Долги

С чего начать нам разговор об этом устойчивом жизненном явлении? Начнем, пожалуй, с «Энциклопедии русской жизни» – с «Евгения Онегина». В первой главе романа мы знакомимся с семьей главного героя, давшего роману имя.

Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.

Как становится ясно с первого взгляда, перед нами «профессиональный должник», который привык жить не по средствам и довел семью до разорения регулярным пусканием обществу пыли в глаза. Таков отец Евгения. В наши дни сказано, что «у взрослых тоже есть свои игрушки, только они дороже». Но сам принцип существует с давних времен.

Суть этого принципа следующая. Люди почему-то решают жить не по средствам. В дилемме «быть или казаться» ставят на второе, на «казаться». И платят за имидж… чужими деньгами. Потом оказываются в состоянии невозможности отдать взятое. Дальнейшие варианты разнообразны: долговая тюрьма, опись имущества, бегство, самоубийство, пьянство от безысходности и проч.

Отец Евгения тратился на шампанское, кондитеров и кулинаров, плату оркестру, наряды. Это нужно было для поддержания веса в обществе. Будучи изначально человеком небедным, он дошел затем до разорения. Как объяснял свое нежелание играть в карты другой пушкинский персонаж, Германн из «пиковой дамы», он «не хотел рисковать утратой необходимого в желании получить избыточное». Отец же Евгения именно потерял необходимое, поднимая видимым образом свой статус и «не по одежке протягивая ножки»

Так оно и происходит с незапамятных времен доныне. Именно относительно состоятельные люди, по крайней мере не нищие, удобно уловляются «лестью богатства» (Мф. 13, 22) и попадают в рабство к кредиторам. История убедительно доказывает нам, что финансовая мощь кредиторов растет именно благодаря привыкшим к роскоши и принципиально не желающим жить поскромнее людям. В прежние времена это были ленивые отпрыски дворянских семей, яркие вырожденцы, иначе, как за чужие деньги и напоказ, жить не умеющие. Сегодня эта армия людей пополняется вне зависимости от сословных различий, которые максимально стерты. Но не стерты ни жадность, ни глупость, ни безответственность человеческая.

Студент, обедающий в Макдональдсе и одевающийся в секонд-хенде, берет кредит для покупки новой модели айфона. Человек, имеющий машину на ходу, за полмиллиона рублей, берет в кредит еще полмиллиона и покупает более статусный автомобиль. Семья, могущая без долгов позволить себе отдых на доступном курорте среднего класса, ради поездки на статусный курорт берет кредит. Таких примеров очень много, и каждый из нас при желании пополнит их список или собственными «чудачествами», или подобными примерами из жизни знакомых.

Мы не будем рассматривать случаи займа для нужд бизнеса или покрытия коммунальных долгов, т.е. случаев, в которых истинная, а не мнимая нужда движет человеком. Но обратите внимание на «девятый вал» примеров, относящихся к категории, упомянутой в начале. Мода, статус, желание новизны, вечное стремление к переменам, страх оказаться не лучше друзей и знакомых, боязнь прослыть простаком… Все эти мысленные тираны, и даже демоны, грубо, как конвойные стражники, толкают людей на поступки, совершенно не вынужденные подлинной нуждой или жизненной необходимостью.

Голод и нагота – это материальные проблемы. Но связывание себя долгами, скажем, из-за моды – это духовная болезнь

Это духовная болезнь. И лечиться она должна Духом. Голод и нагота – это материальные проблемы (тоже имеющие духовные причины). Но связывание себя долгами, скажем, из-за моды – это чисто духовная болезнь, никак не зависящая от материальных факторов. Заметим, что именно люди, декларирующие идеологический материализм (я, мол, в Бога не верю и не молюсь, это все выдумки), на практике беззащитнее верующих людей перед агрессивным накатом рекламы, общественного мнения или тусовочных установок.

Послушаем голос апостола Павла. Пусть он не для всех авторитет, но кому-то, даст Бог, его слова точно лягут на душу: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим. 6, 6–8).

Пусть остановится на этом слове человек и рассудит: что он внес в мир, когда вышел из чрева? Что унесет с собой, когда смежит очи и перестанет двигаться? Не сном ли покажутся все мечты о приобретениях и обладаниях? И мир, который так успешно обольщал человека ежедневно, дразнил и манил, посмеется над ним, мертвым, чтобы продолжить обманывать живущих.

Повторим, что множество долгов и опасных предприятий не вынуждены ничем, совершенно ничем существенным, кроме тщеславия и глупости, живущих в душе, чуждой веры Божией. Об этом далее и говорит Павел: «А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим. 6, 9).

Сребролюбец – это не тот, кто имеет много, но кто хочет многого. Неважно при этом, ездит ли он на «Жигулях» или на «Мерседесе». Содержание сердца определяет тайну человека, по которой он будет судим нелицеприятным Богом. Поэтому сказано: «желающие обогащаться», а не просто «богатые». Это и есть та «лесть богатства», о которой сказано выше. Лесть означает обман, призрачную мечту, таящую внутри себя сокрушительное бедствие. К «сетям и искушениям» прямо относятся и те беды, в которые может попасть должник. Чем выше заем, тем сильнее и угрозы. Дети, движимое и недвижимое имущество, внутренние органы и сама жизнь становятся нередко средствами отдачи долга. В том, что это так, убеждает нас и криминальная хроника, и исторические примеры.

