Рыцарь Христа-Бедняка

О Леоне Блуа и его книгах, которых… нет на русском языке

И чем только заняты переводчики!

Придумать мелодию и записать ее нотными знаками я не умею. Еще не умею поднять в воздух и посадить на землю гражданский или военный самолет. И китайскую поэзию переводить на русский язык я тоже не умею.

Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! То, что я делать не умею, исчисляется тысячами. Здесь и проектировка зданий, и забой скота, и селекция растений, и управление яхтой, и составление бухгалтерских отчетов… Так почти до бесконечности. Живи я допотопной (буквально до Потопа) жизнью с их 7–8 сотнями лет, все могло бы быть иначе. Но наши ничтожные 50–60 лет таковы, что внутри них не разгонишься. Как встанешь за прилавок или сядешь за баранку в 20 лет, так и уйдешь на пенсию оттуда же. И весь мир промчится мимо, дразнясь и раздражая, а к тебе подберутся усталость и дряхлость, в чьей компании придется окончить суетные дни.

Леон Блуа Леон Блуа     

От чувства поражения спасает только Бог. Стоит вспомнить о Нем и прочесть пускай самую короткую молитву, как дело мало-помалу выравнивается. В конце концов, ведь Бах сочинял музыку, как никто, но не на это опирался. Он писал в начале каждой партитуры «Иисус! Помоги!», а в конце – «Во славу Божию». Бах опирался на Господа.

А Сикорский поднимал в небо самолеты и изобрел целую кучу разных вертолетов, но всегда держался за веру, и молился, и даже писал толкование на молитву «Отче наш».

А отец Серафим (Роуз) в поисках истины учил не только китайский, но и санскрит. И знания у него прибавлялись, диковинные буквы складывались в слова, иероглифы развязывали язык и сообщали о тайнах, древность становилась понятной, но… сердце не успокаивалось. Пока он не зашел случайно – есть такое глупое слово – в маленький православный храм и вдруг почувствовал, что он наконец Дома, а двери за спиной тихо закрылись. Таких примеров много.

Бог уравнивает гениев и простаков. Он уравнивает тех, кто исколесил весь мир, с теми, кто не высовывал носа из своего поселка. Уравнивает тех, кто с детства ел на серебре и говорил на трех языках, с теми, кто ел руками из глиняной миски и изъяснялся на местном диалекте, плохо понятном даже в соседнем городе. Бог всех уравнивает, никого при этом не унижая. Это так красиво и успокоительно. Это так мило для уставшего ума и издерганного сердца, что можно ни о чем не жалеть. Вот я и не жалею. Так, разве что по мелочам.

Сегодня, к примеру, истинно «по мелочам»: я жалею, что не читаю свободно по-французски. Искренно жаль. Потому что в очередной раз я набрел на имя Леона Блуа и цитаты из его произведений. Первый раз я встретил это имя в дневниках отца Александра Шмемана. Там что-то говорилось о неистовости этого писателя, о его ужасающей бедности, длившейся всю жизнь, о несгибаемом характере и ненависти к ценностям буржуазной Франции. Там была неожиданная цитата о том, как в доме Блуа не было ни гроша, и он бродил по Парижу, молясь. А дома холодно и голодные дети. И вдруг он увидел на мостовой кем-то оброненные 35 сантимов (надо полагать, не очень большие деньги). Писатель воспринял эту находку как подарок лично от Христа. Но это была такая ничтожная сумма! И тут Блуа услышал внутренним слухом слова Господа: «Терпение и мужество, Леон! Больше сейчас не могу. Я распят!»

Естественно, личность писателя меня заинтересовала. Да и кем нужно быть, чтобы такие слова вас не заинтересовали?

«Нет ли у вас Леона Блуа?» – стал я обращаться к продавцам различных книжных магазинов. «К сожалению, ничего нет», – звучал неизменный ответ. Прям как с сырокопченой колбасой в Советском Союзе. Действительно, оказалось, что Леон Блуа – не переведенный автор. Хочешь с ним познакомиться, надо бегло читать по-французски без словаря.

И тут он услышал слова Господа: «Терпение и мужество, Леон! Больше сейчас не могу. Я распят!»

До эпохи исторического материализма в русской образованной среде это было дело обыденное до скуки. Александр I Благословенный Евангелие читал только по-французски, поскольку русского перевода еще не было, а со славянским у него не сложилось. На языке же галлов во дворцах лопотали с детства. Чудный Алексей Степанович Хомяков (Реально чудный! Всем прочесть немедленно!) по-французски и за границей печатал – из цензурных внутри России соображений – некоторые свои богословские труды («Несколько слов православного христианина о западных верованиях»). А вот и святитель Игнатий (Брянчанинов) в переписке с Муравьевым-Карским пишет: «Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений святого Иоанна Златоустого; они все есть на французском языке; толкование на евангелиста Матфея, на Послание к Римлянам; еще кое-что есть и на русском» (письмо 185 в Полном собрании писем).

То есть на русском есть только «кое-что», а все вообще есть на французском, и человек тот владел языком настолько, что мог «глубоко заняться» этим чтением.

Вот таким людям тогда было легко что Паскалем вдохновиться, что Вольтером отравиться. А мы, сиромахи, ныне целиком зависим от труда переводчиков.

«Почтовые лошади цивилизации» – так назвал переводчиков какой-то острослов прошедших времен. Я бы добавил: «Но что-то кони мне попались привередливые». Судите сами. Полное собрание Золя эти лошади нам на спине давно принесли. Бальзака, Флобера, Мопассана тоже. Не поленились. Даже Монтеня принесли и Франсуа Рабле. И Сартра, и Камю. И Франсуазу Саган. А вот Леона Блуа не принесли.

Не знаю, как насчет Гюисманса, Бернаноса и Клоделя. Может, их тоже обошли вниманием из политических соображений (а это оригинальные и крупные христианские писатели, которых так не хватает в атмосфере атеистического идиотизма), но Леона Блуа переводчики и их заказчики явно обнесли чашей на читательском пиру. Чем они там только занимаются?! Неужели одним Гарри Поттером? Стыдно же, право.

«А что такое этот ваш Леон Блуа? – спросите вы меня. – И чего ради нам всем вокруг него всполошиться? У нас и так рай изобилия и бум перепроизводства. Хочешь душу спасти – читай святых отцов. Хочешь время убить – читай Акунина. Хочешь за умного сойти – вот тебе Пелевин или Водолазкин. Еще есть макулатура для “личностного роста” и так далее. Есть даже глянцевый журнал “Волосы и ногти”! Чего же вам еще?»

Но я, простите, никак не могу вот так просто пройти мимо человека, который однажды вскричал: «Господи! Почему Ты молишься за тех, кто Тебя распинает, и распинаешь тех, кто Тебя любит?!»

Ведь в одном этом крике помещается половина книги Иова. А про Гарри Поттера я просто молчу. На фоне этого крика он тает, как первый снег, вместе с ногтями и волосами.

Неистовый нищий

У Бердяева есть книжечка «Рыцарь нищеты», посвященная Леону Блуа. Примечательная книжечка. Бердяев густо насыпал в нее цитат из Блуа, всюду делая перевод самостоятельно и впервые, поскольку, как сам пишет, Блуа совершенно не знаком русскому читателю. Собственно, об этой книжице на безрыбье и придется говорить.

Бердяев описывает Блуа как человека, живущего культом величия, героизма и гениальности, которые стали вовсе не нужны ни миру буржуазному, ни миру католическому, вполне приспособившемуся к миру буржуазному. «Самые тяжелые раны были нанесены ему единоверцами. В них встречал он чудовищное, леденящее равнодушие и непонимание». «Когда Л. Блуа сказал одному иерарху, что у Элло (религиозно ориентированный писатель-современник) были настоящие прозрения, тот ему ответил, что блаженный Августин и Фома Аквинат всё сказали и что католический мир не нуждается в прозрениях Элло».

Имеющий уши пусть слушает. Способный же к мышлению пусть проведет аналогии. У нас таких «мудрецов» море разливанное, только вместо Фомы и Августина звучат другие славные имена.

Вот и еще одна цитата, заставляющая замедлить ход: «Ненависть самая страшная, самая неумолимая, самая коварная пришла ко мне со стороны моих братьев по вере».

Нет, положительно этот француз актуален для всякой эпохи, а не только для Франции XIX века.

Блуа, как сказано, был нищим всю жизнь. Своей нищетой он дорожил не меньше Франциска из Ассизи. Разница только в том, что (пишет Бердяев) «жутка нищета в буржуазном Париже. В современной буржуазной культуре много страшней она, чем бедность в прекрасной долине Умбрии или в Фиваидской пустыне». «Нищета Франциска светлая и блаженная. Нищета Л. Блуа – черная и кровавая». «В XX веке францисканская бедность много труднее, сложнее и страшнее, чем в XII веке. Она не так прекрасна, не так умиляет. И те, которые эстетически восторгаются святым Франциском, отвращаются от Блуа. Он – христианин, переживший Новую историю, и в нем не осталось живого места».

«Новая история» – это смерть короля на гильотине, парламенты, конвенты, гражданский брак и тотальная власть мещанства. От всего этого и многого другого душа воистину обугливается.

«Он всегда называет Христа Le Pauvre, для него Христос прежде всего Бедняк». Богачи же, по его мнению, питаются кровью бедных, и это единственная Страшная Евхаристия, к которой они приступают с любовью. Мимо этих слов тоже трудно спокойно пройти.

