Когда Алексей Морозов сделал Оксане предложение, она поставила условие: они не будут делать аборты. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Алексей согласился, и теперь супруги Морозовы – счастливые родители пятерых детей.
- Алексей Александрович, 38 лет, менеджер;
- Оксана Васильевна, 38 лет, экономист.
В браке 15 лет.
Дети:
- Даниил, 14 лет, ученик 7-го класса;
- София, 12 лет, ученица 6-го класса;
- Дмитрий, 5 лет;
- Анастасия, 4 года;
- Татьяна, 1 год.
– Когда мы познакомились с Оксаной, мне все друзья говорили: «Не будь идиотом, такой жены ты больше нигде никогда не встретишь!» Поэтому это не столько мой мудрый выбор, сколько настоятельное требование моих друзей. Жизнь подтвердила, что они были правы. В 20 с небольшим люди больше полагаются на эмоции, редко принимают осознанные решения, поэтому можно сказать, что я выиграл джек-пот в лотерею. Оксана создана для того, чтобы быть матерью. Ее не пришлось перевоспитывать, уговаривать, о чем-то упрашивать. Материнский инстинкт – это, на мой взгляд, самое ценное ее качество. Всё могло сложиться иначе в моей жизни; можно было жениться на суперкрасивой злыдне и потом не знать, что с ней делать. Мне просто крупно повезло.
У нас с женой была изначальная договоренность, что мы не будем делать абортов. Я не боялся многодетности; у меня вообще по жизни такое правило: надо ввязываться в драку, а там посмотрим. Кто-то мечтает о дорогой машине и дорогих часах, а я думаю, гораздо круче, когда мы всей семьей выходим из дома и идем по улице.
Это круто, когда всей семьей идем по улице – мы и наши дети!
Слава Богу, у меня получается обеспечивать семью. У меня есть друзья, с которыми мы иногда обсуждаем, к примеру, сколько мы тратим на еду в неделю. Я называю сумму, один говорит: «Ну, это вы расточительствуете. Я бы в два раза меньше тратил», а другой удивляется: «Как ты на эти деньги такую ораву кормишь?» Это о том, что всё относительно. На жизнь хватает. Но нам повезло с местом жительства: я не знаю, кем надо быть, чтобы в Москве остаться безработным. Допускаю, что в регионах иная ситуация. А мы, мне кажется, даже слишком комфортно живем.
Конфликтные ситуации у нас решаются сразу. Бывает, подуемся друг на друга минут десять, и всё. Я даже не знаю, какие могут быть вопросы, из-за которых может разгореться серьезный конфликт. Что нам делить? Мне известно, что люди иногда разводятся, даже прожив вместе много лет, но у нас обратная ситуация: наши чувства крепнут с каждым годом, чему я удивляюсь и радуюсь. Мы с женой это обсуждали, я говорю: «Влюблен так, будто первый раз тебя вижу». Как сохранить такие отношения? Думаю, в первую очередь должно быть уважение к другому человеку. Нельзя допускать, чтобы отношения становились пренебрежительными. И чувство благодарности необходимо. Жена хранит наш домашний очаг, кормит, заботится о нас. На это можно ответить только любовью.
Если семья – это малая Церковь, то муж в ней – как предстоятель. Но жена должна испытывать по отношению к мужу не чувство животного страха, а уважение. Мы можем объяснить свой трепет перед Богом, потому что видим дела Его. Если ты хочешь, чтобы перед тобой так же трепетали, – делай! Делай как можно больше! А то многие мужики здорово устроились: жена хлопочет, занимается бытом и детьми, а он ходит по квартире в трусах и командует. В принципе, позиция понятная, но недолговечная. Женщина такое долго терпеть не будет. Со мной тоже такое случается, но если я слишком глубоко уйду в это командное состояние, пара слов от Оксаны на повышенных тонах возвращают меня в реальность.
Самое сложное в воспитании детей – то, что ты не хочешь этим заниматься. Мечтаешь сидеть на диване и командовать, а дети чтобы смотрели на тебя с благоговением и трепетом, сами собой говорили на разных языках и решали в уме логарифмические задачи. Но так не бывает. У меня, к сожалению, не очень много времени на общение с детьми, но у нас как у родителей есть мощный инструмент: Церковь. Церковь – это бесплатный способ дать своим детям приличное воспитание. У меня есть огромное желание, чтобы девочки не стали блудницами, а мальчики не стали наркоманами и ворами. А религиозное воспитание позволяет заложить в детские души правильную основу. Дети слушают проповеди в храме, и я вижу, как они меняются.