Для человека должно быть естественным бояться долгов – так, как он естественно боится рабства

Для человека должно быть естественным бояться долгов – так, как он естественно боится рабства или иной тяжкой зависимости. Занимать у одних, чтобы отдать другим, бояться телефонных звонков, скрываться, менять адреса – разве это не рабство?

Обратим внимание, что долг есть образ и подобие греха. Молитвой Господней мы научены молиться: «Остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». И весь сонм толковников, словно одними устами, объясняет нам, что наши долги перед Богом – это наши грехи, ошибки, вольные и невольные проступки. Так же и долги ближних перед нами – это их грехи, требующие уврачевания через примирение и деятельную любовь. Следовательно, если Божественные уста Христовы заменили слово «грех» на слово «долг», – сущностное подобие между ними есть однозначно.

Грех связывает человека, порабощает. И долг тоже. Имеющий грехи – раб греха. Имеющий долги – раб долга. И тот человек, и этот одержимы страхом, лишены свободы и радости. Они не наслаждаются жизнью, но живут придавленные, как раб – поклажей.

Современный мир приучает человека с легкостью брать в долг, опутываться кредитами, не слишком переживая о временах расплаты. Это значит, что мир сводит наше сознание на некий младенческий уровень, при котором человек способен радоваться видимой вещи, но не способен размыслить об ответственности за обладание ею. Присмотритесь к детям. Как бурно они радуются новой игрушке и как быстро забывают ее, увидав другую. В них минимум памяти о прошлом и предвидения будущего. Это естественная для младенца слабость ума. Но во взрослом человеке это непростительное слабоумие. Оно – знак активной посторонней работы над его сознанием. Ведь какие посылы впитывает наша душа отовсюду? «Тебе нужно – возьми. Взял – радуйся. Как будешь отдавать – не парься. Как-нибудь отдашь». Живущий в такой парадигме человек подлинно слабоумен.

Он опасен не только для себя и своих родных (часто именно родственники берут на себя тяготы расплаты за долги, сделанные единокровным эгоистом). Такой человек опасен и для заимодавца. Криминалисты и следователи при желании рассказали бы нам много историй, в которых жертвами убийства стали те, кто дал в долг. Сначала человек берет. Потом не может отдать. Потом дьявол нашептывает дикий план по выходу из ситуации: «Убей его и ничего не отдавай».

То, что это не фантазии и не шутки, доказывается множеством примеров.

Отдавать вообще тяжелее, чем брать. Ведь, как справедливо говорит известная шутка, «берешь чужие и на время, а отдаешь свои и навсегда». И люди столь неусердны бывают в отдаче, что иная пословица говорит: «Хочешь с человеком поссориться, одолжи ему деньги».

Об этом тоже стоит говорить. Евангельское слово звучит только о дающих, а именно: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42). Мы же говорим о зеркальном отображении этой заповеди, которая должна звучать так: «Взял в долг? Отдай вовремя».

Такое «додумывание» Евангелия не является чем-то предосудительным, поскольку Господь, наоборот, требует, чтобы мы из евангельских принципов выводили правила практического поведения. Сказано, например, об осуждении глядящих на жену с вожделением (ср. Мф. 5, 27). Таковые уже прелюбодействуют в сердце своем. Сказано о мужчинах. Но смело можно «додумывать», что и женщина, бросившая похотливый взгляд на мужчину, тоже судится, как прелюбодейка. В наши времена превратно понимаемой свободы о женском блуде приходится говорить так же много, как о мужском.

Итак, размышление о заповедях требуется от нас, ибо мы люди. Заповеди даны свободным и умным существам, а не вшиты, как плата в робота. На основании сказанного мы можем, действительно, предъявлять требования не только к дающим (дай!), но и к берущим (верни!).

Долговой заем – это вынужденная мера, а не норма жизни. Норма жизни – уметь жить по средствам

Но снова и снова стоит возвращаться к главной мысли. Долговой заем – это вынужденная мера, а не норма жизни. Норма жизни – уметь жить по средствам и «никому не быть должным ничего, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8).

Добавим также и слово одного подвижника, который учил, что лучшим способом быть всегда бедным является намеренное неотдание долгов и работа по воскресеньям и праздникам. Смысл сказанного тот, что никто не хочет жить в бедности. Однако придется, если человек не будет чтить Бога, пренебрегая воскресной и праздничными службами в храме. Будет работать в эти дни, как в будни. И второе: будет брать в долг и не будет отдавать, хотя бы и было чем. От этих двух оплошностей словно некие дыры образуются в душе человека. Адский сквозняк способен сквозь них выдуть из души все Божии дары.

Это не отвлеченное морализаторство. Это вопросы духовной практики, которые всякий может проверить на личном опыте. Ибо все заповеди проверяются делом.

«Хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3, 10).

