«Вы сгорите, как свечка, и других сожжете!»
Гоголь — Белинскому: неотправленный ответ

Из школьного курса литературы все знают, какой уничижительной критике подверг В. Г. Белинский Гоголя за книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Но неотправленный ответ Гоголя почти не известен современному читателю. И не удивительно: это письмо впервые было опубликовано почти шестьдесят лет назад в полном собрании сочинений Гоголя и почти никогда не упоминалось ни в научной, ни в научно-популярной литературе. Мы решили восполнить этот пробел, опубликовав наиболее значимые выдержки из этого письма.

***

С чего начать мой ответ на ваше письмо? Начну его с ваших же слов: «Опомнитесь, вы стоите на краю бездны!». Как далеко вы сбились с прямого пути, в каком вывороченном виде стали перед вами вещи! В каком грубом, невежественном смысле приняли вы мою книгу! Как вы ее истолковали! О, да внесут святые силы мир в вашу страждущую, измученную душу! Зачем вам было переменять раз выбранную, мирную дорогу? Что могло быть прекраснее, как показывать читателям красоты в твореньях наших писателей, возвышать их душу и силы до пониманья всего прекрасного, наслаждаться трепетом пробужденного в них сочувствия и таким образом прекрасно действовать на их души? Дорога эта привела бы вас к примирению с жизнью, дорога эта заставила бы вас благословлять всё в природе. Что до политических событий, само собою умирилось бы общество, если бы примиренье было в духе тех, которые имеют влияние на общество. А теперь уста ваши дышат желчью и ненавистью. Зачем вам с вашей пылкою душою вдаваться в этот омут политический, в эти мутные события современности, среди которой и твердая осмотрительная многосторонность теряется? Как же с вашим односторонним, пылким, как порох, умом, уже вспыхивающим прежде, чем еще успели узнать, что истина, как вам не потеряться? Вы сгорите, как свечка, и других сожжете.

***

Своекорыстных же целей я и прежде не имел, когда меня еще несколько занимали соблазны мира, а тем более теперь, когда пора подумать о смерти. Никакого не было у меня своекорыстного умысла. Ничего не хотел я ею выпрашивать. Это и не в моей натуре. Есть прелесть в бедности. Вспомнили б вы по крайней мере, что у меня нет даже угла, и я стараюсь только о том, как бы еще облегчить мой небольшой походный чемодан, чтоб легче было расставаться с миром. Вам следовало поудержаться клеймить меня теми обидными подозрениями, какими я бы не имел духа запятнать последнего мерзавца. Это вам нужно бы вспомнить. Вы извиняете себя гневным расположением духа. Но как же в гневном расположении духа вы решаетесь говорить о таких важных предметах и не видите, что вас ослепляет гневный ум и отнимает спокойствие?

***

Вы говорите, кстати, будто я спел похвальную песнь нашему правительству. Я нигде не пел. Я сказал только, что правительство состоит из нас же. Мы выслуживаемся и составляем правительство. Если же правительство огромная шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из русских? Рассмотрим пристально, отчего это? Не оттого ли эта сложность и чудовищное накопление прав, не оттого ли, что мы все кто в лес, кто по дрова? Один смотрит в Англию, другой в Пруссию, третий во Францию…

***

Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово. Хоть бы вы определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она рассыпается. И прогресс, он тоже был, пока о нем не думали, когда же стали ловить его, он и рассыпался.

***

Отчего вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы выражаетесь, духовенству? Неужели слово мое, что проповедник восточной Церкви должен жизнью и делами проповедать? И отчего у вас такой дух ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они — созданье нашей восточной Церкви, а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству, возвысившему нашу Церковь.

***

Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние?

***

Христос нигде никому не говорит, что нужно приобретать, а еще напротив и настоятельно нам велит уступать: снимающему с тебя одежду отдай последнюю рубашку, с просящим тебя пройти с тобой одно поприще, пройди два.

Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. Нужно для этого изучить историю Церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных бог весть кем. Эти поверхностные энциклопедические сведения разбрасывают ум, а не сосредоточивают его.

***

Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих русскую землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге, и который делится последней копейкой с бедным и Богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас, чтобы иметь возможность принести усердное подаяние Богу. Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в занятьях легкими журнальными статейками и романами тех французских романистов, которые так пристрастны, что не хотят видеть, как из Евангелия исходит истина, и не замечают того, как уродливо и пошло изображена у них жизнь.

***

Что для крестьян выгоднее: правление одного помещика, уже довольно образованного, который воспитался и в университете и который всё же, стало быть, уже многое должен чувствовать, или быть под управлением многих чиновников, менее образованных, корыстолюбивых и заботящихся о том только, чтобы нажиться? Да и много есть таких предметов, о которых следует каждому из нас подумать заблаговременно, прежде нежели с пылкостью невоздержного рыцаря и юноши толковать об освобождении, чтобы это освобожденье не было хуже рабства.