Блуа, конечно, чрезвычайно горд. Горд именно в глубине своего длительного житейского унижения. Он бичует всех и вся, и к нему трудно подойти, не попав под хлыст. И ладно бы мучился он один. Но он обрек на безвылазные муки жену с детьми.

Он всегда называет Христа Le Pauvre, для него Христос прежде всего Бедняк

«Основным и чудовищным противоречием жизни Л. Блуа было то, что он имел семью и детей. Он не должен был быть человеком рода. Но жена его претворила эту страшную жизнь нищеты и покинутости в божественную мистерию. Все претворялось в красоту в их союзе».

Это единственный солнечный зайчик на поверхности его жизни.

Даже в скромной по объему рецензии Бердяева напичкано столько взрывоопасного материала, что я опасаюсь продлевать цитирование. Как он беспощаден к салонному христианству, пахнущему дорогим одеколоном! Как резок по отношению к иезуитам! Это они, говорит Блуа, ввели в обиход разъедающий анализ, и вот люди всю жизнь созерцают себя, а не Бога!

А что он говорит о женщинах! Разве можно это молча пережить? Вот он разводит их по полюсам, на одном из которых святость. Святость женского монашества и святость верного и многочадного материнства. Что такое женская жертвенность, приближающаяся к святости, Блуа знал и видел в своей супруге. На втором полюсе – пропасти сладострастия, продажная любовь, грязь и погибель. Но в середине помещается так называемая «порядочная женщина» буржуазного общества, на которую Блуа не жалеет ни черных красок, ни полемического яда, ни гневного пороха! Он пишет: «Святая может низко пасть, и падшая может вознестись к свету, но никогда ни та, ни другая не может стать “порядочной женщиной”. “Порядочная женщина” буржуазного общества никогда не бывает с Бедняком-Христом – она всегда на стороне денег и мира».

Если Христос – Бедняк, то мир – это Деньги. Любящий Деньги отвергает Бедняка. И внутри этой темы от Блуа достается не только буржуазии, но и Богоизбранному народу. Как и в женском вопросе, от его слов бросает в жар.

Евреи отвергли Божественного Бедняка и, «укрепленные в неприступной крепости упрямого отчаяния, оставили себе Деньги». «После этого Деньги выпали из Божественного бытия в мир сей и стали безбожным царством мира сего». Деньги – это мистерия, а не металл и не бумага. Их обращение в обществе, их практическая сила, их сосредоточение в немногих руках – великая тайна. Блуа ужасается тому факту, что для покупки (!) Второго Лица Троицы их нужно так мало – всего 30 серебряных монет! И он хотел бы написать – как главный труд всей жизни – книгу о Деньгах, о тайне Денег. Книга не написана, но и того, что он успел высказать, вполне достаточно для самых глубоких погружений.

Отдельная и близкая тема – книга «Толкование общих мест». Блуа тщательно подбирает расхожие афоризмы, которыми в быту прикрываются леность, алчность и нечистоплотность. Он составляет словарь мнимой буржуазной мудрости, чтобы затем разбить этого идола в прах. Вот буржуа оправдывает свои потуги разбогатеть словами «Я не хочу умереть как собака». Блуа возражает ему: «Странно, что не хочет умирать как собака тот, кто прожил жизнь как свинья».

Деньги стали безбожным царством мира сего. Деньги – это мистерия, а не металл и не бумага

Буржуа вечно торгуется, в том числе – с Богом. Свое неверие он одевает во фразу: «Бог больше не творит чудес». Или вот он говорит: «Бог столько не требует» (это о воздержании, милостыне, молитве). Или: «Все мы грешны», «Никто не совершен», «Человек есть только человек», «Я не святой» и так далее. Этими «перлами мудрости» он хочет добиться, чтобы Бог требовал все меньше и меньше, а в конце концов вовсе отказался от требований к человеку. «Когда он говорит, что смотрит на жизнь по-философски, это всего лишь означает, что он набил брюхо, что у него бесперебойное пищеварение, что бумажник у него пухлый, и, следовательно, на все остальное ему наплевать».

    

Поскольку «Обеспечить детей», «Здоровье превыше всего», «С волками жить – по волчьи выть», «Я вам в отцы гожусь» и прочее давно обосновались на правах житейской мудрости в нашем лексиконе, переводчикам (чем они там только занимаются?) можно бы начать перевод Блуа на русский с книги «Толкование общих мест».

Денежный вопрос, женский вопрос, еврейский вопрос, обмирщение Церкви, превращение бывших христианских народов в сытую банду врагов Креста Господня, торжествующая пошлость и изящное мещанство, сон разума и порожденные этим сном чудовища, социальное расслоение, исчезновение любви и святости – все это интересует писателя, прожившего 71 год и умершего в год Октябрьской революции. Кроме Бердяева его творчество притягивало к себе внимание таких переборчивых и досужих читателей, как Кафка и Борхес, а также замеченного в заинтересованности христианской тематикой Бёлля. Послужит ли это дополнительным стимулом для появления Блуа в русском переводе, мне неизвестно.

«Религиозно на простор дорог и полей»

Могила Леона Блуа на кладбище Бур-ла-Рен Могила Леона Блуа на кладбище Бур-ла-Рен Боюсь, что я уже успел утомить одних, заинтересовать других и чем-то раздосадовать третьих. Следовательно, пора сворачивать поднятую тему. Для этой цели потянем, как нитку из лоскута, из брошюрки Бердяева еще пару цитат, но уже только в видах благополучного окончания работы.

«Леон Блуа – явление совершенно индивидуальное и неповторимое. Он не научает пути, за ним нельзя следовать».

«Блуа – писатель умирающего типа».

«Писательство было для него служением».

«Это делает его трудным, тяжелым и для слишком многих неприемлемым».

«Он любит бедняка. Любит больше, чем Лев Толстой».

«В нем нет елейности, нет ложного смирения, легко переходящего в ханжество».

«Объективная заслуга Блуа – раскрытие теологической основы экономики, изобличение метафизики денег».

«Прежде всего научает он безграничному мужеству перед лицом ужаса жизни».

«Религиозный опыт Блуа переливается за грани католичества, как и всякой статической религиозной формы».

«Блуа преодолевает трагедию латинского духа и религиозно выходит на простор дорог и полей».

Вот так.

***

А нам с вами, друзья, чтобы выйти «религиозно на простор дорог и полей» в компании с этим или другим ярким писателем, элементарно не хватает навыков беглого чтения на иностранных языках. И пока мы личными усилиями будем зашивать эту чисто советскую дырку в нашем образовании, без переводчиков нам не обойтись.

Мир еще, по счастью, не настолько сгнил, чтобы совсем ничего духовного не нашлось для перевода на русский из испанского, итальянского или немецкого. Так чем же там заняты переводчики? Вы не в курсе?

