Уже девять лет сретенские добровольцы отправляются на Русский север. Митрополит Псковский и Порховский Тихон с этого года благословил еще одно направление: на Псков. А молодежное волонтерское движение Сретенского монастыря назвали «Родная земля».
«И была б она чужая, чья-нибудь, а то – своя»
Сразу же вспоминается фильм Никиты Михалкова 2013 года «Чужая земля». С его эпиграфом-предупреждением: «Что ожидает страну, где своя земля – уже чужая, ненужная и брошенная»... И лейтмотивом – строками А. Твардовского:
До чего земля большая,
Величайшая земля.
И была б она чужая,
Чья-нибудь, а то – своя.
Там же, в фильме, – кадры хроники: как с 1920-х годов, начиная с Л. Троцкого, русских выживали с русской земли. Кто-то и сам срывался, когда все храмы в округе уже были разорены и закрыты. Все-таки в большом городе, пересаживаясь с трамвая на трамвай, проще было незамеченным добраться до кое-где еще открытых церквей.
Как «чужую землю» снова сделать родной?
В глубинке большинство храмов до сих пор в запустении. Местные жители не могут их восстановить собственными силами из-за оттока работоспособного населения, отсутствия финансовых возможностей. Так они и стоят, святыни – настежь открыты...
Как «чужую землю» снова сделать родной?
Искони на Руси поселение начиналось с храма. Известно даже, как уже в наше время священники ездили да служили литургии в совсем заброшенных церквях, как они говорили, «тайнообразующе»: пусть никто не видит, Господь призрит – и людей пошлет, чтобы храм восстановить, и жизнь возродит в округе.
Нагрянули ночью, поселились на границе с кладбищем...
В 2011-м году иеромонах Ириней (Пиковский), насельник московского Сретенского монастыря, и собравшаяся из прихожан группа молодежи впервые взяли курс на Север. Действовали в рамках проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Однако поскольку в составе сретенских экспедиций изначально собиралось много семинаристов, аварийно-спасательными работами в храмах и часовнях дело не ограничилось.
Рассказывает участница первой экспедиции Ольга Костянова:
– Мы тогда и сами еще не знали, куда мы едем. Прибыли. Ночь. 30 человек высыпали из автобуса. Бодро соорудили палатки – только бы уснуть, да поняли, что мы заняли излюбленную лужайку коров... Они тут, у храма, как впоследствии подтвердилось, обычно паслись... Срочно пришлось искать другое место – самым сухим оказалось место на краю кладбища... Перенесли палатки ночью, не заметив, что заросли за спиной – это следы старых могил. Утром, конечно, палатки перенесли. Но все же местные жители, которые встают рано, заметили, и их это насторожило: «Кто такие? Нагрянули ночью, поселились на границе с кладбищем...».
К концу нашей первой экспедиции полдеревни собиралось на молитву
В первый день мимо нас проехал один маленький велосипедист. Посмотрел и скрылся. На следующее утро смотрим: уже двое велосипедистов постарше катят... Один из них пошел мимо нас за водой... А мы его взяли да и накормили! Так и познакомились. На следующий день уже двое этих велосипедистов весело стучали ложками в нашей импровизированной трапезной. Каждое утро мы начинали с молитвы в храме. Сначала – никого. Потом дети полюбопытствовали: «О! Что-то бормочут»... После мы уже пошли крестным ходом вокруг храма с иконами. Детям понравилось. На следующем крестном ходе все иконы уже несла детвора. К концу нашей первой экспедиции полдеревни собиралось на молитву.
Заповеданный дух общительности (ср. Евр. 13, 16)
Сретенская молодежь очень быстро нашла общий язык с местными мальчишками и девчонками. Вот уже что-то сообща мастерили, устраивали мастер-классы, по их итогам – выставки. Подвижные игры, квесты по отечественной истории. Рисовали мультики, например, об апостолах Петре и Павле – к престольному празднику одной из деревень. Где-то добровольцы возводили целые детские городки, чтобы детям и после было где поиграть.
Ездили в совместные паломничества по северным святыням. Просто проводили беседы. Важен ведь и сам образ верующей, созидательно настроенной молодежи. Иногда вместе ходили в лес по ягоды по грибы. Рыбачили. Если надо было помочь кому-то из местных бабушек, – шли и помогали.
