 мая 2019, 22:54
Катерина, моих предков в 19-ом та же РИ уничтожала (да-да), потому, что крестьяне поднимали восстания и не хотели быть безмолвными рабами феодалов, восстания подавлялись с невероятной жестокостью. Кстати, потом жители этой провинции поддержали в 20-м веке красных. Хватит уже демонизировать СССР и обелять РИ. СССР был гораздо более справедливым. СССР был реальной альтернативой западному миру. Как жаль, что нашу общую родину (СССР) уничтожили...
Руслан 3 мая 2019, 22:43
Про карьеру не согласен. Как без карьеры купить себе жильё, содержать семью, и лечиться, если медицина и лекарства дорогие? Извините, но в "начать с себя" и "народ оплошал" я не верю. Народ должен жестко контролировать свою власть, иначе никак. А когда воруют миллиардами и сухими выходят из воды, а кого-нибудь за мелкую кражу садят в тюрьму и журят, то это явно вызывает вопросы. В моей стране более 25 лет призывали "начать с себя", за это время хапуги у власти растащили всё, ещё и кредитов кучу у Запада набрали и тоже разворовали.
АлександрГ. 3 мая 2019, 22:25
Катерина 2 мая 2019, 22:06
"Устрашил криминал, но, вспомнив уроки истории и поведение рЭволюционЭров...кто б удивлялся. Запас латентной криминальной энергии плюс отсутствие внутреннего нравственного стержня минус Вера."

Ага, а еще плюс собственная безграмотность новой "илиты". Для сведения летом 1917 года, декретом временного правительства были закрыты дурдома, а также была обьявлена амнистия политическим и уголовникам. Страна была мигом дестабилизирована. Они же все стали революционерами. То же самое произошло и в начале 90-х годов. На деле, это фирменный англосаксонский стиль. Хочешь дестабилизировать страну - выпусти дураков и уголовников. Элемент этого мы видели в 2014 году на Украине.
АлександрГ. 3 мая 2019, 22:15
Продолжение: "зашита" в самом материализме.Материализм духовными категориями просто не оперирует, а если оперирует, то для него это производное от материального. Но в таком виде это на духовное явно не тянет.

Что касается того, что дворяне получили то, что заслужили. Извините, может быть они и заслужили, но не нам об этом судить и не тем кто их расстреливал. Не нам и не им. Начали с дворян, закончили крестьянами и прочими несогласными. Нормально так не согласен человек с Вячеславом, а чего с ним цацкаться? К стенке подлеца-оппонента и диспутов не нужно. Мне лично жаль всех и дворян и крестьян, и казаков и священников. И всех кого я не упомянул. Для меня это трагедия.
АлександрГ. 3 мая 2019, 22:05
Вячеслав 2 мая 2019, 21:03
"Я уже говорил об этом, конкретно кто должен стоять во главе системы чтобы она функционировала. Пришли к власти подлецы или невежи и мы получили развал мощнейшей державы.".........

Уважаемый Вячеслав, эти люди родились в СССР, были воспитаны в СССР, их отбирал комсомол и КПСС. Они прошли все фильтры отбора.И это проблема. Не все было в порядке в СССР.Когда в стране все в порядке элита так не формируется. СССР был обречен, ровно в тот момент, когда была провозглашена доминанта материального благополучия над духовным.Вот это "догоним и перегоним Америку", воспитавшее два поколения и похоронило СССР.Но проблема еще и в том, что сама доминанта материального зашита в
Иулиания 3 мая 2019, 21:07
Вячеславу: советскими пропагандистскими штампами мыслите вы сами. Впрочем, Иоанна уже ответила, и за меня в том числе.
Вячеслав 3 мая 2019, 19:41
Катерина 2 мая 2019, 22:06
Нельзя поддаваться эмоциям в оценке исторических событий. Не пелена с глаз у вас спала, а стали вы игрушкой в чужих руках из-за доверчивого сердца... Попытайтесь с холодной головой проследить события приведшие к революции. Какое место было уготовано России другими развитами кап странами. Положение крестьян и рабочих в царской России. Образованность, смертность по сравнению с другими странами. Есть сухая статистика, есть воспоминания врачей, есть даже записки министров внутренних дел царской России. Всё сейчас есть, читайте, думайте, делайте выводы.
