Конечно, журналисты не могли пройти мимо такой благодатной для полемики темы в год 100-летия со дня смерти Толстого. Поэтому дебаты, организованные 23 ноября в РИА «Новости» по случаю памятной даты, продолжались более трех часов. Сюда были приглашены как представители прессы и богемы, среди которых праправнучка писателя телеведущая Фекла Толстая, так и священник Георгий Ореханов, автор двух книг, раскрывающих творчество Льва Толстого с незнакомой обывателю стороны.
Тон дискуссии попытался задать современный интерпретатор творчества Толстого, драматург и режиссер Михаил Угаров, который заявил, что «Толстой при всем его еретичестве был крупным религиозным мыслителем, не признавать влияние которого невозможно». По его мнению, Церковь могла бы не только простить Толстого, но и сама покаяться. Вопреки ожиданиям, этот довод не стал катализатором острой полемики. Многие из поклонников творчества Льва Николаевича согласились с проректором Свято-Тихоновского гуманитарного университета священником Георгием Орехановым, который рассказал, что «для внимательного читателя существует несколько Толстых: в издании Черткова – обличитель, борец с самодержавием; другой Толстой – сомневающийся, искатель истины, и такой образ современному читателю еще только предстоит открыть заново».
Принято считать, что в переломную эпоху конца XIX – начала XX века русская интеллигенция достаточно легко отошла от Христа. По словам философа Хомякова, «если бы объявить на Руси свободу вероисповедания, то православных осталось бы очень мало – аристократия подалась бы в католичество, а крестьяне бы ушли к старообрядцам». Идеологи коммунизма зацепились за этот полемический посыл и поспешили объявить, что вера изжила себя. Конечно, с этих позиций очень просто назвать Толстого «зеркалом русской революции», особенно после прочтения его поздних произведений. Однако редкий советский читатель добирался, например, до дневника Толстого, также написанного в поздние годы, но раскрывающего совсем иначе личность великого писателя. «Сомнения и духовные искания сопровождали писателя постоянно – в каждый момент его жизни. Утром, например, он мог записать какую-то мысль, но уже к вечеру находил тысячи доводов против нее. Ему была глубоко чужда душевная сонливость и успокоенность, которая так часто сопровождает жизнь многих из нас», – рассказал отец Георгий.
Священник констатировал, что современную публику уже не может развести на два лагеря то, что Толстой отошел от Церкви. Но причины этого, к сожалению, в том, что «в постмодернистскую, постхристианскую эпоху человек потерял интерес к религиозным проблемам. И те вечные вопросы, которые задает писатель на страницах своих произведений, его духовные искания – именно они могут пробудить душу читателя. И он будет искать ответы на них в Евангелии и церковном предании».
Все участники дебатов были единодушны в том, что изучение великого наследия Льва Толстого ни в коем случае нельзя изымать из школьной программы. Известная журналистка, прямой потомок писателя Фекла Толстая подчеркнула, что «тексты писателя многие чиновники от образования считают слишком сложными для изучения в детском возрасте». По ее мнению, некоторые современные школьники не в состоянии даже ознакомиться с этими произведениями из-за особой манеры изложения – длинное «толстовское» предложение не воспринимается поколением, воспитанным на смс.
Представители Русской Православной Церкви считают такую ситуацию прямой угрозой духовности нации. «Где современный подросток, который не читает Евангелия и не ходит в церковь сможет узнать о бессмертии души? Чуть ли не единственным источником таких сведений может стать роман "Война и мир". Вспомните эпизод, где французы хотят расстрелять Пьера Безухова, когда герой сам себе задает вопрос: неужели они могут убить мою бессмертную душу? После этого ребенок может задуматься и о своей душе", – отметил отец Георгий.
«Читать или не читать Толстого, который после известного определения Святейшего Синода сам заявил о том, что не считает себя членом Православной Церкви, – это личное дело каждого православного, но надо помнить, что даже такой суровый критик толстовства как праведный Иоанн Кронштадтский считал Льва Николаевича великим писателем», – подчеркнул проректор ПСТГУ. «В этом-то для православных как раз и заключается трагедия, что великий писатель, один из самых известных россиян в мире на тот момент, перестал быть членом Церкви Христовой», – добавил он.
Священник Георгий Ореханов заострил внимание на том, что культурный и религиозный феномен Толстого должен изучаться не только в светских, но и в церковных вузах. По его словам, изучение жизни и творчества писателя может помочь в разгадке удивительного всплеска религиозного искательства, который произошел в русском обществе в 70–80-х годах позапрошлого столетия и пока остается во многом необъяснимым.
Открыть заново Толстого предстоит не только читателям, но и исследователям – многие годы его творчество подавалось сквозь призму идеологии.
1. «Лев Толстой как зеркало русской революции»:
- …помещик, юродствующий во Христе.
- …истасканный, истеричный хлюпик, называемый русским интеллигентом, который, публично бия себя в грудь, говорит: "я скверный, я гадкий, но я занимаюсь нравственным самоусовершенствованием; я не кушаю больше мяса и питаюсь теперь рисовыми котлетками".
- юродивая проповедь "непротивления злу" насилием.
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная -
Матушка Русь!
- Патриархальная деревня, вчера только освободившаяся от крепостного права, отдана была буквально на поток и разграбление капиталу и фиску *.
- Толстой смешон, как пророк.
2. Л. Н. ТОЛСТОЙ
"СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ" №18, 16 (29) ноября 1910 г.
- Святейший синод отлучил Толстого от церкви. Тем лучше.
А по сути-то Толстой -это заблудший избалованный барин, у которого по жизни все было нахаляву, а он себе жил в свое удовольствие и типа размышлял :) Ну и до размышлялся
Ищущие Бога люди просто узнали учение Христа из первоисточника.
А я на священнослужителей смотрю, как на родных старших братьев и если бы у меня была машина и лучше подороже, то я бы её подарил батюшке, который служит в храме, в который я хожу как в свой родной дом.
А в семье всё общее и я знаю, что у батюшки гораздо более поводов иметь машину, чем у меня и если машина подороже, то она дольше прослужит и меньше будет ломаться и он сможет посетить много прихожан из отдалённых деревень и меньше будет тратить на ремонт машины, поэтому ни какой роскоши в дорогом авто нет.
А однажды у меня сестра заблудилась в лесу и вышла из него очень далеко от города и сказала, что её до города подвёз именно, проезжавший мимо священник. Вот так.
Заметил ли кто-нибудь, что два крупных мыслителя и великих сбивателей с толку огромных масс населения земли наш Лев Николаевич и Чарльз Дарвин похожи внешне, как братья-близнецы.Что-то за этим стоит.
речь идет не о бытовой зависти, о которой говорите Вы.
Речь идет о Таинствах Церкви.
И Толстой эти Таинства не понимал и не принимал, но, самое грустное, он хулил их, издеваясь.
Так что Дай Бог нам понять то, о чем писали святые отцы, - тогда и остальное станет ясно.
Гениальная форма, замечательный слог. В результате сохраняется в душе совсем в другом "отделении", где "просто грязь", которой поливают Церковь.
А когда он взялся критиковать не своё, то писателем он быть перестал, а стал критиком и именно в этом была его ошибка...
Поэтому я признаю, что Л.Н. Толстого как великого писателя, но не желаю знать как критика...
Вот и получается, что писатель и критик- совсем не одно и тоже, и если Бог- Автор, то Его критик- Богохульник.
Читайте "Война и Мир", "Анна Каренина" и прочие великие произведения, но не читайте его критику Слова Божия...