Выступая в различных аудиториях с лекциями о семье и браке или просто беседуя с людьми на эту тему, приходится отвечать и на задаваемые мне, как священнику, вопросы. Я стараюсь запоминать или даже записывать наиболее интересные из них. Не так давно у меня возникла идея составить из вопросов и ответов на них некий цикл о семейной жизни, разбив вопросы по темам и каждую тему предварив небольшой статьей, помогающей наиболее полно раскрыть ее. Некоторые вопросы и ответы на них я предлагаю вашему благосклонному вниманию. Надеюсь, что кому-то это принесет пользу, так как ответы на реальные вопрошания помогают как бы со стороны взглянуть на некоторые проблемы, близкие каждому из нас. Начать этот цикл я хочу статьей о влюбленности и любви. Совсем недавно все СМИ настойчиво призывали нас отмечать праздник всех влюбленных – День святого Валентина. И я думаю, будет интересно разобраться, что же такое влюбленность и любовь и чем они отличаются.
Конечно, это хорошо, похвально, что люди вступают в брак по любви и для любви. Но почему же тогда мы имеем такое плачевное состояние института семьи и такую удручающую статистику разводов? Почему совершается столько роковых ошибок? Ведь, казалось бы, все создают семью по взаимной любви, и давно канули в Лету времена, когда за молодоженов все заранее решали родители, сваты и свахи и когда до венчания жених и невеста почти не знали друг друга. Но, тем не менее, в дореволюционной России развод был редким исключением, а теперь стал практически нормой жизни. Кто-то скажет, что развестись раньше было очень непросто из-за строгих церковных и гражданских законов. Но дело тут не только в этом.
В старой России было огромное число счастливых, крепких, многодетных семей, где царили мир и истинная любовь. Наши прапрадедушки и прапрабабушки были счастливы в браке и довольны своей семейной долей, хотя и не испытывали, может быть, пламенных и любовных страстей до брака и часто шли под венец по послушанию родителям. Даже словом «люблю» люди тогда не особо разбрасывались. Говорили, в основном в простых семьях, не «я его (ее) люблю», а «я его (ее) жалею». Что значит «жалею»? Сострадаю, сопереживаю любимому. Его боль становится моей, его горе – моим. И, действительно, можно ведь сказать также: «Люблю жареные семечки»… А людей – жалеют.
Так почему люди, говоря, что любят друг друга, что создают семью по любви, совершают такие роковые ошибки, не находят любви в браке или теряют ее? Как правильно выбрать свою половинку, чтобы быть всю жизнь вместе и в скорби, и в радости? И что такое вообще настоящая любовь между мужчиной и женщиной? Да и возможна ли она? Ответы на эти вопросы очень важно найти для себя еще до вступления в брак, еще до того, как юноша и девушка влюбятся друг в друга.
Многие молодые люди, испытывая влюбленность, сильное влечение, твердо уверены, что это чувство будет продолжаться всю жизнь. Это большое и, я бы даже сказал – вредное заблуждение. Влюбленность – это не любовь, и иногда она не свидетельство даже о начале любви. Известно немало примеров, когда люди не имели первоначальной влюбленности, но только симпатию друг к другу, но, вступив в брак, любили потом всю жизнь настоящей любовью. И наоборот, страстная, бурная влюбленность очень часто заканчивается скорым охлаждением чувств.
Влюблен по собственному желанию?
Для того чтобы влюбиться, особого желания как раз не нужно. Влюбленность приходит очень быстро и иногда с первого взгляда – буквально за одну секунду. И вообще все те крылатые выражения, которые обычно применяют, описывая любовь, относятся скорее не к любви, а как раз к влюбленности: «любовь с первого взгляда», «любовь зла: полюбишь и…», «любовь слепа» и т.д.
В момент влюбленности человек очень зависим от своих ощущений, эмоций; ему хорошо, очень приятно в данный момент, и он думает, что так будет всегда. Влюбленность лежит и в основе фанатства – когда молодые люди влюбляются в какого-нибудь кумира – актера, актрису, эстрадного певца или спортсмена – и начинают их буквально боготворить. При этом, конечно же, они никогда не встречались с кумиром лично и имеют весьма отдаленное представление о его личных душевных качествах. Но они влюбились в некий нарисованный ими самими образ. Так, некоторые девушки обклеивают всю комнату плакатами с Леонардо Ди Каприо, Томом Крузом или каким-нибудь Димой Биланом. Собирают самую полную информацию о предмете своей страсти, смотрят все фильмы с его участием, не пропускают ни одного его концерта…
Такие чувствительные натуры способны влюбиться даже в вымышленных литературных и киногероев, подобно пушкинской Татьяне, которая «влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». Мечтательность, склонность жить в мире иллюзий и фантазий вообще ни к чему хорошему не приводят и могут очень помешать сделать в жизни правильный выбор.