Ирина 3 мая 2019, 16:47
Спасибо огромное за статью, а батюшке - за его труд! Как это нужно молодёжи! Помоги, Господь!
НН 3 мая 2019, 12:11
Вячеслав 2 мая, Вы особенно не удивляйтесь, а почаще вспоминайте слова о.Иоанна Крестьянкина о людях, хлынувших в Церковь в начале 90-ых годов 20века. Он очень опасался, что именно эти люди могут нанести большой вред православию, так как пришли они в храм со своими убеждениями и пониманием, как должно быть. Даже из лучших побуждений они могут действовать на разрушение. Ссылаясь на авторитетные имена в РПЦ в вопросах, не имеющих никакого отношения к духовной жизни, эти неофиты вольно-невольно забывают, что в православии нет непогрешимых и всезнающих людей, это не "папизм". Очень неудачная попытка манипуляции с бессовестным привлечением авторитетных имён и в некотором роде фарисейство. И всё.
Катерина 2 мая 2019, 22:06
Хорошо помню, как где-то в 1983-84 (мы как раз проходили новейшую историю, период гражданской войны) у меня как-будто спала пелена с глаз и в голову пришла простая мысль. О том, что это революция была чудовищной, построенное же на ТАКОЙ крови не простоит долго и рухнет непременно. Потому что это страшный грех - убивать невинных людей за то, что они стоят на пути к СОБСТВЕННОМУ счастью. Внутренняя уверенность в том, что СССР рухнет была абсолютной.То, что произошло с СССР позже меня особо не удивляло. Устрашил криминал, но, вспомнив уроки истории и поведение рЭволюционЭров...кто б удивлялся. Запас латентной криминальной энергии плюс отсутствие внутреннего нравственного стержня минус Вера.
Вячеслав 2 мая 2019, 21:32
АлександрГ. 1 мая 2019, 10:32
Христос Воскресе!!! Я хорошо помню, как мои родители растеряно спрашивали меня, на что их хоронить будут. А как страну они сдавали, не помните? Ему хвосты баранам крутить, а он страной руководит. Как он туда попал непонятно, но ведь попал же. Впрочем сейчас идиотов среди чиновников не меньше.

Воистину Воскрсе!
Было, помню, только это уже не Советский Союз, это уже разжиревшие .... наверху, захотели чтобы всё ей принадлежало и чтобы всё для них по закону было. Это как с Византией, был один правитель, накопил денег на модернезацию армии, пришел другой и все деньги промотал на пиры и развлечения. Но почему-то Византию не ругают, а ругают СССР.
Вячеслав 2 мая 2019, 21:25
АлександрГ. 1 мая 2019, 13:45
"Помещичьи усадьбы кто грабил и жег? Народ."
А за чей счет и чьим трудом эти усадьбы строились? Когда-то доход с земли шел на снаряжение воинов,для защиты её, для этого и раздавалась земля ленному ополчению. Крестьянин служил воину, воин князю, или царю. Князь обеспечивал защиту и спокойствие. А потом людишек стали продавать вместе с землей, а потом и без земли. Воин превратился в паразита. И что ви хотите? Поклон помещику от народа? За что? За то что его семейство содержали и на балы свои кровные отдавали?
" Бар и гимназистов кто по подворотням стрелял? "
Вспомним порки на конюшне, карательные экспедиции и расстрелы невиновных.Особняки одних и казармы других
Вячеслав 2 мая 2019, 21:10
Иоанна_ 2 мая 2019, 10:56
Лучше я буду верить "штампам" от преподобного Серафима Вырицкого, от архимандрита Кирилла (Павлова) и схиархимандрита Илия, чем действительно штампам из советских учебников, которым И ТОГДА никто не верил. Что война была попущена Богом за беззакония и отступление от веры - об этом и Святейший... Просто поражаюсь вам, Вячеслав: не совестно гнать отборную советскую пропаганду на православном сайте?!
А я лучше вообще штампам верить не буду. Человек, даже если он святой,увы прав быть во всем не может. Вы не поражайтесь мне, а попытайтесь подумать и проанализировть самостоятельно. А то так скажет один-ему поверите, скажет другой- и ему поверите. И совестно не будет.