Вечерами, если были силы после трудов по спасению храмов, собирались у костра, пекли картошку и пели песни. Стали устраивать концерты для жителей всего поселения и окрестностей. Дети сами изготовляли и разносили всем односельчанам приглашения. Кто-то даже из соседей по улице знакомился так друг с другом, благодаря именно сретенской миссии, – так как некоторые приезжают в дачном режиме, на лето, и до этого вели себя несколько обособленно.
Забыли главное...
Когда волонтёры стали приезжать из года в год, люди прониклись доверием, стали подходить с просьбой покрестить их. Так, уже за годы Сретенской миссии на Север более 200 местных жителей из разных деревень приняли Крещение.
Рассказывает участник экспедиций последних лет Алексей Андреев:
– В прошлом году мне довелось потрудиться над восстановлением часовни Святителя Николая Чудотворца, установленной еще в XVII веке. Это уникальная по архитектуре часовня с балкончиком и галереей. Профессиональный архитектор составил нам план работы, согласовал его в местном Департаменте охраны памятников и культуры. Нам предстояло оказать «скорую помощь» раритету, с тем чтобы профессиональные реставраторы потом уже продолжили работу. Мы рьяно бросились с топорами на спасение шедевра – дело в том, что сначала его надо было высвободить по периметру от наросших за время запустения деревьев. И вот на этом лесоповале вдруг мой напарник Александр, человек, имеющий опыт в строительстве, приехавший на своей машине со всем необходимым для ремонтных работ инструментом, спохватился:
– Мы кое-что забыли! А это главное...
– Что?!
– Мы забыли помолиться!
Мы не только трудились, но и о вере рассказывали
Зайдя в часовню, призвали на помощь Бога и покровителя святыни. Продолжили работу. Вскоре, несмотря на дождь, стали появляться местные жители. Тот, которого звали Николай, помню, еще сказал своему сыну:
– Смотри, – уважительно показывая на нас, – они технику безопасности даже в глуши соблюдают!
А Александр надел каску на самом деле от дождя. Но так завязался разговор. Крышу на часовне мы перекрывали в течение недели – и все это время без отрыва от работы общались с так или иначе ставшими нам помогать местными жителями. Они, оказывается, достаточно часто приходили в это место, потому что из-под часовни чудесным образом забил источник. Вот они и брали воду отсюда. Но в часовню, признались, никогда не заходили и о вере практически ничего не знали. Поэтому мы не только трудились, но и о вере рассказывали.
Один из значимых эффектов этого социального проекта
Первостепенные реставрационные работы, конечно, проводятся: крыши латаются, завалы разгребаются, вода от фундаментов отводится и т.д., – этой работы много. Но храмы во время таких миссионерских экспедиций не просто «консервируются», – каждый храм изначально готовится и благоукрашается к богослужению. Где-то уже устанавливаются и иконостасы.
Отец Ириней во время проведения экспедиций каждый день служит литургию, переезжая из деревни в деревню, где живут и трудятся добровольцы. За все годы миссии совершено уже более 300 богослужений (литургии, всенощные, молебны), в том числе некоторые из них впервые в этих местах возглавляли архиереи. Где-то местные жители вообще в первый раз видели «живого священника», – литургия там совершалась впервые за последние 65–70 лет с того самого дня, как последний пастырь был репрессирован...
Там, где необходимо и нет местных священников, отец Ириней служит также панихиды, совершает и другие требы. Не только наиболее востребованные Крещения, но и Венчания, как местных пар, так и... добровольцев. Те, кто решает обвенчаться на Севере, и познакомились именно в этих экспедициях. Так уже было создано около 20 семей.
– Это тоже, – как отмечает отец Ириней, – один из значимых эффектов этого социального проекта Сретенской обители. Эти экспедиции обходятся монастырю в значительную сумму. Но мы, призывая тех, кто может, по силам поддержать эту миссию, считаем просто необходимым ее продолжение.
В этом году экспедиция на Север продлится с 7 по 30 июля, подробности здесь: https://vk.com/nasever.
Друзья не бросают
Само движение сретенских добровольцев из года в год возрастало. К семинаристам Сретенской семинарии присоединялись друзья из других семинарий, а также студенты вузов. И это были уже не только прихожане Сретенского монастыря, но и других московских, впрочем, и не только московских храмов. Молодежь собиралась уже со всей России.
Потом подтянулось ближнее зарубежье: Украина, Беларусь, Молдова, Казахстан и т.д., – а после и дальнее: Великобритания, Франция, Америка и пр. Участвовал даже как-то парень из Нигерии. Многие северяне вообще впервые видели такого, как они выражались, «темного» человека, – но уже в общении могли оценить, насколько он образован, знает несколько языков; его очень полюбили дети.