Очень часто можно слышать от молодых (и не очень ) людей, что они только тогда женятся или выйдут замуж, когда почувствуют некий огонь влюбленности, вспышку, подобную молнии, потому что тогда они, дескать, поймут: «Это мое!» Но стоит ли в столь важном вопросе, как создание семьи, руководствоваться влюбленностью, порывом, эмоцией, пусть даже очень сильной и мощной? Ведь, действительно, влюбиться можно мгновенно, но настоящая любовь строится годами, и должно пройти немало времени, прежде чем чувства пройдут проверку на прочность.
«Любовь (а вернее, влюбленность) нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь». Бывает и так. Но у некоторых чувство влюбленности появляется со временем, в процессе общения с объектом влюбленности.
Почти все люди рано или поздно проходят через состояние влюбленности. Влюбленность – это очень сильное переживание, оно способно заглушить в нас остальные чувства, усталость, страх, осторожность, голод и прочее. Если человек влюблен, это чувство доминирует, довлеет над всеми остальными. Влюбленность пьянит, вводит в состояние легкого помешательства. Человек не слышит голоса разума. Сколько раз приходилось общаться с людьми, ослепленными влюбленностью, и взывать к их благоразумию, но всегда это было бесполезно! Например, говоришь: «Как ты собираешься выйти замуж за этого парня, ведь у него же проблемы с наркотиками?!» или «Неужели ты не понимаешь, что ваши отношения ни к чему хорошему не приведут, ведь он женат и имеет ребенка?», а в ответ слышишь одно: «Но ведь мы так любим друг друга!» Да уж, поистине «одни страдания от той любви». А может быть, все-таки влюбленности? Ведь влюбленность может приносить не только радость и удовольствия, но и мучения. И люди очень часто страдают от неразделенной влюбленности. Вот что пишет святитель Феофан Затворник про некоего своего знакомого офицера по имени Лев: «…любовь оказалась безнадежной, и он мучился. Ну уж – лев!! Да еще не простой лев, а офицерский! Другими командует: напра-во! – а сам налево тянется. Себе бы скомандовал: напра-во. И марш-марш… Какой в этом толк? Если бы была надежда, можно бы разумно подождать; а то ждать того, чего, несомненно, не дождешься, толку нет! Это не любовь, а болезнь сердца злая, к которой подседает враг и раздувает. Страсть ослепляет, а враг туману подпускает. И мучается человек, и то диво, что ему хочется мучиться и не хочется отстать от мучения. И это бестолковщина. Но как быть? Никак. Скомандовать себе: не пискни, голову размозжу – и затем перестать думать об оной… Забросить подальше все напоминающее, поискать пятен на сем солнце и на них больше смотреть. Это довольно холодная водица на прохлаждение сердца, особенно если безнадежность от нее зависит. Пройдет, будет налетать, но не жгуче. Мне было еще 20 лет, когда я это испытал. Но скомандовал… и пошло на поворот. Были припадки, но перетерпелись, ибо имелась в виду другая цель. Хорошо бы какое дело иметь в руках. Если нет его – изобресть, камни ворочать в горе».
Но, к счастью, влюбленность – продукт с ограниченным сроком хранения, и если человек, безнадежно влюбленный, наберется терпения и с помощью Божией переживет сложный жизненный период, стараясь отвлечься от предмета страсти и даже мыслей о нем, страдания со временем утихнут.
У святых отцов мы находим очень мало сведений о влюбленности. И во всей Библии, в синодальном переводе ее на русский язык, слово «влюбленность» встречается вообще только один раз. Это, конечно, не говорит о том, что Священное Писание совсем молчит на эту тему, просто, видимо, употребляются иные слова. И производное от слова «влюбленность» упоминается лишь однажды – в Книге пророка Иезекииля, глава 23, стих 16. В этой главе приводится притча о двух сестрах – Оголе и Оголиве, под этими сестрами аллегорически понимается Самария и Иерусалим. Они впали в блуд с язычниками, то есть изменили вере в Истинного Бога. «Она (то есть Оголива. – о. П.Г) влюбилась в них по одному взгляду очей своих и послала к ним в Халдею послов. И пришли к ней сыны Вавилона на любовное ложе и осквернили ее…» (Иез. 23: 16–17). То есть здесь влюбленность показана как мгновенное, внезапное и неконтролируемое чувство, приведшее к страсти и падению.