Купить книгу протоиерея Андрея Ткачева «Каюсь, что я не ангел» можно здесь:

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь11 февраля 2021, 23:11
Уважаемые священники! Подскажмите! Женщина, будучи прорабом на моей стройке (я продала квартиру, чтобы построить дом) втерлась в доверие и попросила под расписку очень крупную семизначную сумму. После получения устроила скандал, строить дом отказалась, а за долгом предложила идти в суд Суд я выиграла, только у нее копеечное имущество и зарплата 0 рублей в собственной фирме Чуть не оставила мою семью без крыши над головой Что скажете? Что делать, что думать?
Мария26 января 2021, 09:31
Мой бывший муж должен мне большую сумму по алиментам на троих детей. Прощать ли такой долг? Это даже долг перед детьми получается. В контексте прости нам, как мы прощаемся должникам
Пётр12 мая 2020, 16:22
Спасибо, отец Андрей! Вы вынули из моего глаза проблему и теперь я могу скакать и славить Бога как хромой из деяний апостолов! Теперь я могу взяться за свои долги! Аллилуйя!
Елена13 февраля 2020, 14:53
Если бы на роскошь, увы. В 2015 году муж попал в ДТП, вина ни его, но машина востановлению не подлежала. Объект за городом и без машины ни как, взяли в аренду, потом кридит, потом заболела я, со здоровьем и так всю жизнь не очень. Вчера выставили на продажу дорогое сердцу место, дачу мужа, все своими руками делал, это было наше место, место нашего отдыха. У меня работа с людьми связана, а к людям в плохом душевном состоянии нельзя, мне тем более. Но дай то Бог, все наладится. Пишу и плачу. Детей нет, мама моя с нами живет пенсионерка, так что какой там айфон.
Марина25 мая 2019, 01:15
Всё правильно написал о. Андрей. Знаю не по наслышке.
АлександрГ.24 мая 2019, 10:09
Вопрос поднятый отцом Андреем, в более широком контексте, можно рассматривать как и то, что на наших глазах происходит монетизация греха. И вот это самое главное. На грехах и слабостях человеческих зарабатывали всегда, но 20-й век явил нам совершенно новый масштаб этого явления.
АлександрГ.23 мая 2019, 10:33
"Александр Г, мне подобные примеры неизвестны."......

Мне тоже многое чего неизвестно, но это не значит, что этого нет. Но лично мне такие примеры известны. Желание казаться, а не быть в человеке неистребимо. Грех тщеславия и гордыни в человеке не излечим.

"То есть они есть, конечно, но какие основания говорить об этом как о повальном явлении?" ......

Река начинается с малого ручейка. Даже если таких случаев будет один на миллиард, то все равно об этом нужно будет говорить. Но увы, на данный момент такие случаи встречаются значительно чаще.
НН22 мая 2019, 12:17
Иоанна, Таким образом вы считаете, что о.Андрей "высосал из пальца" проблему долгов по кредитам? Или для Вас норма, что кредит берут для преобретения добротной, надёжной машины, заменяя ею имеющуюся, на ходу и пригодную к использоанию? а если люди едут на дорогой курорт в кредит-то это глупость? А кто-то считает наоборот, а кто-то несусветной глупостью считает и то, и другое. Кто прав -то? Так вот, о.Андрей пытается донести до нас, что, грубо говоря, несусветная глупость и то, и другое; жить надо по средствам и помнить, что всегда найдутся люди, которым живётся хуже; и благодарить Бога за то, что имеем. Долг- это КРАЙНИЙ случай! А не как правило, принятое в обществе безудержного потребления.
Иоанна_22 мая 2019, 09:08
/Таких примеров очень много, и каждый из нас при желании пополнит их список...// Александр Г, мне подобные примеры неизвестны. То есть они есть, конечно, но какие основания говорить об этом как о повальном явлении? Ещё мне непонятно, как могут дать кредит бедному студенту, поскольку для получения кредита требуется подтверждение финансовой состоятельности. А для поездки семьёй на шикарный курорт недостаточно только оплатить билет и гостиницу, но ещё надо иметь в кармане немалое количество СВОБОДНЫХ денег, иначе путешествие на шикарный курорт обессмысливается. Всё это в кредит? Как-то не замечала среди наших людей, и семейных в особенности, такой запредельной глупости.
Анна Р.21 мая 2019, 13:31
Константину. Слава Богу, что Ваш ребенок поступил на бюджет. Вам повезло. К слову, он родился в 90-е, в то время была демографическая "яма", которая частично и облегчила поступление.
Сегодня другое время. Количество бюджетных мест неуклонно сокращается. Об этом знают все, у кого есть дети...Но это Ваше право - считать нас, людей с другим опытом жизни, лжецами.
Дмитрий21 мая 2019, 11:45
Павлу: Слово переведенное в синодальном переводе как "одежда" в 1 Тимофея 6:8, греческое σκέπασμα, имеет значение - "защита, укрытие, покров", поэтому его можно трактовать в определенном смысле как жилье, квартира.
НН21 мая 2019, 10:48
Татьяна, Да, перечислять много ещё чего можно. Проблемы в СССР, конечно же, были. Дело в том, что ТЕ проблемы, на которых сторонники капитализма и "либерализма" успешно "облапошили" советский народ, оказались мелочевкой по сравнению с проблемами сегодняшнего времени. Увы, ситуация не нова, вспомним, каким образом Исав отказался от первородства и благословения в полбзу чечевичной похлёбки. Католики призвали отказаться от практики современ банковского безумия(с их %!)в пользу нестяжания, организовать альтернатив банки. Неплохо и нам бы почаще и потвёрже высказывать не только своё мнение, но предлагать конкретные шаги в этом направлении, показывать пример делами, что мы христиане, а не как все.
Татьяна20 мая 2019, 17:12
НН19 мая 2019, 11:42

