День народного единства. Что празднуем? Кто празднует?

    

В 2009 году в канун Дня народного единства в 46 регионах России социологи провели опрос: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Три года назад более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Спустя три года ситуация изменилась, но не намного.

Таким образом, в народе нет единства уже в осмыслении самого праздника. Может, дело в названии? Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.

Епископ Якутский и Ленский Роман:

– Полагаю, что День народного единства это праздник с глубочайшей духовной основой и большой мировоззренческой целостностью. На самом деле для человека церковного очевидна его привязанность к прославлению Казанского образа Богородицы, к почитателю этой святыни священномученику Ермогену.

Для нецерковного, но здравомыслящего сознания этот новый праздник есть обращение к великой победе нашего народа над смутой душ и смятением умов.

Не сомневаюсь, что День единства войдет и в самый широкий общественный обиход. Необходимо время. И еще наша помощь, всех, кто считает своими корнями веру отеческую, Русь святую.

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов:

– Мне кажется, что камнем преткновения здесь является само понятие народного единства. Идея праздника, на первый взгляд, хороша, но, к сожалению, в тех условиях, в которых мы сегодня живем, не происходит наполнения его реальным содержанием. Участия и доброй воли Церкви здесь, увы, недостаточно, необходимо такое же участие и такая же воля власти. Между тем, как это ни прискорбно, каких-то зримых признаков трудов по единению народа со стороны властных структур не просматривается. Напротив, мы видим, как углубляется расслоение общества по многим признакам по социальным, политическим, национальным...

Значит ли это, что праздник ненужный? Я лично так не думаю. Весь вопрос в том, опять-таки, каким содержанием он будет наполнен, и в каких тонах будет проводиться. Мажорные вряд ли уместны. А вот поводом для серьезного разговора о том, как преодолеть те разделения, которые существуют сегодня, как не утратить своей национальной самобытности день народного единства стать может и должен. Как и поводом для соборной молитвы – дабы вложил Господь в наши сердца желание как можно крепче держаться друг за друга, вложил не только понимание того, что необходимо быть вместе, но и самую потребность в этом.

Священник Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах (Москва), ректор Института христианской психологии:

– Праздник с названием «День народного единства» праздник государственный, то есть установленный сверху, правительством. Значит, мы должны его осмысливать уже после его назначения: мы и «День народного единства» только теперь становимся друзьями.

Увы, единства сейчас немного. Наоборот, разброд и шатание. Поэтому один из важнейших исторических примеров единства народное движение за освобождение и восстановление российского государства в 1613 году, может стать исторической памятью ЕДИНСТВА. Это было то самое единство, которого нам сейчас так не хватает.

Праздновать тут конечно нужно не просто день памяти события освобождение Кремля от иноземных войск и иноземных бояр, а счастливейший момент единства. Ведь это момент, переживаемый как могущество, благодаря единению. Никогда отдельный человек, даже великий герой, не сможет быть столь могущественным, как в единстве с единомышленниками. Тут и радость, и восторг, и великий успех. Вот это и есть, как мне кажется, главный смысл праздника могущество в единстве, радость от могущества.

Важно также и то, что такое единство было духовным, не кровным, не национальным, не религиозным только но духовным. А это значит, что человек взошел на духовную высоту жизни. С такой высоты легче видно большое и великое.

Часто люди путают национальное, то есть проекцию кровного единства, с единством духовным, наднациональным. День народного единства праздник духовный, его пафос духовное единство, в котором нет ни Еллина, ни Иудея.

Иеромонах Макарий Маркиш, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии (Иваново-Вознесенск):

– Что в народе нет единства в осмыслении праздника как и во многом другом – не должно нас ничуть ни удивлять, ни расхолаживать.

Жизнь это не состояние, а процесс, непрестанное движение, будь то жизнь личности, семьи, сообщества, нации или человечества в целом. Всем, надеюсь, памятна диаграмма Аввы Дорофея: Бог как солнце, и люди, стремящиеся к Нему по радиусам-лучам. Чем ближе они к центру, тем ближе и друг ко другу, тем ощутимее и реальнее их единство. И наша общая задача открывать дорогу живительным лучам, уничтожать преграды между нами и Источником света, поддерживать и укреплять друг друга на пути.