Почему влюбленность так горячит кровь, заставляет трепетать сердце, совершать порой даже взрослых, серьезных людей необдуманные, неадекватные поступки? Итальянские ученые-физиологи исследовали кровь людей, находящихся в состоянии влюбленности, и выяснили, что в ней находятся амфетамины, вызывающие эйфорию, они являются как бы легкими наркотиками, хотя и вырабатываются самим организмом. Ученые сделали весьма прагматичный вывод: выражение «опьянел от влюбленности» не метафора; действительно, человек, переживающий это состояние, находится в эйфории, ему хочется дольше и дольше длить это ощущение, оно доставляет ему чувство блаженства. Но ясное дело, что состояние столь сильного возбуждения, когда раздражены определенные центры головного мозга, а организм вырабатывает определенные вещества, долго продолжаться не может – максимум несколько лет. И в хорошем браке чувства супругов должны трансформироваться: за периодом страсти, влюбленности наступает время спокойной, счастливой любви.
Влюбленность – весьма эгоистическое чувство, ведь влюбленный любит скорее не самого человека, а те чувства, переживания, эмоции, которые этот человек в нем пробуждает. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Мы все думаем, будто знаем, что такое любить, и умеем любить; на самом деле мы очень часто умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковые чувства, потому что нам с ним хорошо, но любить – нечто более глубокое и требовательное».
Есть люди, которые становятся зависимыми от состояния влюбленности, почти не могут жить без него, им оно очень нравится, и, когда это чувство неизбежно притупляется, они стараются вновь пережить радость от этих приятных ощущений. К «влюбленнозависимости» очень склонны актеры, актрисы, люди творческие, чья деятельность связана с постоянными переживаниями эмоций. Так, известная американская актриса Джулия Робертс как-то в одном интервью сказала примерно следующее: «В отношениях мне всегда нравится период первой любви, а после не пойму, что происходит: потом у меня ничего не получается». То же самое я прочел в интервью с одной нашей отечественной певицей, за плечами которой уже несколько браков. Она сказала, что не может долго находиться рядом с одним мужчиной, ее начинают тяготить отношения с ним. Ей важен и приятен только первоначальный период в браке.
Но неужели влюбленность, это прекрасное чувство, воспетое поэтами и писателями, о котором написано столько прекрасных стихов и романов, которое переживают почти все молодожены, – неужели лишь химический процесс, страсть и сексуальный инстинкт? Нет, все не так просто. Хотя З. Фрейд и считал, что влюбленность – состояние, основанное на прямых и заторможенных сексуальных стремлениях, но все же влюбленность – это не обычное половое влечение. Сексуальное влечение, возбуждение человек может испытывать и без влюбленности. Влюбленность – это не только и не столько телесное, но и душевное переживание. И в этом эмоциональном состоянии ничего плохого и нечистого нет (конечно, только если людьми движет стремление впоследствии создать семью). Это чувство тоже дается от Бога, и дается оно неспроста. Для чего? Чтобы помочь молодым супругам пережить непростой период взаимной притирки, адаптации друг к другу, пока они еще не стали единой душой и телом. И чтобы усилить их взаимное притяжение. Обычно период влюбленности супруги потом вспоминают как лучшие месяцы или годы совместной жизни, и эти воспоминания помогают им пережить непростые, кризисные времена. Когда чувства начинают слабеть, очень важно вспомнить, что было вначале, как ласковы, нежны мы были друг к другу, как много общались, говорили комплименты, проявляли знаки внимания. Влюбленность – это как бы аванс, подарок, данный нам Богом. Но важно знать, что далее в семейной жизни нам потребуются уже наши собственные усилия, труды, ибо влюбленность вечно продолжаться не может. Она либо исчезает совсем, либо становится любовью.
