О «12% некрещенных православных» и общем числе православных в России

Опрос ВЦИОМ «Православная вера и таинство Крещения» дал пищу для новых обсуждений. Особое внимание привлёк показатель в 12 % некрещеных россиян из числа тех, кто назвал себя православным. Получается, часть наших сограждан считает себя православными – при том, что не удосуживается выполнить первоначальное условие приобщения к Церкви.

Это послужило поводом к насмешкам и пересудам в соцсетях насчёт «номинальных 75%», «церковнозапутинском большинстве», «бессознательном Православии» и даже «приписках в пользу Патриархии».

Естественные социологические парадоксы

Сразу скажем о том, что довольно часто социологические показатели выглядят неким парадоксом с точки зрения непосвящённого.

«Из числа пар, назвавших себя семьёй, N% не заключали брака».

«L% из тех, кому нравятся горы, никогда не бывали в горах».

L% из тех, кому нравятся горы, никогда не бывали в горах

«Среди автомобилистов на дорогах около Y% составляют лица без водительских прав».

«Почти 100% россиян осведомлены о вреде курения, но только F% курильщиков бросают курить».

Таковы наглядные примеры аналогий «12-и процентам православных, оказавшимся некрещеными». Обычная ситуация: некая первоначальная общность, основанная на близкой самооценке, уменьшается в размерах по мере того, как в отбор добавляются новые и более строгие критерии. В частности, общность этнокультурного типа «православные» сжимается, если ввести дополнительные критерии – «крещёные», «молящиеся», «причащающиеся» и т. д.

Полон стакан наполовину или наполовину пуст?

Что такое «основанная на самооценке»? Это значит, что человек считает себя кем-то без лишних объяснений и доказательств. Нередко самооценка людей исходит «от обратного» – по принципу исключения. Каждый, кто не соотносит себя с другими категориями, войдёт, соответственно, в рассматриваемую нами группу. Другими словами, если кто-либо в России не считает себя атеистом, буддистом, протестантом, иудеем, кришнаитом или мусульманином, то в интервью этот «кто-либо» скажет, что он православный. Только и всего. Как видим, нет никакого парадокса или тем более приписок. Социология говорит ровно то, что она говорит, а уж наша с вами задача – интерпретировать полученные данные корректно и без посторонних «проекций» и перетолкований.

Едва ли кто-нибудь, когда-нибудь утверждал, будто в России целых 3/4 граждан являются постоянными прихожанами храмов. Мне уже приходилось писать: собственно православная община насчитывает от 8,8% (ФОМ, 2014) до 10% (ИСПИ РАН, 2012) граждан, и ещё 15–20% «активно сочувствуют» – тем или иным образом связаны с жизнью Церкви и считают религию важнейшей и неотъемлемой частью своей жизни (Ю. Синелина).

Социологически 75% – это самая общая рамка, охватывающая всех как-либо ассоциирующих себя с Православием и его культурными, этническими, бытовыми и прочими аспектами. При анализе данных многое зависит от позиции интерпретирующего. Так, цифра в «12% некрещёных православных» может вполне восприниматься оптимистически. «Плюс 12 процентов некрещеных, – говорит известный социолог, профессор Белгородского Госуниверситета Сергей Лебедев, – можно рассматривать как ближайший ‟миссионерский ресурс”. Самоидентификация – вещь очень сложная и малоизученная в своей латентной части, и её очень важно изучать дополнительно перед тем, чтобы делать какие-то выводы».

Модель концентрических сфер

Применяя критерии разной степени строгости, мы получаем модель православного мира в России в виде как бы «ста одёжек» луковой репки – концентрических сфер, в которые включены люди разной степени воцерковлённости, вплоть даже до некрещёных. В таком случае, каким будет наиболее точный ответ о количестве православных верующих и степени влиятельности Православия в России? 75 ли процентов за минусом 12% некрещеных, или это будет какое-то другое число? Ответ зависит от того, к чему относить подсчёт. Религиозность и церковная жизнь имеют множество преломлений и образов протекания процессов, к которым прилагается разная статистика. Одно дело, если нам приходится рассчитать, к примеру, типографский тираж книги. Смотря по жанру и известности автора, к аудитории её будут относиться больше или меньше концентрических сфер. Для специальной богослужебной литературы принципиальное значение имеет статистика по числу приходов, для аскетической – количество регулярно молящихся и постящихся, для житий – статистика воцерковлённых с сочувствующими, для популярной, как «Несвятые святые» и «Непознанный мир веры», – самый широкий круг читателей из тех самых 75%.