***

Еще меня изумила эта отважная самонадеянность, с которою вы говорите: «Я знаю общество наше и дух его», — и ручаетесь в этом. Как можно ручаться за этот ежеминутно меняющийся хамелеон? Какими данными вы можете удостоверить, что знаете общество? Где ваши средства к тому? Показали ли вы где-нибудь в сочиненьях своих, что вы глубокий ведатель души человека? Прошли ли вы опыт жизни? Живя почти без прикосновенья с людьми и светом, ведя мирную жизнь журнального сотрудника, во всегдашних занятиях фельетонными статьями, как вам иметь понятие об этом громадном страшилище, которое неожиданными явленьями ловит нас в ту ловушку, в которую попадают все молодые писатели, рассуждающие обо всем мире и человечестве, тогда как довольно забот нам и вокруг себя. Нужно прежде всего их исполнить, тогда общество само собою пойдет хорошо. А если пренебрежем обязанности относительно лиц близких и погонимся за обществом, то упустим и те и другие так же точно. Я встречал в последнее время много прекрасных людей, которые совершенно сбились. Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы. Брожение внутри не исправить никаким конституциям. Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство.

***

Вы говорите, что Россия долго и напрасно молилась. Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов. Или это вы называете молитвою, что одна из сотни молится, а все прочие кутят, сломя голову, с утра до вечера на всяких зрелищах, закладывая последнее свое имущество, чтобы насладиться всеми комфортами, которыми наделила нас эта бестолковая европейская цивилизация?

***

Литератор существует для другого. Он должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и ненависть. Возьмитесь снова за свое поприще, с которого вы удалились с легкомыслием юноши. Начните сызнова ученье. Примитесь за тех поэтов и мудрецов, которые воспитывают душу. Вы сами сознали, что журнальные занятия выветривают душу и что вы замечаете наконец пустоту в себе. Это и не может быть иначе. Вспомните, что вы учились кое-как, не кончили даже университетского курса. Вознаградите это чтеньем больших сочинений, а не современных брошюр, писанных разгоряченным умом, совращающим с прямого взгляда.

Печатается по изданию:
Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений
в 14 томах. Л.: Изд-во академии наук СССР, 1952. Том 13, «К № 200», с. 435–446.

Николай Гоголь

Фома.Ru

1 апреля 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ольга 7 декабря 2022, 11:16
не случайно Гоголь не отправил это письмо.Не стал опускаться до уровня Белинского,где смешались гнев и неразумение ... Оправдывать себя? это ниже собственного достоинства!Тем более,спорить с тем ,кто явно был не на одной волне, кого уже давно захлестнула идея революции,в которой сам Гоголь видел только новое управление мужиками. Не оправдывал писатель крепостное право, но и не видел пока лучшего пути для простого мужика. За Россию без БОГА болела душа ГОГОЛЯ,но спорить с безбожником -идти против Христа
Михаил21 апреля 2022, 10:31
Ругать Н.В.Гоголя за одобрение крепостничества - это абсолютно не понимать эволюционность развития общества, причем во всем мiре и становиться как раз на сторону левачья, которым и является Белинский.
Наталия16 марта 2017, 13:24
Кто такой Белинский, по сравнению с Гоголем? Никто.
жека 7 апреля 2016, 08:18
ругать гоголя за ревизора и души всё равно что ругать Шекспира за ромео и джульетту
Василий Н. 3 апреля 2014, 14:28
Ксения, простите, а кто вы такая, чтобы осуждать других, да еще и призывать на их голову ад и пурген?
С Гоголем категорически не согласен по части крепостного права.

