«Родная земля»: миссия на Север и впервые на Псков

Уже девять лет сретенские добровольцы отправляются на Русский север. Митрополит Псковский и Порховский Тихон с этого года благословил еще одно направление: на Псков. А молодежное волонтерское движение Сретенского монастыря назвали «Родная земля».

    

«И была б она чужая, чья-нибудь, а то – своя»

Сразу же вспоминается фильм Никиты Михалкова 2013 года «Чужая земля». С его эпиграфом-предупреждением: «Что ожидает страну, где своя земля – уже чужая, ненужная и брошенная»... И лейтмотивом – строками А. Твардовского:

До чего земля большая,
Величайшая земля.
И была б она чужая,
Чья-нибудь, а то – своя.

Там же, в фильме, – кадры хроники: как с 1920-х годов, начиная с Л. Троцкого, русских выживали с русской земли. Кто-то и сам срывался, когда все храмы в округе уже были разорены и закрыты. Все-таки в большом городе, пересаживаясь с трамвая на трамвай, проще было незамеченным добраться до кое-где еще открытых церквей.

Как «чужую землю» снова сделать родной?

В глубинке большинство храмов до сих пор в запустении. Местные жители не могут их восстановить собственными силами из-за оттока работоспособного населения, отсутствия финансовых возможностей. Так они и стоят, святыни – настежь открыты...

Как «чужую землю» снова сделать родной?

    

Искони на Руси поселение начиналось с храма. Известно даже, как уже в наше время священники ездили да служили литургии в совсем заброшенных церквях, как они говорили, «тайнообразующе»: пусть никто не видит, Господь призрит – и людей пошлет, чтобы храм восстановить, и жизнь возродит в округе.

Нагрянули ночью, поселились на границе с кладбищем...

В 2011-м году иеромонах Ириней (Пиковский), насельник московского Сретенского монастыря, и собравшаяся из прихожан группа молодежи впервые взяли курс на Север. Действовали в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Однако поскольку в составе сретенских экспедиций изначально собиралось много семинаристов, аварийно-спасательными работами в храмах и часовнях дело не ограничилось.

Рассказывает участница первой экспедиции Ольга Костянова:

– Мы тогда и сами еще не знали, куда мы едем. Прибыли. Ночь. 30 человек высыпали из автобуса. Бодро соорудили палатки – только бы уснуть, да поняли, что мы заняли излюбленную лужайку коров... Они тут, у храма, как впоследствии подтвердилось, обычно паслись... Срочно пришлось искать другое место – самым сухим оказалось место на краю кладбища... Перенесли палатки ночью, не заметив, что заросли за спиной – это следы старых могил. Утром, конечно, палатки перенесли. Но все же местные жители, которые встают рано, заметили, и их это насторожило: «Кто такие? Нагрянули ночью, поселились на границе с кладбищем...».

К концу нашей первой экспедиции полдеревни собиралось на молитву

В первый день мимо нас проехал один маленький велосипедист. Посмотрел и скрылся. На следующее утро смотрим: уже двое велосипедистов постарше катят... Один из них пошел мимо нас за водой... А мы его взяли да и накормили! Так и познакомились. На следующий день уже двое этих велосипедистов весело стучали ложками в нашей импровизированной трапезной. Каждое утро мы начинали с молитвы в храме. Сначала – никого. Потом дети полюбопытствовали: «О! Что-то бормочут»... После мы уже пошли крестным ходом вокруг храма с иконами. Детям понравилось. На следующем крестном ходе все иконы уже несла детвора. К концу нашей первой экспедиции полдеревни собиралось на молитву.

Заповеданный дух общительности (ср. Евр. 13, 16)

Сретенская молодежь очень быстро нашла общий язык с местными мальчишками и девчонками. Вот уже что-то сообща мастерили, устраивали мастер-классы, по их итогам – выставки. Подвижные игры, квесты по отечественной истории. Рисовали мультики, например, об апостолах Петре и Павле – к престольному празднику одной из деревень. Где-то добровольцы возводили целые детские городки, чтобы детям и после было где поиграть.