Сейчас на Север от Сретенского монастыря отправляется уже за раз более 100 добровольцев. Расселяются в 10–20 деревень. Причем из года в год это одни и те же деревни.
Для того чтобы людям помочь, надо стать им друзьями
– Для того чтобы людям помочь, надо стать им друзьями, – говорит руководитель миссии иеромонах Ириней. – А друзья – это те, кто не бросают. Нам хочется делиться чем-то хорошим с местными людьми, но в ответ от них мы получаем больше. Любовь. А это бесценно.
Участники экспедиций, возвращаясь, действительно наперебой рассказывают, как их принимают – побросав свои, многочисленные у селян дела, топят им баню, учат старинным, передаваемым из рода в род кулинарным рецептам, то соленьями или пирожками с лесными ягодами побалуют, то вдруг весь улов вручат... Это уроки отнюдь не книжного христианства.
Пусть храмы здесь при советской власти были закрыты, но в душах не тесно, и Слово Божие многими из местных жителей воспринимается легко, – и на местах возрождаются общины.
– Мы стараемся действовать так, чтобы ни в чем не вызвать диссонанса. Служим, как заведено служить в этой епархии, – отмечает отец Ириней. – Не надо создавать никаких альтернативных стилей духовной жизни: вот, мол, у заезжего московского батюшки мы так исповедовались, так причащались... Мы заботимся о пополнении общего Тела Христова – Церкви.
Внутренняя миссия
Всего за годы сретенских экспедиций в них приняло участие более 1000 человек со всей России и из-за рубежа. Хотя далеко не у всех добровольцев есть возможность продолжать начатое дело на протяжении многих лет, но желание и намерение участвовать остается. Об этом они говорят на общих встречах волонтёров.
Проект летних экспедиций превращается в постоянно действующую миссию
Со временем проект летних экспедиций превращается в постоянно действующую миссию. Добровольцы уже в течение всего года посещают хосписы, дома ветеранов, детские приюты – такие, как Свято-Софийский домик, – участвуют в фестивалях и благотворительных праздниках «Пасхальный дар», «Белый цветок» и др. Совместно изучают Евангелие под руководством еще одного насельника Сретенского монастыря – иеромонаха Андроника (Пантака). Также проводятся просветительские курсы, в том числе с виртуальной их версией для иногородних.
А с этого года у Сретенской миссии появилось еще одно направление – на Псков.
На Псков
Команды формируются до начала июня, за месяц до старта. Локации экспедиций: Старый Изборск, остров Залит, Елеазарово, Гдов, Красиковщина, Дно, Писковичи, деревни Толба, Ям, Кярово, Лосицы.
Это красивейшая природа, где живописные псковские озера обрамляются хвойными и смешанными лесами, и возможность погрузиться в историю, – как в древнюю, так и в совсем еще недавнюю – известную читателям по действию книги «Несвятые святые» митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова).
Один из принципов сретенских миссий – укорененность в культуре. Когда, бывало, на местах посещали тюрьмы и колонии, то, как рассказывает семинарист Антоний Осипов, поначалу думали было в шутку спеть «Мурку», чтобы как-то установить контакт с аудиторией, но после все-таки поняли, что это не тот репертуар, что возвышает душу... Спели «Солнце скрылось за горою» – о победе в Великой Отечественной войне.
Культура для участников миссии на Псков будет представлена от народной казацкой (мастер-классы по фланкировке, верховой езде и пр.) до классики (к проекту уже присоединились учащиеся Российской академии музыки им. Гнесиных).
В программе: концерты (своими силами и с привлечением местных жителей), мастер-классы, квесты и ролевые игры для детей, а также участие в ремонте и уборке храмов, прихрамовых территорий, богослужения. Кстати, концерты, как и богослужения, всегда требуют хорошей подготовки. Репетиции, спевки хора проводятся в течение всего года.
Условия размещения – от самых спартанских до проживания в купеческом деревянном доме.
Постоянные участники поездок – необязательно профессионалы в пении и реставрации: это студенты ВУЗов, молодые специалисты в области культуры, компьютерных технологий, биологи и медики, юристы и экономисты. Не только из Москвы и Пскова – со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья.
– Участвовать можно и нужно, – призывает отец Ириней. – Для этого достаточно прийти в Сретенский монастырь и присоединиться к одному из молодёжных направлений.