В Москве проходит много
мероприятий, посвященных годовщине
Победы. Однако происходящее в
галерее «Фотосоюза», выделяется
особо: первая персональная выставка
военного фотокорреспондента Натальи Боде.
Женщин-фотокоров было очень немного. И у
них особый взгляд на войну,
материнский.
Наталия Боде
С объективом на фашиста
Удивительно красивая молодая женщина смотрит со старого черно-белого снимка. Прислонившись к дереву, она грустно улыбается в объектив чей-то фотокамеры, крепко сжимая в руках свою «Лейку 2А». Это ее оружие, ее ответ фашистским захватчикам, ее оправдание перед сыном, оставленным в оккупированном немцами Киеве.
Наталья Федоровна Боде стала фотокорреспондентом еще в далеком 1934 году, устроившись в киевскую газету ЩКПУ «Коммунист». Тогда ей было всего двадцать. Вряд ли она предполагала, что через несколько лет ее снимки будут перепечатывать крупные советские газеты - «Правда», «Красная Звезда», журнал «Огонек». Вряд ли думала, что за одну из фотографий военных будней на ее груди появиться орден Красной Звезды. В 1938 году она поступила в Фотохронику ТАСС по Украине, а в 1941-м ушла на фронт фотокорреспондентом газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия» и прошла с ней до Берлина.
Наступление |
Нам танков не давали,
Но с «Лейкой» и блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли», - написал Константин Симонов. Сталинград и Курская Дуга, пленные и беженцы, руины Берлина и поезд победителей – Наталья Федоровна видела это собственными глазами. Она запечатлела все на черно-белых снимках своей «Лейкой» и старалась не вспоминать. Слишком больно.
В 1945 году, сразу после войны, «Детиздат» выпустил небольшую книгу ее фотографий - «Дорогами войны». Организаторы выставки вполне уместно поместили книгу вместе с фотокарточками самой Боде под стеклом небольшой витрины.
Наступление |
Красная звезда за «Тигр»
«Жив ты, или помер,
Главное, чтоб в номер
Материал успел ты передать...»
Так пелось в песне на слова Константина Симонова, писавшего передовые с фронта. Ее мурлыкал себе под нос и тот, кто шел в атаку с фотоаппаратом. А во время привалов выбирался в нейтральную зону - снимать, снимать, снимать.
Фотографии на выставке размещены не в хронологическом порядке, как того, быть может, ждет зритель. Это не отчет с войны. Отчеты были в тех самых газетах, куда Боде сдавала свои материалы. Здесь даже не важны подписи к снимкам, хотя многие из них фотограф делала сама. Скорее важен взгляд. Взгляд женщины-фотохудожника. Сдержанные, емкие, удачные в композиции, ярко передающие атмосферу и настроение момента и при этом документальные снимки. Удивительно: через десятки лет на них смотришь не как на кадры репортажной съемки, но видишь в них настоящее искусство. Искусство увидеть момент и передать свое восприятие. Искусство – при, казалось бы, достаточно скромных возможностях запечатлеть событие и быть внимательным к деталям. Искусство, в котором художник максимально индивидуален. И в определении экспозиции, и во владении контрастом - от черного к белому через полутона.
Художник, Германия, 1945 г. |
Рядом другое фото. Опять развалины, останки некогда жилых домов. Художник в белой чуть пузырящейся на ветру рубахе и в черном классическом берете пишет картину. Любопытный военный из-за его плеча следит за мыслью художника. Где это? Так ли важно - в освобожденном ли Бухаресте или во взятом Берлине?
А вот еще. Берлин. В старую плетеную коляску без верха с ногами залезли две пятилетние хохотушки. Они улыбаются, сверкают сандалиями и очевидно начали забывать о войне. Но может ли забыть об этом фотокорреспондент? Коляска стоит на фоне руин.
Пленные. Сталинград, 1943 г. |
«Атака», «Наступление», еще одно, еще. Кадры сражений, напряженных и страшных атак, пулеметных очередей, взметающих снежную пыль, перемежаются снимками с веселыми улыбающимися лицами солдат, еще не знающих о своем завтра.