Путь этот долгий и неоднородный, люди идут по нему с огромным трудом, преодолевая сопротивление враждебных сил. Установление государственного праздника в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придание ему смысла Дня народного единства, было огромнейшей победой в наступлении света на тьму. Неудивительно, что враг пытается хотя бы частично лишить нас плодов этой победы, убеждая неуверенных и колеблющихся, что, дескать, никакого единства все равно не достичь и искать его без толку...

Протоиерей Алексий Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма (Челябинск), член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»:

– Установление Дня народного единства, как государственного праздника, будет справедливо назвать событием весьма отрадным, обращающим народные взоры к великой истории своего Отечества. Не стоит удивляться тому, что истинный смысл праздника и повод к его установлению для многих остается малопонятным, а то и вообще неведомым. К сожалению, наши соотечественники имеют весьма смутные представления о многом из того, что стоило бы знать человеку, считающему себя гражданином России, частью своей Родины. Здесь-то Церкви и представляется благодатная почва для просветительской деятельности, ведь разговор о Дне народного единства – хороший повод поговорить о Православии и его роли в судьбе Отчества.

То великое историческое деяние нашего народа, которое венчалось событиями 4 января 1612 года, являет в себе много исторических уроков. Один из главных на мой взгляд заключается в том, что единение народа во имя спасения своего Отчества может иметь полный успех и без поддержки со стороны высшей государственной власти (как материальной, так и законодательной). Возрождение Отечества может начинаться не только с прихода к власти мудрых и благочестивых правителей, но и с пробуждения народного самосознания, обращения простых людей к истинным идеалам и ценностям. И сегодня, для спасения страны от духовного разложения не стоит искать спасения в соответствующих правительственных указах, не стоит бездеятельно ждать подачек со стороны государственной власти на поддержку высших культурных и духовных ценностей. Необходимо уже сегодня объединятся вокруг Церкви, чтобы предотвратить катастрофу, и это единение несомненно принесёт добрые плоды, которые не забудет история.

Что же касается самого понятия «единство», то для православного человека очевидно: в основу истинного единства могут быть положены не земные, а только духовные ценности. Ведь человек, стремящийся обогатить себя земными благами, неизбежно делает это за счёт других, снижая уровень их благосостояния; а человек, стремящийся обогатить себя благами духовными, неизбежно обогащает ими не только себя, но и людей, находящихся рядом. Наше Отечество за свою многовековую историю знает один источник подлинного единства – на основе Православия и его мировоззрения. Попытки объединить наш народ основе иных приоритетов и ценностей не раз становились причиной тяжелых национальных трагедий. И это не простое рассуждение, а исторический факт.

Протоиерей Андрей Рахновский, клирик храма прп. Серафима Саровского в Раеве (Москва), преподаватель Сретенской духовной семинарии:

Жизнь духовная – это не гетто, куда человек возвращается, «отдав долг» мирской жизни. Для христиан неприемлемо внутреннее раздвоение, когда вера живет в отрыве от остальной деятельности человека. Наоборот, вера придает всему смысл и вдохновляет человека в любом роде его деятельности. Поэтому духовная жизнь неразрывно связана с жизнью страны, государства, я даже рискну сказать, и с политикой. Но эта связь особого рода – говорю это специально, чтобы не вызвать кривотолков. У любого человеческого действия должна присутствовать евангельская нравственная оценка. Поэтому, когда правители или государственные органы осуществляют какие-то действия, мы, христиане, не можем оставаться вне политики – потому, что должны оценивать все происходящее, в том числе и в государственной сфере, не только с точки зрения того, выгодно это или не выгодно для нас лично или для государства, а согласуется ли это с Евангелием, заповедями и совестью.