Протоиерей Андрей Ткачев

7 октября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
игорь ковалев25 октября 2019, 15:24
Natalie.Хотелось донести до вас мнение Православной церкви,почему и цитаты св.Отцов приводил,чтобы не думали,что это моё мнение.Мир со всеми нельзя иметь,если держаться истины.,,Не думайте, что Я пришел принести мир на землю,не мир Я пришел принести,но меч..''Толкование на эти слова св.Иоанна Златоуста:,,Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею.''Поэтому разделение по вере и благочестию только и угодно Богу.Желаю вам тоже всего доброго! Извиняюсь,если чем обидел.
Natalie25 октября 2019, 10:15
Игорю: Много афоризмов и пословиц о спорах между людьми. Вы их тоже знаете. Лучше уклоняться от споров, т.к. пользы в них нет, а наоборот. Простите, я не хотела никого обидеть и мне хочется жить в мире со всеми людьми. Для меня главные заповеди Господа нашего очень важны. Беседу-спор заканчиваю. Всего вам доброго! Слава Богу за всё! На всё Воля Божия!
игорь ковалев25 октября 2019, 09:06
Natalie.,,Я верю, что Бог их любит.''Бог всех любит,т.к. Он есть любовь,с этим никто и не спорит.Если нам заповедал любить врагов своих,то естественно и Сам любит Своих врагов,которыми являются католики,как открыла нам Богородица и как утверждает Православная церковь.Если вы думаете,что если любит,то не накажет,не отправит в ад,то заблуждаетесь.Любя всех,Он и потоп навёл и Содом с Гоморой уничтожил и в ад отправляет нераскаявшихся грешников и не имеющих правильной веры.Как говорили св.Отцы:,,Вера в истину спасает,а вера в ложь губит''Поэтому,кто хочет спастись,должен изучать христианство в предании Православной церкви.
Natalie24 октября 2019, 23:57
Игорю: По гордости своей вы спорите, думая, что знаете всё. Но только Бог знает всё! Всё очень просто. Бог - наш судья! И я верю в Его Милосердие и Любовь ко всем Своим детям!
игорь ковалев24 октября 2019, 16:09
Natalie.Понимать Писание никто не может до очищения от страстей и в Православии самому толковать их запрещено.И в который раз повторяю:это церковь утверждает,что католичество-ересь,а ересь-хула на Бога и еретик не спасётся.Это всё равно,что утверждать,что прелюбодеяние-смертный грех и прелюбодей не спасётся.Это не осуждение и не присваивание судов Божьих.Это Бог нам открыл для предостережения.Что я,вслед за церковью и исповедую.Сказать иное значит лгать и потакать греху.И кстати все убийства за веру-следствие впадения в ересь,благославленные добрым,мирным папой.(крестовые походы,завоевание обеих Америк,охота на ведьм и т.д.)А не исповедующий наш символ веры,становится в один ряд с еретиками.
Natalie23 октября 2019, 23:05
Игорю: Если вы говорите, что моя цитата из Библии не по теме, то это значит, что вам трудно понять смысл прочитанного. Это случается со многими. Мои комментарии вы тоже читаете невнимательно. Я не защищаю убийц, а только мирных людей-христиан. Я верю, что Бог их любит. Ваша гордость, я думаю, всему причина. Желаю вам любви, мудрости и смирения.
игорь ковалев23 октября 2019, 10:36
Natalie.Вы даже не можете православный символ веры исповедовать:,,И в Духа Святаго,Господа,Животворящаго,Иже от Отца исходящаго...''А святые мученики за это смерть принимали от рук католиков.Отличить духовную любовь от разгорячения крови и нервов не можете,ересь и хулу на Бога от истины не можете, своё мнение ставите выше мнения церкви.Вот плоды вашей духовной жизни,почему и сказал,что её у вас нет.На,что вы обиделись,а это есть признак гордости,как и ставить своё мнение выше мнения церкви.А цитата ваша не в тему.Ересь папизма осуждена церковью,водимой Святым Духом,т.е.Самим Богом.Ей же озвучено,что еретик не спасётся.И я,как верный сын церкви,принимаю это без рассуждения,в отличии от вас.
Natalie23 октября 2019, 10:05
Игорю: Пожалуйста, не тратьте время на длинные цитаты. Я остаюсь при своём мнении. Слава Богу за всё!!!
игорь ковалев22 октября 2019, 22:25
Natalie.,,Любовь к Богу есть дар Божий в человеке приготовившем себя для принятая этого дара чистотою сердца,ума и тела.По степени приготовления бывает и степень дара...Естественная любовь,любовь падшая, разгорячает кровь человека,приводит в движение его нервы,возбуждает мечтательность;любовь святая прохлаждает кровь,успокаивает и душу и тело,влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию,погружает его в упоение смирением и сладостью духовною.Многие подвижники,приняв естественную любовь за Божественную,разгорячили кровь свою,разгорячили и мечтательность.Много было таких подвижников в Западной Церкви,с того времени как она впала в папизм.''(св.Игнатий Брянчанинов)
Natalie 22 октября 2019, 21:42
Игорю: Я отвечу вам словами из Библии: « Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» ( От Иакова 4:11). Мир всем!
игорь ковалев22 октября 2019, 00:05
Natalie.Говорите не хулят католики Бога,а любят.Тогда ответьте на один простой вопрос:Дух Святой исходит от Отца,как сказал Иисус Христос и учит наша церковь, или от Отца и Сына,как учит католическая церковь и является ересью и хулой на Святого Духа?
Natalie21 октября 2019, 18:44
Игорю: Какое вы имеете право делать выводы о христианской жизни незнакомого вам человека? А мощи Святого Николая Угодника хранятся в католическом храме в Италии! И они их не хулят, как не хулят и Бога!
игорь ковалев21 октября 2019, 10:52
Natalie,Вы не живёте христианской, духовной жизнью,поэтому вам тяжело принять истину,которую утверждает церковь.Серафим Роуз тоже жил на западе и даже там родился!Не в этом дело-ум у вас не открыт.,,Но кому открывает Господь ум? Тому, кто искренне, всеми силами стремится очистить сердце свое от похотей лукавых, кто отгоняет всякое проявление лжеименного разума и искаженной воли своей, кто борется за каждую заповедь,чтобы ее исполнить и внедрить в свою душу.Такой человек увидит и необходимость советов Святых Отцов, молитвы, помощи Божией.Такому человеку открывается то, что закрыто непроницаемой завесой для прочих.''( Игумен Никон Воробьев)
Иоанна_ 21 октября 2019, 10:25
Наталья, дело не в том, где человек живёт, для православных, живущих на Западе, как верных чад Церкви, решения святых отцов Вселенских соборов точно так же являются несомненной истиной. Это не вопрос личных предпочтений, это КАМЕНЬ, на котором стоит наша Церковь. Опыт жизни на Западе у меня есть, кроме того, среди моих родных есть католики. Но на первом месте ДЛЯ НАС, православных, должна быть чистота веры, а уж что там у инославных - это их собственная зона ответственности, вопрос их личной свободы. Вам я желаю ознакомиться с биографией и трудами иеромонаха Серафима (Роуза).
Natalie21 октября 2019, 01:16
Игорю и Иоанне: Вы не живёте на Западе, поэтому вам трудно нас понять. Вразуми вас Господь!
игорь ковалев21 октября 2019, 00:31
Катерина,,ни с кем не сослужили,а просто и незамысловато выполняют нравственный закон Христа,четко изложенный Им в Новом Завете.'А в мессе они не участвуют,а символ веры с хулой на Духа Святого не произносят,а,что папа у них наместник Бога на земле и с кафедры говорит только истину не соглашаются?А Тело и Кровь Христову заменили облатками.Они в этом участвуют!Хотя Господь сказал:,,от Отца исходит',кто не будет пить Кровь Мою',Создам Церковь Мою'',церковь в одном числе.Вы им и в уме отказываете,что они не могут сопоставить Писание и своё учение еретическое?,,если церкви не послушает,будет он тебе как язычник''Эти слова Господа и к ним и к вам относятся.Кому церковь не мать,тому Бог не Отец.
игорь ковалев20 октября 2019, 19:54
Natalie.Про любовь к ближним,без различия ко всем,никто и не спорит.Вы смешиваете разные вещи.Что Николай Чудотворец помогает и язычникам и иноверцам,однако же Ария ударил,вас не смущает?Любовь должна выражаться в первую очередь заботой о спасении души ближнего.Вы зная,правильную дорогу,заблудившимся и идущим в погибель,не показываете её,не пытаетесь вызвать у них беспокойство насчёт спасения,а успокаиваете и свою совесть и их.Это не любовь-это ненависть к ближним!!!Я не призываю их жёстко обличать,но молиться о вразумлении и при возможности показать ошибочность католичества,вызвать сомнение в их вере и мягко направить в сторону православия.Вот проявление настоящей духовной любви.
игорь ковалев20 октября 2019, 19:28
Катерина.Ещё раз повторяю,по предвидению Бог знает,кто может спастись,а кто нет.Поэтому второму и не даёт возможность,чтобы получил меньшее осуждение,а первому может и ангела послать,как Корнилию сотнику и т.д.Кто ищет,тому Господь открывает(Серафим Роуз и до)И наоборот,даже если мёртвые воскреснут-не поверят'Св.Отцы не говорят,что все православные спасутся,а только,что все не православные не спасутся.Все дела,если не ведут к смирению,то более вредны,потому,что ведут к гордости.Еретик может делать внешние дела,но не может иметь смирение -это дар Божий.А Бог смотрит на сердце.,Гордым Бог противится,а смиренным даёт благодать'Кто,как не гордый дух и вам подал мысль сомневаться во мнении церкви
Иоанна_ 20 октября 2019, 15:08
Правда ваша, Игорь Ковалёв! Тот факт, что среди католиков, протестантов, да и среди атеистов много хороших людей, никак не должен менять нашей твёрдой уверенности, что спасение только в Православной Церкви. Может быть, для того и рассеялись русские люди по Европе в таком количестве, чтобы земля европейская освящалась православной литургией, а те, кто ищут веру истинную, имели бы возможность принять Православие. Катерина, незачем моделировать фантастические ситуации и пытаться своим умом понять то, что нам не открыто, пустое это занятие. Любить надо всех, конечно, но это другой вопрос, со спасением тех, кого мы любим, не связанный.