...В СССР квартиры давали по очереди,но всем,кто в них нуждался(хочешь быстрее и больше-доплачивай(ЖСК),образование и медицина бесплатно для всех,и тд -но на ХОРОШЕМ уровне...
Соглашусь с Вами. Более того,в СССР люди просто не поняли бы,например,как это надо оплачивать детские кружки и спортсекции. Все кружки-секции оплачивало государство. Не поняли бы-как это, что в каждой школе-детсаду должна быть охрана. А ЗАЧЕМ?! Не поняли бы, как это постоянно собирать всем миром деньги на лечение, т.к. жизнь малыша порой зависит-соберут ли нужную сумму или нет. Вся посильная помощь просто оказывалась, у родителей вообще не было проблемы оказания медпомощи в зависимости от оплаты
Ирина19 мая 2019, 22:16
Кстати, дети приучаются жить не по средствам с детства. Иногда у магазина можно встретить подростков, просящих у прохожих 2, 5, 10 рублей, которых им не хватает до суммы, необходимой на покупку чего-то вкусного: бутылки колы, чипсов, жевательной резинки... И общество поощряет такое попрошайничество, ведь 5-10 рублей - это не проблема, а перед тобой ребенок, жалко тебе, что ли, порадовать его?
Константин 19 мая 2019, 15:57
Интересно, откуда берутся мифы о недоступности бесплатного высшего образования в современной России? Или, может, их кто-то специально распространяет? Несколько лет назад мой старший сын совершенно спокойно поступил на бюджет в старый московский ВУЗ, ещё и выбирал. При этом он не гений, не вундеркинд и даже отличником не был. Просто он этого хотел и занимался. Сын моего друга детства, совсем не богатея, поступил на бюджет в МГИМО. Когда я об этом узнал, то первой реакцией был вопрос, какая была взятка. На что мне мой друг ответил, что никакой взятки не было, но занимался дополнительно сын много. Я ему верю. И у моего сына, и у сына моего друга было желание поступить в ВУЗ и они поступили.
НН19 мая 2019, 11:42
Руслан, Проблем много.Если на пальцах и грубо,то они сводятся к"Лосёнок маленький,на всех не хватит"и сало и буханку хлеба"Всем поровну",а не одному("Судьба человека").В СССР квартиры давали по очереди,но всем,кто в них нуждался(хочешь быстрее и больше-доплачивай(ЖСК),образование и медицина бесплатно для всех,и тд -но на ХОРОШЕМ уровне.Сейчас в России-богатым всё и на высшем уровне,бедным-прожиточный минимум,образование и медицина- на"пещерном уровне".Под разговоры о"свободе совести".Свобода есть,с совестью непонятно.Что лучше- каждый решает сам. АЛЕКСАНДР Г, Это тот случай, когда люди пришли в Православие со СВОИМ понятием, как надо. Евангилие читаем, в храм ходим,но жить будем как хотим.
АлександрГ.18 мая 2019, 23:23
"Мне непонятно, какие, прошу прощения, "цацки" тут обсуждаются и осуждаются, если ......"