К чему эти рассуждения? Дело в том, что духовное измерение этого праздника и измерение государственное не противоречат друг другу, потому что этот праздник связан с тем, что русский народ вышел из тяжелого не только политического, но и духовного состояния. Более того: этот государственный кризис был как раз спровоцирован тяжким духовным состоянием. В том числе и тем, что на протяжении нескольких десятков лет государственная власть с одной стороны поддерживала Церковь, а с другой я имею в виду Ивана Грозного, – совершала преступления, в том числе и против Церкви. И очевидно, что в народном сознании это не могло не произвести какого-то переворота, не могло не вызвать шока. Народ видел с одной стороны исповедование веры (царь Иоанн участвовал в конфессиональных диспутах, писал богослужебные тексты, сочинял церковную музыку), а с другой – убийства и казни, когда-то оправданные (с государственной точки зрения, но не христианской), а когда-то нет. «Если царь такое совершает, что же нам-то делать? Где она, правда-то?» – вот в каком состоянии пребывал народ. Это, конечно, не единственная причина государственного кризиса, но почему-то именно после жесткого правления Иоанна Грозного вскоре началось такое разложение в нашей стране. И очень важно, что народ, обратившись именно к православной вере, смог не только отстоять свободу государства, но и выйти из тяжелого духовного состояния – то есть прекратить эту внутреннюю страшную междоусобицу, безвластье. Народ все-таки выбрал законным образом государственную власть. Не поставил во главе государства своих предводителей – допустим, Минина и Пожарского. Нет, собрался Поместный Собор, законно избрали династию Романовых на царство. Значит, мы можем не только разрушать, но и созидать, и об этом очень важно напоминать в наше время.

Оказывается, наш народ был способен не только к бунту «бессмысленному и беспощадному» и к этому страшному смутному времени, но оказался способен и сам сорганизоваться с помощью Церкви и своей веры и избрать законную власть! Это очень важный момент.

И хотя говорят, что не была Москва освобождена к 4 ноября, а только какая-то часть ее, но этот аргумент не имеет никакого значения, поскольку все понимают, что и День Победы условная дата: Вторая мировая война не закончилась 8 или 9 мая. Никто не говорит, что четвертого числа, в день памяти Казанской Божьей Матери, все в один день стало хорошо, нет. Но это был очень важный момент: мы знаем, что ополчение Минина и Пожарского молилось перед этой иконой и что Божья Матерь помогла не просто победить – а помогла, победив, обрести человеческий облик, вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому мы центром воспоминания тех событий делаем 4 ноября – день празднования в честь Казанского образа Божией матери.

Смею предполагать, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские люди … Это актуально в наше время: люди объединяются друг с другом без учета национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отечеству.

Поэтому мы, православные люди, в этот день празднуем память чудотворного образа Божьей Матери. Благодарим Господа, что Он помог нам обрести свободу, которой наши предки воспользовались не во зло, а во благо, так как смогли договориться друг с другом и восстановить нормальное течение жизни в стране. Судите сами, нужен нам этот день или нет.

Алексей Константинович Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории МДА, преподаватель Сретенской духовной семинарии:

– Конечно, прежде всего, это день преодоления Смуты. Это – одна из самых ярких эпох, которую мы, к сожалению, не так хорошо знаем, но тем не менее некий образ которой у нас все же присутствует со школьных лет. Интереснейшая эпоха, тяжелейшая и очень поучительная.

Мы празднуем духовную победу над разделением, над Смутой, – не только славную воинскую победу, которая несомненно имела место быть, но и наступивший момент некоего национального первенства. Завершается вот этот старый «спор славян между собою», как говорил Пушкин, – после смутного времени маятник качнулся в нашу сторону. Это совершенно очевидно.

Наступает новая эпоха в отношениях с Речью Посполитой и главное, новая эпоха в отношениях с теми землями с православным населением, называвшим себя русским, которые в рамках этого государства, под властью этой короны находились.

И потом, это отправная точка и для совсем иных событий. Это присоединение Малороссии, Белой Руси – эти земли входят в состав русского государства после очень продолжительной борьбы, которая в истории Малой Руси именуется руиной – эпохой руин. Это зеркальное отражение русской смуты, но уже на малороссийской почве, с несколько иной природой.