Любить по-христиански
Однажды я прочитал статью одного известного современного богослова, в которой он писал, в частности, о том, что в житии святых Петра и Февронии якобы не говорится об их супружеской любви. Они вместе спасаются, акафисты читают. Они любят «чистоту и целомудрие», но не друг друга. И в житии подчеркивается, что они жили целомудренно, и нигде нет упоминания об их детях. Такой подход к теме любви мне, как женатому человеку, не очень близок и понятен (кстати, упомянутый богослов сам человек неженатый). Житие святых Петра и Февронии для меня лично является учебником настоящей любви. Взять хотя бы тот факт, что Петр даже оставил княжество ради того, чтобы быть рядом с любимой женой. А Феврония, храня верность мужу, оберегала себя даже от нескромных взглядов, делая строгое предупреждение мужчине, который дерзнул посмотреть на нее с вожделением. Не говорю уже о том, что и уход в монашество, и даже смерть не разлучили их. Они хотели умереть в один день и в один час и ждали друг друга, чтобы воссоединиться в вечности. Именно это и называется настоящей супружеской любовью, в отличие от влюбленности, которой свойственны страстность, яркие проявления чувств и эмоций. Истинная любовь – это чувство глубокой сердечной привязанности, чувство спокойное, ровное, постоянное, без сильных всплесков, но счастливое и крепкое. И чувство это дает супругам ничуть не меньше радости, чем первоначальная влюбленность и страсть. Так, например, я совершенно искренне могу сказать, что люблю свою супругу сейчас больше, чем в день венчания. Тогда мы еще мало что понимали, мало знали друг друга, нам было просто хорошо вместе, приятно вдвоем. Теперь за плечами опыт, пусть не всегда приятный; много пройдено и сделано вместе. Мы многому научились, появилось единство взглядов и мыслей. Наши чувства прошли через определенные испытания, и мы научились хорошо понимать друг друга. И, конечно, с нами наши дети, и наша любовь к ним тоже служит нашему супружескому единству.
Венчание в сельском храме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Любовь иногда называют даром Божиим. И правда, любовь – это величайший дар от Господа, но этот дар дан всем людям без исключения. Человек рождается со способностью любить и может в своей жизни в полноте реализовать этот дар, приумножить его. Но может своими грехами и убить в себе любовь, потерять способность любить, как это иногда происходит с людьми, прошедшими через многие браки и любовные связи. У них часто способность любить одного человека (супруга или супругу) как бы атрофируется. Они становятся неспособны к настоящим чувствам, отношениям. Может быть, и рады были бы полюбить, сами мучаются от своей неспособности, но сделать ничего не могут.
Почему Бог нам дал дар любви, способность любить? Потому что Сам Он есть всесовершенная любовь. В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное «дыхание жизни», которое Господь вдохнул в человека при творении. Человек, как известно, трехсоставен: состоит из духа, души и тела. О трихотомии (трехсоставности человеческого естества) говорят большинство святых отцов. Дух – это высшее, духовное, божественное начало в нас. В нем есть образ Божий. Духу присущи духовные свойства и устремления в человеке. Тело – это то, что роднит нас со всеми животными организмами, оно взято от «персти земной» и имеет тот же химический состав, что и вся живая природа. Тело – вместилище естественных инстинктов, рефлексов, потребностей и желаний. И, наконец, душа. Это некое связующее начало между духом и плотью. Душа отвечает за чувства, эмоции, душевные переживания и стремления в человеке. Если человек ведет духовную жизнь, стремится к Богу, его природа – душа и тело – начинает подчиняться духу, одухотворяться; если, наоборот, человек даже не помышляет о высшем, духовном, живет телесно-органическими потребностями, дух и душа обмирщвляются, начинают подчиняться, служить плоти.
Какое же отношение все это имеет к нашей теме – о любви и влюбленности? Любовь – духовное переживание, состояние, роднящее нас с Богом; она принадлежит высшему началу в нас – духу. Эта любовь настоящая, жертвенная, направленная на другого человека. И это чувство способно дать нам самую большую радость в жизни – радость любить. Любовь – зрелое, спокойное, сознательное чувство, которое дает человеку семейное счастье.
Влюбленность – душевное переживание, эмоция, ощущение. Это чувство не отличается ни глубиной, ни постоянством, направлено оно в основном на себя. Влюбленность, конечно, не чисто плотское, эротическое притяжение, связанное только с телом, хотя эротики в нем тоже хватает, только на душевном уровне. Страсть, сексуальное влечение – чисто плотское переживание, которое испытывают также и животные, и оно не имеет никакого отношения к любви. Хотя в браке при наличии любви между супругами и это чувство может быть одухотворено, и тогда оно будет являться продолжением супружеской любви и общения. Влюбленность может также одухотвориться, если люди стремятся к любви. Влюбленность может перерасти в любовь, а может и пройти, так и не став любовью. Кстати, любить и испытывать это духовное чувство могут не только верующие, ибо способность любить вложена в природу каждого человека от Бога, потому что каждому из нас дан от Господа дух. Хотя, конечно, способность любить у духовных людей развита гораздо больше.