Natalie20 октября 2019, 09:45
Игорю: По вашей логике, Святитель Лука Крымский, который любил своего отца католика и не осуждал его, то тоже должен быть записан в ряды врагов Церкви и т.д.? А Церковь этого не сделала. А наоборот, причислила к лику святых! Так что успокойтесь. Я не защищаю католиков-убийц, которые применяли силу и т.д. Я защищаю мирных, добрых и любящих Бога и людей католиков, которые живут, в основном, в католических странах. А Матерь Божия любит мирных католиков и есть тому доказательства. Например, в Мексике. Можете найти на интернете.
Катерина 20 октября 2019, 09:44
игорь ковалев, в приведенных Вами примерах фигурируют конкретные(!) личности,которые ТОЧНО ЗНАЮТ,что они делают. Точно также как и фарисеи в Св. Евангелии. Но в "общее правило", приведенное Вами, включаются скопом ВСЕ инославные всех возрастов и национальностей, которые никогда никуда не высаживались, никого ни к чему не принуждали,ни с кем не сослужили,а просто и незамысловато выполняют нравственный закон Христа,четко изложенный Им в Новом Завете.В притче о добром самарянине,Вы ее разжевывали контрагенту дня три. Самарянин был фактически для фарисеев тем же, чем для нас являются инославные. Но он выполняет заповедь Господа вотличие от фарисеев, точно так, как Господь ожидает этого и от нас.
игорь ковалев20 октября 2019, 01:01
Natalie,,он заставил монахов Лавры служить с католиками по-католически.Те от страха согласились.Когда,по афонскому обычаю,их тела были откопаны через несколько лет после смерти и захоронения,они предстали нетленными,но почерневшими,вздутыми и смердящими,и в настолько жутком,бесовском виде, что их в назидание выставили для всеобщего обозрения в одном из монастырей.Помимо прочего,у них еще и отросли длиннейшие волосы и ногти!Их оставили открытыми под стеклом до 1960г.Раньше увидеть останки можно было всем паломникам,но у одного из них случился инфаркт после увиденного,и их решили убрать.''Есть фото в интернете-вылитые бесы.Факты доказывают правоту нашей церкви и ваше заблуждение.
Natalie20 октября 2019, 01:00
Игорю: Это мой последний комментарий на эту тему. Почитайте воспоминания Святителя Луки Крымского об его отце католике. Святитель Лука пишет с любовью о своём отце: как отец любил Бога и ходил молиться в костёл. От отца католика святитель Лука впитал любовь к Богу и т.д. Бог благословил католика прекрасной семьёй и сыном -святителем! Бог любит всех своих детей! Бог-есть Любовь! И Он заповедал нам любить друг друга. Не сказано ведь в заповеди, что любите только Православных. Православные священники благословляют браки с католиками. Св. Иоанн Шанхайский исцелял католиков и даже мусульман. Святая София Слуцкая была замужем за католиком. Любви к ближнему всем желаю! Слава Богу!
игорь ковалев20 октября 2019, 00:40
Natalie,,В 1276 году латиняне высадились на Святой Горе Афон,чтобы огнем и мечем принудить святогорских монахов к унии.В это время один отшельник монастыря Зограф,читавший акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Акафистная»,вдруг услышал чудный глас: «Старче,скажи игумену, что идут злые люди,враги Моего Сына и Мои враги. Пусть в монастыре останутся только те,кто твердо может сохранить веру»Старец поспешил в Зограф и предупредил игумена и братию.Многие монахи воспользовались предупреждением и скрылись,а наиболее сильные духом в числе двадцати шести остались и приняли мученическую смерть за Христа от еретиков папистов.''Матерь Божия назвала католиков врагами Её Сына и Своими!
Катерина 19 октября 2019, 22:45
игорь ковалев, возьмем неграмотного крестьянина, родившегося в медвежьем углу православной Российской империи и такого же неграмотного забитого ирландца, родившегося в дремучей деревне в Британской империи католиком. Нравственный закон Евангелия оба выполняют на "отлично". Но тем не менее про одного святые отцы заранее (!) знают, что он спасен, и заранее (!) приговорили ирландца к аду,потому что данный тому его пастырями Новоникейский Символ Веры невыгодно отличается от Староникейского Символа Веры великоросса. Про православных и католиков и тот, и другой знают со слов единственно доступных им пастырей, что те, другие, религиозные отщепенцы, доверяя клирикам на слово. И где же тут Евангелие?
игорь ковалев19 октября 2019, 18:05
Natalie,А я верю,что католики не хулят Бога..!'Понятно ваше недоумение,когда вы живёте среди вроде бы добрых,порядочных католиков,а церковь называет их богохульникаии.Но надо принимать мнение церкви по всем вопросам,даже если вам очень оно не нравится!Вспомните,как оказал послушание Богу Авраам,собравшись принести сына в жертву.Вот послушание выше привязанностей!От вас требуют меньшего,а вы противитесь.Если они не хулят Бога,тогда церковь,водимая Духом Святым с пятидесятницы,лжёт.Оправдывая богохульников,вы сами хулите Бога,называя Его лжецом и становитесь с ними в один ряд.С методами воспитания отца св.Луки не знаком.Судить нас будут за правильную веру,а не за правильные методы воспитания.
игорь ковалев19 октября 2019, 13:06
Катерина.Поэтому по всем вопросам нужно держаться мнения церкви,даже если помысел вам говорит другое,чтобы не впасть в ересь и раскол.По поводу различия возможности для спасения(в Ирландии,в джунглях Амазонки и т.д.).Бог заранее знает,что они ей не воспользуются,поэтому по милосердию Своему этой возможности не даёт ,чтобы тот,кто не имел её,,был меньше бит''.Насчет девочки-мученицы.Св.Иоанн Златоуст:"производить разделения в Церкви не меньшее зло,как и впадать в ереси..грех раскола не смывается даже мученической кровью»По учению церкви ересь и раскол не прощаются мученикам!То,что это ребенок-может какое-то исключение из общего правила.Судов Божиих нам не понять, только,что открыто.
игорь ковалев18 октября 2019, 21:33
Катерина.Недоступность Писания и неграмотность компенсировалась в то время живой проповедью.Читал,что в Византии на рынке обсуждали богословские вопросы,,простые таксисты 1-го тысячелетия'')))Взять поучения св.Златоуста это же всё он во время проповедей произносил.Сейчас,конечно информации намного больше,поэтому мы подпадаем под слова Евангелия:,,...кто знал,но не делал бит будет больше.''По сравнению Толстого с ирландцем,вспомнилось,как Макарий Великий спрашивал у найденного черепа языческого жреца о его участи.Тот ответил,что христиане нерадивые мучаются сильнее его,потому,что он не знал о Христе.В аду тоже много уровней,как и в раю.Но общее правило еретик не спасётся!
Natalie18 октября 2019, 04:22
Игорю: А я верю, что католики не хулят Бога, а любят Его! И я верю, что Бог любит их! Отец Св. Исповедника Луки Крымского был католик и воспитал святителя. У вас есть вопросы к его воспитательным методам? Если есть вопросы, тогда мне больше нет смысла продолжать дискуссию. Слава Богу за всё!
Катерина 18 октября 2019, 00:32
Вспоминается рассказ священика.Вторая мировая.В храм евангелиской церкви во время богослужения вваливается группа эсэсовцев наглых и развеселых.Они срывают со стены картину с изображением Христа (просто живопись как в Третьяковке) и говорят, что застрелят на месте каждого верующего, которые не плюнет на картину.Верующие взрослые люди выстраиваются,чтоб по очереди плюнуть на Лик. И вот наступает очередь девочки. Может лет 9. Она опускается на колени, бережно отирает плевки с Лица Господа и целует Его. После чего ее тут же стреляют. Но после этого СС вдруг стало невесело. Они притихли и вымелись из храма. Девочка еретичка или исповедующая Христа кровью + за други своя? Каким параграфом судить?
Катерина 17 октября 2019, 22:58
Берем к примеру для сравнения Л. Толстого, православного по Крещению, и какого-нибудь параллельного Толстому по времени ирландского католика-крестьянина. Первый - барин, высокообразован,богат. В шаговой доступности православные монастыри, литература. Оптинские старцы наконец. Ирландец - полуграмотен. Семья умирает с голоду, он занят поиском работы для их спасения. Из богословия только то, что выучил у католического пастыря наизусть в приходе. Ноль Православия поблизости. Балансирует на грани смерти. Первый впадает в ересь, не смотря ни на что.Н о за что отправлять в геену второго?Только за выученную в единственно доступном ему храме филиокве? Даже земной суд не засудил бы ирландца.А уж Господь...
Катерина 17 октября 2019, 22:49
Все упомянутые Вами, игорь ковалев, изящные глубокие богословские рассуждения строгих святых отцов вряд ли были доступны простым ремесленникам, пекарям, многодетным матерям, крестьянам и таксистам, как 1го, так и 2го тысячелетий. Богословы наши жили не на Луне,а за Луной даже. В своем богословском, оторванном от простого народа, мире. Ну хотя бы уметь читать - это могли отнюдь не все. Купить крестьянину Библию в 7м веке в Ирландии?? Да она стоила целое состояние! Откуда него такие деньги? Поэтому всё это правильно. И верно. Да только по отношению к тем, кто имел досуг и доступ к источнику иформации по сравнительному богословию.Т.е. этот принцип применим к образованным людям+клирикам.
игорь ковалев17 октября 2019, 21:18