Протоиерей Александр Задорнов, преподаватель МДА и Сретенской духовной семинарии:

– Если говорить о государственном уровне, то День единства – праздник, важный для нас как для граждан, гражданский праздник.

Однако же для части наших граждан этот день означает празднование Казанской иконы Божией Матери, – и естественно, для них это важнее, потому что участие в литургии ни в каких смыслах не может быть сравнимо ни с одним государственным праздником.

Ну а те, для кого это просто воспоминание об исторических событиях, имеющих для них большую ценность, олицетворяют собой уже третий уровень праздника – но я думаю, таких граждан все-таки меньшинство.

Иеромонах Симеон (Томачинский), насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря:

– Стопроцентное единомыслие у нас было только при советской власти, под мудрым руководством генсека и компартии. Понятно, какого свойства было это единство. Так что многообразие мнений в отношении официального праздника, тем более столь молодого, - вещь вполне нормальная и объяснимая.

Но этот праздник мне кажется очень нужным и востребованным. Во-первых, необходимо было найти замену поистине «красному» дню Октябрьского переворота – просто отменить 7 ноября было проблематично. Во-вторых, 4 ноября – это действительно исторический день спасения Отечества от внутренней смуты и внешнего врага, причем спасения через единство, через преодоление всех центробежных тенденций, через подлинно народный выбор, то есть, если угодно, через торжество гражданского общества. Ведь объединение нации «поверх барьеров» вокруг Минина и Пожарского не было спущено сверху, не выращивалось в лабораториях политтехнологов, не формировалось как партийная платформа. Это было настоящим национальным возрождением.

Наконец, last but not least, это праздник Казанской иконы Божией Матери. Православные или нет, верующие или атеисты, все понимают, что для России Казанская – важнейший символ. Не абстрактная «русская культурная матрица», а ключевое звено национального самосознания.

Вообще система праздников имеет громадное значение для любой страны. Это опознавательные флажки народа во времени и истории.

3 ноября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
М 4 ноября 2019, 13:57
Всех православных братьев и сестёр с праздником Казанской иконы Божьей Матери!!!!!!
Анна Любинская 5 ноября 2015, 08:44
я вообще не пойму зачем нужны политические праздники, как их проводить с какими традициями?
ладно личностные ценности: вера в чудо в рождество и новый год, молитвы на пасху, ромашка в день семьи или поздравления родителей с 8 марта и 23 февраля с подарками и цветами! эти вещи понятны каждому с детства! ну а здесь или 1 мая что и как праздновать убей не пойму.
да если брать за праздник все войны, смуты и революции, где народ русский себя показал, у нас в календаре одни выходные будут, а работать когда?
Виктор К. 4 ноября 2015, 18:54
С праздником братья и сестры во Христе! Да хранит нас Господь и веру нашу православную! Пресвятая Богородица моли Бога о нас!
Единство - в нас самих и заложено. Как мы будем идти к нему, так и проявится наполнение смыслом этого праздника! Ждать надо деятельно, активно!

