Из школьного курса литературы все знают, какой уничижительной критике подверг В. Г. Белинский Гоголя за книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Но неотправленный ответ Гоголя почти не известен современному читателю. И не удивительно: это письмо впервые было опубликовано почти шестьдесят лет назад в полном собрании сочинений Гоголя и почти никогда не упоминалось ни в научной, ни в научно-популярной литературе. Мы решили восполнить этот пробел, опубликовав наиболее значимые выдержки из этого письма.
***
***
Своекорыстных же целей я и прежде не имел, когда меня еще несколько занимали соблазны мира, а тем более теперь, когда пора подумать о смерти. Никакого не было у меня своекорыстного умысла. Ничего не хотел я ею выпрашивать. Это и не в моей натуре. Есть прелесть в бедности. Вспомнили б вы по крайней мере, что у меня нет даже угла, и я стараюсь только о том, как бы еще облегчить мой небольшой походный чемодан, чтоб легче было расставаться с миром. Вам следовало поудержаться клеймить меня теми обидными подозрениями, какими я бы не имел духа запятнать последнего мерзавца. Это вам нужно бы вспомнить. Вы извиняете себя гневным расположением духа. Но как же в гневном расположении духа вы решаетесь говорить о таких важных предметах и не видите, что вас ослепляет гневный ум и отнимает спокойствие?
***
Вы говорите, кстати, будто я спел похвальную песнь нашему правительству. Я нигде не пел. Я сказал только, что правительство состоит из нас же. Мы выслуживаемся и составляем правительство. Если же правительство огромная шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из русских? Рассмотрим пристально, отчего это? Не оттого ли эта сложность и чудовищное накопление прав, не оттого ли, что мы все кто в лес, кто по дрова? Один смотрит в Англию, другой в Пруссию, третий во Францию…
***
Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово. Хоть бы вы определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она рассыпается. И прогресс, он тоже был, пока о нем не думали, когда же стали ловить его, он и рассыпался.
***
Отчего вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы выражаетесь, духовенству? Неужели слово мое, что проповедник восточной Церкви должен жизнью и делами проповедать? И отчего у вас такой дух ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они — созданье нашей восточной Церкви, а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству, возвысившему нашу Церковь.
***
Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние?
***
Христос нигде никому не говорит, что нужно приобретать, а еще напротив и настоятельно нам велит уступать: снимающему с тебя одежду отдай последнюю рубашку, с просящим тебя пройти с тобой одно поприще, пройди два.
Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. Нужно для этого изучить историю Церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных бог весть кем. Эти поверхностные энциклопедические сведения разбрасывают ум, а не сосредоточивают его.
***
Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих русскую землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге, и который делится последней копейкой с бедным и Богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас, чтобы иметь возможность принести усердное подаяние Богу. Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в занятьях легкими журнальными статейками и романами тех французских романистов, которые так пристрастны, что не хотят видеть, как из Евангелия исходит истина, и не замечают того, как уродливо и пошло изображена у них жизнь.
***
Что для крестьян выгоднее: правление одного помещика, уже довольно образованного, который воспитался и в университете и который всё же, стало быть, уже многое должен чувствовать, или быть под управлением многих чиновников, менее образованных, корыстолюбивых и заботящихся о том только, чтобы нажиться? Да и много есть таких предметов, о которых следует каждому из нас подумать заблаговременно, прежде нежели с пылкостью невоздержного рыцаря и юноши толковать об освобождении, чтобы это освобожденье не было хуже рабства.