Андрев27 октября 2013, 16:29
Какой достойный ответ !
(Впрочем, и не сомневался, что будет именно таким).
Как ужасно, что спустя почти двести лет Писатель пишет про сегодняшний день. Страшновато, но вселяет надежду вопреки всему..... Н.В. Гоголь - гений.
Светлана Константиновна 2 апреля 2013, 11:45
У меня внук учится в шестом классе. Там на литературу
отведен один час в неделю.
И что из этого выйдет?
Ирина30 ноября 2012, 05:26
Благожелательный атеист А, ПОВЕРЬТЕ благожелательному христианину, что:
1. У ВЕЛИКОГО РУССКОГО КЛАССИКА Н.В. ГОГОЛЯ БЫЛО ПОЛНОЕ ПРАВО ДАТЬ ОТВЕТ Белинскому В.Г. (который, вероятно, Вы помните написал Н.В. Гоголю письмо первым) ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ;
2. если лично Вас раздражают "...подобные проповеди...", то это потому, что сайт, который Вы посетили называется ПРАВОСЛАВИЕ.РУ, а не атеизм. ру;
3. "Я пишу комментарий потому, что меня пугает поток восторженных отзывов под этим письмом", - НЕ НАДО ПУГАТЬСЯ ВОСТОРЖЕННЫХ ОТЗЫВОВ ПОД ЭТИМ ПИСЬМОМ (см. пункт 2).
Сергей10 сентября 2012, 13:30
Всегда любил Н.В.Гоголя,как писателя,а теперь восхищён им, ещё и как личностью!Тончайший ум,опередивший намного своё время!Судя по некоторым комментариям выше,даже сейчас многие не доросли до того,о чём он писал!А Белинский просто либеральный журналист,поражённый бацилой разложения, что, в общем-то,жизнь и подтвердила.Слава Н.В.Гоголю!!!
носов игорь10 сентября 2012, 00:35
Я очень сложно и внимательно читаю нашу классику.Будь то Гоголь,Пушкин,Толстые,Тургенев,Тютчев или Пикуль.нАВЕРНОе НЕХВАТКА ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ЭРУДИЦИИ ЗАСТАВЛЯЕТ МЕНЯ НЕОДНОКРАТНО ПЕРЕЧИТЫВАТЬ и произведения и рецензии.Но особенно я не люблю мемуаров, переписки,воспоминаний.военные я как раз читаю,а вот о писателях ,поэтах...Мне всегда кажется что авторы несут отсебятину ,а сути вопроса касаются так ,мимоходом.НО!Но письма Гоголя,это своеобразный черновик сожжённых второй части ,,мёртвых душ,,Это пафос человека знающего что он говорит,а не дилетантский крик или истерика Белинского,как бы я к нему ни хорошо не относился.Гоголь-это наша жизнь во всех её проявлениях и нюансах.Хочется сказать,,люди читайте Н.В.Гоголя,,
Катерина17 июля 2012, 19:00
Слава Богу за ТАКИХ русских писателей, за нашу родную словесность, не позволяющую заснуть мертвецки. Надо, просто необходимо нам приближаться к Свету.

Николай Васильевич, спасиБо Вам!

Кроме этого слова ничего и говорить не хочется. Также не хочется говорить и о тех людях, которые старались обратить нашу Родину в ничто, приведя к неверию. Бог им судья, Бог их прости. Не ведали, что творили, налетая на нашего любимого и истинно народного писателя. НВ всё делал искренне и... вечная ему память!
Прекрасно, что гоголеведение наконец-то обратилось к христианскому пониманию этих напростых и выстраданных произведений Гоголя (Воропаев, Золотусский - отдельное спасибо им). На кино-поделки всяких парфёновых внимания обращать не стоит, ибо попса и даже смешно (если бы не было грустно).
Хочу писать диплом именно по этой теме, ни по какой другой.
ксения28 апреля 2012, 22:51
Гоголь - истинный гений литературы! Белинскому ничего не могу сказать,кроме осуждения!Белинский - плебей,недоучка,критикан, злобное, трухлявое насекомое. этот человечишка ничего сам не создал, учился кое-как и курса не окончил, наблевал гнилью в душу многим талантам России, давил литераторов,несогласных с ним. если он не пощадил Гоголя, то никому неизвестных молодых писателей, одарённых поболее его, он точно не пощадил. Виссарион Белинский - это бездарь от литературы, а всякая бездарь всегда гонит любого гения! единственное, что я могу пожелать господину Белинскому - это чтобы черти в аду ему каждый день промывали желудок, ставили клистир и заставляли пить пурген. избавление от запора физиологического избавляет от запора мысленного. НЕТ БЕЗДАРНОСТЯМ! УРА ВЕЛИКИМ ГЕНИЯМ! ГОГОЛЮ -ПОЧТЕНИЕ,ПАМЯТЬ НА ВЕКА И ВСЕНАРОДНОГО УВАЖЕНИЯ! БЕЛИНСКОМУ - АД И ПУРГЕН,позор и поношение! ОТВЕТ ГОГОЛЯ БЕЛИНСКОМУ - ЧИТАТЬ ВСЕМ ПОЛНОСТЬЮ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ!
Василий19 февраля 2011, 12:53
В чем не могу решительно согласиться с Гоголем - так это в его оправдывании крепостного права. Наивно считать помещика "пастырем своих крестьян". А как же продажа крестьян как вещей (а то и проигрывание в карты), в том числе с разлучением семей?
А.16 октября 2010, 04:20
Эх, господа православные, я понимаю, что вы все люди восторженные, будто влюбились в первый раз - я понимаю, и это состояние по-своему прекрасно. Но все же, поверьте, не стоит при этом читать окружающим подобные проповеди. Только потому, что вам самим радостно и легко от слов Гоголя, потому, что вас ему просто убедить - но людей, с вами не согласных, подобным тоном вы не переубедите, а только еще больше настроите против себя. Даже если вы сейчас не можете понять хорошенько, почему - просто поверьте благожелательному атеисту на слово.