Дай Бог всем нам сил на деятельное единство, всем и коемуждо благопотребное! Радостно, что спустя годы посленачала празднования 4 ноября - государственным, мнения в комментариях становятся более едиными! Аминь.
Марина, Киев 4 ноября 2015, 14:32
Андрей:
"официоз такой же как и советские осениие праздники, настоящий праздник единства русского народа - 9 мая". _______________________ Уважаемый Андрей,не было бы победы в 1612-м году, не было бы и победы в 1945-м, в целом, русского народа не было бы.
Марина, Киев 4 ноября 2015, 14:29
С днем единства, братья и сестры из Минска и Москвы!
Корнилий 4 ноября 2015, 11:59
В чём суть народного праздника?В смутные времена народ чуть было не совершил большую ошибку, призвав католиков на царство,но потом одумался, принёс покаяние и Господь благословил, расширив царство до размеров империи, не то же ли в какой-то мере происходит и ныне.
Владимир Паданин 3 ноября 2015, 16:19
единство,единство...что это?пока не поймём не оценим.образ Богородицы озаряет и освещает наш путь.Слово Божье окрылляет и вдохновляет нас на дела благие и праведные!С праздником Вас всех Россияне!Храни вас всех Бог и Пресвятая Богородица.Владимир.
Недостойный. Донецк. 5 ноября 2014, 02:39
Русь Святая, храни Веру Православную Истинную, в Ней Тебе утверждение. С Праздником! Не верьте в революции: Добра в них нет.
Кристина 4 ноября 2014, 12:27
Россияне,всех вас сердечно поздравляю с праздником единства! Я из Донбасса, и мы здесь сейчас как никогда ощущаем это единство между собой попав в такую беду. Цените мир,цените свой народ,цените своего Президента-только он так настроен на национальный курс,поддержите его всеми силами,пусть смысл этого праздника поможет в этом! Вам сейчас важно объединиться духом и отстоять свою Родину,чтобы не случилось как с нами-учитесь на нашем горьком примере! Всем россиянам огромная благодарность за помощь,которую вы оказываете ДНР и ЛНР.Просим ваших молитв,родные! Спаси вас всех Господи!
алексий 4 ноября 2014, 07:11
ни к чему споры Богородицы молитвы нас пусть крепят . И мы по силам своим получим ! Где крестился там и сбылся
Анна Коекто 4 ноября 2014, 02:55
мы тоже хотим вернуться ...домой ... в Россию... хотя уезжали из крыма, тогда украина - хотим вернуться, со страхом и надеждой и верой в Бога и Россию..
Алевтина Викторовна 3 ноября 2014, 21:50
Марина:"К сожалению "Смутные времена" тянутся с 1991 года и конца им не видно. В Кремле те же "самозванцы", потому, что народ их не выбирал."
Я не согласна с Вами, Марина. Простите меня. Я выбирала, тех, кто сейчас в Кремле, молюсь за нашу власть, за нашего президента. Я верю, что всякая власть от Бога. И если мы обьединимся в молитве о ней (о власти), то Господь вразумит ее на достойное правление. Ведь у власти люди стоят, и они тоже сыны Божии. Тем более сейчас власть нуждается в нашей молитвенной поддержке. То, что на Россию такие нападки сейчас, меня убеждает в том, что наше единство нарастает, а враг человеческий этому всячески противится. Но, как говорится, - Бог не выдаст - свинья (то бишь Барак Абама ) не съест!
И так, с праздником, православные, прочь уныние. Будем радоваться о Господе. Вчера моя внучка вернулась из Парижа и сказала: "Жить надо только в России. Прекраснее страны нет!"
Храни нас всех Господь.
Влад. 3 ноября 2014, 18:39
Мы по прежнему, живем в городах и работаем на заводах построенных в Советское время. Отмечали праздники как вехи строительства своей Страны. Было чем гордиться , жили хоть и не с таким разнообразием пищи, но бомжей не было . Придумывать новые праздники не подкрепленные реальными достижениями это на уровне ВЕРЫ в Будущую ЖИЗНЬ. В Белоруссии что-то не спешат переписывать праздники и гордятся своим БАТЬКОМ !
Максим11 ноября 2013, 14:48
мне понравилось
Natalya 4 ноября 2013, 16:13