При расчёте количества церковного актива, тесно вовлечённого в богослужебную жизнь и церковные миссии и послушания, учитываться должны, по-видимому, причащающиеся раз в месяц и чаще – всего 1,4%, ежедневно вычитывающие молитвенное правило – 0,7%, соблюдающие все посты – 0,4% от числа россиян (ФОМ, 2014). При рассмотрении посещаемости храмов важны средние и пиковые значения количества молящихся за обычными службами и торжественными богослужениями по большим праздникам.

Православие как политический фактор

Далее, если говорить об общественно-политической жизни, общий «ресурс» и влиятельность Русской Православной Церкви зависит от обстоятельств и «мобилизационного» повода. Как мы знаем, крестные ходы в Киеве в канун дня святого равноапостольного князя Владимира собирают по нескольку сот тысяч прихожан, монашествующих и священнослужителей Украинской Православной Церкви. Подобные мероприятия, помимо цели молитвенного единения, обладают и определённым политическим значением. Никакая другая общественная сила на Украине не может сегодня повторить или хотя бы приблизиться в массовости к упомянутому результату.

Несмотря на относительно невысокие показатели числа активных верующих, вера как политический фактор способна играть колоссальную роль, становиться базой широкой общественной консолидации. Как на наиболее очевидный и близкий пример, укажем на Сербию, где социологи называют цифру всего в 8% посещающих воскресную службу до двух раз в месяц (Опрос отделения этнологии и антропологии философского факультета Белградского университета, 2010) – уровень, не сильно отличающийся от той же категории православных верующих в России. И тем не менее в событиях в Косове православная идентичность сербов играла центральную роль. Богатая и важная для национального самосознания история края, древние косовские святыни – монастыри и храмы, пребывание одной из главных кафедр в городе Печ побудили сербский народ, вопреки внешнему давлению, отстаивать сербский статус Косова, глубоко сопереживать Сербской Церкви и трагической судьбе косовской православной общины.

То же было и у нас в период Великой Отечественной войны: вопреки официальному атеизму, православная самоидентификация, память столетий отстаивания своей веры перед лицом крестоносного Запада, польско-католической экспансии пробилась наружу, сыграв важную консолидирующую роль. В будущем для России вполне вероятно усиление политической роли Православия и Церкви.

В будущем для России вполне вероятно усиление политической роли Православия и Церкви

Как мы уже показывали, текущие показатели и сейчас делают общину Русской Православной Церкви крупнейшей и влиятельнейшей из общественных групп. Для сравнения: по самой сдержанной оценке, число воцерковлённых россиян достигает 12 млн. человек, тогда как в самой большой партии – «Единая Россия» – состоят 2,1 млн. членов, у КПРФ таковых насчитывается всего около 160 тысяч.

Православие как цивилизационная основа

Наконец, самый общий контур присутствия Православия в нашей жизни объясняется генезисом России – составной части Восточно-Европейской православной цивилизации, восприятием ею принципов византийской традиции, с принятием, после схода Византии со сцены, ведущей роли в православном мире.

Напомню, что теория цивилизаций, или локальных культурно-исторических типов, первоначально была развита в XIX в. отечественным философом и социологом Н.Я. Данилевским. Впоследствии его подход поддержали и продолжили О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Хантингтон и др.

Всего Тойнби выделял 21 локальную цивилизацию, существующие поныне и древние. К основным действующим учёный относил: западную, православную христианскую в России, иранскую и арабскую (исламскую), индуистскую, восточно-азиатскую. В числе крупных исчезнувших упоминаются шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. Сторонники цивилизационного подхода ставят во главу не экономику и политику, а нематериальные факторы, такие как религия, искусство, нравственность, право и др. Как пишет Арнольд Тойнби в своём «Постижении истории»:

«культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными созданиями природы и движущих сил».