Да самая первая часть этого письма - образец того, как _не нужно_ отвечать в споре с "заблудшими". Понятно, что Гоголь убежден в своей правоте - но настолько выпячивать это, рисоваться этим - пусть совершенно искренне, без задней мысли - вы только оттолкнете этим своих оппонентов. Может быть, вам на самом деле важнее восторг и одобрение единомышленников, чем установление диалога с "противником"? (Нельзя сказать, чтобы и сам Белинский не грешил подобным ораторствованием - еще как.)

Я пишу комментарий потому, что меня пугает поток восторженных отзывов под этим письмом. Не хотелось бы, чтобы вы в таком же духе пересказывали эти идеи своим знакомым и восстанавливали их против себя. Потому что идеи здесь есть разумные, как не быть - но подход к их изложению совершенно неправильный.
balyaba 1 июня 2010, 21:00
При сопоставлении двух этих писем (Белинского - Гоголю и ответ последнего) даже слепому становится видно, что и Писатель, и критик говорят, в общем-то, о возможных путях развития России. Поняв это и зная, что Россия, по большому счету, выбрала "путь Белинского", зная, к чему это привело, можно надолго задуматься...
Во-первых, не идем ли мы и до сих пор этим путем. То есть, поиском и установлением каких-либо – не важно, каких – условий социально-политического обустройства нашего государства, отбросив вопросы духовно-нравственного становления личности на второй план, если не на задворки.
И, во-вторых, не стоит ли нам пристальней всмотреться в духовное наследство Писателя и внимательней прислушаться к его словам.
Белинского Россия в ХIХ и XX вв. пережрала, может в ХХI - стоит с Гоголем попоститься...
Георгий28 марта 2010, 15:18
Письмо-нет слов, это безусловно,но вот что интересно, когда явился достоевский в свет:некрасов сказал белинскому:"Новый Гоголь явился", на что тот сухо ответил:"Что-то у вас слишком часто гоголи являются"(хотя потом конечно был в восторге от "Бедных людей")И мне вот что интересно как достоевский, гоголь, и белинский связаны?
Извините меня пожалуйста за отклонение от темы, НО ведь эти три человека были более чем связаны!Если у кого-нибудь есть ХОТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ ПИСЬМА в электронном варианте, пожалуйста на почту egoshinn@rambler.ru
Очень хочется разобраться, ведь тут и второй сожженный том Мертвых душ и.... да все о гоголе!
Конечно, много можно еще написать, но кто если что-нибудь интересное знает, пожалуйста на почту.
Николай МОРЕВ17 марта 2010, 19:34


Замечательно СИЛЬНОЕ письмо Гоголя!
Зря НЕ отправил.
Причина может быть лишь ОДНА: "неистовый Виссарион был безнадёжно болен.
Гоголь -вечное русское достояние.
А белинского просмотреть -тоже Не помешает!

Николай МОРЕВ,инженер
Николай 25 февраля 2010, 08:16
Кто из деятелей телевизионного канала "Культура" возьмёт на себя смелость и огласит это письмо на всю матушку-Россию???
Ирина27 января 2010, 10:12
"Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства" - вот же она русская национальная идея!!!
Таня 7 января 2010, 19:14
"Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках"


В сочетании с честным (нравственным) размышлением о своей личной истории: своей судьбы, мыслях и поступках.

История (в переводе с греческого) - исследование. Познание Мира и себя самого в Мире.
Дмитрий14 декабря 2009, 22:28
Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спаси Господи за статью
Татьяна Саенко, Харьков12 декабря 2009, 18:36
Марина из Киева, и, возможно, иные:
"нигилистический смрад", как Вы пишете, - он не "европейский", он человеческий (как и "чушь" - не "западная" - а своя, общечеловеческая), потому как человек - и в Германии (Албании и прочих перечисленных странах) - "нищ и окаянен есмь".
Соблазном может стать всё, в том числе, и идея о народе, "русская идея". Так что ещё раз прочтём у Гоголя (вслед за словами Христа о бревне в глазу): "правительство - это мы". Так называемая западная цивилизация - это тоже мы, и давно.
Над собой надзираем, милые люди.
Спаси Господи!
Василий 7 декабря 2009, 11:12
Какая была радость 20 лет назад найти сами "Выбранные места из переписки с друзьями". Так как идеология вполне допускала знакомства нас, школьников советской поры, только с одной стороной полемики.
Мне кажется, в данном случае корректно было бы привести ссылку и на выбранные места из "Выбранных мест..." (про помещика как пастыря духовного своих крестьян - см. начало главы XXII. Русской помещик), и на злобное письмо Белинского. И тогда, возможно, и раздражение Белинского было бы отчасти объяснимо, и отклики читателей не были бы такими 100%-но восторженными.
Только не надо называть меня очернителем, Оптинские старцы про Гоголя вполне трезво говорили: мало, что стекла светильника вычищены, нужно еще, чтобы в нем горела свеча...
Галина Д27 октября 2009, 12:19
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Николая и прости ему всякие согрешения вольные и невольные. Простите нас, Николай Васильевич, за непонимание. Видимо все рабы Божии, не от мира сего, выставляются не вполне нормальными. Так же оклеветали и всю царскую семью и многих, многих других наших соотечественников. Но их молитвами мы еще держимся и приходит время, и Господь показывает нам истинные лица. Спаси Господи за это письмо. Не надо нам сетовать на наше школьное образование. Давайте начнем с того, что любовь к Родине прививается не в школьных классах. Она начинается дома, с младенчества родителями, бабушками. И потом нам остается только бороться с тем, чему обучают в школах.
Антон13 октября 2009, 19:27
Да, это очень впечатляет. Такого человека либералы в любые времена объявят сумасшедшим.
Александр12 октября 2009, 23:27
Вы говорите, что Россия долго и напрасно молилась. Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов. Или это вы называете молитвою, что одна из сотни молится, а все прочие кутят, сломя голову, с утра до вечера на всяких зрелищах, закладывая последнее свое имущество, чтобы насладиться всеми комфортами, которыми наделила нас эта бестолковая европейская цивилизация?

