Царское Село переехало в Москву. Перебралось на месяц в лучший ампирный особняк столицы - усадьбу Хрущевых-Селезневых - ныне принадлежащий Музею А.С. Пушкина.
Оставляю пальто в прихожей. Ноги послушно ныряют в войлочные тапочки. У входа меня встречает с десяток улыбчивых лиц, гостеприимно приглашая пройти.
Царское Село, которое прочно связано с именем великого русского поэта, с первыми стихотворными опытами питомцев Царскосельского лицея, предстает родным и любимым домом царской семьи.
Однако нужно простить кураторов, задумавших по-новому рассказать зрителю о любимейшем месте царской семьи, причем разных ее поколений. В любом случае в Москву «эвакуированы» уникальные, в том числе впервые выставляемые, предметы из исторических коллекций музея Царское Село.
Эта выставка, как говорят сами организаторы, прежде всего опыт реконструкции музеев-парков вне их исторической местности. Они привезли в Москву старинные планы и виды парковых территорий Екатерининского и Александровского дворцов. Однако мне показалось, что куда важнее тема Царского Села как императорской резиденции и частного дома. Этому на выставке тоже уделено немало внимания: в рамках небольшой экспозиции организаторы предприняли попытку показать двухсотлетнюю историю быта императорской фамилии.
Царское Село, которое выполняло функцию официальной резиденции российского монарха, в начале лета и осенью превращалось в частный дом императорской семьи. В 1905 году Николай II переехал в Царское Село с семьей окончательно и жил здесь вплоть до своего ареста.
Следуя задумке, в Москву привезены предметы быта – стулья, кресла, столы, шкафы, ковры, подушки, посуда, игрушки, оружие, одежда, обувь, портреты, фотографии, подарки - словом все, что наполняет даже обычный дом обычного человека.
В небольших залах музея воссозданы части апартаментов царей. А отдельные комнаты показаны в своем, если позволите, историческом развитии. Как меняли их на протяжении двух веков: то отдавали предпочтение роскошному барокко, то следовали традициям ампира, то неожиданно поддавались веяниям модерна.
Их величествам и Их Высочествам не чужды были увлечения простых смертных. Слова «перепланировка» и «ремонт» были актуальны не менее чем сегодня. Приглашали модных дизайнеров и архитекторов, которые в последствии осуществляли самые смелые задумки императоров.
Примером таких дизайнерских решений может служить частично представленная на выставке турецкая комната, спроектированная архитектором И. Монигетти. В центре комнаты, задуманной как курительная, располагался фонтан, стены и полы были затянуты дорогими коврами. Шитые золотом и серебром подушки лежали по периметру комнаты. Поверх ковров красовалось оружие: сабли, палаши, ружья. Все это в основном дипломатические дары персидских и бухарских властителей, привезенные императорам Николаем I и Александром II из восточных походов 50-60-х годов.
Александровский дворец, в котором поселился последний император через неделю после свадьбы, с приездом молодой семьи серьезно изменился. Александра Федоровна лично следила за перепланировкой и отделкой комнат. Уже в 1895 году появились Палисандровая гостиная, Лиловый кабинет, Уборная Николая II. Модной тенденцией конца века был английский Чинц - вощеный ситец (сродни современным обоям), которым отделывались комнаты. Император с супругой заказывали лондонский чинц, но не брезговали и продукцией отечественных мануфактур. Посетители найдут на выставке чинц, которым были затянуты гостиные, спальни и классные комнаты.
А еще выставка полна милыми подробностями царского быта. Свинка, которая умеет крутить хвостиком, и толи петь песенки, толи хрюкать. Эта игрушка принадлежала одной из дочерей Николая II. Маленькие, почти что кукольные мундиры царских детей. Или вот, например Павел Петрович, тот самый, убитый с молчаливого согласия сына, заказал как-то изготовить для себя сервиз. Он назван Пурпурным. Розовые купидоны красуются на чашках и тарелках, а на дне каждого из предметов сервиза красуется вензель ПМ - Павел Мария. Муж и жена. Романтика!
А при Александре I в Царском появилась «Пенсионерская конюшня для отставных лошадей императорского седла». Дорогие сердцу императора лошади доживали свой век в почете и славе. Позднее, уже после смерти Александра, рядом с конюшней организовано пенсионерское кладбище.
Здесь же на территории императорских ферм появились позже Слоновник и Ламский павильон. Применения себе они так и не нашли, потому были переоборудованы в фотопавильон, где члены царской семьи, вместе со знаменитыми петербургскими фотографами занимались фотографическими опытами. На все эти подробности на выставке есть намеки, которые не ускользнут от глаза внимательного посетителя.
Если я еще не убедила вас спешно собраться, оставив домашние дела, то приведу в пример героическую женщину, встреченную мной на выставке.
- Что вы по поводу всего увиденного здесь думаете? - с улыбкой непосредственности спросила ее я.
- Я думаю, что не зря приехала из Питера,- сказала она, достаточно сурово взглянув из-под очков. Еще вчера я толкалась три часа в очереди, чтобы, наконец, увидеть янтарную комнату. Так ничего и не увидела. Теперь я в Москве, но при этом - там же, в Царском селе. Отличие только в том, что здесь все без суеты, спокойно и о том же.
Выставка проходит в музее А.С. Пушкина по адресу Пречистенка, 12 до 20 января.