Для понимания привожу цитату из статьи. "Студент, обедающий в Макдональдсе и одевающийся в секонд-хенде, берет кредит для покупки новой модели айфона. Человек, имеющий машину на ходу, за полмиллиона рублей, берет в кредит еще полмиллиона и покупает более статусный автомобиль. Семья, могущая без долгов позволить себе отдых на доступном курорте среднего класса, ради поездки на статусный курорт берет кредит. Таких примеров очень много, и каждый из нас при желании пополнит их список или собственными «чудачествами», или подобными примерами из жизни знакомых."
Руслан18 мая 2019, 22:29
НН, проблема ещё и в том, что помимо того, что бюджетных мест мало, так и многие из ребят тех, кто набирают высокие баллы часто занимаются с репетиторами. А далеко не у каждых родителей есть на это деньги. У нас например английский язык сдали лучше всех те, кто с родителями ездил за границу и занимался с репетиторами за большие деньги. Плюс многие занимаются в не дешевых школах, где уровень преподавания значительно выше, чем в простых. Но простому бедному ребенку туда бесплатно не попасть.
НН18 мая 2019, 13:11
Руслан:/И еще,у нас не тоталитарное общество,поэтому каждый выбирает сам,где ему учиться и на кого учиться/- В СССР тоже сами выбирали,где и на кого учиться.Человек мог потом передумать и сменить профессию,но 3года по распределению-отдай государству,так как оно учило тебя бесплатно.Свобода-это не вседозволенность и безответственность перед страной и обществом!В свободной Франции,напр,если абитуриент 2раза не поступил в медвуз,то дорога в медицину ему там закрыта НАВСЕГДА,отсев при обучении огромный,не обучают бездарей ни за какие деньги,поэтому медицина на высоте! АННА, а кого при капиталтзме и сословном обществе волнуют чужие способные дети?Спасибо,что пока в коллдежах обучение бесплатное.
Иоанна_18 мая 2019, 05:29
Я с вами полностью согласна, Анна! Образование заграницей оказывается дешевле, чем наше платное, а к бюджетным местам московским детям просто не подступиться. Мне непонятно, какие, прошу прощения, "цацки" тут обсуждаются и осуждаются, если деньги в абсолютном большинстве берут на необходимое: на бизнес, на жильё, на машину, и вовсе не "статусную", а просто надёжную и добротную, чтобы хотя бы первые 5 лет по ремонтам не ездить. Ещё мне непонятно, почему родители, которые не научили своего ребёнка ЖИТЬ, обвиняют во всём "звёзд экрана", продолжая оплачивать долги своего взрослого чада...
Анна Р.18 мая 2019, 01:13
НН. Всё сложней. Малоспособный ребёнок априори не сможет поступить в вуз (бесчестным путём, конечно, может). Идут те, кто отлично сдал ЕГЭ + прошёл вступительные экзамены. Но и это не гарантирует отличнику поступление, т.к. бюджетных мест единицы, а поступающих- сотни. Получается, что надо идти в колледж, а о высшем образовании забыть, потому что ты беден. Учить ребенка в колледже, а потом в вузе тоже дорогой вариант, он не для всех.
НН17 мая 2019, 18:31
Анна Р: /Не будет никакой рождаемости, пока люди берут кредиты на лечение и образование. Коммунисты это понимали./- Согласна! Мы очень бурно обсуждаем следствие, а причину- ни-ни! К сожалению, многие ЕГЭшники уже и не в состоянии сложить картину целиком, поэтому для них норма то, как им преподносится материал; кого-то устраивает существующее положение, пусть и не очень хорошее, но лишь бы на СССР не было похоже; а кто понимает, что происходит, что является причиной отсутствия у государства денег на медицину и образование - те или помалкивают до поры, а кому-то рот закрывают. Странно, что власть не понимает, что все "украинские проблемы" притащат ненасытные олигархи с чиновниками, а не народ.
НН17 мая 2019, 17:00
Анна Р., Вы странный вывод сделали. Образование разное,способности у людей разные,достаток разный и тд.Моя мысль такая:"Каждый сверчок должен знать свой шесток"(пословица русского народа).Не надо бедным родителям залезать в кабалу,чтоб малоспособный ребёнок поступал в ВУЗ,где он не потянет(откуда плохие специалисты берутся?!).Если ребёнок гений-тогда конечно,но он на бюджет попадёт!Мб,следуя здравому смыслу,пусть дитя в колледже поучится,профессию получит?А дальше захочет учиться-вперёд!Родители могу ПОМОЧЬ.Кстати,в СССР и в ПТУ было хорошее образование,+ спецпредметы,эстетика,история,литература.Чем плохо самообразование при нынешних возможностях,если работать всё равно МЕНЕДЖЕРОМ будет?
Руслан17 мая 2019, 16:50
НН, люди и дальше будут посылать своих детей в ВУЗы, ибо сейчас квартиры бесплатно в стране не дают. Каждая семья пытается помочь своему отпрыску, это логично. В моей стране ситуация такая же. В государстве идет коммерциализация вообще всего, социальные лифты не работают, поэтому родители по максимуму вкладываются в своих детей, зная, что государство ничем не поможет. Этого и следовало ожидать.
Руслан17 мая 2019, 16:41