Natalie,еретики, может быть, в своей искренней любви к Богу и ближнему, намного ближе к Богу, чем православный'Это,что за безумные речи?Как один человек может и хулить и любить Бога одновременно?Вы поверите соседу,если он будет хулить вас каждый день и говорить,что он вас любит?Богохульник не может любить Бога!А без Бога он не может по-настоящему любить и ближнего.Настоящая любовь-это любовь духовная в Боге!А еретики любят любовью естественной,плотской,также как атеисты,язычники и даже животные.Для этого Христос распялся,чтобы мы развивали своё падшее естество,своего ветхого человека и жили как животные?Пс.48:13,,И человек в чести сый не разуме,приложися скотом несмысленным и уподобися им''
игорь ковалев17 октября 2019, 13:42
Natalie,,Спасёт ли их Господь или нет,нам неведомо.''А наша церковь,водимая Духом Святым и во главе с Самим Христом(в отличии от папистов),утверждает-еретики не спасутся!И нам,верным её чадам,это ведомо.А вы к какой церкви принадлежите,если вам это не ведомо и наплевать на мнение церкви?Ладно у меня нет любви,я и не претендую,но у св.Отцов,которые жёстко обличали еретиков и даже били,она то есть точно.Потому,что это любовь духовная,а не естественная,как у вас.Вспомните слова Христа:,,Отойди от меня сатана...'',когда апостол Петр проявил естественную любовь к нему.Как бы нам не услышать тоже самое,когда предстанем перед Ним,развивая сейчас естественную любовь и делая добро падшего естества!
игорь ковалев17 октября 2019, 10:11
Алла.Ещё раз вам напоминаю,что у нас действует принцип ,,согласия отцов'',который предохраняет православную веру от ошибок.Новое мнение не должно противоречить,тому что исповедовали,,все,всегда и везде''в нашей церкви и Писанию,что справедливо и для соборов и для членов церкви.Мнение свт.Димитрия -,,иноземный купец привез хороший товар'' о книге еретика Фомы противоречит мнению большинства св.Отцов и Писанию.,,Еретика отвращайся...''это заповедь Апостола.Что ,если не общение с еретиком,чтение его творений???О творениях Свт.Игнатия положительно отзывались Оптинские старцы,Феофан Затворник,игумен Никон Воробьев,игумения Арсения.И заявляли,что у него всё правильно и в согласии со св.Отцами.
игорь ковалев16 октября 2019, 23:45
Алла.Собор 1838 г. в Константинополе: «Чтобы сохранить истинных чад Восточной Церкви от богохульств папизма...от бездны ересей и душетленных падений папского заблуждения...да знайте насколько мы православные отличны от католиков, ..этих душерастленных еретиков...''Душерастленный,богохульник,еретик(словами отцов собора) не может спастись,а такими признаны католики,причем соборно и не один раз!Так понятней?Если вас утомляют цитаты св.Отцов,а богохульных еретиков вы с удовольствием читаете,то это показатель вашей духовной болезни.Я не собираюсь читать этих богохульников!Зачем мне пробовать яд,если я знаю,что могу отравиться.У меня ум омрачен,но не до такой степени.Да и церковь-мать не разрешает
Natalie16 октября 2019, 22:26
Игорю: Оставим участь католиков суду Божию и Его милосердию! Спасёт ли их Господь или нет, нам неведомо. « В доме Отца Моего обителей много»( Ин.14.2).Заклейменные вами еретики, может быть, в своей искренней любви к Богу и ближнему, намного ближе к Богу, чем православный. Если любви нет, то какое, простите, Православие? Нету любви в ваших комментариях. Только «Суд без милости!»
игорь ковалев16 октября 2019, 22:08
Алла.Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.): «Единая,Святая,Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне,что сие нововводное мнение,будто Дух Святой исходит от Отца и Сына,есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики.''Игнатий Брянчанинов есть часть церкви,признанный ей и прославленный учитель.Все его творения в согласии со св.Отцами и Писанием.Не встречал по поводу него критики в нашей церкви,а только наоборот одна похвала.А вы вообще воспринимаете информацию,которая противоречит вашему мнению?Всё голословно отрицаете.Я вам и соборы привёл и святых назвал,которые осуждали эту ересь.
игорь ковалев16 октября 2019, 11:08
Natalie Св.Златоуст: «Возлюбленные,много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище,ни в питье,ни в дружбе,ни в любви,ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви''Св.Иосиф Волоцкий:Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того, кто учит ереси.но будем осуждать его и всеми силами обличать,чтобы не оказаться причастными к его гибели.''св.Феодор Студит:Не только неверных еретиков.забирает под свою власть змий,но и тех,кои безразлично относятся ко всем таким и вступают в общение с ними»Я мнение своего омраченного ума давно выбросил на помойку и придерживаюсь мнения св.Отцов и церкви,даже если помысел мне говорит другое.Чего и вам желаю
игорь ковалев16 октября 2019, 00:20
Nataliе,,с вами не согласна''Это духовный закон.Без Благодати не может быть ничего духовного,,Без меня не можете творить ничего''И ваше согласие или не согласие на него никак не влияет,,Будьте осторожны в своих словах и заключениях.Нету в них любви к ближнему''Вы разве не видите,что мои слова повторяют слова св.Отцов.Для этого их и цитирую-это истина!Если вы не согласны с мнением св.Отцов,то это указывает на ваше неправильное устроение.Надо свои мысли привести в согласие с ними.Была любовь в ударе Ария Николаем Чудотворцем?Была!А у вас нет понимания духовной любви.Если на Западе нет ничего духовного,это не значит,что у нас все имеют духовную любовь и т.д.,,большинство живет,как придётся''
Алла15 октября 2019, 23:08
игорь ковалев, Игнатий Брянчанинов не равняется Церкви. И его творения не равняются Священному Писанию. А вы видимо только его и читали, судя по утомительному обилию однотипных цитат. Церковь никогда не "констатировала факт", что католики не спасутся, не сочиняйте. И никакого запрета на чтения католиков тоже нет, опять же вы сочиняете. Андрей Ткачев, под статьей которого мы беседуем, сам священник, если вы не забыли. И он не только не против католических авторов, а очень даже за. Но в отличие от вас, он этих католиков читает, а не просто "не читал, но осуждаю". Как и Дмитрий Ростовский читал Фому, и мы с ним единомышленники насчет этого автора.
Natalie15 октября 2019, 19:53
Игорю: с вами не согласна. Будьте осторожны в своих словах и заключениях. Нету в них любви к ближнему. Если бы всё было так легко и просто, то не было бы и проблемы на Украине. Даже на Святом Афоне нету единогласия по Украинскому вопросу, к сожалению. А это наше Православие! А на Западе, ещё раз повторю, не всё так плохо.
игорь ковалев15 октября 2019, 19:19
Natalie.Прочитайте письмо к мирянам номер 28 Игнатия Брянчанинова,там он даёт ответ на похожий вопрос о спасении ,,добрых''еретиков.И вообще, чтобы отличать духовное от душевного,плотского, естественного,нужно изучать творения свт.Игнатия Брянчанинова.Он акцентировано разбирает эти вопросы.,,И у нас среди православных мало найдешь людей, которые понимают, что эти состояния душевные, ложные, а не духовные. Для распознавания их необходимо читать Игнатия Брянчанинова''.Это совет игумена Никона Воробьева,к которому и присоединяюсь.Обязательно изучите этот вопрос,иначе рискуете своим спасением,как предостерегает свт.Игнатий.
игорь ковалев15 октября 2019, 13:04
Natalie,,Отчего не спастись,-язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди.Конечно,в ереси вы не видите ни разбоя,ни воровства!Может быть, единственно поэтому не считаете ее грехом?Тут отвергнут Сын Божий,тут отвергнут и похулен Дух Святой–только?! Принявший и содержащий учение богохульное,произносящий богохульство,не разбойничает,не крадет, даже делает добрые дела естества падшего–он прекрасный человек?!Как может Бог отказать ему во спасении?!Вся причина последнего вашего недоумения,так как и всех прочих,-глубокое незнание христианства!Богохульник не спасется!И эти недоумения–уже страшные наветники вашего спасения.Их сущность– отречение от Христа!свИгнатий
игорь ковалев15 октября 2019, 11:53
Natalie.Начинать надо с теории.Не зная христианства и не можете отличить истину от подделки.Ересь-это смертный грех и хула на Бога.В смертном грехе и богохульстве нельзя спастись,поэтому он и назван смертным.От человека,совершившего смертный грех отходит Дух Святой.Это духовный закон,доказанный на практике.Смирение,кротость,видение грехов своих,сокрушение духа,плач сердечный,духовная любовь к Богу и ближним есть плоды Духа Святого.Как же можно иметь плоды,не имея Духа.Всё очень логично и просто.За неимением плодов Духа,они выдают любовь естественную,плотскую за духовную,добрые дела падшего естества за дела христианские,разгорячение крови и нервов за духовные.Все ложь,как западная улыбка!
Natalie14 октября 2019, 22:05
Игорю: Ваши рассуждения- только теория. А что на практике? Я живу на Западе и вижу много Духовного здесь. Многие католики очень добрые, любящие люди. Они Бога не хулят, а любят Его и стараются жить по Заповедям Его!
игорь ковалев14 октября 2019, 21:50
Natalie1,,Это Игорь заявил, что католики не спасутся.''Я озвучил то,что наша церковь уже 1000 лет заявляет.А,,...церковь есть столп и утверждение истины.''И удивительно,что для вас это откровение.Даже Вадим не поддержал невозможность спасения инославных,хотя из его высказываний это логично вытекает.(как находящийся во лжи и водимый духом лжи может прийти к истине,к спасению?) Экуменизм наступает. ,,Он сильно много цитирует Святых''Для того и цитирую, чтобы не было лишних споров,но умудряются даже с Игнатием Брянчаниновым спорить о духовных предметах(Алла).,,Это было бы смешно(спор первоклассника с академиком),если бы не было так грустно.''