***
Еще меня изумила эта отважная самонадеянность, с которою вы говорите: «Я знаю общество наше и дух его», — и ручаетесь в этом. Как можно ручаться за этот ежеминутно меняющийся хамелеон? Какими данными вы можете удостоверить, что знаете общество? Где ваши средства к тому? Показали ли вы где-нибудь в сочиненьях своих, что вы глубокий ведатель души человека? Прошли ли вы опыт жизни? Живя почти без прикосновенья с людьми и светом, ведя мирную жизнь журнального сотрудника, во всегдашних занятиях фельетонными статьями, как вам иметь понятие об этом громадном страшилище, которое неожиданными явленьями ловит нас в ту ловушку, в которую попадают все молодые писатели, рассуждающие обо всем мире и человечестве, тогда как довольно забот нам и вокруг себя. Нужно прежде всего их исполнить, тогда общество само собою пойдет хорошо. А если пренебрежем обязанности относительно лиц близких и погонимся за обществом, то упустим и те и другие так же точно. Я встречал в последнее время много прекрасных людей, которые совершенно сбились. Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы. Брожение внутри не исправить никаким конституциям. Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство.
***
Вы говорите, что Россия долго и напрасно молилась. Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов. Или это вы называете молитвою, что одна из сотни молится, а все прочие кутят, сломя голову, с утра до вечера на всяких зрелищах, закладывая последнее свое имущество, чтобы насладиться всеми комфортами, которыми наделила нас эта бестолковая европейская цивилизация?
***
Литератор существует для другого. Он должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и ненависть. Возьмитесь снова за свое поприще, с которого вы удалились с легкомыслием юноши. Начните сызнова ученье. Примитесь за тех поэтов и мудрецов, которые воспитывают душу. Вы сами сознали, что журнальные занятия выветривают душу и что вы замечаете наконец пустоту в себе. Это и не может быть иначе. Вспомните, что вы учились кое-как, не кончили даже университетского курса. Вознаградите это чтеньем больших сочинений, а не современных брошюр, писанных разгоряченным умом, совращающим с прямого взгляда.
Печатается по изданию:
Гоголь Н. В.
Полное собрание сочинений
в 14 томах.
Л.: Изд-во академии наук СССР, 1952. Том 13, «К №
200», с. 435–446.
С Гоголем категорически не согласен по части крепостного права.
(Впрочем, и не сомневался, что будет именно таким).
Как ужасно, что спустя почти двести лет Писатель пишет про сегодняшний день. Страшновато, но вселяет надежду вопреки всему..... Н.В. Гоголь - гений.
отведен один час в неделю.
И что из этого выйдет?
1. У ВЕЛИКОГО РУССКОГО КЛАССИКА Н.В. ГОГОЛЯ БЫЛО ПОЛНОЕ ПРАВО ДАТЬ ОТВЕТ Белинскому В.Г. (который, вероятно, Вы помните написал Н.В. Гоголю письмо первым) ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ;
2. если лично Вас раздражают "...подобные проповеди...", то это потому, что сайт, который Вы посетили называется ПРАВОСЛАВИЕ.РУ, а не атеизм. ру;
3. "Я пишу комментарий потому, что меня пугает поток восторженных отзывов под этим письмом", - НЕ НАДО ПУГАТЬСЯ ВОСТОРЖЕННЫХ ОТЗЫВОВ ПОД ЭТИМ ПИСЬМОМ (см. пункт 2).
Николай Васильевич, спасиБо Вам!
Кроме этого слова ничего и говорить не хочется. Также не хочется говорить и о тех людях, которые старались обратить нашу Родину в ничто, приведя к неверию. Бог им судья, Бог их прости. Не ведали, что творили, налетая на нашего любимого и истинно народного писателя. НВ всё делал искренне и... вечная ему память!
Прекрасно, что гоголеведение наконец-то обратилось к христианскому пониманию этих напростых и выстраданных произведений Гоголя (Воропаев, Золотусский - отдельное спасибо им). На кино-поделки всяких парфёновых внимания обращать не стоит, ибо попса и даже смешно (если бы не было грустно).
Хочу писать диплом именно по этой теме, ни по какой другой.
Да самая первая часть этого письма - образец того, как _не нужно_ отвечать в споре с "заблудшими". Понятно, что Гоголь убежден в своей правоте - но настолько выпячивать это, рисоваться этим - пусть совершенно искренне, без задней мысли - вы только оттолкнете этим своих оппонентов. Может быть, вам на самом деле важнее восторг и одобрение единомышленников, чем установление диалога с "противником"? (Нельзя сказать, чтобы и сам Белинский не грешил подобным ораторствованием - еще как.)