НН, если государство самоустраняется от решения проблем молодёжи, то от простых людей что-то требовать вы не имеете права. Как вы сейчас предлагаете решать жилищный вопрос молодёжи? Без доступного жилья об улучшении демографии можете забыть навсегда. И еще, у нас не тоталитарное общество, поэтому каждый выбирает сам, где ему учиться и на кого учиться (экономист, юрист и т.д.)
Анна Р.17 мая 2019, 13:14
Для НН. Значит образование не нужно? Ну раз не все потом по специальности работают (это было и в советское время, и в царское - всегда, т.к. человек может передумать о своём призвании). И плата в миллионах рублей - это норма?
Не будет никакой рождаемости, пока люди берут кредиты на лечение и образование. Коммунисты это понимали.
НН17 мая 2019, 11:13
АлександрГ напомнил про практику давать молодым специалистам жильё и гарантированную работу по распределению после окончания ВУЗа,но это себе могло позволить только тоталитарное,бесчеловечное,идеологически противное капитализму государство,где были повсюду рабочие места: на севере, востоке,а уж про запад и юг и говорить нечего. Да,для москвичей и жителей др городов было трагедией уехать из дома на 3года,но остальные спокойно принимали то,что деньги,потраченные государством на твоё образование надо отрабатывать. Многие так и оседали на новых местах(русские в союз республиках,напр),и на селе горожане оставались,врач и учитель были уважаемыми на селе людьми,нужды не знали, в кредиты не влезали.
НН17 мая 2019, 10:52
АннаР:/Почему-то образование тоже записывают в потребительскую корзину как что-то ненужное./-Может,Вы удивитесь,но очень для многих людей платное высшее образование для детей в престижных ВУЗах да ещё при условии,что по специальности по окончании,напр, медвуза,по словам доктора Мясникова работают не более2-3% выпускников-это не та нужда,ради которой надо залезать в безвылазные долги.Да ещё когда родители знают что дитятко в школе еле-еле"тянуло"и ВУЗе не потянет. Но мы же не хуже других! А уж что говорить о педагогических,юридических и экономических ВУЗАх! Президент сказал,что у государства нет рычагов,чтоб заставить выпускников работать по специальности,и в провинции.А там и работать нЕгде.
Анна Р.17 мая 2019, 01:07
Спаси Господи, о.Андрей!
Прочитала комментарии, очень интересно. Почему-то образование тоже записывают в потребительскую корзину как что-то ненужное. Не могу согласиться. Образование-это не прихоть, а необходимость. И я не понимаю, почему за мечту стать учителем надо платить сотни тысяч рублей в год, в вузе именуемом государственным. Зайдите на сайты вузов, на некоторых сразу выскакивает предложение банка взять кредит на обучение. Бюджетных мест - единицы. Это ненормальная ситуация.
АлександрГ.16 мая 2019, 19:45
Вот эта самая пресловутая концепция взращивания "потребителя". Она что обозначает? Она обозначает выращивание людей с доминантой вещизма. Взрастили. Выпестовали. Сейчас они прыгают в Екатеринбурге, на айфон себе напрыгивают. А бегут топ-менеджеры и чиновники за границу, они с какой доминантой? Правильно, тот же самый вещизм и та же самая философия потребителя. А как вообще соединяется патриотизм с взращиванием грамотного "потребителя"? А никак не связывается.А как связывается воспитание нравственности с взращиванием "потребителя"? Тоже никак не связывается.Но это же в реальности есть и существует бок о бок друг с другом, как то самое сказочное животное тянитолкай. И кроме Церкви все молчат.
НН16 мая 2019, 15:18
Катерина, Согласна с Вами. Но! /..т.е. случаев, в которых истинная, а не мнимая нужда движет человеком."/. На мой взгляд, дело в том, что понятие НУЖДА для каждого своё, в современной России(весь мир очень разный), когда Я и МОИ нужды всегда превыше всего, а стыд и нравственность загнаны в подполье, между НУЖДОЙ и "нуждой" границы стёрты - жажда преобретения (потребления) так и будет кружить по спирали. Сначала новый велик, потом айпад, потом новую машину, квартиру, загородный дом, обучение детей(лучше заграницей), бизнес себе, жене, детям, внукам - и так по кругу. Не исключено, что и до разбитого корыта. Но это даже не хотят просчитывать, это просто такой стиль жизни: Бери от жизни всё!
АлександрГ.16 мая 2019, 14:57
Вообще, показатель кредитов, берущихся на модные "цацки" и прочие якобы статусные вещи, без которых вот совершенно немыслимо обойтись любому нормальному человеку (последняя фраза написана с иронией), свидетельствует о духовном здоровье нации. Чем выше этот показатель, тем ниже уровень этого самого духовного здоровья. А если провести исследование по срезам населения, классифицируя их по доходам, или классифицируя их по возрасту, то картина будет еще печальней. Развращаются бедные и молодые. И совершенно понятно, что проповедь священника в сознании рядовых граждан компенсируется "проповедью", звучащей из телевизора.
АлександрГ.16 мая 2019, 14:39
В СССР молодым специалистам государством выделялись квартиры. Может быть зря отказались от этой практики?

