Не написал я по горячим следам статью о Краснодарском кинофестивале православных фильмов «Вечевой колокол», а теперь, пожалуй, и не получится. Столько событий, так убыстряется темп жизни, появились новые темы, о которых нужно обязательно сказать. Но главное – полсотни отсмотренных фильмов слились в единую картину. Эдакое лоскутное одеяло получилось из лиц, афористичных высказываний героев, пейзажей (один краше другого), постановочных эпизодов, фрагментов исторических фильмов…
Но не написать о братской праздничной атмосфере и радушии устроителей фестиваля я никак не могу. Вот уже в пятнадцатый раз Виктор Гаврилович Захарченко предоставляет залы руководимого им Казачьего Кубанского хора для демонстрации фильмов и встреч с их создателями.
На открытии участников фестиваля поздравил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. В зале были почти все клирики краснодарских храмов.
Ни один из многочисленных фестивалей не может похвастать тем, что у него есть свой гимн. А для «Вечевого колокола» Виктор Гаврилович написал гимн большой духоподъемной силы. Когда хор запел этот гимн, при словах припева «Иди буди!» все почувствовали мощь этого призыва, и невольно захотелось сейчас же отправиться будить равнодушных людей и напомнить им о величии России и подвигах наших предков.
Удивительным эффектом обладает русская песня. Виктор Гаврилович познал ее тайну. Он пишет песни, которые никого не оставляют равнодушными. Они волнуют и своей мощью пробуждают пребывающие в дремотной лени души.
Грянул хор – и последний «штафирка» чувствует себя казаком.
Для меня нынешний фестиваль прошел под знаком Клары Лучко.
Жили мы в одной из лучших гостиниц города, в самом центре, в 200 метрах от собора Александра Невского. С одной стороны собора в прекрасном парке стоит памятник государыне-императрице Екатерине, давшей приказ перебраться запорожским казакам с Днепра на Кубань, а прямо у входа в нашу гостиницу расположился памятник другой даме – знаменитой актрисе Кларе Лучко, сыгравшей множество ролей в кино. Участием в фильме «Кубанские казаки», прозванном Сталиным «прекрасной советской сказкой», очевидно, и объясняется факт воздвижения ей памятника в самом центре Краснодара. Каждое утро и каждый вечер я имел удовольствие лицезреть запечатленную в камне великую дщерь Кубанского края. Рабу Божию Клару здесь помнят и любят все. А некоторые…
Вот об одном из этих некоторых мы и расскажем.
Участники фестиваля «Вечевой колокол» не только демонстрируют фильмы, но еще и общаются с кубанской общественностью: встречаются со студентами, семинаристами, военными, казаками, земледельцами. С одной группой мы отправились в Курганинск – районный центр, рядом с которым в станице Михайловской и был снят фильм «Кубанские казаки».
Сначала нас повезли в местный казачий кадетский корпус. Казачата нам спели и даже станцевали вальс с очаровательными сверстницами в бальных платьях. Потом нас повезли «на арку». Это металлическая конструкция (ее собираются оплести гирляндами из цветов). Но пока она представляет собой металлическую дугу на высоком бетонном основании. Она недавно восстановлена. В лихие годы ее предшественницу сломали, а металл сдали в утиль. А потом вспомнили, что это та самая арка, под которой проезжали казаки из знаменитого фильма. Решили, что ее непременно нужно восстановить и сделать местной достопримечательностью.
Рядом с аркой в ожидании нашей делегации собралось полгорода. Встретили нас хлебом-солью, оркестром и зажигательными казачьими песнями. Школьницы вручили нам букеты из роз и хризантем, а пожилые казачки наперебой стали нас зазывать к столам, обильно покрытым всевозможными блюдами собственного приготовления. Домашние колбасы разных сортов, ветчину, сало, вареники и разносолы мы попробовали, а вот до гусей и уток дело не дошло. Слишком торопились. Организаторы просили оставить место под грядущее угощение.