    

Ездили в совместные паломничества по северным святыням. Просто проводили беседы. Важен ведь и сам образ верующей, созидательно настроенной молодежи. Иногда вместе ходили в лес по ягоды по грибы. Рыбачили. Если надо было помочь кому-то из местных бабушек, – шли и помогали.

Вечерами, если были силы после трудов по спасению храмов, собирались у костра, пекли картошку и пели песни. Стали устраивать концерты для жителей всего поселения и окрестностей. Дети сами изготовляли и разносили всем односельчанам приглашения. Кто-то даже из соседей по улице знакомился так друг с другом, благодаря именно сретенской миссии, – так как некоторые приезжают в дачном режиме, на лето, и до этого вели себя несколько обособленно.

Забыли главное...

Когда волонтёры стали приезжать из года в год, люди прониклись доверием, стали подходить с просьбой покрестить их. Так, уже за годы Сретенской миссии на Север более 200 местных жителей из разных деревень приняли Крещение.

Рассказывает участник экспедиций последних лет Алексей Андреев:

– В прошлом году мне довелось потрудиться над восстановлением часовни Святителя Николая Чудотворца, установленной еще в XVII веке. Это уникальная по архитектуре часовня с балкончиком и галереей. Профессиональный архитектор составил нам план работы, согласовал его в местном Департаменте охраны памятников и культуры. Нам предстояло оказать «скорую помощь» раритету, с тем чтобы профессиональные реставраторы потом уже продолжили работу. Мы рьяно бросились с топорами на спасение шедевра – дело в том, что сначала его надо было высвободить по периметру от наросших за время запустения деревьев. И вот на этом лесоповале вдруг мой напарник Александр, человек, имеющий опыт в строительстве, приехавший на своей машине со всем необходимым для ремонтных работ инструментом, спохватился:

– Мы кое-что забыли! А это главное...

– Что?!

– Мы забыли помолиться!

Мы не только трудились, но и о вере рассказывали

Зайдя в часовню, призвали на помощь Бога и покровителя святыни. Продолжили работу. Вскоре, несмотря на дождь, стали появляться местные жители. Тот, которого звали Николай, помню, еще сказал своему сыну:

– Смотри, – уважительно показывая на нас, – они технику безопасности даже в глуши соблюдают!

    

А Александр надел каску на самом деле от дождя. Но так завязался разговор. Крышу на часовне мы перекрывали в течение недели – и все это время без отрыва от работы общались с так или иначе ставшими нам помогать местными жителями. Они, оказывается, достаточно часто приходили в это место, потому что из-под часовни чудесным образом забил источник. Вот они и брали воду отсюда. Но в часовню, признались, никогда не заходили и о вере практически ничего не знали. Поэтому мы не только трудились, но и о вере рассказывали.

Один из значимых эффектов этого социального проекта

Первостепенные реставрационные работы, конечно, проводятся: крыши латаются, завалы разгребаются, вода от фундаментов отводится и т.д., – этой работы много. Но храмы во время таких миссионерских экспедиций не просто «консервируются», – каждый храм изначально готовится и благоукрашается к богослужению. Где-то уже устанавливаются и иконостасы.

Отец Ириней во время проведения экспедиций каждый день служит литургию, переезжая из деревни в деревню, где живут и трудятся добровольцы. За все годы миссии совершено уже более 300 богослужений (литургии, всенощные, молебны), в том числе некоторые из них впервые в этих местах возглавляли архиереи. Где-то местные жители вообще в первый раз видели «живого священника», – литургия там совершалась впервые за последние 65–70 лет с того самого дня, как последний пастырь был репрессирован...