Вадим К.14 октября 2019, 21:18
Natalie, правда, Бог всем хочет спастись. Но Он же предупреждает: много званных, но мало избранных. И еще: многие поищут, как войти в Царство Небесное, и не возмогут, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, (Мф. 7,13; Лк. 13, 24). Итак, искать надо правильный путь и искать тщательно, и Христос говорит, что путь этот не из числа легких.
игорь ковалев14 октября 2019, 16:46
Алла"когда они пишут о духовном, они толком не знают,о чем пишут"не соответствует действительности.''Здесь опять ошибаетесь!Всё так и есть,как написал Вадим.Без Духа Святого,который отходит за богохульство,за смертный грех ереси,не может быть правильной духовной жизни,духовных ощущений,духовной любви,смирения,кротости-всё это плоды Духа Святого.Поэтому всё,что испытывают еретики-это разгорячение крови и нервов,тщеславие и сладострастие.По другому не может быть,даже теоретически.И спастись еретики не могут-в смертном грехе,в богохульстве,без Духа Святого.Как бы мы этого не хотели.И это не моё мнение ,которое я вам навязываю-это мнение нашей церкви и констатация факта потери ими Святого Духа
Natalie14 октября 2019, 16:26
Простите, Вадим. Это Игорь заявил, что католики не спасутся. Он сильно много цитирует Святых. Но только Бог будет судить и решать, кто спасётся! Бог хочет всем спасения! Он видит сердце каждого из нас.
наталия14 октября 2019, 13:55
К дискуссии о писателях иных конфессий приведу слова свт. Феофана. Спрашиваете: можно ли читать иное что, кроме духовного? Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно: пожалуй, можно, только немного и не без разбора. Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудрованиями книги и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это общий для вас закон. Но и книги с человеческими мудрованиями могут питать дух. ... Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божий для тех, кто умеет в них читать. Сказать: читайте такие книги, – легко; но где их взять? Этого я указать не могу.
игорь ковалев14 октября 2019, 13:43
Алла,,нет никакого согласия отцов по поводу книги Фомы Кемпийского''Конкретно по этой книге есть предостережение четырех подвижников,двое из них святые.Одному Сам Бог открыл её душевредность.Остальные в общем воспрещают чтение еретических авторов,как и наша церковь.На эту книгу нет разрешения издательского совета,т.е. она запрещена к распространению в церкви.Это говорит о её душевредности.Одно то,что Фома призывает говорить Бога не через пророков,а ему на прямую,показывает его гордость и состояние прелести.И также строго воспрещено св.Отцами.Вы,ставя своё мнение выше мнения церкви,показываете,что находитесь в похожем состоянии.
игорь ковалев14 октября 2019, 12:58
Natalie "...тяжелый грех -ересь.Она-возмущение и восстание твари против Творца.Она - грех ума, грех духа.Она - хула на Бога, вражда на Бога.Она - плод гордыни,этой причины падения духов; ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть. "Она не способна к смирению." Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она - смертный грех.''св.Игнатий Брянчанинов.Разве это не проявление любви-предостережение от смертного греха,от хулы на Бога.Вспомните пример Николая Чудотворца,ударившего на соборе Ария за ересь.,,Еретика отвращайся...''-это заповедано нам в писании.Не от злобы к ним,а чтобы самим не заразиться и не умереть духовно.
Вадим К.14 октября 2019, 12:41
Его возлюбленный ученик, что помещает его в начале своего соборного послания, а потом и повсюду в своем Евангелии. Разве всего этого и впридачу к тому и вида духовного пепелища на западе еще недостаточно, чтобы понять, что он заблуждался, но нужно помимо этого почитать, что он там за тысячу лет надумал? Будет время и благословение, сделаем и это, хотя это не всякому нужно делать, чтобы незаметно не отравиться. Запад ведь давно известен своим искусством готовить долгодействующие яды.
Вадим К.14 октября 2019, 12:29
(а Христос призывает веровать в этот свет), то как не говорить, что они, католики, тем более протестанты, рассуждая о Боге и о том, что с Ним связано, толком не знают, о чем рассуждают? Ведь рассуждают они о Боге не так, как учил богословить Христос, а между тем Он сказал: никто не знает Отца, кроме Сына и [того], кому Он хочет открыть. B вдругом месте Евангелия читаем: сущий от земли от земли есть и говорит от земли, а Сущий с неба свидетельствует то, что Он видел и слышал и говорит слова Божии. Но католики, одни разумея, другие не разумея, не принимают Его свидетельства, что Бог - свет. Не принимают, хотя именно это, как главное благовестие, слышанное от Христа, так желает возвестить
Вадим К. продолжение14 октября 2019, 12:02
И увы, даже святой человек может быть ею обманут. Вот и отношусь я к большинству католиков как к обманутым диаволом людям. Достаточно ли этого, чтобы им непременно быть осужденными на вечные муки, я не берусь смело судить - есть Судья, Который только и имеет власть губить или спасать, а я всего лишь грешная Его тварь и буду тоже под Судом. Равно не буду я брать на себя смелость и утверждать, что ошибка католичества ровным счетом ничего не значит, ведь она как минимум лишает огромную массу людей вечных благ, потому что ведет в сторону от них. А раз нет у них истинного представления о Боге, например, они не признают, что Он - свет и свет истинный, а не тварный, а потому не Он по существу,
Вадим К.14 октября 2019, 11:49
Дорогая Наталья! А где Вы у меня увидели осуждение всех католиков и приговор им на вечные муки? Я говорил только то, что учение у них чуждо нам, оно другое и я верую и даже убежден, что у нас оно верно, а не у них. Иначе я стал бы католиком, ведь у меня была свобода в свое время выбирать, и не может быть так, чтобы два учения об одном и том же, будучи разными и противоречащими во многих принципиальных вещах, в то же время были правильными. К католикам я отношусь так же, как и к прочим людям. Если это хороший человек, я не имею против него ничего против, но к учению, которого он придерживается, я не перестану относиться как к ошибочному. Всякая сочиненная ложь - от диавола.
игорь ковалев14 октября 2019, 11:22
Алла,Читать,что угодно-ваша воля.Но не надо утверждать,что чтение книг еритиков,,не зазорно''и,что,,католики не безблагодатные еретики в прелести,'' ,,Читающий книги лжеучителей,приобщается непременно лукавому,темному духу лжи...так утверждают светила Церковные – святые Отцы.Только те книги о религии позволено тебе читать,которые написаны святыми Отцами вселенской Восточной Церкви.Этого требует Восточная Церковь от чад своих.Если же ты рассуждаешь иначе,и находишь повеление Церкви менее основательным,нежели рассуждение твое: то ты уже не сын Церкви, а судия ее.Всякому,не принадлежащему Восточной церкви,единой святой,писавшему о Христе,о христианской вере,принадлежит имя лжеучителя.св.Игнатий
Natalie14 октября 2019, 02:32
Игорю и Вадиму: Вы же утверждали в разных комментариях, что все люди это ближние. И как правильно написала Катерина, что все мы дети одного Отца! Не значит ли это, что мы должны любить всех людей? А в ваших комментариях я не увидела любви к ближнему.Например, к католикам, а наоборот, я увидела осуждение и превосходство над ними. Не вам делать выводы об их спасении. Только Бог нам всем Судья! Католики, которых я знаю, любят Бога и людей всем сердцем! Так зачем всех католиков под одну гребёнку? Какая у них хула на Бога? Я не знаю. Я вижу только их Любовь к Богу. А также я вижу Любовь Господа к ним тоже!!! Слава Богу за всё!
Алла13 октября 2019, 20:59
Вадим К, а мне нравится читать и восточных и западных отцов, кто вам сказал, что я читаю только католиков? Я даже протестантов читаю. Знаний много не бывает, а я человек любознательный. А вы-то, очевидно, "не читал, но осуждаю", ибо если бы читали, то знали бы, что утверждение "когда они пишут о духовном, они толком не знают, о чем пишут" не соответствует действительности.
Алла13 октября 2019, 20:54
игорь ковалев, нет никакого согласия отцов по поводу книги Фомы Кемпийского, потому что высказывались по этому поводу всего несколько человек. Не выдавайте желаемое за действительное. Кроме того, и чтение Библии тоже "производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их", и что же теперь, не читать её? Зря вы стараетесь мне навязать свое мнение, со мной такое не проходит, точнее действует прямо обратно.
игорь ковалев13 октября 2019, 18:37
Алла,,Когда христианин вместо духа, вместо исполнения заповедей делом, словом, мыслью и всем настроением и всеми чувствами своими, как велел Господь, приносит Ему свои нервные, кровяные волнения, ощущения и т. п. и считает их за богоугодные и даже благодатные, как это имеет место у разных истеричек, у католиков, – то Господь отметает их, не приемлет. И у нас среди православных мало найдешь людей, которые понимают, что эти состояния душевные, ложные, а не духовные. Для распознавания их необходимо читать Игнатия Брянчанинова ...Особенно страдает этим католичество, где уже давно духовность подменена душевностью.''(игумен Никон Воробьев)
игорь ковалев13 октября 2019, 17:09