В Писании оговорены абсолютно все ситуации, которые возникают в нашей жизни. Просто читай и делай выводы
Мы с ними уже прочли один раз всю Библию, сейчас по второму разу пошли. Очень многие ситуации из Ветхого Завета, из Притч, из Евангелия проецируются на нашу жизнь. Я детям объясняю, что человек за несколько тысяч лет почти не изменился. Если раньше было престижно иметь несколько красивых лошадей, то теперь – несколько красивых автомобилей. По сути всё то же самое, все человеческие пороки на своих местах. В Писании оговорены абсолютно все ситуации, которые возникают в нашей жизни. Просто читай и делай выводы.
Оксана Васильевна:
– Мы вместе учились в институте. Много времени проводили в одной компании, а на 5-м курсе стали встречаться. Алексей очень надежный, за ним как за каменной стеной. Когда он сделал мне предложение, я поставила условие: абортов мы делать не будем. Родим всех детей, которые у нас появятся. Я с детства ходила в храм, и мама мне всю жизнь говорила: «Оксана, ни при каких условиях. Нельзя. Запрет». Она сама сделала один аборт и потом всю жизнь в этом каялась. И мне вот такую программу заложила. Алексей с этим условием согласился.
Мы поженились, когда оба уже работали и учились на вечернем. У каждого из нас был свой бюджет, каждый привык самостоятельно распоряжаться своими деньгами. А тут их надо объединять! Вот это, пожалуй, было самым сложным в начале брака: привык отвечать только за себя, а теперь нужно под кого-то подстраиваться, учитывать интересы и мнение другого. Хотя я не помню, чтобы мы ругались. Мирно как-то решали. И еще один непростой момент был. Мой муж такой человек – он не будет заваливать подарками, дарить цветы без повода, говорить нежные слова… Хотя он не жадный, просто так воспитан. А я в этом нуждалась. Я сначала была обескуражена. Как так, думаю, папа моей маме всегда цветы дарил, на все праздники, а тут – никогда, даже на день рождения! Начала ему говорить: «У меня день рождения на следующей неделе, не забудь мне цветы подарить!» Он: «Хорошо, подарю». Первые несколько лет постоянно напоминала: «Я не прошу огромные букеты, но хотя бы три тюльпанчика». Сейчас уже сам дарит, без напоминаний – и дочкам, и мне.
Когда случались разногласия, мы шли друг другу на уступки. Мне легче наступить на свою гордость, чем продолжать ругаться. И, конечно, разговаривали, потому что без разговора никакого вопроса не решить. Если я на что-то обиделась – Алексей выходил на разговор. Если он чем-то обижен – я пойду просить прощения. Разговор первым начинает тот, кто виноват. И даже когда поначалу оба считают себя правыми, то, остыв, понимаешь, кто на самом деле виноват, кто прав.
При конфликтах разговор первым начинает тот, кто виноват: просит прощения
Я считаю, что семья, в которой растет ребенок, накладывает отпечаток и на его будущую семью. Мои родители всегда были рядом со мной. Даже когда на выпускном мы отправились с классом в лес на шашлыки, со мной рядом шли мои родители. Они всегда были адекватными; когда моему папе ребята сказали: «Василий Владимирович, мы с собой водку взяли», он ответил: «Хорошо, я с вами». Помню, он тогда выпил львиную долю, чтобы мальчикам меньше досталось. Потом говорил: «Я-то могу себя контролировать – я не буйный, знаю свою меру; а вот как они себя поведут? Как их по кустам ловить?» И я со своими детьми тоже стараюсь везде бывать. Я во всех родительских комитетах, всегда принимаю активное участие в жизни каждого класса, где учатся мои дети. Родители должны быть для детей поддержкой и защитой, детям необходимо чувствовать, что мама-папа рядом.
Я всегда хотела троих детей. Почему-то у меня в голове сидело, что больше их в принципе не может быть. Когда забеременела четвертым ребенком, очень плакала; когда забеременела пятым – плакала еще больше. В нашем мире какое-то пренебрежение к многодетным, и я боялась, что меня отвергнут. Что про нас будут говорить, что мы нищету плодим – хотя мы нормально живем. Но рядом, к счастью, был муж, он меня успокаивал: пять так пять! А сейчас наши девочки Настя и Таня – всеобщие любимицы. И как мы вообще без них жили?!
Мой Алексей воцерковлен не так давно, как я, но он считает, что Церковь – это единственная мощная сила, которая может противостоять телевизору и компьютеру. Она предохраняет от того, что растлевает молодое поколение, – от разврата, вседозволенности. Даже обыкновенная исповедь заставляет детей понять, что они что-то делают неправильно, пересмотреть свои поступки. У дочки-подростка был период, когда ей расхотелось ходить в церковь. Но она тут же пошла и рассказала об этом батюшке. У нас в храме в Балашихе очень хороший батюшка, отец Михаил. Не знаю, что он ей сказал, но больше таких вопросов не возникало.