Там, где необходимо и нет местных священников, отец Ириней служит также панихиды, совершает и другие требы. Не только наиболее востребованные Крещения, но и Венчания, как местных пар, так и... добровольцев. Те, кто решает обвенчаться на Севере, и познакомились именно в этих экспедициях. Так уже было создано около 20 семей.

– Это тоже, – как отмечает отец Ириней, – один из значимых эффектов этого социального проекта Сретенской обители. Эти экспедиции обходятся монастырю в значительную сумму. Но мы, призывая тех, кто может, по силам поддержать эту миссию, считаем просто необходимым ее продолжение.

    

В этом году экспедиция на Север продлится с 7 по 30 июля, подробности здесь: https://vk.com/nasever.

Друзья не бросают

Само движение сретенских добровольцев из года в год возрастало. К семинаристам Сретенской семинарии присоединялись друзья из других семинарий, а также студенты вузов. И это были уже не только прихожане Сретенского монастыря, но и других московских, впрочем, и не только московских храмов. Молодежь собиралась уже со всей России.

Потом подтянулось ближнее зарубежье: Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан и т.д., – а после и дальнее: Великобритания, Франция, Америка и пр. Участвовал даже как-то парень из Нигерии. Многие северяне вообще впервые видели такого, как они выражались, «темного» человека, – но уже в общении могли оценить, насколько он образован, знает несколько языков; его очень полюбили дети.

Сейчас на Север от Сретенского монастыря отправляется уже за раз более 100 добровольцев. Расселяются в 10–20 деревень. Причем из года в год это одни и те же деревни.

Для того чтобы людям помочь, надо стать им друзьями

– Для того чтобы людям помочь, надо стать им друзьями, – говорит руководитель миссии иеромонах Ириней. – А друзья – это те, кто не бросают. Нам хочется делиться чем-то хорошим с местными людьми, но в ответ от них мы получаем больше. Любовь. А это бесценно.

Участники экспедиций, возвращаясь, действительно наперебой рассказывают, как их принимают – побросав свои, многочисленные у селян дела, топят им баню, учат старинным, передаваемым из рода в род кулинарным рецептам, то соленьями или пирожками с лесными ягодами побалуют, то вдруг весь улов вручат... Это уроки отнюдь не книжного христианства.

    

Пусть храмы здесь при советской власти были закрыты, но в душах не тесно, и Слово Божие многими из местных жителей воспринимается легко, – и на местах возрождаются общины.

– Мы стараемся действовать так, чтобы ни в чем не вызвать диссонанса. Служим, как заведено служить в этой епархии, – отмечает отец Ириней. – Не надо создавать никаких альтернативных стилей духовной жизни: вот, мол, у заезжего московского батюшки мы так исповедовались, так причащались... Мы заботимся о пополнении общего Тела Христова – Церкви.

Внутренняя миссия

Всего за годы сретенских экспедиций в них приняло участие более 1000 человек со всей России и из-за рубежа. Хотя далеко не у всех добровольцев есть возможность продолжать начатое дело на протяжении многих лет, но желание и намерение участвовать остается. Об этом они говорят на общих встречах волонтёров.

Проект летних экспедиций превращается в постоянно действующую миссию

Со временем проект летних экспедиций превращается в постоянно действующую миссию. Добровольцы уже в течение всего года посещают хосписы, дома ветеранов, детские приюты – такие, как Свято-Софийский домик, – участвуют в фестивалях и благотворительных праздниках «Пасхальный дар», «Белый цветок» и др. Совместно изучают Евангелие под руководством еще одного насельника Сретенского монастыря – иеромонаха Андроника (Пантака). Также проводятся просветительские курсы, в том числе с виртуальной их версией для иногородних.

    

А с этого года у Сретенской миссии появилось еще одно направление – на Псков.

На Псков

Команды формируются до начала июня, за месяц до старта. Локации экспедиций: Старый Изборск, остров Залит, Елеазарово, Гдов, Красиковщина, Дно, Писковичи, деревни Толба, Ям, Кярово, Лосицы.