Вячеслав 2 мая 2019, 21:03
"АлександрГ. 1 мая 2019, 10:32
Христос Воскресе!!! Вячеслав, идеализировать СССР нельзя. В нем было плохое, было и хорошее. Это жизнь и это люди. Понятно, что Вы помните хорошее. Это наверное здорово. А вот я помню и то и другое. Например, помню как Горбачев и Павлов врали и клялись, единственно что не божились, что денежной реформы не будет."

Я уже говорил об этом, конкретно кто должен стоять во главе системы чтобы она функционировала. Пришли к власти подлецы или невежи и мы получили развал мощнейшей державы. Что теперь всё проклинать, если у власти оказалась эта кучка людей?
НН 2 мая 2019, 18:25
Иоанна, а без штампов и пропаганды- никак? А если подумать и серьёзных историков почитать? Не по Солженицыну факты излагать, а по исследованиям и архивным документам? Тоже никак? Знаете, почему? - Вам и другим бывшим диссидентам и сегодняшним ЕГЭшникам не интересна и не важна более-меннее объективная история, вам куда важнее свои убеждения. "Пусть весь мир провалится, но мне чаю пить" - не дословно, но смысл цитаты такой. Да и пили бы себе на здоровье дома на кухне, но нет, вы эту отраву и другим подсовываете. Как "литературные власовцы". Штампами и пропагандой воюете, факты эмоциями подменяете. Интересно, во сколько России обходится антисоветчина... Надеюсь, пока не дороже, чем Украине.
НН 2 мая 2019, 12:10
Христос Воскресе! АлександрГ, согласна с Вами. Меня "умиляет", как "доброхоты" подменяют вопросы о дне сегодняшнем, развале СССР, расстреле Верховного Совета, чеченских войнах, приватизации, 20млн бедных людей в богатой стране, о развале науки, образования, медицины и тд.; а либерально настроенные граждане всячески в этом учавствуют, даже наперекор здравому смыслу. Либералы не приемлют, когда "Цель оправдывает средства" для улучшения жизни простых граждан, но если это служит их интересам- то всегда пожалуйста. Не видят 25млн русских, оказавшихся людьми 2ого сорта после 1991г, миллионы погибших в "отложенных" войнах, и тд; зато охотно сводят историю СССР к одним репрессиям. Интересно, почему?
Иоанна_ 2 мая 2019, 10:56
Вячеслав /Опять повторяем штампы: миллионы растрелянных душ, война была попущена Богом за отступление от веры...// Лучше я буду верить "штампам" от преподобного Серафима Вырицкого, от архимандрита Кирилла (Павлова) и схиархимандрита Илия, чем действительно штампам из советских учебников, которым И ТОГДА никто не верил. Что война была попущена Богом за беззакония и отступление от веры - об этом и Святейший наш говорит ПОСТОЯННО! Просто поражаюсь вам, Вячеслав: не совестно гнать отборную советскую пропаганду на православном сайте?!
АлександрГ. 1 мая 2019, 13:45
Помещичьи усадьбы кто грабил и жег? Народ. Дворянок кто насиловал? Народ. Церкви кто рушил? Тот же самый народ. Бар и гимназистов кто по подворотням стрелял? А благим матом когда народ стал орать? Когда его коснулось, когда зерно стали отбирать и раскулачивать начали. Когда у него стали отбирать, в том числе и то, что он по усадьбам награбил. И то часть-то народа раскулачивание приветствовало.Одеяла моей бабушки по всей деревне родственники односельчане растащили. И ведь родственники все были. Так, что народ наш тоже идеализировать не нужно. Этот народ может быть разным. Большевиков кто поддержал? Народ поддержал. Так чего плакаться после этого? Все по пословице: "что посеяли, то и пожали".
АлександрГ. 1 мая 2019, 10:32
Христос Воскресе!!! Вячеслав, идеализировать СССР нельзя. В нем было плохое, было и хорошее. Это жизнь и это люди. Понятно, что Вы помните хорошее. Это наверное здорово. А вот я помню и то и другое. Например, помню как Горбачев и Павлов врали и клялись, единственно что не божились, что денежной реформы не будет. И что? Месяца не прошло, как провели денежную реформу и оставили людей без денег. Я хорошо помню, как мои родители растеряно спрашивали меня, на что их хоронить будут. А как страну они сдавали, не помните? Ему хвосты баранам крутить, а он страной руководит. Как он туда попал непонятно, но ведь попал же. Впрочем сейчас идиотов среди чиновников не меньше.