Вот что вкратце можно сказать о составе человеческой природы, а также о любви, влюбленности и страсти. Более подробно мы рассмотрим эту тему, отвечая на конкретные вопросы, которые мне были заданы.
Жаль, что в молодости (сейчас мне 37) я нигде не могла почитать ничего подобного. Жаль, что к вере я пришла уже во взрослом возрасте. Очень многих ошибок я избежала бы. И влюбленность не приняла за любовь.
По причине измены мужа, его желания "свободы" и нежелания ответственности семья наша распалась, я осталась одна с маленьким сыном. Пытаюсь найти все-таки свою половинку, человека верующего, но все мужчины хотят жениться на молодых, красивых и не бывших в браке. А сами мало что из себя представляют. Молю Господа о даровании мне верующего супруга и сыну отца. Очень тяжело одной.
2 месяца назад муж признался, что любит другую и сказал, что хочет пожить отдельно.Я его решила оставить в покое и ушла, т.к. уговоры были бы бессмысленны. Посчитала, что это у него влюбленность пройдет через несколько месяцев. Уже через 3 недели он у меня просил развод, затем я увидела следы пребывания ее в нашем доме, хотя я от туда еще не съезжала. Такое было ощущение, как будто копались в моем нижнем белье. Он стал водить ее в «открытую» зная, что я там бываю каждый день. На вопрос, зачем он это делает, почему не смог подождать пока мы не решим с ним все бытовые вопросы и я не перееду окончательно? Ничего вразумительного он не ответил и вообще показался мне какой-то неадекватный. Я, наверно ничего не понимаю в этой жизни, разве порядочная девушка на это пойдет? Мало того, я узнала, что она из религиозной семьи и сама верующая, т.к. он позволил ей развесить иконы по всей квартире. И тут же занимаются сами понимаете чем. И тут же плетет интриги, "сталкивает нас лбами". Мы с ним, кстати, венчаны. Подскажите пожалуйста, люди добрые, разве бывает такая любовь? Или это все-таки влюбленность?
А я думаю, девушки несерьёзные(. Так вот и получается - то ли мы ищем не там, то ли нам даётся опыт через взгляд на других...
Хочется своей семьи, но у меня и подруги нет... Это при том, что трезвый и некурящий, есть работа; порой в отчаянии, уже 25 лет, даже родители не понимают.
Прошу прощения за негативные мысли
И я сейчас столкнулась с мыслями о том, что стаю все менее романтичной и более циником из-за того,что я влюбчивая. Когда попадается какой-то человек, мы друг другу вроде как нравимся, хороший человек, у меня тут же срабатывает защитная реакция: та, мол, все это пройдет,знаю я эти чувства и им не доверяю, и слова я эти уже много раз слышала и романтику я эту видела. Потом все это проходит. Хочу сказать что влюбленность влюбленностью заканчивалась и ни до чего серьезного не доходило, к физическим отношениям. Но даже этот этап, первый, в который я часто попадала, не берегла себя,я чувствую как на меня плохо повлиял. Я теперь понимаю как здорово было тем людям,которые женились, выходили замуж, влюблялись и любили одного человека всю жизнь. Мне бы так, но это не возможно уже.
17:26Дмитрий
Также ищу единомышленников и для общения;
писал здесь: 2011-02-23 в 12:44
Мужчины-обязательно "бодайтесь"!Может тогда у России будет шанс выжить. "Притеснители народа Моего — дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили."Ис-3:8
Бог в помощь. Москворецкое благочиние -
1. Во вторник 1 марта есть возможность пойти на каток на Петровке (http://www.katoknapetrovke.ru/). На каждый храм выделяется до 30 билетов на молодежь (до 35 лет, священнослужители вне возрастных ограничений). Собираемся на катке с 18 до 19 часов. Время работы катка до 23 часов
Билеты можно получить сегодня, завтра, в понедельник на Крутицком подворье в Синодальном Отделе по делам молодежи с 11-18 часов, либо ...