Я бы добавил и с 1941-го по 1945-го молилась. Жаль, пока гром не грянет, мужик не перекрестится ...
Илья 9 октября 2009, 15:53
Вот это письмецо, я бы подписался под каждым словом. Великий велик даже в малом. "Европейская цивилизация"... а я не хочу быть ни немцем не албанцем. Тоже мне нашлись учителя. "Защитники прав человека" - они защитники только своего кармана, всё их "благополучие" только (и всегда) за счет России. Очень скоро они перегрызутся как крысы, эти европейские человеколюбы.
Марина 3 октября 2009, 18:16
С детства люблю Н.В.Гоголя, но какой души человек был!!! Величайший писатель!!! Вот почему читаешь его произведения много раз и не перестаешь восхищаться. А Белинский? Что оставил он в памяти поколений? Кроме фамилии ничего не помню. Помню какое-то брюзжание и недовольство всем и вся, а в чем смысл не помню. Наконец в печати появляются интересные статьи о творчестве Гоголя, например в журнале "Свет". Сегодня письма прочла и поняла, что Гоголь был величайший провидец и высоко духовный человек. Согласна, что начинать изучать творчество Гоголя с этих писем. Только как бороться с чиновниками в министерстве образования, которые так боятся всего что связано с православием и верой в Бога?
Юрий24 сентября 2009, 05:59
Очень жаль,что в конце жизни смог прочитать такие горячие слова о любви к Отечеству и Православию. Как больно слышать от недоумков о сумашествии русского гения.
Парфёнов- рупор пятой колонны в России и это страшно, что он может легко клеветать на Гоголя.
17 сентября 2009, 22:00
Боже храни Россию!
Максим10 сентября 2009, 18:39
Как историк-гоголевед, хочу отметить, что литературы на тему "Гоголь и православие" за последние 15 лет вышло более чем достаточно! Это Виноградов, Воропаев, Афанасьев, это и сугубо научные труды Золотусского, Барабаша, Манна, а уж сколько опубликовано сочинений и черновиков Гоголя, сколько пишут в этом году в журналах! Пройти мимо невозможно. Было бы желание, а литературу и источники вы всегда найдёте! Впрочем, приведённое письмо Гоголя к Белинскому присутствует не только в малодоступном ПСС, но и в доступном собрании сочинений 1984 г.
21 августа 2009, 16:22
Слава Богу за всё!
Кирилл13 августа 2009, 10:19
Гоголь - воистину великий русский писатель!
Валерий10 августа 2009, 03:26
Василий Зеньковский назвал Гоголя "пророком православной культуры". 2009 год, между прочим, объявлен ЮНЕСКО годом Гоголя. У нас ограничились только чествованием его 200-летия. И то поверхностно, жидко и без Любви. По фарисейски.
Из статьи Зеньковского запомнилась навсегда фраза Гоголя о труде "Главный труд человека-внутренний труд."
Жемчужины публицистических произведений Гоголя и о Гоголе до сих пор недоступны не только нечитающей , но и читающей России. Все, что несет в себе культурное Православие остается в тени СМИ.
Виктор 8 августа 2009, 00:48
"Всё возвращается на круги своя" -ах как был прав Еклисиаст.
Нынешнее время оказывается ни чем не отличается от Гоголевских времён, вот только Гоголей в нём нет.
Valentina23 июля 2009, 07:43
Spasibo za statiu, Gogoli liubimii pisateli, nastoliko mudrii, prosvetlenii, intelegentnii, prosto ciuvstvuetsia teplo i liubovi ot nego k rosii k narodu russkomu k pravoslaviu, dragotenii nas pisateli
Valentina, USA
Мария18 июля 2009, 07:02
Я поражена... И не столько статье Гоголя(всегда его любила и уважала), сколько отзывам и комментариям. Сколько же у нас людей думающих, и поэтому способных отделить пшеницу от сорняков! Пока есть такие люди, наша Родина не потеряет свое лицо, и благословение Божие будет на нас.Мир всем и любовь!
Елена17 июля 2009, 16:07
Сказать, что европейская цивилизация вся сплошь бестолковая- это все равно, то сказать, то все православное духовенство - проходимцы и грешники.