Александр, как я вас поддерживаю, сама очень люблю этот праздник, всегда его праздную, так как родилась 4 ноября. Всегда почитаю икону Казанской Божией матери.Полностью согласна с иеромонахом Симеоном, что для России Казанская -важнейший символ.
Дмитрий 4 ноября 2013, 14:16
-> Сергей.
Хороших людей не так уж и мало, просто они редко принимают участие в пустых спорах.
Почитайте про астротурфинг и не смущайтесь более на пустые комментарии. :)
Максим 4 ноября 2013, 07:57
Этот праздник, подзатыльник всем нам - людям, которые поставив во главу угла своё Я не имеют единства потому, что далеки от Бога и разрушают этим и себя, и свою Родину, своё государство.
иерей Олег 4 ноября 2013, 04:02
Я из Украины. По телефону моей жене ее тетя (живет в Тольятти) сказала, что в России в понедельник выхожной, я обрадовался- вот как россияне почитают Казанскую Богородицу. Но растроился, когда узнал результаты соцопроса- 6%.
МакСим 4 ноября 2013, 00:02
День какого единства... Например отмечается день единства народов Дагестана — праздник достаточно новый. Впервые он отмечался 15 сентября 2011 года.
Получается тут единство... и там единство...
Только по факту ерунда какая то
Татьяна 3 ноября 2013, 23:28
Андрею:
Официоз - этот день для тех, кто его воспринимает как очередной выходной с застольем. И за уши притянут. Для тех, кто завтра придёт в храм это будет соборная молитва за нашу Россию. Церковь призывает нас всех вместе помолиться. "Боже спаси родную Русь! Боже, прости нас!" - равнодушный человек эти слова не сможет произнести, язык просто откажется. Храмы будут полными, и люди будут молиться! Кто в выходной встаёт рано, для того чтоб пойти в храм, вместо того, чтоб лишний час-другой поспать, знает, для чего ему это нужно.
Людмила Попова 3 ноября 2013, 23:26
Абсолютно согласна с комментариями, что наша вера жива, спасительна и прекрасна! Очень понравились высказывания всех священнослужителей. Всех поздравляю с праздником иконы Божией Матери Казанской и с Днем народного единства! Верую, что с Божией помощью все наладится.Помолимся о нашей стране!
Нина 3 ноября 2013, 09:36
Украина. Порадовалась всем высказываниям!
Поздравляю Россию с Праздником!
Хотелось бы испытывать "...радость от могущества этого единства..." (Украина , Россия , Беларусь ).
"Величаем Тя , Пресвятая Дево , и чтим образ Твой Святый , от негоже истекает благодатная помощь всем с верою притекающим к нему"
Александр 1 ноября 2013, 21:08
Всю жизнь праздную.
Люблю этот день.
В понедельник -60 стукнет.
Всем удачи !
Крыжовник 5 ноября 2012, 02:58
вообще то - это Праздник Объединяющий Всю Нацию и всё!!! Чё за комменты?!
Нина 4 ноября 2012, 19:28
Возможно, единство наше - в сердце Пресвятой Богородицы, Которая желает пользы - каждому, блага - каждому, спасения - каждому."...избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси..."
Сергей 4 ноября 2012, 14:19
Мир вам! Я воцерковлённый. Мысли о духовном и мирском идут рядом, рука об руку.Идём по этому пути и мы. Идём и спотыкаемся, падаем и поднимаемся, и снова идём. Только куда?Единство, которое проявили наши предки,оставило нам нашу веру, наш язык, наш род.А сегодня? Зашёл на один из сайтов-общество решает проблему: как отнестись к фотографии маленькой девочки в синяках, ветерану. избитому кем-то и т.д., кто-то просит помощи для больного ребёнка. Дело кажется хорошее, расшевелить народ. дать ему возможность проявить свою гражданскую, христианскую позицию.Отклики текут рекой. Ну чем не единство народа? Но как только начинаешь знакомиться (мельком) с мнениями людей, тут всё единство и кончается.Сколько поколений-столько и мнений. Да каких...Страшно становится.Мне кажется духовным единством здесь и не пахнет.Я не осуждаю. Как говорится каждому по вере даётся.Только действительно страшно видеть, какая чёрная волна нас скоро может поглотить.Сколько должно ещё пройти времени, чтобы люди поняли, что мы-один народ,что у нас один язык, одна культура.А если вдруг....