4. 26-27 матра состоится паломническая поездка Москворецкого и Сретенского благочиний в Оптину пустынь. Ориентировочная стоимость поездки 1000р. В программе: посещение Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь, Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни, святой источник (с купелью), Шамордино (Казанская Амвросиевская женская пустынь). Проживание в паломнической гостиннице, питание в монастырской трапезной. С нетерпением ждем заявок (желательно до 3 марта). 8 916 994 80 12 Татьяна
есть искушение. На первой стадии влюблённый человек забывает о своей семье, об ответственности к детям, работа и всё ,что раньше радовало, становится скучным ,неинтересным.
Рушится всё вокруг, а влюбленному всё равно, страсть, половое увлечения, безразличие к окружающим . А всё потому ,что на первом месте стоит созданный собственным воображением кумир, а не ГОСПОДЬ БОГ.Как важно пройти этот первый шаг без ошибок.Трудно ,но возможно.Главное знать
к кому обратиться за советом.Конечно к вам ,уважаемые Батюшки, к вашему опыту, к вашим знаниям.Ещё раз благодарю.
Кто умнее, дайте совет: как мне разобраться, что есть любовь, что - влюблённость? Никогда не видел ответного чувства от девушки, т.е. влюблённость - это психологическое страдание.
мне 25 лет, последние пять веду трезвую жизнь, отказавшись от алкоголя, табака, травки. Упустил в своей жизни межличностное общение, сейвас трудно на контакт иду. Собственно, подруги нет, а семью создавать надо, это мой идеал в жизни, стремлюсь к нему, но есть какой-то тормоз; не понимаю сам, может Богу так угодно; временами впадаю в уныние...
подскажите, пожалуйста, люди опытные, как мне быть, смириться или действовать (тогда - как)?
Николаю. Я с Вами согласен, семейные отношения у нас в Церкви, с научной точки зрения, рассмотрены плохо, НО, при этом, нельзя сказать, что они не рассмотрены вообще. Апостол Павел заповедал нам умереть для мира, а апостол Пётр иметь жён, как не имеющим. Сам Господь учил (и учит) о устремлении в БУДУЩЕЕ, говоря про то, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж и что первое для человека - Царство Небесное. Разве у Вас какой-то другой Христос, с Которым "надо жить здесь"? А апостолы про что-то невнятное говорили?
Церковные проповедники для того и нужны, чтобы ОДУХОТВОРЯТЬ всё и вся)))) Если же Вы с Валерием видите какие-то недостатки, так говорите конкретно (т.е. "о.Павел сказал то-то, но это бред, потому что на самом деле вот так-то"), а не отсылайте по ссылкам. Я и сам могу вас ссылками забросать, но будет ли толк.
И зачем нам просить прощения друг у друга, разве мы дошли до оскорблений?))) Если я опять "поверхностно" объяснился...хм...жаль
Иногда за любовь (не влюблённость) приходится бороться с самим собой. Но если осознать, за что борешься, и что внезапно появившееся чувство к чужому человеку - пустое, а настоящее ждёт тебя дома, становится легче.
У меня тоже был сложный период и "были припадки, но перетерпелись, ибо имелась в виду другая цель". После прекращения "припадков" появилось чувство выполненного долга =)
Через влюблённость взрослеют, если только сумеют оценить этот дар Божий.
Господа, на этом сайте всегда больно читать злобные комментарии. Не нужно принимать статью в штыки. Да и комментарии, не соответствующие настроению большинства читателей - тоже.
Соглашаться, если Вы не согласны, не призываю, но надеюсь, что мы с Вами сможем услышать друг друга, даже если будем писать без лишних эмоций. Хотя, понимаю. Когда что-то возмущает, хочется кольнуть как можно сильнее. Но не стоит. Храни Вас, Господи.
Позволю себе не согласиться с вами - бывает что и влюбленность является для человеком наказанием. Сколько вокруг есть примеров, когда любят одних, а женятся/выходят замуж на других, совсем не первых встречных. И не всегда этому предшествует ссора с любимыми, а последующее замужество - "назло" любимому. Говорят - "так сложилось". Но через каке-то время становится ясно - влюбленность не переросла в любовь, но появились долг перед супругой/супругом, перед детьми. А любовь к тому/той что не рядом с тобой осталась, и время не всегда лечит. Изменить только ничего уже нельзя.
Тяжко, что в наше время приходится "оправдывать" любовь Петра и Февронии перед вроде бы "своими" же.