Мне не близка ни позиция Гоголя, ни позиция Белинского - РАДИКАЛЬНОГО ЗАПАДНИКА

Единственное, в чем с Гоголем согласна: что правительство - это мы и есть. Каждый народ заслуживает свое правительство.

С Белинским не согласна ни в чем
Марина, Киев28 июня 2009, 15:08
Да, и при этом лукавые сердца упоенные "свобой" мысли, права и пр. смели говорить о том, что Гоголь сумасшедший!? Свобода от чего или кого? Зачем нам этот "европейский" вектор, что там осталось человеческого, христианского? - ничего. Зачем же нас влекут туда с остервенением, захлебываясь, до полного отречения себя самих?
Нет, это этот мир сошел с ума, все поставлено с ног на голову, и правится он безумцами и слепцами. Белинские правят умами нашими, и государством нашим. Вечные революционеры, смутьяны и губители.
Русский человек забыл о своем высоком предназначении, о своей душе. Мы оторваны от истории, от Веры, от корней наших, освященных кровью тысяч мучеников за землю Русскую и веру Православную.
Гоголя, Достоевского необходимо изучать в школьной программе, как пример жизни по-совести и в вере отцов. Лучше нашей земли - нет земли, лучше нашей веры - нет веры. И народ наш, многострадальный, проснется. Сбросит с себя всю эту чушь европейскую, весь этот нигилистический западный смрад.

Спаси Господи, за статью.

Андрей26 июня 2009, 14:07
А мне Белинского жалко...
Кирилл25 июня 2009, 11:02
Хорошая статья 5 :)
Петрушевский Юрий 4 июня 2009, 01:45
Очень понравилось. Спасибо. Это письмо очень пригодилось в моей научной работе. Еще раз спасибо...
Irina25 мая 2009, 16:56
Kak govoritsa, Gogol' napisal vse Belinskomu - ne v brov', a v glaz. Ni odnogo lishnego slova. A eshe ya by dobavila, chto eto pis'mo nado pochitat' vsem, kto tak ljubit ne tol'ko Evropejskuju tsivilizatsiju, a i demokratiju zapadnuju so vsemi ee svobodami i raspushennost'ju.
Spasibo za stat'ju. Ogromnoe!
Борис27 апреля 2009, 13:10
Школьная программа по литературе не осталась старой. Есть прекрасные программы и учебники В.И. Коровина и Ю.В.Лебедева, в которых даются точные оценки и присутствуют обширные цитаты из неотправленного ответа Гоголя Белинскому, но, конечно, этот ответ должен войти в школьные хрестоматии полностью. До сих пор вокруг имени Н.В.Гоголя идет "информационная война" и поэтому очень важно восстанавливать истину, доводить ее до ума и сердца школьников, чтобы было что забрать им с собою "из мягких юношеских лет в суровое ожетсочающее мужество" .
Наталья20 апреля 2009, 15:14
Большое спасибо! Все очень понятно, почему не было зто опубликовано! Очень жаль, что многие и сейчас зтого не знают и не хотят знать! Или не готовы.
Ирина17 апреля 2009, 12:48
Спасибо за публикацию статьи. Я просто потрясена и обрадована!
Как это важно сейчас, как современно для теперешних литераторов-писак и издателей! Да и для чиновников и политиков, а точнее, для всех людей, начиная со школьников.

Как я поняла, это "неотправленный ответ", очень жаль. Может и Белинский пришел бы в "разум".
Воистину Гоголь великий писатель и "человек" в полном и истинном значении этого слова!
Спаси Господи!