Кредиты выдавались под 2-3% годовых. Высчитывались из зарплаты. За не возврат, из квартир не выселяли и бандитов не натравливали. Но и не возвратить было не возможно, работа была у всех. Так, что кредит гасился гарантированно.

Может быть стоило в современные реалии брать то хорошее, что было наработано нашими родителями и дедами там в СССР?
ксения16 мая 2019, 14:24
у семьи должен быть дом и заработок ,а если нет дома,нет отца, оплачиваешь аренду жилья и нет заработка ,то волей неволей накапливаются долги и без каких либо роскошей.
Александр Чухланцев16 мая 2019, 10:43
Спаси Господи отца Андрея и его семью
Роман16 мая 2019, 08:36
Иулиания,
"Мы не будем рассматривать случаи займа для нужд бизнеса или покрытия коммунальных долгов, т.е. случаев, в которых истинная, а не мнимая нужда движет человеком" (c)
Катерина 15 мая 2019, 23:29
Понимаю теперь, почему свт. Иоанн Златоуст в своих проповедях то и дело призывает паству быть внимательными и аутентичным. 6-7 абзацы. "Мы не будем рассматривать случаи займа для нужд бизнеса или покрытия коммунальных долгов, т.е. случаев, в которых истинная, а не мнимая нужда движет человеком." Хороший пастырь на хорошем русском языке в хорошей проповеди уточняет, о какой именно группе потребителей кредитов идет речь. Именно сейчас он хотел бы сознательно уделить внимание этой (а не какой другой) группе лиц время. Нет, добрый пастырь. Будем рассматривать. Все, что угодно. Кого угодно. Только не эту группу. Вообще проигнорируем главную мысль Вашей проповеди и сведём тему к любимым мазолям.
Ольга Тренубова15 мая 2019, 22:34
я думаю Спаситель ведь сказал "да имут, и лишше имут"! надо помочь купить айфон и поступить в университет и бутерброды большие давать с собой, может какую-нибудь еще ракету изобретет? И книжку Святого Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе" подарить мальчику, лишь бы для Бога делал дела, то есть молился и приобщался иногда хотя бы,а иметь можно все что угодно и греха в этом нет
Фотиния15 мая 2019, 22:11
Это трагедия моих балканских родственников по мужу. Привыкшие при Тито шикарно жить, не напрягаясь на работе, они в нынешней нищете не желают жить по средствам, но огромные силы тратят на поддержание видимости красивой жизни. На тяжелую работу никто не согласен, чтоб роскошь оплачивать. Вот и подсели на кредиты так, что спокойно заявляют: это стиль жизни такой: "позајми па врати". И смеются, что наша ленинградская семья так ударно работает, а живет так скромно. А мы просто по жизни рады тому, что заработали своим честным трудом. И нам страшно даже представить само чувство, что мы кому-то должны. Да и времени жизни может не хватить, чтоб вернуть долг. Тогда на Суд Божий пойдешь еще и как вор.
Татьяна15 мая 2019, 21:32
Наверно на меня сейчас набросятся с упреками за восхваление социализма (в лучшем его проявлении, но социализм в моем понимании: сначала накормить голодного рыбкой, научить ловить рыбку,дать удочку.
Капитализм, как нам его рисуют: не кормить голодного рыбкой,а просто дать ему удочку.
Капитализм,как он есть на самом деле: не давать удочку,а продать её в кредит, не давая голодному понять, что ни доступа к рыбному пруду, ни прав на отлов у него всё равно нет, т.к. и пруд, и рыба давно принадлежат тем, кому он теперь ещё и за удочку должен… Отсюда и повальная закредитованность, иногда вынужденная (на жилье),иногда-для понтов. + некритичное восприяние рекламы. Слава Богу-никогда не брала кредиты
Иулиания15 мая 2019, 21:09
Артему: вы в курсе, что в России огромный процент одиноких матерей и просто женщин? Им предлагаете перейти на дрова и землю?
р.Б.Алла15 мая 2019, 19:21
Кредит-это финансовая кабала,а не свобода,как некоторые комменты считают!По милости Божией,никогда не жили в долг.Детям своим тоже не давали добро на получение кредитов.Ведь все,что так легко дают тебе(кредит),нужно отдавать и с большими процентами.Жить нужно по-средствам,так любит говорить мой супруг!
НН15 мая 2019, 19:14
Иулиания:/Предложите, пжл, иные варианты приобретения своего жилья не в долг?/- Можно предложу, не новый вариант,а опробованный в СССР 10-ки лет.Это жилищные кооперативы.Надо было накопить,взять в долг денег у друзей и/или кредит в Госбанке под"смешной" процент на первый взнос.При средней зарплате порядка 120-160р взносы были таковы:3-х комн кв-1200р, 2-х-800, 1ком- 600р, остаток стоимости выплачивался 15 лет тоже под смешные проценты или досрочно.В 80-ые годы"построить кооператив" и въехать в свою квартиру можно было втечене 1года.Гарантированно!Да, за мебелью записывались,бегали отмечались.Но как оказалось,тот "кошмар"-цветочки, крупные ягодки"свободы" сейчас собираем,корзин не хватает.
Ольга15 мая 2019, 17:50
СПАСИБО за статью! Это очень актуально! Люди бездумно берут кредиты! К сожалению, постоянно поддаются моде и рекламе, не могут довольствоваться тем, что имеют! Коме того, легкость оформления микрозаймов, кредитных карт, ипотеки и потребительских кредитов представляют собой сети, из которых очень непросо выбраться (сужу по своим знакомым и клиентам социальных служб)
НН15 мая 2019, 15:16