Алла,,...чем Игнатию Бранчанинову. Мнение последнего о спасении католиков тоже всего лишь его частное мнение.''Неправда!Большинство св.Отцов осуждали католицизм,как ересь.Посмотрите в интернете всех и не перечислишь.(Оптинские старцы, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадский,Игнатий Брянчанинов и др.)Поместные соборы Православной Церкви после Схизмы 1054г., которые осудили еретические учения Папизма (1089, 1233, 1273, 1274, 1282, 1285, 1341, 1351, 1441, 1443, 1484, 1642, 1672, 1722, 1727, 1755, 1838, 1848, 1895).Православный Собор в Москве в 1948г.также осудил католичество.А как еретик может спастись,когда ересь-это хула на Бога?Читать богохульника в прелести для нас,,зазорно''!И безумно!
Вадим К. продолжение13 октября 2019, 13:59
теперь как говорится, бери и читай, и если нам и в этом случае больше нравятся сочинения не православных восточных отцов, а западных, то невольно возникает много естественных вопросов, над которыми честный человек должен крепко подумать. На Западе научились в совершенстве музыке, художеству, науке, но когда они пишут о духовном, они толком не знают, о чем пишут. Между прочим, немало среди них, кто это понял, и теперь лучше нас изучают наших же свв. отцов, чтобы вникнуть в суть духовного мира. И всякий честный человек должен поступать так, а не считать правильным и истинным то, что ему ныне по душе. Спор ведь не о вкусах, а том, где истина.
Вадим К.13 октября 2019, 13:44
Алла, конечно, свт. Димитрий так же святой нашей Церкви, как и свт. Игнатий. Но не последнему, а первому Божия Матерь сказала, что ты "молишься по-латински". Он жил во времена, когда в Православной Церкви наблюдался упадок и ей приходилось обращаться к Западу, потому что свои отцы были забыты. Добротолюбие, этот святоотеческий сборник, был составлен ровно в то время и тем же преп. Никодимом, а при свт. Димитрии его не было и в помине. Как и у нас, в нашей недавней истории, когда только дали возможность печатать что-то духовное, то люди жадно кидались на все, чтобы хотя что-нибудь узнать, так было и тогда, хотя и в другой вероятно степени. Но времена меняются, и что раньше было недоступно, то
игорь ковалев12 октября 2019, 22:07
Алла.О ,,Подражании''-,,Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности; книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственности. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией.В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню.''(св.Игнатий Брянчанинов) У нас действует принцип ,,согласия Отцов''Что большинство св.Отцов считало истиной,то и есть истина.Так,что св.Димитрий здесь в меньшенстве и явно заблуждался.Как и вы!
Алла12 октября 2019, 03:19
Вадим К., как я уже сказала, Дмитрий Ростовский тоже святитель, как и Игнатий Брянчанинов. И он высоко оценивал труд Фомы Кемпийского. А значит в этом нет ничего зазорного для православного христианина. Всё просто.
Алла12 октября 2019, 03:17
игорь ковалев, ничего Церковь не отвергала, не придумывайте. Она не выносила никаких соборных суждений по поводу этой книги, а значит мы сами выбираем, чьим мнением нам руководствоваться. И я доверяю Дмитрию Ростовскому больше, чем Игнатию Бранчанинову. Мнение последнего о спасении католиков тоже всего лишь его частное мнение. Касаемо Невидимой брани. Если бы все ценное в труде Скуполи было взято из Лествицы, чего же тогда переводили именно его книгу, а не написали просто свою, на основе Лествицы? Всё эти составите "сравнительных анализов" просто лукавят.
Вадим К.11 октября 2019, 22:29
Алла, разница в том, что мнение свт. Игнатия это не просто мнение какого-то члена Православной Церкви. Он - ею признанный учитель монашества нашего времени и выразитель ее аскетического предания. Конечно, Вы вправе слушать не его учение, которое не его учение, а учение православных отцов, которое он воспринял - Вы можете слушать учение католика Фомы. Что значит Ваш выбор, думайте сами. "Человек есть то, что он ест".
игорь ковалев11 октября 2019, 16:06
Алла.,,Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину».(св.Игнатий Брянчанинов)Католичество осуждено на поместных соборах,как ересь и раскол.Дорогая,Алла,одумайтесь!Читая авторов,находящихся в прелести,нельзя этим не ,,заразиться''.,,С преподобным преподобным будешь,...а со строптивым развратишься''.
игорь ковалев11 октября 2019, 14:29
Алла,Время доказало правоту Игнатия Брянчанинова.Церковь отвергла,,Подражания''Сейчас их не встретишь в церкви.Причем негативно оценивал,Подражания'не один св.Игнатий.По поводу,,Невидимой брани''Прочитайте сравнительный анализ книги Скуполи и переработок.Только у св.Никодима переработка получилась в два раза больше оригинала.О молитве всё заменили,была медитация.Если что-то осталось от оригинала,так это благодаря тому,что орден,к которому принадлежал Скуполи,руководствовался в аскетике,,Лествицей''св.Иоанна Лествичника.Духовный закон-нарушение в догматике ведёт к нарушению в аскетике.Как писал св.Игнатий людям,утверждавшим,что иноверцы могут спастись:,,Не играйте Вашим спасением,не играйте!'
Алла11 октября 2019, 11:37
Вадим К., мнение есть мнение. И мнение святителя Игнатия ничем не лучше мнения святителя Дмитрия. Мне тоже нравится труд Фомы Кемпийского, и я не собираюсь считать это чем-то зазорным, ведь святитель моей Церкви его одобрил.
Наталья11 октября 2019, 11:34
Леон Блуа увлекался католическим мистицизмом. Его первая (гражданская) жена, которую он тоже вполне в него "погрузил", сошла с ума. Блуа написал книгу о некоей "мистически-искупительной" функции еврейства. Самой известной его книгой во Франции считается автобиографический роман "Отчаявшийся человек". Вывод: Леон Блуа - интересный по-своему мыслитель, но вряд ли чтение его произведений действительно нужно и полезно современному православному христианину.
Мария10 октября 2019, 22:40
Переведённую книгу нашла в продаже на букинистическом портале в двух экземплярах
Вадим К.10 октября 2019, 21:18
Алла, мнение о книге Фомы Кемпийского у свт. Игнатия было не спонтанным, а проверенным: о ее содержании он справлялся у опытных в духовной жизни подвижников. Он и сам глубоко изучил православное аскетическое предание и им жил. А свт. Димитрию сама Богородица указала, что "молится он по-латински", так он сам о себе пишет. Кстати, в одном из писем свт. Игнатий подвергает сомнению и не советует читать греческие книги, напечатанные в 18 в., находя в них много, как он говорил, "кровяного". Он строго относился к аскетическому подвигу, к этому высшему делу, требующему большого искусства и осторожности. Едва ли эту строгость разумно считать ошибкой.
Сергей10 октября 2019, 16:38
Здравствуйте, спасибо отец Андрей, заинтересовался и сразу нашел на предание.ру электронные версии трех переводов....переводчики начали таки работу!
Елена О10 октября 2019, 11:04
"Если стал отцом семейства, о пути непризнанного современниками творца обязан забыть. Или-или... " Пути Господни неисповедимы. Спаси Господи.
Алла10 октября 2019, 11:01
игорь ковалев, ну а вот я считаю, что прав был Дмитрий Ростовский, а Игнатий Брянчанинов заблуждался - "такое иногда бывает и со святыми". "Редактирование" труда итальянца ничего не меняет, ибо будь католики такими безблагодатными еретиками в прелести, никакая обработка бы не помогла.
Ирина 9 октября 2019, 21:37
Продолжать идти путем непризнанного творца, когда твои дети умирают от голода и тебе не на что их похоронить, - преступление. Если стал отцом семейства, о пути непризнанного современниками творца обязан забыть. Или-или...
Родион 9 октября 2019, 13:07
"...Человек, сознательно обрекающий жену и детей на голод и нищету, не имеет права называться христианином, не имеет права называться мужчиной..." - а Леон Блуа работал. Работал служащим на жел. дороге и кормил семью, насколько мог. В его время - конец 19-го века - нищета была ужасающей даже в богатейших тогда Франции, Британии. Не один Леон Блуа, сколько еще непризнанных современниками творцов голодало. А почему Вы не признаете творчество писателя трудом - это остается Вашей тайной... притом писателя верующего, а не бумагомарателя, щекочущего страсти и пороки за деньги.
Ирина 9 октября 2019, 12:56
Думаю, святые и протоки осуждали грех, а не грешников. На личности не переходили. Спаси Господи.
Елена О 9 октября 2019, 10:27
Ирина, Вы правы и неправы. Работая в поте лица, тоже можно умирать с голоду...История это подтверждает (и Библия тоже)
Катерина 9 октября 2019, 08:27
Всем, кто осуждает писателя за 35 сантимов и немужское поведение (понятео, что это только в связи с отсутствием воображения), рекомендую к прочтению рассказ Куприна "Чудесный доктор" в качестве дополнения отсутствия воображения. Та же история нищеты. ОЧЕНЬ хороший рассказ-быль по уверениям писателя. Но нам, православным, есть о чем задуматься и в связи с жизненной ситуацией пусть давно умершего писателя, которая к сожалению повторяется в большинстве стран мира снова и снова.
игорь ковалев 8 октября 2019, 22:05
Алла"Невидимая брань"...является просто переводом труда итальянского монаха'' Не просто переводом она является:,,Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников''Потом ещё Феофан Затворник исправлял и дополнял её при переводе.,,Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением.''То есть её привели в православный вид,многое исправив и дополнив,причем два раза.''Насчет,,Подражания Христу''.В главе,,О прелести''св.Игнатий Брянчанинов разбирает эту книгу.Она была написана в состоянии прелести называемом ,мнение'.Значит св.Димитрий Ростовский здесь ошибался,такое иногда бывает и со святыми.
