В Москве в Государственном музее-заповеднике «Коломенское» в выставочных залах «Сытного двора» открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей».
В истории нашей страны сложно найти семью правителя, которая была таким ярким олицетворением всех добродетелей, как ближайшее окружение последнего российского царя – это стало возможным благодаря тому, что государь с самых первых лет старался воспитывать в детях самые важные качества своим примером.
Выставка, ставшая совместным проектом Государственного Эрмитажа, Музея-заповедника «Коломенское–Измайлово–Люблино» и Государственного архива Российской Федерации, предлагает посетителям множество ценных экспонатов – личных вещей семьи Николая II. Большинство из них ранее не было представлено публике: даже на тематических масштабных выставках в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге экспонировалась лишь их небольшая часть. Платья великих княгинь и мундиры цесаревича, шляпы, верхняя одежда, веера, детские игрушки и пинетки перекликаются с выставленными рядом фотографиями Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и Алексея, одетых в эти вещи.
Благодаря тому, что семья последнего российского императора увлекалась фотографией, сегодня мы имеем возможность не только видеть их парадные портреты, но и наблюдать фотолетопись их повседневности. Александровский дворец в Царском Селе, Ливадия и тогда еще русская Финляндия – самые любимые места семьи Николая II, запечатленные на фотографиях, которые представлены на выставке. Несмотря на то, что император стал самым молодым правителем в истории России, вступив на престол всего в 26 лет, он отдавал свое время не светским мероприятиям, а работе с документами, физическому труду, самообразованию, общению с народом. Государь щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России, благодаря чему в годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, было открыто более 250 новых монастырей.
Дети Николая II росли в атмосфере взаимного уважения и любви своих родителей, но в строгости. Государь говорил: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети». На фоне роскошных нарядов семейств правителей других стран того времени повседневная одежда членов царской семьи была на редкость проста, но была сшита с большим вкусом. При этом одежду и игрушки от старших сестер с радостью принимали себе младшие, учась преемственности и умению ценить и беречь то, что имеешь. В их комнатах, в которых они спали по двое, стояла аскетичная мебель. В свободное от учебы время царевны занимались рукоделием, шили себе рубашки и сами гладили белье.
«Дети не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», – говорила их мать.
Расписание учебных занятий великих княгинь, представленное на выставке, знакомит посетителей с интенсивным графиком: в будни учеба занимала весь день до 7–8 вечера с перерывом на «свободный час», в субботу был сокращенный учебный день до обеда, но после него садились за приготовление домашних заданий. При этом занятия проходили в группах по двое или индивидуально – чтобы минимально отвлекаться во время учебного процесса и эффективнее усваивать информацию. В конце учебного года каждый учитель писал свой отчет по итогам занятий, выделяя достоинства и недостатки обучаемого, перечисляя все пройденные темы.
«Дети должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», – наставляла императрица
Со стороны родителей делался особый акцент на воспитании уважения к учителям и няням. Как известно, уровень благородства человека чаще всего проявляет себя в обращении с простыми людьми. Александра Федоровна писала Ольге:
«Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устает и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте ее еще и нервничать. Слушайтесь ее, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала ее вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С.И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что я имею в виду. Будь хорошей и слушайся маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и я буду счастлива».
Семья императора Николая II – тот самый случай, когда семья состоит из семи «я» не только в буквальном смысле (родители и пятеро детей), но и во всех остальных. В этом можно убедиться, читая многочисленные подлинники писем и открыток, представленные на выставке, которые дети писали своим родителям, вдовствующей бабушке Марии Федоровне, учителям и друг другу. Поздравления с Пасхой, Рождеством и Новым годом, обязательные вопросы о здоровье, трогательные рассказы о повседневности. Пьер Жильяр, учитель французского всех детей и наставник наследника, писал:
«Обстоятельства рано приучили всех четырех довольствоваться самими собой и своею природной веселостью. Как мало молодых девушек без ропота удовольствовалось бы таким образом жизни, лишенным всяких внешних развлечений! Единственную отраду его представляла прелесть тесной семейной жизни, вызывающей в наши дни такое пренебрежение».
Николай Александрович и Александра Федоровна старались прививать своим детям все необходимые для жизни навыки, невзирая на то, что это царские дети. Родители старались знакомить их с жизнью – какой она может быть и в радости, и в горе. Государыня часто говорила: «Кроме красоты, в мире много печали». Поэтому всячески старалась заниматься благотворительностью, максимально вовлекая в этот процесс своих детей. Возрождающиеся сегодня в России благотворительные ярмарки «Белый цветок» начали ежегодно проводиться по инициативе императрицы: вместе с детьми готовились вышивки и рисунки, потом сами продавали их за прилавком, а выручка шла в больницы и приюты.
Царские дочери не только трогательно заботились о своем слабым здоровьем младшем брате, но и регулярно навещали туберкулезных больных. В годы Первой мировой войны императрица и великие княжны окончили курсы сестер милосердия и работали медсестрами в госпитале Царского Села, выполняя самую тяжелую и грязную работу. Александра Федоровна трудилась в операционной, помогая при сложных операциях, сохраняя самообладание; всегда утешала раненых, но плакала, провожая солдат на фронт. Когда количество раненых увеличилось, императрица превратила все дворцы в госпитали, занималась формированием санитарных поездов, закупала медикаменты, а дочери работали в комитетах помощи семьям военнослужащих и беженцам, которых тогда много скиталось по стране. Цесаревич Алексей, как и его отец, был влюблен в армию Отечества, часто ездил с императором на фронт, познавая суровость жизни и страдания войны.
Несмотря на то, что на долю царских детей выпало тяжелое бремя Первой мировой войны, а затем – последующий арест членов семьи и ссылка, они никогда не теряли силы духа. Вся семья работала вместе на огородах, рубили дрова. А учебные занятия не прекращались даже в самое тяжелое время. Историю, географию и арифметику своим детям преподавал Николай II, Закон Божий – Александра Федоровна, английский язык – баронесса Буксгевден, а затем Гиббс, французский язык – Жильяр, русский язык – лейб-медик Боткин.
Выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» продлится до 16 февраля 2020 года.
- Адрес: г. Москва, ст. м. «Коломенская», проспект Андропова, д. 39, стр.6.
- Режим работы выставки: вторник-воскресенье с 10:00 до 18:00.
- Билеты продаются в кассах музея-заповедника с 9:45 до 17:30, а также на сайте музея-заповедника.
- Телефон для справок и записи на экскурсии: 8 (499) 614-67-79.