Это красивейшая природа, где живописные псковские озера обрамляются хвойными и смешанными лесами, и возможность погрузиться в историю, – как в древнюю, так и в совсем еще недавнюю – известную читателям по действию книги «Несвятые святые» митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова).

    

Один из принципов сретенских миссий – укорененность в культуре. Когда, бывало, на местах посещали тюрьмы и колонии, то, как рассказывает семинарист Антоний Осипов, поначалу думали было в шутку спеть «Мурку», чтобы как-то установить контакт с аудиторией, но после все-таки поняли, что это не тот репертуар, что возвышает душу... Спели «Солнце скрылось за горою» – о победе в Великой Отечественной войне.

Культура для участников миссии на Псков будет представлена от народной казацкой (мастер-классы по фланкировке, верховой езде и пр.) до классики (к проекту уже присоединились учащиеся Российской академии музыки им. Гнесиных).

В программе: концерты (своими силами и с привлечением местных жителей), мастер-классы, квесты и ролевые игры для детей, а также участие в ремонте и уборке храмов, прихрамовых территорий, богослужения. Кстати, концерты, как и богослужения, всегда   требуют хорошей подготовки. Репетиции, спевки хора проводятся в течение всего года.

Условия размещения – от самых спартанских до проживания в купеческом деревянном доме.

    

Постоянные участники поездок – необязательно профессионалы в пении и реставрации: это студенты ВУЗов, молодые специалисты в области культуры, компьютерных технологий, биологи и медики, юристы и экономисты. Не только из Москвы и Пскова – со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья.

– Участвовать можно и нужно, – призывает отец Ириней. – Для этого достаточно прийти в Сретенский монастырь и присоединиться к одному из молодёжных направлений.

Подготовила Ольга Орлова

30 мая 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Кий, Онега, Подпорожье Кий, Онега, Подпорожье
Лирический взгляд на русский Север. Фотогалерея
Кий, Онега, Подпорожье Кий, Онега, Подпорожье
Лирический взгляд на русский Север. Фотогалерея
Фото: Кристина Оболоник.
«Сделать всё возможное – чтобы невозможное сделал Бог» «Сделать всё возможное – чтобы невозможное сделал Бог»
Свящ. Алексий Яковлев
«Сделать всё возможное – чтобы невозможное сделал Бог» «Сделать всё возможное – чтобы невозможное сделал Бог»
Беседа с руководителем проекта «Общее Дело» священником Алексием Яковлевым
На Русском Севере сохранилось 410 деревянных храмов, из них большинство находится в аварийном состоянии.
Восстановление деревянных храмов Русского Севера Восстановление деревянных храмов Русского Севера
ВИДЕО
Восстановление деревянных храмов Русского Севера Восстановление деревянных храмов Русского Севера
ВИДЕО
До сих пор на Русском Севере еще можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни. Уже давно нет на этом свете людей, построивших их, но мы можем ощутить красоту и величие их души, любовь и усердие к Богу, а также заботу о нас, их потомках. Небольшой фильм рассказывает о деятельности группы энтузиастов по спасению гибнущих святынь.
Комментарии
Тамара31 мая 2019, 00:03
Слава Богу,что есть настоящие христиане,любящие Господа и свою Родину.
Елена30 мая 2019, 16:37
Извините, а почему учавствовать в восстановлении отечественной культуры можно только до 35 лет в данном проекте? Или, допустим, специалисты в области культуры знают меньше по достижении данного возраста?
Любовь 30 мая 2019, 15:24
Спаси Господи !Так радостно читать Ваши рассказы. Благодаря Владике Тихону это всё и происходит Божьей помощи вам в трудах
Катерина 30 мая 2019, 10:18
Есть ли конкретный банковский счёт именно для этого проекта? Надеюсь приехать в Россию в конце сентября и смогу принести что-то в клювике:) пусть мало, а все помощь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×