Я пишу комментарий потому, что меня пугает поток восторженных отзывов под этим письмом. Не хотелось бы, чтобы вы в таком же духе пересказывали эти идеи своим знакомым и восстанавливали их против себя. Потому что идеи здесь есть разумные, как не быть - но подход к их изложению совершенно неправильный.
Во-первых, не идем ли мы и до сих пор этим путем. То есть, поиском и установлением каких-либо – не важно, каких – условий социально-политического обустройства нашего государства, отбросив вопросы духовно-нравственного становления личности на второй план, если не на задворки.
И, во-вторых, не стоит ли нам пристальней всмотреться в духовное наследство Писателя и внимательней прислушаться к его словам.
Белинского Россия в ХIХ и XX вв. пережрала, может в ХХI - стоит с Гоголем попоститься...
Извините меня пожалуйста за отклонение от темы, НО ведь эти три человека были более чем связаны!Если у кого-нибудь есть ХОТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ ПИСЬМА в электронном варианте, пожалуйста на почту egoshinn@rambler.ru
Очень хочется разобраться, ведь тут и второй сожженный том Мертвых душ и.... да все о гоголе!
Конечно, много можно еще написать, но кто если что-нибудь интересное знает, пожалуйста на почту.
Замечательно СИЛЬНОЕ письмо Гоголя!
Зря НЕ отправил.
Причина может быть лишь ОДНА: "неистовый Виссарион был безнадёжно болен.
Гоголь -вечное русское достояние.
А белинского просмотреть -тоже Не помешает!
Николай МОРЕВ,инженер
В сочетании с честным (нравственным) размышлением о своей личной истории: своей судьбы, мыслях и поступках.
История (в переводе с греческого) - исследование. Познание Мира и себя самого в Мире.
Спаси Господи за статью
"нигилистический смрад", как Вы пишете, - он не "европейский", он человеческий (как и "чушь" - не "западная" - а своя, общечеловеческая), потому как человек - и в Германии (Албании и прочих перечисленных странах) - "нищ и окаянен есмь".
Соблазном может стать всё, в том числе, и идея о народе, "русская идея". Так что ещё раз прочтём у Гоголя (вслед за словами Христа о бревне в глазу): "правительство - это мы". Так называемая западная цивилизация - это тоже мы, и давно.
Над собой надзираем, милые люди.
Спаси Господи!
Мне кажется, в данном случае корректно было бы привести ссылку и на выбранные места из "Выбранных мест..." (про помещика как пастыря духовного своих крестьян - см. начало главы XXII. Русской помещик), и на злобное письмо Белинского. И тогда, возможно, и раздражение Белинского было бы отчасти объяснимо, и отклики читателей не были бы такими 100%-но восторженными.
Только не надо называть меня очернителем, Оптинские старцы про Гоголя вполне трезво говорили: мало, что стекла светильника вычищены, нужно еще, чтобы в нем горела свеча...
Я бы добавил и с 1941-го по 1945-го молилась. Жаль, пока гром не грянет, мужик не перекрестится ...
Парфёнов- рупор пятой колонны в России и это страшно, что он может легко клеветать на Гоголя.
Из статьи Зеньковского запомнилась навсегда фраза Гоголя о труде "Главный труд человека-внутренний труд."
Жемчужины публицистических произведений Гоголя и о Гоголе до сих пор недоступны не только нечитающей , но и читающей России. Все, что несет в себе культурное Православие остается в тени СМИ.
Нынешнее время оказывается ни чем не отличается от Гоголевских времён, вот только Гоголей в нём нет.
Valentina, USA
Мне не близка ни позиция Гоголя, ни позиция Белинского - РАДИКАЛЬНОГО ЗАПАДНИКА
Единственное, в чем с Гоголем согласна: что правительство - это мы и есть. Каждый народ заслуживает свое правительство.
С Белинским не согласна ни в чем
Нет, это этот мир сошел с ума, все поставлено с ног на голову, и правится он безумцами и слепцами. Белинские правят умами нашими, и государством нашим. Вечные революционеры, смутьяны и губители.