Анна 8 октября 2019, 21:06
Спасибо за прекрасную статью.Помимо того,что наконец-то удалось поразмышлять о литературе ( о ней не на пишут вообще).Так ещё и столь в себе нашла от тех буржуа ,о которых писал Леон.Ой,ой ,как в зеркале.Стыдно.Но выворачивает хорошо,понимаешь,что пора на исповедь.Бегом
Ирина 8 октября 2019, 20:24
Человек, сознательно обрекающий жену и детей на голод и нищету, не имеет права называться христианином, не имеет права называться мужчиной. Средства на еду христианин должен зарабатывать в поте лица, а не искать на парижских мостовых. Десятки написанных замечательных книг не стоят того, чтобы истязать семью (людей, которых поручил тебе Бог), оправдывая это критикой пороков буржуазного общества. Критиковать легко, трудно реально что-то делать для ближних.
АлександрГ. 8 октября 2019, 19:28
Спасибо, отец Андрей. Все очень хорошо. Храни вас Господь!!!
игорь ковалев 8 октября 2019, 14:56
Вадим К. Не путайте обличение от святых,пророков и от грешников,это разные вещи,,надо весьма остерегаться плотской и душевной ревности, представляющейся по наружности благочестивою, в сущности — безрассудной и душевредной. Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что ее источники суть самомнение и гордость.Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях, Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов.''(св.Игнатий Брянчанинов)
Алла 8 октября 2019, 14:08
Игорь Ковалев, а вы знаете, что знаменитая "Невидимая брань", которую у нас обычно приписывают Никодиму Святогорцу, на самом деле является просто переводом труда итальянского монаха Лоренцо Скуполи? А "подражание Христу" высоко оценивал святитель Дмитрий Ростовский.
игорь ковалев 8 октября 2019, 12:05
Сергей ,,Не могу разделить пафос о. Андрея'' Отличный комментарий-полностью поддерживаю!Тоже резанула глаз цитата про свиней,явное осуждение и презрение к ближнему.Да,Блуа был под воздействием гордого,падшего духа,что и выражалось в его осуждении ближних и ропоте на Бога.И если Христос и Апостолы запрещали бесам говорить даже правду о Христе,то почему приемники Апостолов наоборот это пропагандируют?Поэтому и опасно читать не православных писателей-наберешься вредных,посеяных падшими духами мыслей.,,С преподобным-преподобным будешь,а со строптивым-развратишься.''
Вадим К. Сергею 8 октября 2019, 11:48
И Серафим Саровский кого надо обличал, об этом в его житии сказано, а не всех гладил по головке. А пророки? "Человек, будучи в чести, причислился к скотам и уподобился им", говорит в одном из псалмов прор. Давид. И в другом: "вечером возвращаются они, воют, как псы и ходят вокруг города". Кто-то из пророков своих соплеменников сравнивает с похотливыми жеребцами и Сам Господь заповедует не метать бисера своего перед свиньями и псами, конечно имея ввиду людей, которые по нраву своему сделались подобными этим животным. Если Церковь вовсе оставит обличение, это будут делать как раз революционеры и люди будут слушать их, опыт мы имеем, увы. Только все должно быть в меру. Вот в ней Православие.
Дмитрий 8 октября 2019, 09:35
Когда читал те же дневники отца Александра Шмемана, был очень впечатлен цитатами из дневников некоего Жюльена Грина, которые приводит отец Александр. И - практически не переведен, купить нельзя.
Татьяна 8 октября 2019, 07:57
Вадим К. 7 октября 2019, 12:41 Все прекрасно, только непонятно, зачем надо было не в тему опять пенять на советский строй, что-де не научил всех беглому французскому языку. Тоже обратила на это внимание. Блестящая статья батюшки, великолепная просто. Но пинать Советский Союз тоже, думаю, не надо было. И еще один момент. В нынешнее куда более "раскрепощенное" время не факт, что переводчики будут переводить Л.Блуа, а не, скажем, "Волосы и ногти. Новые тренды западной моды". Батюшка, спаси Вас Господи, за Ваши труды. Не оставляете равнодушными никого, есть над чем подумать.
Наталья Богоявленская 7 октября 2019, 22:38
Спасибо отцу Андрею за статью. Как всегда, живо, будоражит душу и ум. Есть о чём поразмышлять. Спасибо за открытие нового имени.
игорь ковалев 7 октября 2019, 22:38
,,выйти «религиозно на простор дорог и полей» в компании с этим или другим ярким писателем,''В такой компании на просторе точно заблудишься,т.е. впадёшь в прелесть.Куда вы нас зовёте о.Андрей?Мало людей соблазнилось в 19 веке от,,Подражания Христу''Фомы Кемпийского?И откуда на западе осталось что-либо духовное?Всё заменено душевностью.Духовная пустыня!Нечего нам там делать,будем лучше ходить по дорогам восточных святых Отцов.
Сергей 7 октября 2019, 19:29
Не могу разделить пафос о. Андрея. «Странно, что не хочет умирать как собака тот, кто прожил жизнь как свинья». Попробуйте вложить эти слова в уста, например, преподобного Серафима Саровского. Не получается? И не получится. Дух другой. Так может сказать о грешнике бес, но не тот, кто знает, что «от нихже первый есмь аз». Это слова не того, кто плачет о своих грехах и молит за весь мир, это слова революционера – обличителя и разрушителя. А сколько таких было в 20 веке, темпераментных, мужественных, ярких «борцов за правду»? Впрочем, беда не в них, беда в том, что мы все еще похожи на них.
Елена 7 октября 2019, 19:06
За Блуа нельзя следовать. Вот и вся соль. Не хватает текстов тех, за кем необходимо следовать. Остро не хватает, утрачено понимание сути православия, одна обрядовость. Вот об этом бы побольше, особенно для народа, выдержавшего социализм и перестройки
Михаил 7 октября 2019, 18:36
Наталья! "Счастливый" человек находиться в состоянии "ленивого сна" повседневности: ничего не трогает, не волнует, ни за что "душа" не болит.
Вадим К. 7 октября 2019, 12:41
Все прекрасно, только непонятно, зачем надо было не в тему опять пенять на советский строй, что-де не научил всех беглому французскому языку. Интересно, а сколько крепостных у отца свт. Игнатия могли хотя бы читать книжку на родном языке, не спрашиваю, чтобы еще и немного писать? А сколько сейчас, когда не стало этого достойного всех и всегдашних порицаний строя уже 30 лет, сколько сейчас молодых людей могут грамотно выражать свои глубокие мысли устно и письменно? А что в свободной Европе? Все ли там бегло читают по-французски, как хочет автор? Чести нам, православным такое присное пинание уже мертвого явления не прибавляет никак.
Марина 7 октября 2019, 11:25
Спасибо, отец Андрей за открытие еще одного важного имени! Дай Бог Вам сил в Вашем служении. А в одном из выпусков прекрасной "Встречи" очень хочется услышать о такой прослойке церковных людей как люди возраста от 45 до 60, горожан с высшим и, зачастую, не одним, образованием. Как-то все о молодежи говорится, о детях, о стариках. а тут тоже есть над чем поразмышлять. Спаси Господи!
Сергей 7 октября 2019, 11:23
Хорошо, хлёстко, очень темпераментно! Почувствовал о. Андрей родственную душу. Да, наша языковая ограниченность, сродни "железному занавесу". Не пускают нас "за границу" русского языка.
Игорь Шаруненко 7 октября 2019, 11:20
Спасибо.Храни вас Бог
Иоанн 7 октября 2019, 10:43
Огромное спасибо, Протоирею Андрею Ткачёву!!! Как всегда, он открывает нам новые и неизведанные просторы прекрасной литературы, и знакомит нас с новым миром!!! Спаси Господи!!!
Зоя 7 октября 2019, 09:57
Несколько его книг переведены на английский...
Татьяна 7 октября 2019, 09:28
"Если Христос – Бедняк, то мир – это Деньги. Любящий Деньги отвергает Бедняка." Господи, так это и о нынешнем времени! Поклонение маммоне, как символ времени. И наши современники, любящие Деньги, в очередной раз, в след за предшественниками, будут верить, что уж они-то непременно пролезут в ушко игольное. Наивные.
Вадим 7 октября 2019, 08:55
"Кровь бедняка", "Толкование общих мест" и "Душа Наполеона" издавались в России издательством "Русский путь". Вряд ли их сейчас можно купить в бумажном виде - но в электронном виде в интернете они есть.
Андрей 7 октября 2019, 08:52
Прямо про наше общество сейчас тоже самое можно сказать.
Михайлович 7 октября 2019, 08:30
Вообще-то книги Леона Блуа на русском языке есть. На Озоне продаётся "Кровь бедняка" , на LiveLib "Пленники Лонжюмо" . Как сказано, "Ищите и обрящете" . Как сырокопчёную колбасу в СССР. А что касается "духовных переводов с испанского, итальянского и немецкого" , то не лучше ли сначала перевести побольше православной литературы с греческого ?
Наталья 7 октября 2019, 07:03
Спасибо за статью , про мужество перед нищетой
Надежда Трегуб 7 октября 2019, 05:56
Песня!!! Спаси Господи!
Марина 7 октября 2019, 05:28
Да, перевод книг Л.Блуа очень нужен , я согласна с А. Ткачевым. Действительно, чем занимаются переводчики?
Марина 7 октября 2019, 05:19
Перевод Л. Блуа есть. Блуа Л. Кровь бедняка. Толкование общих мест. Душа Наполеона: Избранная проза / Пер. с фр. А.Курт, А.Райской; Предисл. Н.Струве; Вступ. ст. Н.Бердяева. Автор(ы): Блуа Л. Издательство: Русский путь Год выпуска 2005 Число страниц: 288 Переплет: мягкий Иллюстрации: есть ISBN: 5-85887-222-0 Размер: 199х128х13
наталья 7 октября 2019, 04:08
Спасибо о.Андрею за знакомство с таким мужественным человеком,статья пробуждает от ленивого сна повседневности!
Natalie 7 октября 2019, 01:11
Благодарю Бога и автора за прекрасную статью! Она написана специально для меня! Цитаты о деньгах- это в поддержку моего комментария к другой статье на этом сайте. Чудо! Слава Богу за всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×