Из-под арки мы поехали в Свято-Вознесенский храм. Этот храм большевики неоднократно хотели взорвать, но всё не получалось. До начала Отечественной войны его использовали под склад, а когда уже и взрывчатку заложили, и оставалось только бикфордов шнур поджечь, на площадь перед храмом въехали немецкие танки. Взрывники убежали, а храм остался.
Настоятель встретил нас у паперти, провел к солее, где детский хор порадовал нас замечательным пением. Все отметили, что Кубанскому Казачьему хору не грозит кадровый голод. Дети эти приехали из станицы Темиргоевской. В этой станице родилась моя матушка, и я давно собирался там побывать. Но всё не удавалось. Встреча с молодыми темиргоевцами была мне очевидным упреком. Жив буду – обязательно летом съезжу.
Главная встреча с курганинцами состоялась в большом кинозале. Мы показали несколько фильмов, но самым интересным оказалось выступление режиссера Александра Куприна. В начале «девяностых» он работал на программе «Взгляд». Его отправили на Кубань в поисках «нестандартных» сюжетов. Нужно было отыскать героев, не похожих на тех, кто полвека не покидал советского экрана, – на счастливых трактористов, намотавших на гусеницы своих тракторов «полтора экватора», или комбайнеров, засыпающих в закрома Родины очередную тонну зерна. И Александр нашел героя. Это был последний механик Советского Союза Николай Иванович Любченко.
В 1948 году молодой Николай вернулся в родную станицу из армии. А там происходит невероятное событие: режиссер Пырьев снимает фильм о счастливой жизни на Кубанской земле.
Своими глазами видит Николай советских кинодив Марину Ладынину и Клару Лучко, самого создателя его любимого фильма «Свинарка и пастух» Ивана Пырьева. На столах огромные окорока, колбасы, овощи и фрукты невиданных размеров. И это в голодный год! Правда, съестное изобилие оказалось бутафорским.
Ветер вырывает из рук Клары Лучко красную ленту – и летит эта лента над головами кубанцев...
Земляков Николая приглашают сниматься в массовках, и он с радостью бежит вместе со всеми на «съемочную площадку». В какой-то момент ветер вырывает из рук Клары Лучко красную ленту. Лента летит над головами кубанцев, а режиссер кричит в рупор, чтобы ее ловили. Это редкий реквизит. После войны любая тряпочка в цене. Да к тому же накануне станичники растащили по домам воздушные шары. Никто такой красоты в жизни не видел. Как не порадовать детей! А в итоге сорван эпизод триумфа – всенародного счастья, метафорой которого должны были быть летящие в небо воздушные шары.
Режиссер кричит: «Лови ленту!», и Николай бежит за ней, расталкивая земляков. Наконец он хватает кувыркающуюся на ветру красную змейку и бежит возвращать Кларе Лучко утерянный ею реквизит.
Клара благодарит его, смеется и ласково смотрит ему в глаза...
Участь Николая решена. Отныне вся его жизнь должна быть посвящена кино...
Но колхозная жизнь пригасила ему мечту. Режиссером он не стал, актером – тоже. Зато колхозное начальство направило его на курсы киномехаников. С той поры до самых перестроечных лет, когда нашел его Александр Куприн, Николай Иванович проработал киномехаником. А когда развалили систему кинопроката и в районе не осталось ни одного работающего кинотеатра, он приобрел установку и полсотни советских фильмов. С этими фильмами он объехал все станицы родного района и нескольких соседних. Народ собирался на улицах. Он натягивал простыню и показывал обрадованным казакам, забывшим о том, что такое кинематограф, лучшие фильмы исчезнувшего Союза. Фильмы с Кларой Лучко были главными в его коллекции. «Кубанских казаков» он показал не одну сотню раз.
Александр сделал о Николае Ивановиче сюжет и решил снять фильм «Кубанские казаки-2». Но на сей раз документальный. Он рассказал Кларе Лучко о ее верном рыцаре и уговорил съездить на Кубань и познакомиться с ним. Она без колебаний согласилась.
Встреча была очень трогательной.
Это была последняя поездка Клары Ивановны на родину. Вскоре она ушла из жизни.
Николай Иванович пережил ее ненамного.
А Кубань- приняла украинских казаков, ими и расцвела и окрепла и прославилась!