Sofia 4 ноября 2012, 12:40
Мне кажется, смута продолжается, но все-таки народ начинает понимать, что без единства нет государства и не будет России. Народ занят выживанием, в своей основной части, а о духовнойстороне жизни задумываются немногие. Хорошо бы власть была бы с народом, а этого нет.Надеюсь и верую, что мы придем к этой мысли.Софья
Василий 3 ноября 2012, 19:56
Георгий, не согласен с Вами. Этим праздником народу дали не шанс, а только его иллюзию.
Валентин 3 ноября 2012, 18:03
Некого винить, сами виноваты в бедствиях своих.Что посеяли -то и пожинаем.Спаси Господи, что таким образом вразумляешь вере стадо Своё! Бытье определяет сознание.
Андрей 2 ноября 2012, 09:59
Дай Бог чтобы великая смута поскорее кончилась.
Андрей Карелин Петропавловский.
Галина18 июля 2012, 18:40
Вернее было бы назвать праздником терпимости друг друга, но не единства. Единство может быть только при единомыслии, а единомыслие только в Господе Иисусе Христе. Разве могут стать все христианами?
Георгий 8 ноября 2011, 16:23
Кто самозванец, а кто борзописец,время покажет...400 лет назад тоже многие сомневались.Как бы то ни было, они, а не вы в том числе и этим праздником дали Русскому народу шанс. Вот только дорасти бы надобно до понимания, насколько это глубоко и важно для страны и КАЖДОГО!Спаси Господь.
Дмирий 7 ноября 2011, 14:44
протоиерею Андрею Рахновскому.
Батюшка,хочу сделать несколько уточнений к Вашему высказыванию.В отличие от всех остальных Вы делаете упор на историчность своих высказываний.
1.Вторая мировая война действительно не закончилась ни 8 ни 9 мая.Она закончилась 2 сентября.
2.Великая Отечественная война ЗАКОНЧИЛАСЬ в ночь с 8 на 9 мая.Любая война заканчивается либо подписанием мира,либо капитуляцией одного из противников.Поляки капитулировали 5 ноября 1612 года.6 ноября 1612 года вышли из Кремля.Москва была освобождена.
3.Не окончание Смуты празднуется в этот день.А освобождение Москвы.
4.Дата 4 ноября притянута за уши.И никогда этот непонятный праздник,который ещё больше раскалывает страну не станет объединительным.
Евгений 4 ноября 2011, 15:14
ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ!!! Как,все-таки, верно заметил иеромонах Макарий(Маркиш)! То,что Казанская Божия Матерь стала,по сути, государственным Праздником--огромное достижение.ПРАВОСЛАВНЫЕ!!!Сплотимся в борьбе с нашим общим и единственным врагом--дьяволом.Это и будет нашим единством.Если Бог с нами,кто на ны?
Галина 4 ноября 2011, 12:47
С Праздником всех! Замечательно, что он теперь отмечается на государственном уровне. Это день национального единства русских людей,это большой шаг на пути объединения русских и осознания себя русскими. Многие только идут к осознанию своей национальной идентичности, и этот праздник заставит задуматься и всмотреться в историю России, в свои корни.
Сергей Порубай 4 ноября 2011, 12:04
капиталистический уклад общественной жизни не объединяеь, а разъединяет. И сегодня ощущение небывалой разобщенности вообще.
Простой пример: даже о купленной обнове (не украденной - а заработанной) иногда даже неловко друзьям-родственникам говорить. Потому что в ответной реакции зачастую улавшиваешь нескрываемую зависть, язвительность и т.п. Жизнь для многих из нас превратилась в соревнование, а разве при этом не цель кого-то опередить, победить?
Установление Дня народного единства - с точки зрения политико-духовной - почти гениальный ход. Нужно было как то сохранить заложенный ген праздника (ведь старый вариант 7 ноября тоже для многих не имел реального смысла) и изменить его пролетарско-коммунистическую суть.