АлександрГ. 1 мая 2019, 10:23
Или еще проще. Расстрел и репрессии Священства не являлись необходимым и обязательным условием для полета человека в Космос. Вопрос. Для чего демократы в 90-е годы ввели в оборот этот тезис? Ответ предельно простой. Народ должен был отказаться от советского наследия, а они такие “красивые и умные” должны были это все хозяйство подобрать. Что собственно говоря и произошло. Почему эта тема продолжает до сих пор педалироваться? Потому, что новые собственники отдавать не свое не хотят, а либералы надеются выбить из народа еще и покаяние. Выбить и монетизировать его. Так нас дурят еще раз. И будут дурить до тех пор пока мы не поумнеем.
АлександрГ. 1 мая 2019, 10:22
Вот ей-Богу, прямо как дети. Вот скажите мне, для того чтобы жить хорошо обязательно было убивать священников, ссылать кулаков и пр. и пр.? Нет. Для того, чтобы жить хорошо делать этого было вовсе не нужно. Большевики врали народу аки сивые мерины. Так почему мы сейчас должны верить в басни демократов про то, что ценой советских достижений были массовые репрессии? На деле, одно вранье, эхом отозвалось другим враньем. Врали те, врут и эти. Ибо, нет никакой причинно-следственной связи между расстрелом священников и полетами в космос. И нет никакой причинно-следственной связи между репрессиями и развитием тяжелой промышленности, авиастроением, социальными льготами и пр.пр. Или еще проще.
Катерина 30 апреля 2019, 21:12
Почему "бывшие" комсомольцы и члены КПСС так уверенны, что мои павшие в Великой Отечественной родные воевали и гибели именно за марксистко-ленинскую советскую власть, перебившую крестьянину его русский хребет, ссылавшую его родственников в Сибирь в тайгу в вагонах для скота (по той же схеме, по которой действовали затем немецко-фашистские захватчики),отобравшую у него то, что у него было дорогого, из великоросса сделав его "советским" и навязавшую то, о чём он эту власть вовсе не просил? Или просил? Разграбления его церквей просил, убийств его духовенства и монашества, возведения языческого мавзолея в стиле пирамиды в самом сердце Православия с последующим поклонением мумии в нём?
Вячеслав30 апреля 2019, 20:04
Иулиания30 апреля 2019, 09:34
Опять повторяем штампы: миллионы растрелянных душ, война была попущена Богом за отступление от веры...
Не было ни миллионов расстрелянных душ, смотрите официальную статистику МВД. А войны были и до и будут после, а будут потому-что комуто очень хочется поживиться на соседском, вы Ветхий Завет почитайте, там тоже резня постоянная, за рабов, за территорию. В 20 веке масштабы были больше, чем в древнем мире, и хищники более организованные и алчные. Давайте думать, исследовать, читать книги, докапываться до истины, а не повторять чьи то пропагандистские мысли.
НН30 апреля 2019, 18:41

Иулиания,сделайте одолжение,подскажите,сколько человек пострадали в СССР за веру в период с1964 по1991год? Да,народ воевал и за советскую власть,и советскую родину и даже,о, ужас,за Сталина. И победил. А что случилось с народом,который отказался воевать за царя и родину в 1914г?Большевики и госдеп подговорили? Вы не заметили,что как только народ начинает отделять власть от родины,то кончается это плохо. Истина одна,а правда у каждого своя. Вы не забыли,как и на чьих костях был построен Питербург? На чьих костях держалось благосостояние дворянства-2% населения России? Власть-это бремя,и да,руководителям,в тч и царям,приходиться чем-то жертвовать.Факты-это не эмоции, манипуляции не поддаются.
Вячеслав30 апреля 2019, 15:20
НН29 апреля 2019, 12:14 Христос Воскресе!
Воистину Воскресе!