Священнические "писания" способны "одухотворить" все что угодно.- Попробуйте,уважаемый,убрать кавычки, и тогда начнёте понимать власть отцовского слова.У священника, как у Бога, сила и ответственность отца - в своём формате.И подобная ребяческая реакция ("надоели","омертвели" и т.п.)подчёркивает необходимость таких статей.Как бы сын ни канючил "хочу в цирк",папа поведёт его ещё и в библиотеку.
Как бы нам ни хотелось застрять в состоянии влюблённости,Отец поведёт к любви.
Изо всех комментариев к статьям о. Павла позвольте сделать вывод:влюблённость жизненно необходима человеку для выявления скрытых в его собственной душе ВОЗМОЖНОСТЕЙ(да,и СТЫД за "запрятанные картинки" - тоже возможность).У монахов совсем другие приёмы выявления(возможности тоже другие, намного богаче).
С любовью, а точнее влюбленностью у меня горький жизненный опыт:( Но не имея его я бы наверное не стал искать любви истинной и не был бы готов принять от Бога очень утешительное для меня святоотеческое писание Святителя Игнатия Брянчанинова о любви истинной!
Кто ищет любовь, милости прошу прочитать мое великое открытие:
http://fayloobmennik.net/408619
Во-первых, уважаемый, прежде, чем что-то сказать или о чем-то полемизировать, подумайте, есть ли у Вас собственно мысли на этот счет по-существу, что бы их озвучить.
Во-вторых,не будьте поверхностны в своих эмоциональных умозаключениях. Прежде , чем обрушиваться с обвинениями, потрудитесь прочесть ссылку, там есть ответы и на Ваши вопросы.
В- третьих,сожалею, видимо Вы знакомы со "зловонными массами", а я, к счастью, нет.
Простите и удачи Вам в познании любви.
Спаси всех, Господи!
Я соглашусь с Валерием по следующим причинам.
Подача оценки взаимоотношений между мужчиной и женщиной на православных сайтах (к огромному сожалению) постоянно сводится к одному единственному понятию - "блуд".
Людей не учат строить взаимоотношения в семье, основанные на любви (в лучшем смысле этого слова) и доверии, взаимопониманию и уважении личных качеств и потребностей друг друга.
Вместо этого, с грустью приходится отмечать достаточно раздражённые, а иногда и глумливые высказывания в адрес семейных отношений.
Авторы статей часто путают Божий дар с яичницей, а жизнь человека с его стремлением к Иисусу Христу сводится лишь к призывам страдать и помирать налево-направо и терпеливо ожидать смерть с целью приобретения покойницкого счастья в виде попадания в рай. Хотя как можно стремиться жить ТАМ, когда не хотите учиться полнокровно и полноценно жить с Иисусом ЗДЕСЬ.
Я просто хочу пожелать аккуратного и взвешенного отношения к публикуемым статья, всегда проявлять рассудительность и вдумчивость.
Если Вы не любите священников и не верите в дух человеческий, так это Ваша проблема, уважаемый. И причём тут "живой и непосредственный человек" и вообще что это такое? О.Павел вроде не о трупах написал статью, тем более, что ещё и поделился своим опытом. Если критикуете, то хотя бы делайте это грамотно, а то сами о себе свидетельствуете - "в целом одно и тоже", т.е. таких критиканов, основывающих свои доводы просто на отрицательных эмоциях и личных предпочтениях, в интернете зловонная масса. СпасиБо!)))
ПЕРЕВЕДИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СТАТЬЮ НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК!!!
Спаси всех, Господи.
Всегда внимательно читаю его работы (очень помогли мне в жизни). С нетерпение жду продолжения.
Истинная Любовь, не может просветить душу не подготовленную к ее восприятию. Влюбленность имеет не мало положительного: и в первую очередь, она часто оказывается своего рода "подготовительным курсом" к любви.
Она пьянит, но в Священном писании опьянение не всегда осуждается. "И вино веселит сердце человека" сказано в Псалтыри, как вино есть прообраз искупления, так и влюбленность есть прообраз божественной любви, увидеть это один из шагов к осознанию присутствие Божия в нашей жизни.
Можно, конечно, злоупотреблять вином, можно и влюбленностью злоупотребить, но отменяет ли это прообразовательный смысл и того и другого?
На долю любого человека в течение его жизни выпадает не мало страданий, и влюбленность одно из не многих утешений на этом свете.