Сияющая девушка-летчица на крыле самолета. Веселый брадобрей с пулеметом за плечами, стригущий здоровенные усы своему боевому товарищу. Спящие солдаты, положившие винтовки под голову и минуту назад еще сидевшие, плотно прижавшись друг другу. В следующий момент их сразил уже сон и они, полусидя, не соблюдая равновесия, завалились друг на друга. Черпающие суп из котла походной кухни; пьющие пиво у «Гете Кафе» в Веймаре; сидящие на полу украшенного букетами акаций товарного вагона – офицеры, солдаты, медсестры.
Некоторые фотографии из представленных на выставке хорошо известны, многие – напечатаны и публично выставлены впервые. Здесь мало страшных кадров, их почти нет. Это - дань уважения Наталье Боде, скончавшейся в 1996 году. Ее внук Василий Кутьин сказал: «Бабушка старалась не вспоминать войну и достаточно мало об этом говорила. Ей было очень тяжело. Она прошла всю войну, видела Майданек, сотни убитых. Архив ее фотографий действительно огромный. Много лет никто к нему не притрагивался. Когда его разобрали, то выяснилось, что часть фотографий утрачена, испорчены, не подлежат реконструкции и печати».
Могила артиллериста, село Денисовка, Курская дуга, 1943 г. |
- Это важная фотография, - сказал Василий. - В Киеве бабушка оставила своего сына, моего дядю. Как тяжело было ей видеть этих маленьких детей, бегущих из города! Вообще, в нашей семье считают, что бабушка пошла на фронт мстить. В первые дни войны в бою погиб ее первый муж. Что ей оставалось? Поскольку она женщина и воевать ей было тяжело, она начала работать фотокорреспондентом. Бабушка нанесла немцам серьезный урон. Достаточно вспомнить, что она сфотографировала на Курской дуге подбитый немецкий танк «Тигр». Это была первая фотография подбитого «Тигра».
Брадобрей |
- А бабушке удалось пробраться в нейтральную полосу и сфотографировать танк в деталях, с пробоинами в броне, - с гордостью говорит внук. - Фотоснимок крупным планом вышел в газете: мол, смотрите - вот он непобедимый немецкий «Тигр». Бабушке дали орден Красной Звезды. Она очень его любила. Всегда носила, даже когда от него кусочек откололся.
Женский взгляд на войну
Воины-победители пробуют пиво, Германия, 1945 г. |
Борис Задвиль отбирал фотографии из архива Боде.
- Чем вы руководствовались, что хотели донести до зрителя? - спросила я.
- Я сорок лет профессионально занимаюсь фотографией, был достаточно известным советским фоторепортером. Я понимаю, что такое фотография. Я знал очень много людей, снимавших войну, видел их работы. Могу назвать десятки фамилий. А вообще, по официальным данным, войну снимали почти 400 человек. Однако женщин среди них – единицы. И когда делал выборку из попавшего мне в руки архива Натальи Боде, я хотел показать именно женский, другой взгляд. Понимаете, у нее есть кадры, которых нет ни у одного мужика, снимавших в это время рядом с ней. Я тридцать лет работал в женском журнале. Вы не смейтесь. Журнал «Крестьянка» - достаточно серьезная фирма. Я понимал, что у Боде должен был быть свой взгляд, свой стиль. И я его нашел, как мне кажется. Сегодняшняя выставка это демонстрирует.
- В чем же ее женский взгляд?
Летчица |
Действительно, у Боде много выстроенных снимков: пулеметчики, женщина-летчик, солдаты с гармошками… Но вот кадр с ребятами, которые обедают в Сталинграде под плащ-палаткой, натянутой у дерева. Это – сама жизнь, здесь нет никакой постановки. А чуть дальше мы повесили фото солдат, которые пьют пиво в «Гете кафе» в Веймаре. «Война войной, а обед по расписанию». Для нас ребята, которые в Сталинграде пообедали, в Берлине выпили кружку пива. Вот что есть законченная композиция, круговая.
- Что бы вы выделили?
Домой с победой. Девушки на войне, 1945 г |
Персональная выставка фотокорреспондента Натальи Боде «От Сталинграда до Берлина. Военные фотографии» проходит в галерее «ФотоСоюз» по адресу: Покровка, дом 5. Выставка работает с 24 февраля по 12 марта.
Фотографии предоставлены Союзом Фотохудожников России