Соглашусь. Но оставлю для себя маленькую лазейку. Надо же таковым рассказывать, чтобы задумались немного. Я же тоже когда-то был ослеплен, и плевался на свою Родину, на СССР (это та же РИ, но без деления на инородцев и высшие и подлые сословия). Смеялся над дедом коммунистом. Радовался когда СССР разваливался. Рассказывал анекдоты про Александра Матросова и Маресьева. С удовольствием слушал, про то какой Ленин был мерзавец и т.д. Доказывал в 90-х, что в СССР все жили погано. И не понимал,что кто-то заботливо мне эти мысли вкладывал в мою голову, не просто, а с определенной целью. А сейчас вот с теми каким я был делюсь наблюдениями
Вячеслав30 апреля 2019, 15:03
Катерина 29 апреля 2019, 22:11
Потому что в основании этой чудной конструкции лежит не личная выгода и обогащение, а стремление к общему благу. А так же знание алгоритма исполнения этого. И вот когда на ключевых ролях оказались либо стремящиеся к своему благу, либо просто малограмотные люди (в науке) люди, тогда и пошёл развал. Ну и конечно же им очень помогли из за рубежа. Подумайте, было ли ещё на земле общество, где благо всего народа ставилось выше блага определенного класса? Ответьте себе честно на вопрос, было ли на земле еще общество, где для крестьян и рабочих (т.е. для масс ) были бесплатные школы и медкабинеты массово?
Иулиания30 апреля 2019, 09:34
НН: люди воевали не за советскую власть, а за родину. Не мешайте, пжл, все в кучу. Война была попущена Богом за отступление от веры. Об этом уже столько сказано и написано людьми более умными, чем я, что не буду повторять. А отступление от веры произошло не в одночасье, а много раньше. Какой бы, на первый взгляд, хорошей идеологией не была, она провальна по своей сути, если отвергает Главного и ставит на пьедестал человека. Если прячет в застенки лагерей с ней не согласных. Для Господа важна одна душа, а вы как бы, между прочим, задвигаете миллионы расстрелянных душ, упорно выпячивая на передний план советские достижения и блага. Когда они на костях человеческих достигнуты
Катерина 29 апреля 2019, 22:11
Вячеслав28 апреля 2019, 11:12 - ну и почему же эта чудная конструкция оказалась настолько неустойчивой и неприспособленной, что простояла каких-то 70 лет (сравните с тем же античным Римом, пару сотню лет продержался)? Почему губители этой конструкции оказались свои же товарищи по партии, вскормленные на этой идеологии, и откуда они взялись в ТАКОМ количестве, если и образование, и станки, и самолеты, и санатории, а самого главного-коммунистической нравственности у них не нашлось? Куда она девалась?
НН29 апреля 2019, 20:19
Иулиания,сделайте одолжение,подскажите, сколько человек пострадали в СССР за веру в период с 1964 по 1991год. Вы действительно не видете разницы,каким был СССР с 1918 по 1937г;с 1937г по 1953г;с 1953 по 1964г? Вы считаете,что что-то в мире происходит не по воле Божией? Мб, Господь провёл наших предков до 1964г через тяжкие испытания для очищения русского народа,который отошел от Бога задолго до революций 1917г? Вслед за дворянством,кстати. Или будем соглашаться с Его волей только тогда,когда нам это понятно и нравится? Оборотная сторона есть у любой медали. Несмотря на это,люди приняли советскую власть и воевали за неё,так как подавляющему большинству народа она дала всё. До сих пользуемся.
Иулиания29 апреля 2019, 16:45
Вячеславу: у всего того, что вы перечислили, есть обратная сторона медали - новомученики. И как-то сразу все меркнет, понимаете?
НН29 апреля 2019, 12:14
Христос Воскресе! Вячеслав, Есть категория людей, которые "не видят за деревьями леса", особенно тогда, когда на первом плане есть кривоватые деревья. Взор таких людей сосредоточен именно на кривых деревьях. И ещё такие люди страдают отсутствием восприятия мозаичной картины, они не способны видеть картину целиком, а только фрагменты, чаще всего те, на которые им указали. Это не хорошо и не плохо, такова данность (как дальтонизм, например). Просто надо понимать, что какие-то факты, не входящие в их ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, не воспринимаются ими. Даже одни и те же грехи для таких людей разные, сейчас грехи как бы "лучше", чем в СССР. И где-то эти люди правы, так как нравственная планка сейчас СНИЖЕНА.