Мне неизвестно, предпринимались ли современной социологией в общественном поле попытки поиска и изучения признаков цивилизационного типа. Не вызывает сомнений, что религия самым глубоким и кардинальным образом отпечатлевается на общественных устроениях, коллективных практиках, этике и менталитете народа. Макс Вебер, которого знают по работе «Протестантская этика и дух капитализма», утверждал:

«вера, помимо своей конечной сотериологической цели, имеет и вполне конкретные общественные задачи… любой религиозно-этический комплекс оказывает непосредственное влияние на общественные отношения, в том числе на экономику».

В таком случае уместно говорить о характерном пути России в построении государственности, общественных отношений, хозяйства, культуры, обусловленном этикой Православия.

Уместно говорить о характерном пути России, обусловленном этикой Православия

Критики и недоброжелатели отдают должное упомянутой специфике. По словам либерала-западника В. Познера, принадлежность европейских народов и стран к трём ветвям христианства: Католицизму, Протестантизму и Православию – предопределила различные успехи их. Наиболее удачливы среди всех протестантские страны, выбор же Православия Россией В. Познер называет трагическим. «Это совершенно неслучайные вещи», – подчёркивает он.

В цивилизационной оптике значение Православия для России трудно переоценить. Влияние его выходит далеко за статистическую рамку 75%, распространяясь на неславянские народности и иноверцев. Татары, башкиры, калмыки, северокавказское и сибирское автохтонное население в значительной степени русифицированы и европеизированы, а вместе с этим приобщены к христианскому ареалу и получают прививку православного менталитета и ценностей. Цивилизационно российские мусульмане стоят ближе к русским православным, нежели к своим единоверцам из арабских и персидских стран. Отпочковавшись от западных деноминаций, российские протестанты также нарабатывают собственную повестку, инкультурируются, и их связи с материнскими структурами ослабевают.

В заключение отмечу, что в данной публикации я не ставил перед собой научных задач, требующих отдельного подробного и аргументированного обоснования и уточнения понятийной и терминологической части. Она носит установочный характер и обозначает лишь общие границы вопроса о роли религиозного православного фактора в жизни современной России.