Даниле был всего 1 год и 9 месяцев, когда родилась его сестра. Мы спали все вместе: с одной стороны один ребенок, с другой стороны другой. Он даже не помнил времени, когда был один, и у него никакой ревности не было; это мне было обидно за сына, что я отнимаю у него частичку себя. И я пыталась это восполнить: маленькая спит, а он со мной играет. Куда я с ней иду – он везде со мной. Они по отдельности и не были никогда; всегда вместе, всегда со мной.
Дети по отдельности и не были никогда – всегда вместе, всегда со мной
И оба очень хотели третьего ребенка, ждали его. И Настю дети очень ждали, София говорила: «У Данилы есть братик, а у меня сестрички нет!» Старшие дети сами давали младшим имена. Мы договорились, что если родится мальчик, имя придумает Данила, а если девочка – то София. Данила выбрал имя Диме, а София – Насте. А пятого ребенка они уже мне позволили назвать.
У нас все дети с разными характерами, под каждого нужно подстраиваться. Они настолько разные, что даже глаза у них разного цвета! У Данилы – серо-зеленые. У Софии – ярко-голубые. У Димы – ореховые, светло-карие. У Насти – темно-зеленые. А у Тани – темно-карие. Вроде бы дети от одних родителей, но абсолютно разные даже внешне!
Супругам очень важно находить время, чтобы побыть только вдвоем, но у нас так не получается. Трое младших живут с нами в одной комнате, хотя места у нас хватает, жилищные условия хорошие и есть возможности отделить детей от себя – но они не хотят. Только с мамочкой и с папочкой. И мы с мужем остаемся наедине лишь после того, как они уснут. Мы и в отпуск никогда вдвоем не ездили, только в свадебное путешествие. Но, честно говоря, я и не представляю, как это – поехать без детей?
У меня была приличная карьера: я начинала работать на предприятии обыкновенным секретарем, еще в институте, и постепенно доросла до заместителя начальника планово-экономического отдела. Хотели сделать меня начальником, но я в декрет ушла. Потом в другой, потом в третий. Я благодарна Богу, что могу не работать, могу уделять время детям. Я не уставшая мама, которая пришла вечером с работы и сразу к плите, а дети заброшены. Младшие у нас ходят в детский сад, но только до обеда – я считаю, это необходимо для их социализации. Не так давно мне наскучило сидеть в декрете, и я оформила самозанятость: придумываю и создаю творческие наборы из дерева для раскрашивания. Мои дети – мои вдохновители. Например, Дима может прийти и сказать: «Нет, эта рамочка мне не нравится, я не буду ее раскрашивать». Или: «Ой, мама, ну это девчачье!» А София пару рамок сама нарисовала и сказала: «Мама, давай сделаем такие наборы». Например, белочка – это полностью Софиино творение.
Придумываю и создаю творческие наборы из дерева. Мои дети – мои вдохновители
Все наши дети – увлеченные люди. Данила очень серьезно занимается робототехникой, он даже в двух кружках. София ходит на современные танцы и на рисование. Дима занимается акробатикой. Все кружки платные, и, конечно, это серьезная нагрузка на семейный бюджет. Сидеть и охать – это не по мне. Надо что-то делать, чтобы у детей была возможность развиваться дальше. И наши наборы для раскрашивания понемногу помогают нам решать эту задачу.
Я вообще не касаюсь обучения старших, они сами делают уроки. Учатся хорошо, почти отличники, по одной «четверке» у каждого. Бытовая помощь мне особенно не нужна – сейчас есть и стиральные машины, и посудомоечные… Одежду свою старшие дети сами гладят, особенно дочка это любит. С нами живет еще дедушка, мой папа, он очень помогает мне с детьми. И свекровь у меня замечательная, она приезжает по выходным, и я могу сходить с подружками в баню, еще на что-то время выделить. Если честно, не могу сказать, что пятеро детей – это очень тяжело. Это больше психологическая нагрузка: не за одного ребенка переживаешь, а за пятерых. А в остальном – человек такое существо, которое ко всему приспосабливается и привыкает.
"не могу всерьез обсуждать исторических личностей с человеком, который ставит Августа рядом с Иродом." Если бы вы чуть лучше знали историю, то вам было бы известно, что Ирод вошёл в историю под прозвищем Великий. Ирод Великий, или Ирод Строитель, так упоминается он в исторических хрониках. Политиком он действительно был выдающимся, строил крепости, морские порты, и даже стадионы. И с политическими конкурентами разбираться умел. Умел сохранить власть. Чем не идеал для любителей "сильной государственности" и "крепкой руки"? Только вот Христос учил совсем не этому. И именно Христу уподобились и первые русские святые - князя Борис и Глеб, и царь-мученик Николай.