Татьяна10 апреля 2009, 10:23
Представляете, я в студенческие годы, обучаясь на филологическом факультете Уральского госуниверситета, писала диплом по Гоголю. Назывался он "Мистическое в произведениях Гоголя". Собственно, работа и сводилась к описанию "непонятного" в те времена Гоголя. Материалов не было НИКАКИХ!!! Собирала буквально по строчке из работ не советстких литераторов. В те времена я не была так близка к вере. А сейчас, поняв многое и по-прежнему интересуясь Гоголем, просто застыла на месте, когда пару лет назад в иконной лавке увидела книгу "Н.В. Гоголь и православие". Ничего подобного не было!!! В книге как раз исследуется жизнь и творчество Гоголя с точки зрения его мировоззрения и отношения к православной вере. Настоятельно рекомендую тем, кто интересуется этой темой. Правда, не знаю, насколько эта книга доступна. Издательство - "Отчий дом", Москва, 2004 г. Составители книги - И.А. Виноградов и В.А. Воропаев.
Любовь 8 апреля 2009, 15:41
Безусловно, низкий поклон тем, кто печатает и публикует такого рода исторические документы... Они раскрывают Н.В.Гоголя для многих с новых сторон... Хотя я никогда не сомневалась, что человек, написавший, к примеру, "Вия"-является абсолютно верующим человеком... и никак иначе! Как раз совсем недавно прочла "Духовную прозу Гоголя"... Многие однобоко рассматривают гоголевские "завещания" и письма. Для того, чтобы вести полноценный диалог обо всём этом, НЕОБХОДИМО быть самому православным-это во-первых... Но сейчас не об этом... Важно, важно, очень важно знать людям гения со всех сторон и не только по его произведениям... Большое Вам Спасибо...
Олег 7 апреля 2009, 12:30
Поражаюсь на сколько всё актуально и сегодня. сколько лет прошло - а мы жуём всё туже жвачку. побольше бы таких людей как Гоголь. очень хорошое письмо.
Александр 6 апреля 2009, 16:52
РЕБЯТА! ЭТО ЧТО-ТО! Я БЫ ПЕРЕНАЗВАЛ ЭТО ПИСЬМО СЕГОДНЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ : ГОГОЛЬ - ШУСТЕРУ, В ЛИЦЕ БЕЛИНСКОГО! особенно для украинских любителей "свободы слова" будет актуально!!!
Спаси Господи!!!
Андрей 6 апреля 2009, 09:30
Удивительно терпение и добрая интеллигентность Гоголя, отвечающего на критику своего друга!

Но справедливости ради, нужно привести и отрывок из следующего письма Гоголя (от 10 августа 1847 года), в котором он признавал, что и он сам, и Белинский "перешли в излишество" в рассуждениях и говорил так: "Бог весть, может быть, и в ваших словах есть часть правды".

Так что не всё так однозначно в этой полемике. Но в чем нельзя не согласиться с Гоголем, так это в том, что:
"Наступающий век есть век разумного сознания; не горячась, он взвешивает всё, приемля все стороны к сведенью, без чего не узнать разумной средины вещей. Он велит нам оглядывать многосторонним взглядом старца, а не показывать горячую прыткость рыцаря прошедших времен; мы ребенки перед этим веком".
Ирина Комкова 5 апреля 2009, 20:11
Думаю всем нынешним журналистам неплохо было бы руководствоваться этим письмом при написании своих статей!
Дмитрий 5 апреля 2009, 09:10
Спасибо за выдержки из письма. Спокойный тон и мудрость писателя - прекрасный пример достойного ведения полемики. Пример для многих!