Андрей Рогозянский

20 августа 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сколько в России воцерковленных христиан и почему Сколько в России воцерковленных христиан и почему
Свящ. Николай Емельянов
Сколько в России воцерковленных христиан и почему Сколько в России воцерковленных христиан и почему
Священник Николай Емельянов
Мы не имеем распространенных социальных форм, через которые человек может войти в Церковь.
Социологические подходы в церковной действительности Социологические подходы в церковной действительности
Евгения Жуковская
Социологические подходы в церковной действительности Социологические подходы в церковной действительности
Евгения Жуковская
Чем и как социологические исследования могут помочь в решении миссионерских задач? Какие проблемы встают при сборе сведений о числе храмов, приходов и количестве прихожан?
Великий пост в России: статистика Великий пост в России: статистика
Беседа с аналитиками «Среды»
Великий пост в России: статистика Великий пост в России: статистика
Беседа с аналитиками исследовательской службы «Среда»
Ксения Русс
Алина Багрина и Мария Курочкина о том, почему разнятся оценки числа постящихся, можно ли, оперируя данными опросов, рассуждать о «качестве» поста и кому важно учитывать результаты подобных исследований.
Комментарии
Катерина 29 августа 2019, 14:18
НН 27 августа 2019, 23:44 - Ветхий Завет важен для христиан тем, что там о приходе Спасителя говорится. А живем мы по Новому Завету.
НН 27 августа 2019, 23:44
Иулиания27 августа 2019, 14:30, Просветите, пожалуйста, когда в нашей Церкви Ветхий Завет отменили? Я 6 дней в храме не была. Там что, уже пророков не читают? и Книгу Притчей Соломоновых, и Псалтирь, и др Книги? И Всенущную служить перестали?
Иулиания27 августа 2019, 14:30
НН: Христом нам дан Новый Завет. Упражняться надо в нем, а вот ветхого человека в себе изничтожать.
НН27 августа 2019, 10:50
Сергей Н.23 августа 2019, 08:22, В идеале - да, уж если женщина вышла за такого, как говорите Вы, и живёт с ним. Значит, сама дура и пусть радуется, что её вообще замуж взяли. Но в данном случае я имела ввиду просто мужа неверующего или другой веры. "Не отдавай жене души твоей, чтобы она не восстала против власти твоей (Сир. 9. 2)." "Жены, повинуйтесь своим мужьям, потому что муж есть глава жены (Еф. 5. 22-23)." - Это не самые жесткие цитаты. Читаем Ветхий Завет и Апостолов. Не мне об этом писать, но коли уж так случилось - простите меня, дорогие братья.
Сергей Н.23 августа 2019, 08:22
НН "Желание любого мужа для жены - закон" Какая жуть...Что же вы такое говорите то! Любого? И пьяницы, и жестокого и ревнивца и скупца и отъявленного мошенника и просто дурака?
Мария23 августа 2019, 07:44
Обращаюсь к . То, что Вы пишите "Финляндия - страна, где православие государственная религия" не совсем верно, вот первоисточник: «В ряде других стран существуют государственно признанные Церкви, например, в Финляндии их две: Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии и Православная Церковь», — добавил он(митр. Иларион)" То есть, государственно признанные и государственные не одно и то же. Наверное, единственная страна, где Православие государственная религия сегодня это Греция (и то, мои сведения возможно устарели,тк не слежу за динамикой развития этого момента). Государственной Православная вера была у нас до революционных событий(переворота?).
Natalie23 августа 2019, 04:12
Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец! А слушать мужа - это второе правило. Первое и главное -это слушать и любить Бога и жить по Его Заповедям.
Иоанна_ 22 августа 2019, 18:53
Спасение без таинств невозможно, и тот, кто не причащается, живёт только телесной и отчасти душевной частью своей натуры, но дух его... хорошо, не мёртв, а спит. Не нужна была бы Церковь, если бы для спасения достаточно было быть просто хорошим человеком. Так что Иулиания всего лишь констатирует факт из области ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, и набросились на неё напрасно.
НН22 августа 2019, 18:28
Анна, Попробуйте поступать так, как учили меня: Представьте, что всё происходит не с Вами, а Вы смотрите на ситуацию как-бы со стороны. Что бы Вы посоетовали делать и как себя вести другой женщине? Такая "хитрость" помогает остудить голову, успокоится и принять правильное, взвешенное решение, даже и такое, какое Вам не нравится. Но оно верное! не только для "той женщины", но и для ВАС. И ещё: не переживайте, когда Вы хотите пойти на службу, попоститься, но муж против. Желание любого мужа для жены - закон, он ведь не договаривался с Вами поститься и сидеть дома вечером без Вас. Мир в семье - прежде всего. Слушайтесь мужа! - и Господь всё изменит к лучшему, вот увидете! Помощи Божией Вам.