Галина29 апреля 2019, 10:29
Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлек из нее пользу, приобретая больше знаний (Г.Эфесский). Приятно осознавать, что материалы о православной жизни республики Коми, благодаря тебе, Наташа,выходят на официальном сайте "Православие ru". Огромное спасибо всем неравнодушным за советы, просмотры,голоса,комментарии.
Вячеслав28 апреля 2019, 11:12
Иулиания26 апреля 2019, 21:07
То что в говорите-было. Но было самолётостроение, станкостроение, были дома пионеров, дворцы спорта, секции, дома отдыха за копейки. Были колхозы, которые при разумном подходе будут всегда эффективней чем 10 фермеров (если только они не объединятся, а это уже колхоз). А вот столько нищих как сейчас не было. И многодетные семьи были не такие бедные, на них выделялись деньги, путевки и т.д. И алкоголиков старались лечить и возвращать к нормальной жизни. И деньги для этого были, потому что они не уходили на личные счета определенных бизнесменов, считай воров.
Иулиания26 апреля 2019, 21:07
Алле: "При СССР у всех была работа, и кланяться никому не нужно было за неё." Вы лукавите. Блат в Союзе очень хорошо процветал и очень часто тепленькие места доставались бездельникам. А еще офисные работники успешно чаевничали и точили лясы по кабинетам. Известное вам советское кино хорошо отражает действительность тех времен. "Хорошие сапоги - надо брать!"))) Про мелкое бытовое воровство, когда с заводов и из кабинетов тащили все домой - знаете. Потому что партия, показывая пример нестяжательства, приучала к тому же народ.))) Но люди были проще и добрее. Думаю, еще потому, что не было интернета. Меньше знали - лучше спали.) Советская школа, средняя и высшая, безусловно, была лучше.
АлександрГ.26 апреля 2019, 20:01
Алла26 апреля 2019, 15:08
"АлександрГ., но СССР распался, да и вообще нет примера ни одной социалистической страны, которая была бы успешна и устойчива. Капитализм плох, кто бы спорил, но социализм это тоже не ответ".

Распался. Потому как нельзя отрицать Бога, гнать Церковь и эксплуатировать в народе его лучшие черты, воспитывавшиеся Православием веками. Когда-то этот ресурс должен был закончиться. И вот когда он истончился, начались проблемы. Вот хоть режьте меня, но я убежден, что лучшее, что было тогда явлено это было проявлением именно Христианской матрицы нашего народа. Ментальность-то быстро не меняется. А ментальность это система ценностей, воплощенная в национальном характере.
Алла26 апреля 2019, 15:08
АлександрГ., но СССР распался, да и вообще нет примера ни одной социалистической страны, которая была бы успешна и устойчива. Капитализм плох, кто бы спорил, но социализм это тоже не ответ.
Алла26 апреля 2019, 15:06
Аноним, благодарить должен работодатель работника, а никак не наоборот. Работодатель очень часто платит гроши своим работникам из-за своей жадности, и разумеется, такое благополучие неправедное, и нечего тут хвалить, зато есть за что не любить. "Гораздо страшнее, когда работы нет." При СССР у у всех была работа, и кланяться никому не нужно было за неё. "Личная ответственность за многомиллионный бизнес - это серьезно." Ой, как ему трудно, бедняге, с многомиллионным бизнесом, пусть его пожалеют те, кто живут от грошовой зп до зп по его милости)
Михаил26 апреля 2019, 13:37
Господи! Дай такому опыту мышления распространиться в нашем обществе, в России!
Ксения26 апреля 2019, 11:20
Что толку говорить про экономику, наша страна остается сырьевой, те сферы, что развиваются (банковская к примеру)- сокращают штат сотрудников, переводят все в цифровой формат и электронный документооборот. Про производство скоро будем только читать в книгах, оно останется только на бумаге. Грех сопоставим со словом совесть или нравственность. Просто надо жить по совести и относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Все просто. Помогайте друг другу просто так и добро к вам вернется!
Вячеслав26 апреля 2019, 07:21
Анониму
"Если человек знает, что в любой момент к нему могут прийти и отобрать все
бездельники, которым "все должны", он уедет из страны. Если он знает, что
в стране все стабильно, в страну приедут инвесторы и будут новые рабочие места. "
Опять идеологический штамп. Той страны где его капиталы будут под защитой нет. Просто там бездельники по другому называются. А то что из страны уедут очередные супер-пупер бизнесмены, так от этого страна только выиграет. Посмотрим, что за люди уехали в Англию в 2000, или посмотрим какой скачок развития промышленности в СССР был в 20-30 годах 20 века.