Русский человек забыл о своем высоком предназначении, о своей душе. Мы оторваны от истории, от Веры, от корней наших, освященных кровью тысяч мучеников за землю Русскую и веру Православную.
Гоголя, Достоевского необходимо изучать в школьной программе, как пример жизни по-совести и в вере отцов. Лучше нашей земли - нет земли, лучше нашей веры - нет веры. И народ наш, многострадальный, проснется. Сбросит с себя всю эту чушь европейскую, весь этот нигилистический западный смрад.
Спаси Господи, за статью.
Spasibo za stat'ju. Ogromnoe!
Как это важно сейчас, как современно для теперешних литераторов-писак и издателей! Да и для чиновников и политиков, а точнее, для всех людей, начиная со школьников.
Как я поняла, это "неотправленный ответ", очень жаль. Может и Белинский пришел бы в "разум".
Воистину Гоголь великий писатель и "человек" в полном и истинном значении этого слова!
Спаси Господи!
Спаси Господи!!!
Но справедливости ради, нужно привести и отрывок из следующего письма Гоголя (от 10 августа 1847 года), в котором он признавал, что и он сам, и Белинский "перешли в излишество" в рассуждениях и говорил так: "Бог весть, может быть, и в ваших словах есть часть правды".
Так что не всё так однозначно в этой полемике. Но в чем нельзя не согласиться с Гоголем, так это в том, что:
"Наступающий век есть век разумного сознания; не горячась, он взвешивает всё, приемля все стороны к сведенью, без чего не узнать разумной средины вещей. Он велит нам оглядывать многосторонним взглядом старца, а не показывать горячую прыткость рыцаря прошедших времен; мы ребенки перед этим веком".
А эти слова Гоголя - "Литератор [...] должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и ненависть" - как перекликаются они с прекрасными словами Пушкина: "Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви"!
Я любил, люблю и буду любить Николая Васильевича Гоголя как величайшего русского, светского и духовного писателя, неповторимо разнообразного, неповторимо доброго.
Его юмор, вызывающий смех до слез, и то, что в советской школе называлось "критикой действительности" всегда было пронизано великой Любовью к своим персонажам, великой Любовью ко всем людям, великой Любовью ко всему Миру.
Но то, что я прочел в этом письме-ответе желчному критику,
наполненным мудростью, достоинством, любовью и сожалением к погибающей душе, зарывающей свои таланты, меня потрясло.
Это еще один шедевр моего любимого писателя, который открылся для меня, благодаря вашему сайту.
Я потрясен...
Спасибо Вам.
Спаси Бог.
Александр.
В школе, конечно, надо читать и разбирать подобные произведения, а не "Тараса Бульбу", тем паче "Вий", в которых лично я не вижу "высших истин, примиряющих душу".
Парфенов-шишки сбивающий, но не увидевший главное, а может видел, но не понял.
А менять надо не политиков ,а самих себя.
Более всего удивляешься, что эти мудрые строки, просветляющие разум о Церкви, были в полном объеме опубликованы в СССР в 1952 году. Спаси Господи.
Очень благодарна авторам циклу статей о Гоголе. Очень много нового открыла для себя и своих детей.
Как действительно умело манипулировали сознанием в советское время.
И продолжают это делать сегодня, только другие и по другому называются, но все туда же на Запад ориентируют где " эта бестолковая европейская цивилизация".
И как же огорчает отношение людей к подобному.. Буквально вчера, смотря новый, сделанный довольно на высоком уровне, фильм Леонида Парфёнова "Птица - Гоголь", приуроченный к 200-летию, я очень четко мог видеть все ту же отстаиваемую позицию о неком безумии Николая Васильевича, о его творческом тупике и какой-то "творческой смерти". Откуда такое отношение?.. Мне лично это непонятно и очень неприятно... Всем людям, разделяющим подобную позицию, я бы очень рекомендовал самым внимательнейшим образом ознакомиться с данным письмом - тут есть ответы на все вопросы..
А чиновникам сдавать экзамен и по этой статье, и по "Византийскому уроку".