* * *
В эти дни мне вспоминаются фильмы, снятые режиссером Алексеем Юрьевичем Германом. Всю жизнь режиссер помногу работал, снял несколько сильных картин, что немало. Перед Великим постом его отпевали. 2 апреля кончается сорокоуст.
Самая для меня значимая работа Германа – «Проверка на дорогах». Картина о том, как во время Великой Отечественной войны некий русский солдат доказывает своим, что на самом деле он не трус и не предатель. Он просится к партизанам воевать против фашистов. Солдата придирчиво допрашивают и вынуждены проверить. Дают задание – идти практически на верную смерть. Я видел «Проверку» один раз. Картина обжигающая, задевает за живое. Я вернусь к этой картине, но не знаю когда. Слишком сильное впечатление осталось от первого знакомства, хотя лет пять прошло.
Еще одна картина Германа – «Мой друг Иван Лапшин». Талантливый фильм. Он позволяет зрителю почувствовать атмосферу свирепых сталинских десятилетий. Не жалею, что смотрел картину, пересматривать ее не буду. Снял Герман и еще один фильм о сталинизме – «Хрусталев, машину!» Во всех фильмах Германа заметно его сопереживание людям, горячее желание – человеческой жизни для Родины. В «Хрусталеве» так остро показана бесчеловечность режима, что я буквально заставил себя «Хрусталева» досмотреть. И сомневаюсь, прав ли я, – фильм воспринимается как психическая атака. Во всяком случае, никому «Хрусталева» не посоветую. Хотя и готов согласиться, что кого-то только такое кино способно «зацепить» и отрезвить.
Ждал я еще одну картину – «Хронику Арканарской резни». Снималась она по фантастике братьев Стругацких. «Трудно быть богом» – так атеисты Стругацкие назвали повесть о чужой планете, о том, как малочисленная группа единомышленников сопротивлялась местному тоталитаризму. Вдруг до людей стало доходить, насколько трудно быть справедливым «сверхсуществом» и не подавлять свободу окружающих. Достойно уважения, что Герман долго, изнурительно работал на этим фильмом. И вот фильм смонтирован, черновое озвучание подготовлено, состоялся кулуарный просмотр. К сожалению, Алексей Юрьевич не успел доработать со звуком. Герман-младший пообещал завершить труд отца...
* * *
Я убежден, что сочувствие Алексея Германа к людям – во всех его фильмах оно налицо! – было проявлением любви к ближнему. Это не для красного словечка говорится. И я отнюдь не склонен идеализировать Германа. Знаю, актеры жаловались: у него хлопотно сниматься, он резок в общении, требователен чрезмерно. Отметим, что требовательность Германа работала до отказа – во все стороны. И в сторону актеров, и в сторону самого режиссера. Себя он не жалел. Труд актеров ценил. Незадолго до смерти Герман признался: сейчас нужных актеров на съемки отыскать проблематично – звездами считаются исполнители ролей, которые на одном выражении лица 30 серий отыгрывают. Герман ценил актерское мастерство и создавал свои неудобные фильмы. Каждый из них давался режиссеру и его сотрудникам большой кровью. Не только на съемочной площадке. Три картины Германа были положены на полку, запрещены к показу. Это рекорд для советского кино. А Герман все равно снимал – о человеке в нечеловеческих условиях. С сочувствием к ближнему. И в душе его жила еще... любовь к Богу, тихая, неприметная для внешних глаз.
Молитва такая: «Господи, Ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать... Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить. Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом. Охрани меня от соблазна детально излагать бесконечные подробности. Дай мне крылья, чтобы я в немощи достигал цели. Опечатай мои уста, если я хочу повести речь о болезнях. Не щади меня, когда у Тебя будет случай преподать мне блистательный урок, доказав, что и я могу ошибаться... Если я умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность. Право, я не собираюсь превращаться в святого: иные из них невыносимы в близком общении. Однако и люди кислого нрава – вершинные творения самого дьявола. Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознавать неожиданные таланты в других людях. Аминь».
Кто-то пожмет плечами: «Молитва невоцерковленного человека. И святым он быть не собирается, и про какую-то невыносимость отдельных святых вдруг заговорил». Конечно, слово «святой» используется здесь не в том церковном значении, какое нам обычно. Не о святых речь, вряд ли при жизни Герман близко общался с канонизированными святыми. В его словоупотреблении «иные из святых» – это люди «слащавые». Им противопоставляются «люди кислого нрава». Сам Герман был, по-видимому, «человек острый».
Молитва кинорежиссера не является воплощением высшего совершенства христианской духовности. Однако в ней есть живое обращение к Богу, просьба человека хранить его от греховного недовольства и занудства, от страсти всех поучать и деспотически вторгаться в чужую жизнь... В молитве есть признание своих ошибок и радость о талантах ближних, стремление к доброму отношению между людьми. Что еще?
Да примет Господь наши немощные молитвы и помилует раба Своего Алексия.
Сравните какое завещание оставил нам Герман и какое Тарковский - небо и земля, т.е. преисподняя, что выбрать?
Для себя решил: есть Герман-ранний ("Проверка" и "Мой друг"), которого я очень ценю, - и Герман-поздний ("Хрусталев" и "Трудно"), который не для меня, дипломатично выражаясь.
Помяни, Господи, раба Твоего Алексия!
У Алексея Германа был талант Богом данный.
Если позволите внесу уточнение, история "Молитвы пожилого человека": http://www.cogita.ru/kolonki/repliki/molitva-cheloveka-pozhilogo-vozrasta
(Не А.Герман ее сложил).
Может, слова этого человека не нужно было воспринимать буквально? Может это от того, что Алексей Герман не хотел обидеть, может, юродствовал? Одним словом, не часто удается понять ближнего и тем более - не осудить его... Упокой Господи душу раба твоего Алексия.
Светлая и благая память.
А в Бога он верил много больше, чем некоторые из нас, многогрешных и воцерковленных... Без этого невозможно создать те гениальные наполненные любовью к людям фильмы, которые он подарил нам. Я в этом уверен.