С другой стороныустановить мало. Нужно, чтобы сформировалась основа для такого праздника. А она мне представляется пока искуссветнной и врзастаемой на этом этапе: так идет и идет.
Да там и взрастать не на чем. Как-то все не естественно, не убедительно.
Тамара 4 ноября 2011, 11:41
Украина.Киев.Искренне поздравляем Вас с Днем Народного Единства. В сердце разливается теплота и радость за Вас и за Ваш праздник. Это один из шагов к единению и пониманию. Еще помним "ваш шаг" - общая могила неизвестного солдата - которая
была насыпана небольшими привезенными горсточками земли из разных уголков России.Вы в суете житейской забываете, а у вас много уже ступенек к такому празднику. И среди них близкий к нашему православному сердцу - празднование иконы Божьей Матери Казанской. Очень близки все высказывания священосужителей. Спасибо за них. Тамара
yryt102 4 ноября 2011, 09:59
Я из Беларуси, у нас по-прежнему 7 ноября-"День Октябрьской революции". Как вам это нравится? Считаю что первом посылом создания "Дня народного единства"- в противовес 7 ноября. Конечно, давнее событие в истории России замечательно по масштабу и по духу, но праздник все-таки "исскуственный",т.е. что бы он стал всенародным надо работать и работать. И то что мы это сейчас обсуждаем, поговорим с друзьями, родителями(я родом из Смоленкой обл.)- это тоже часть движения к единению
ирина 4 ноября 2011, 03:11
Россия великая и богатая природными ресурсами! НЕТ В МИРЕ НИ ОДНОЙ ТАКОЙ СТРАНЫ! Очень многие хотят завладеть этими богатстами. Времена примитивных войн прошли на сцену пришли хитрые политики, которые поняли что Россию мечом не сломать. ЕДИНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ НАРОД УСТОИТ. В НАШЕЙ КРОВИ КРОВЬ ХРИСТОВА В НАШЕМ ТЕЛЕ ТЕЛО ХРИСТОВО! Наши предки боролись за Русь, наши святые сохранили и приумножили ВЕРУ К БОГУ !Я люблю нашу землю! НАША ВЕРА НАСТОЛЬКО ЖИВА ,СПАСИТЕЛЬНА И ПРЕКРАСНА !Я БУДУ ДО КОНЦА БОРОТСЯ ЗА ВЕРУ и ОТЕЧЕСТВО!
прохожий 3 ноября 2011, 22:07
Единственный смысл государственного празднования события почти 400-летней давности, это освобождение Кремля от иноземных захватчиков, которое снова стало актуально. Не знаю, задумывались ли над этим те,кто придумывал этот праздник
Наталья 3 ноября 2011, 21:56
Не согласна с Андреем. Все участники интервью высказали очень верные и глубокие мысли. Если говорить честно, то 9 мая у нас тоже нет единства: многие используют этот праздник как лишние выходные для садово-огородных работ -- что уж говорить, весьма благоприятное время. А вот подлинного единства у нас действительно нет, но достичь его необходимо, иначе мы просто погибнем. И неважно, под эгидой какого события, какой победы мы сумеем (если всё-таки сумеем) его достичь. А вот то, что нынешний праздник совпадает с празднованием столь почитаемой в нашем народе иконы, имеет огромное значение.
Андрей 3 ноября 2011, 19:13
И третье иго пройдёт, как и два предыдущих...
За скорейшее избавление!
Марина 3 ноября 2011, 19:08
К сожалению "Смутные времена" тянутся с 1991 года и конца им не видно. В Кремле те же "самозванцы", потому, что народ их не выбирал. Только теперь они шапки в Храмах снимают. Но прав иеромонах Макарий, жизнь-это процесс, движение к БОГУ! И какое величайшее счастье что, ещё есть, причащающиеся ТЕЛА и КРОВИ ХРИСТОВОЙ! Всего 20 лет назад, казалось, что вера окончательно утрачена. А праздник очень своевременный, его нам БОГ послал, чтоб хоть какая то память осталась о великой силе- православной вере!
Лариса 3 ноября 2011, 16:45
Мне очень понравился коментарий иеромонаха Симеона и действительно- Стопроцентное единомыслие у нас было только при советской власти.
Андрей 3 ноября 2011, 15:31
официоз такой же как и советские осениие праздники, настоящий праздник единства русского народа - 9 мая.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×