Андрей26 апреля 2019, 01:58
ОЧЕНЬ полезное дело делаете, о.Максим. Сил Вам,помощи Божьей, и благополучия Вашей семье.
Катерина 26 апреля 2019, 00:22
Первая ласточка. Наконец-то. Надеюсь, что и вторая из двух упомянутых группа поймёт со временем, что любое государство стоит не законами, а людьми, которые эти законы формулируют и осуществляют.
АлександрГ.25 апреля 2019, 21:07
Мы на деле, сейчас наступаем на те же самые грабли, на которые наступила монархия во второй половине 19-го века. Мы пытаемся развить капиталистические отношения и параллельно пытаемся восстановить доминирование в обществе христианской системы ценностей. И это жесточайший внутренний конфликт, потому что модусом капитализма является алчность. Называется она по разному и является в разном обличье, но суть от этого не меняется. На деле, в 20-м веке Россия явила миру совершенно иной ответ на вопрос, показав что двигателем экономических отношений может быть не только алчность.
Людмила 25 апреля 2019, 19:24
Очень интересная совместная работа была проведена отцом Максимом и Натальей Прокофьевой. Батюшка исследует, потом в доступной форме рассказывает о полученных результатах небольшим аудиториям, Наталья описывает опыт работы священника по теме "нравственная экономика" и предлагает его уже широкому кругу читателей. Полезная получилась беседа!
.25 апреля 2019, 19:22
Вячеслав! Не передергивайте.
Коммунизм - это когда у Вас имеют право забрать то, что им нравится.
Нормальная экономика - когда Вы свободны распоряжаться своими доходами.
Да. За работу надо уметь быть благодарными. Гораздо страшнее, когда
работы нет.
Личная ответственность за многомиллионный бизнес - это серьезно.
Если человек знает, что в любой момент к нему могут прийти и отобрать все
бездельники, которым "все должны", он уедет из страны. Если он знает, что
в стране все стабильно, в страну приедут инвесторы и будут новые рабочие места.
Вячеслав25 апреля 2019, 13:51
Анониму
"Предпринимателей разоряют нерадивые работники, которые считают чужие деньги и считают их им обязанными вместо благодарности за работу."
Я так понимаю работник должен не только работу работать,увеличивая капитал своего работодателя, но и в ножки кланяться ему.
" А так все так, лишь бы коммунизм опять на стяг не подняли. Мерзкая идеология."
Мерзкая идеология сейчас, во главу угла ставится интересы капиталиста, а не общества, как ставила коммунистическая идеология.
"Человек должен государству ровно столько, сколько государство должно ему. "
Ага, "Вы должны нормально относиться к окружающим. -Нет я им ничего не должен, я у них не занимал."
ТаняСем25 апреля 2019, 13:03
Очень понравилась беседа с батюшкой Максимом! спасибо автору Наталье большое! Батюшка такой молодой,а очень мудрый и радует,что с молодежью он "на одной волне",ведь сейчас молодежи просто необходимо как воздух,задуматься о приоритетах в жизни-что главнее??? Семья или бизнес? и очень понравилось про то,что "деньги не будут ждать дома и не подарят истинную любовь и здоровье...",помоги Господи вернуться к истокам Твоим и обрести Истину!!!! Движение уже тихонько начинается,что и радует!!!
Вячеслав25 апреля 2019, 10:35
Вообще то при СССР экономика то должна была работать на "благо человека". Вспомнили теперь. (Про то как было прошу не рассказывать, были недостатки)
.25 апреля 2019, 08:11
Батюшка! В список грехов, вредящих экономике, пожалуйста, добавьте зависть. Зависть к тем, кто лучше живет, чье благополучие кажется неправедным, зависть к начальству и вышестоящим сотрудникам. Предпринимателей разоряют нерадивые работники, которые считают чужие деньги и считают их им обязанными вместо благодарности за работу. А так все так, лишь бы коммунизм опять на стяг не подняли. Мерзкая идеология. Человек должен государству ровно столько, сколько государство должно ему. Это и есть социальная справедливость.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×