Если вынести духовную составляющую за скобки(а для при 95% народонаселения нашей страны именно там она и находится), то уже критическая проблема с кредитами -это следствие существующей идеологии потребления современной России, о которой стыдливо умалчивается; но лицемерно провозглашается отсутствие любой идеологии. Выростили уже целое поколение квалифицированных потребителей и их детей ЕГЭшников. Долго мы ещё будем питаться "хлебом на этой закваске", если не одумаемся и не начнём бороться с причиной. Пока государству выгодно ТАКОЕ кредитование -так и будут люди зависать в рабском состоянии. Увы, многие уже подсели и не видят в этом ничего плохого, готовы на любые проценты и кол-во кредитов.
Артём15 мая 2019, 15:11
Загнали всех в индустриализацию и подсадили на весь этот не нужный прогресс. Дальше будет больше. Цифровая экономика, чипирование ну вот и стадо для обслуживание мировой элиты. На дрова надо переходить и землю)а то скоро пластик будем есть.
Иулиания15 мая 2019, 14:31
Отец Андрей, буду кратка: весь цивилизованный мир сегодня приобретает собственное жилье через ипотеку. Это тоже кредит и жизнь на годы в долг. Предложите, пжл, иные варианты приобретения своего жилья не в долг? А стабильную жизнь до конца дней своих сегодня не обещает никто. Такие времена настали и иначе уже не будет.
Павел15 мая 2019, 13:03
"Имея еду и одежду - будем довольны" - эти слова Ап. Павла для меня загадка, было бы понятнее - "Имея жильё, еду и одежду...". Но у него о квартире ни слова. Что-то в этом есть, в. т.ч. для связавшихся с ипотекой. Если у кого есть что сказать по этому поводу - коментируйте - прочитаю, наберусь ума.
Галина15 мая 2019, 12:43
Все верно! Наша семья уже много лет страдает от проблем с кредитами старшего сына. Просто задыхаемся, оплачиваем, а он берет новые. Не можем отказаться от помощи ему, живем в одном городке. Но вот вопрос: а те известные артисты, которые за большие деньги рекламируют разные банки, в которых они якобы кредитуются, они несут какую- то духовную ответственность за эти ролики? Для меня это сродни рекламе наркотиков, которой они соблазняют ,, малых сих".
Лидия15 мая 2019, 12:11
Дорогой наш батюшка, наш Учитель! Какую насущную. тему Вы затронули. Мы все утонули в приобретениях квартир и машин, в отпусках за границей - и всё в кредит. А потом по телевизору показывают, как в аэропортах огромная масса людей не может улететь по каким-то причинам, а на бутылку воды для ребёнка нет денег. Вся реклама манит и зовёт - приобрети! А как платить потом? Работа у всех нестабильная, даже в бюджетных организациях. Мы превратились в денежных рабов, потеряли человеческое достоинство, оцениваем друг друга только с финансовой стороны, воспитывая также и детей.
Очень надеемся, что своей литературной работой Вы затронете глубоко запрятанные струны наших несовершенных душ.Низкий поклон.
Екатерина15 мая 2019, 11:29
Спаси Бог отца Андрея за столь ценные мысли! Тема очень актуальная, ведь именно сегодня, как никогда, жители больших городов обладают такой огромной материальной свободой. С одной стороны это великий дар, ведь мы имеем массу возможностей для реализации своих идей и планов, а с другой стороны - великое испытыние и ответственность за то, как мы распорядимся заработанными средствами. И вот человек, почувствовав эту свободу, неизбежно начинает желать большего, отсюда и кредиты с долгами и прочие проблемы. Как же важно не поддаться этому искушению, но взирая на Господа, каждый раз благодарить за то, что имеешь, и испрашивать благословение на то, что хочешь приобрести, а лучше отдать другому.
Илия15 мая 2019, 10:49
Из опыта спортсмена: на ринге, если активно махать руками, то противник к третьему раунду может схватить насморк и загнуться от простуды. Как же нам самого себя вести в отношении Господа и Бога, который пере-преподает все нам наперед, всего лишь только хотящим веровать и славить Его своими делами? Как усвоить все то, что преподается нам наперед?
Екатерина15 мая 2019, 10:34
О.Андрей всегда просто и по полочкам раскладывает наши мирские чаяния. Каждый раз слушая его проповеди и читая его статьи задаешься вопросом "Не я ли?" и как тяжело порой открывать в себе это "я". Но как тяжело, так и необходимо каяться. Чем больше раскаяния, тем легче становится принимать Благодать Божию и видеть чудо Его присутствия в своей жизни.
Антоний15 мая 2019, 09:51
Кредит - отличный инструмент, но пользоваться им нужно с умом. Многие ли могут приобрести сегодня недвижимость без заемных средств? А ведь молодая семья без жилья - как птицы, у которых и гнезда нет, и права - птичьи. Где уж там птенцов выводить - так, почирикали и разлетелись... Ладно, нам, почти уже старикам, жилье дала щедрая Советская Родина, которая заботилась о людях не на словах, а на деле. Но ведь есть и иные нужды. Возьмем, к примеру, вычислительную технику. Ноутбук, на котором я набираю этот текст - куплен в кредит. И полностью оправдывает свою цену - отличная машинка с топовым железом, работать на такой - одно удовольствие! А хороший инструмент - залог успеха в труде.
Олег15 мая 2019, 09:04
Самые главные слова оказались в конце текста. Человек должен чтить Бога, не пренебрегать воскресной и праздничными службами в храме, с этого все и начинается. Больше смотрим на соседа, а не на Бога. Вон у него сколько, а я тоже хочу. Главная цель становится; догнать и перегнать. Прости нас, Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×