Катерина 22 августа 2019, 10:06
Анна21 августа 2019, 18:15 - хотя Ваш вопрос и обращен к Иулиании - наверное, нужна золота середина и в отношении близких к Вам. Чтоб и они тоже Ваши интересы соблюдали о Вас заботились.
Natalie22 августа 2019, 03:39
Галине: Себя пожалейте, пожалуйста. Как можно так говорить о Церкви? Мы идём в Церковь к БОГУ!!! Божией помощи Вам!
Иулиания21 августа 2019, 22:05
Анне: читаете ли вы Священное Писание? Там, ведь, ответы на все вопросы. На сайте Оптины выложены Толкования к Библии. Найдите время и почитайте толкование к следующему стиху: "Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы" Не вы одна такая, у которой муж неверующий. Лучше меня вас просветит священник в храме или духовный отец. Обратитесь к ним со всем наболевшим.
НН21 августа 2019, 21:13
Анна, Вас порсвятят цитатами и указаниями,как надо и правильно делать.При чём те,кто сам не всегда поступает по писанному.Увы,это факт,фарисействовать мы мастера. Знаю одну особу,"православную христианку" буквально с пелёнок.Мать много труда положила на воспитание и воцерковления дочери.Обе причащались регулярно,постились,молились утром и вечером,паломничали.Мать заболела,совершенно беспомощна стала. Так"православная"причащающаяся дочь сакан воды со скандалом подаёт,мать постоянно оскорбляет,вспомиает все мыслимые и немыслимые обиды и прямо говорит,что ухаживать за умирающей не собирается. А некрещённые племянницы моего мужа за бабушкой так ухаживали 2,5г и проводили, что дай Бог каждому.
Антоний21 августа 2019, 19:44
Лично для меня быть Православным означает выполнять самое малое послушание Богу: верить в истинность Православия, всей душой и сердцем быть всюду со Господом, ставить Веру превыше всего в своей жизни, соблюдать Заповеди и Каноны Святой нашей Матери-Церкви, соблюдать Посты, постоянно участвовать в жизни Церкви, заниматься благотворительностью. И, конечно, постоянно изучать богословскую литературу и современные документы Церкви. Выше этого минимума - Подвиг. Но Подвиг во имя Господа - удел сильных, нам бы минимум соблюсти. Впрочем, душа сама соблюдать его стремится: сегодня я лишь день один Успенским постом не Причастился (дабы не опоздать в аэропорт), а душа уже мечется, рвется к Чаше!
Андрей21 августа 2019, 19:15
Спасибо за трезвенную оценку состояния общества Иулиании и за позитивный настрой ответов, казалось, в патовой ситуации. Вопрос в том, куда ведет эта оценка общества к Богу - к боли за себя и всех, или от Бога к осуждению и очерствению души или равнодушию. У всех, кто действительно ревнует о Господе есть искушение впасть в критику. "Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей"(Псалом 50) Вместе с тем живыми мертвецами являемся все мы, когда теряем веру в силу Причастия, равно когда стремимся всего лишь к правильному количеству Причастия. У Христа нет числа.
Александр21 августа 2019, 18:42
75 % голосуют за православие. А состав остальных (условных) 25 % россиян? Спросим, к примеру, сколько россиян (хотя бы) затронутых православной культурой? Да, среди них окажутся и мусульмане и члены партий и атеисты… Тогда интересно знать, сколько не доверяющих православной церкви и сколько останется нетронутых нашей культурой? Или, как бы точнее выразится? Например, сколько россиян не стремятся к идеальности в своей жизни? Или – сколько россиян с ... нетронутых духом,что ли?
Анна21 августа 2019, 18:15
Иулиания, а если я иду за Христом не одна, а с моими близкими, родными, с неверующим мужем? И ко всем нужно проявить заботу, участие, в ущерб необходимому к причастию посту и вычитке канонов? Бросить их и спасаться одной? Просветите, пожалуйста.
Иулиания21 августа 2019, 15:07
О том, насколько важно святое Причастие в духовной жизни человека, нам прямо и да, категорично, говорит Сам Господь: "Рече же им Иисус: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день" (Ин. 6:53) Если в человеке нет жизни, то что в нем есть? О важности регулярного причащения, а не раз в год, написано и сказано много. Кому интересно - найдут на Православие.ру много замечательных статей на эту важную тему. Мир жил и живет по другим законам. Христос неотмирен. И уж как-то нужно для себя понять, за кем-то я иду или за Ним.