А эти слова Гоголя - "Литератор [...] должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и ненависть" - как перекликаются они с прекрасными словами Пушкина: "Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви"!
Алла 4 апреля 2009, 19:24
Спасибо за статью. Гоголь - мой любимый писатель. Но теперь я поняла, что совсем не знала и не знаю по-настоящему этого великого писателя, христианина. Насколько глубоки его чувства и мысли, а какое глубокое понимание России!
Ирина 4 апреля 2009, 16:01
Прекрасная статья - вдохновенная, с ясным взгядом на будущее... но почему ей предпослана фотография Белинского? Здесь должен быть портрет Гоголя как автора... или уж оба портрета - Гоголя и Белинского...
Алекесадр 4 апреля 2009, 14:12
Я потрясен...
Я любил, люблю и буду любить Николая Васильевича Гоголя как величайшего русского, светского и духовного писателя, неповторимо разнообразного, неповторимо доброго.
Его юмор, вызывающий смех до слез, и то, что в советской школе называлось "критикой действительности" всегда было пронизано великой Любовью к своим персонажам, великой Любовью ко всем людям, великой Любовью ко всему Миру.
Но то, что я прочел в этом письме-ответе желчному критику,
наполненным мудростью, достоинством, любовью и сожалением к погибающей душе, зарывающей свои таланты, меня потрясло.
Это еще один шедевр моего любимого писателя, который открылся для меня, благодаря вашему сайту.
Я потрясен...
Спасибо Вам.
Спаси Бог.
Александр.
Павел 4 апреля 2009, 06:31
Вот с чего нужно начинать изучение личности и творчества Николая Васильевича Гоголя.Вот он истинный Гоголь- глубоко думающий, православный писатель и, как мы сегодня говорим, патриот России- настоящий любящий сын отечества.И как это важно сегодня. А на ТВ - фильм Парфенова, с его задыхающейся интонацией (видимо бежал, торопился), с претензией на легкость и изящество. Эта парфеновская поверхностность и задыхающаяся манера, к сожалению стала модной сегодня.Парфеновы уводят нас от Пушкина, Гоголя, а не приводят к ним.А как нужен сегодня серьезный глубокий осмысленный рассказ об этом великом сыне России. Просто необходим.
алексей 3 апреля 2009, 21:38
жаль, что школьники этого не узнают,программа осталась старая,как 30 лет назад,а может и больше,ведь там Белинский "луч света".Николая Васильевича в школе не преподают,а только Гоголя,очень жаль.
Владимир 3 апреля 2009, 21:20
Опричникам бы про политиков в этой статье прочесть. Отличная статья.
giorgi 3 апреля 2009, 11:08
otlichno, prekrasno, bse po sushestvy, bse po pravoslavnomu. spasibo. giorgi. gruzia.
Людмила 2 апреля 2009, 22:41
Плебей Белинский, который "учился кое-как" вызывал раздражение не только у Гоголя, но только Гоголь смело назвал вещи своими именами: чиновников дураками, коммунистов коммунистами, а русского человека "не материальной скотиной, а высоким гражданином высокого небесного гражданства".
В школе, конечно, надо читать и разбирать подобные произведения, а не "Тараса Бульбу", тем паче "Вий", в которых лично я не вижу "высших истин, примиряющих душу".
Евгений 2 апреля 2009, 21:56
Потрясающе.
Парфенов-шишки сбивающий, но не увидевший главное, а может видел, но не понял.
А менять надо не политиков ,а самих себя.
Даниил 2 апреля 2009, 21:31
Надо бы вставлять отрывки из письма-как социальную рекламу.
Елена 2 апреля 2009, 18:21
Замечательная статья!!!. Надо включать в школьную программу, чтобы эти мысли закладывать с детства . И Гоголь вообще слабо представлен в школьной программе(а особенно в наших украинских школах, где все уповают на Шевченка).
Более всего удивляешься, что эти мудрые строки, просветляющие разум о Церкви, были в полном объеме опубликованы в СССР в 1952 году. Спаси Господи.
Очень благодарна авторам циклу статей о Гоголе. Очень много нового открыла для себя и своих детей.
Владимир 2 апреля 2009, 15:53
Замечательная статья и действительно на злобу дня.Мне кажется только, что те кому нужно ее прочитать вряд ли прочитают.
Как действительно умело манипулировали сознанием в советское время.
И продолжают это делать сегодня, только другие и по другому называются, но все туда же на Запад ориентируют где " эта бестолковая европейская цивилизация".
Роман. Киев. 2 апреля 2009, 15:00
Точно и своевременно.
Елена 2 апреля 2009, 02:29
А ведь это на злобу дня. Совершенно современно. Так бы нашим публицистам писать. Смело, с достоинством. Ай да Гоголь!!!
Вадим 1 апреля 2009, 23:04
И вот этого человека называли сумасшедшим?.. По мне - так называвшие по-настоящему тронулись умом... Ведь, каждое слово здесь, каждая мысль.. настолько невообразимо очевидны, точнее - должны быть очевидны, настолько соответствуют действительности, что я просто не могу представить, чтобы были хоть какие-то доводы, которые можно было бы привести против. Я имею ввиду, конечно, истинные доводы, тщательно обдуманные и взвешенные. Все это - слова человека по-настоящему мудрого, человека прозревшего, человека понимающего и осознающего..
И как же огорчает отношение людей к подобному.. Буквально вчера, смотря новый, сделанный довольно на высоком уровне, фильм Леонида Парфёнова "Птица - Гоголь", приуроченный к 200-летию, я очень четко мог видеть все ту же отстаиваемую позицию о неком безумии Николая Васильевича, о его творческом тупике и какой-то "творческой смерти". Откуда такое отношение?.. Мне лично это непонятно и очень неприятно... Всем людям, разделяющим подобную позицию, я бы очень рекомендовал самым внимательнейшим образом ознакомиться с данным письмом - тут есть ответы на все вопросы..
Иван Лебедь 1 апреля 2009, 17:15
Очень высоко, очень глубоко, и это истина. Это ЧЕЛОВЕК в истинном значении этого слова.
Кирилл 1 апреля 2009, 17:04
Более всего удивляешься, что эти ясные, недвусмысленные и мудрые строки, просветляющие разум о Церкви и правде церковной, были в полном объеме опубликованы в СССР в 1952 году. Воистину неисповедимы пути Господни и Дух дышит, где хощет.
Денис 1 апреля 2009, 15:56
"Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство" - всем бы нам об этом помнить и этим соизмерять свою суетную жизнь.
Юрий 1 апреля 2009, 15:36
Спасибо. Оказывается, этот выдающийся критик, воспетый совесткой властью как борец за права простого народа, был ограничен, предвзят и мало знаком с народом. Интересно было бы прочесть все письмо.
Алексей 1 апреля 2009, 14:04
Данную редакцию можно посветить всем нынешним политикам и, тем более современным издателям и критикам.
Нелля 1 апреля 2009, 14:00
Потрясающая статья. Это надо включать в школьную программу, чтобы эти мысли усваивалось смолоду, чтобы смотрели на проблемы образования, истории России и жизни вообще с точки зрения вечных евангельских истинных ценностей.
А чиновникам сдавать экзамен и по этой статье, и по "Византийскому уроку".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×