наталия21 августа 2019, 15:01
Помнится, до 1917 года Россия была православной страной, с православным народом. И что? Кто громил храмы и убивал священников, кто забыл веру отцов сразу? Так что желательно нам помнить слова Господа о "малом стаде". Мы - малое стадо,соль... Так и должно быть. Это истина.
Галина21 августа 2019, 10:35
"Живешь посреди живых мертвецов" Несчастный Вы человек. Мою маму звали Ульяной, как и Вас. Её дядюшка кроткий, добрейшей души человек. Безспорный праведник, никогда ничего для себя лично не стяжавший, жил ради других. Причащался в детстве, пока храмы не закрыли, потом женился, венчался под страхом гонений, потом прошел всю войну, ранен, контужен, выжил. Всю оставшуюся жил трудился. Такого труженика поискать, нет теперь таких. И физически труженик и духовный труженик. Для него крест - не украшение, не мода, не показуха, не подвиг, а просто сама жизнь была. А жил через дорогу от храма и в храм не ходил. И я туда бы не ходила. Причины назвать? Жаль Вас. Очень.
Анна21 августа 2019, 08:43
Позволю себе еще один комментарий, который приходит на ум всякий раз, когда видишь человека, не бегающего по монастырям и храмам, но при этом готового помочь бескорыстно, не злобного, не поучающего, кроткого, терпеливого к чужим грехам и милостивого к чужим страданиям. Иуда три года был учеником Господа, одним из 12-ти, а разбойник в это время грабил людей. Первый сделался предателем, а второй стал первым насельником рая. Мыслится, что во всех определениях православных где-то в глубине души должна быть эта картинка.
Анна21 августа 2019, 08:36
Большое спасибо и автору и редакции за такой содержательный и внятный подход. Прочитала некоторые критерии, а также комментарий Иулиании и поняла, в чем же состоит "косяк" всех этих исследований: задавая эти критерии для определения православного мы подменяем православие человека на формальную праведность (сколько раз причащается и прочее). Конечно этого не избежать при самой формальной сущности опросов, но понимать-то надо - мы кого считаем-то? Православных или праведников по формальным признакам? Лично для Иулиании: в храм хожу не каждое воскресенье, посты нарушаю, причащаюсь дай Бог, чтобы каждый пост, катком и ползком, и, да, я - Православная!
.21 августа 2019, 08:15
Финляндия - страна, где православие государственная религия. http://www.pravoslavie.ru/122137.html Государственная религия, по идее, как государственный язык - вы можете думать на любом языке, но обязаны знать государственный. Вы можете исповедовать любую религию, но обязаны знать, что имеет сакральное значение для последователей религии государственной. Речь о знаниях, но не о внутреннем отношении или вере. Зависимость от телевизора, в котором много пошлых и глупых передач - вот трагический выбор многих россиян.
Катерина 21 августа 2019, 07:32
Как сказал У.Черчилл: "Доверять можно тольько той статистике, которую подделал сам". Желаю Матери Церкви побольше самодостаточности, а не этого "мимимими" на любой пук сомнительной информации ) ведение любой врйны, в том числе и информационной - это искусство! Надо овладевать им. Дорогая Иулиания. Если окружающие нас с вами люди "живые мертвецы", то кто тогда мы с вами, не сумевшие нашей верой зажечь их хладные к Спасителю сердца? И почаще вспоминайте разбойника с правой стороны, он ведь та была еще скотина до распятия, а в результате первым вошел с Господом в рай.
Елена21 августа 2019, 02:44
А меня ни разу не опрашивали на эту тему. Иулиании - а себя не причисляете к живым мертвецам, может к праведникам? Святые отцы видели окружающих людей лучше себя, а сами были святые!За себя ответим на Страшном Суде. И потом есть примеры благоразумного разбойника, Марии Египетской... Знаю людей, которых Господь сподобил исповеди и Причастия незадолго до кончины. Слава Богу за всё!
Анна20 августа 2019, 17:08
Иулиания, спасибо, в резкости суждений вы себе не изменяете. Помнится уже была пространная статья об этих процентах или у меня дежавю? Получается, за каждое статистическое исследование необходимо оправдываться такими вот статьями? Церкви очень нужна вся эта сомнительная отчётность?
Иулиания20 августа 2019, 10:39
"причащающиеся раз в месяц и чаще – всего 1,4%" О чем тут можно говорить?.. Слава Богу и за эту цифру, но все равно грустно. Живешь посреди живых мертвецов.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×