Заголовки «Церковь требует запретить оперу “Тангейзер”» вызывают ожидаемую реакцию: ну до чего дошли попы! Уже и немецкий композитор XIX века Рихард Вагнер сделался им кощунником! Никогда такого не было – и вот опять! Что они завтра запретят?
Однако, как это обычно бывает с кричащими заголовками, вас просто вводят в заблуждение. Церковь ничего не имеет против Вагнера – и уж точно ничего не имеет против классической музыки. Речь идет о постановке, в которой знаменитая опера немецкого композитора подвергается непристойной переделке – примерно в стиле похабных пародий на «Евгения Онегина». Хуже того, в постановке появляется актер, изображающий Христа, в видах и позах, о которых мы не будем говорить подробно. Цель всего этого примерно понятна: люди, не способные создавать эстетические ценности, стремятся привлечь к себе внимание скандалом. Ничего нового в этом нет. Как нет ничего нового и в сопутствующем негодовании на любые попытки протестовать: мракобесы, мол, средневековые фанатики выступают против культуры! Но кто тут выступает против культуры? Давайте попробуем разобраться.
Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре и культурных ценностях? Почему, собственно, они ценны?
Что мы имеем в виду, когда говорим о культуре и культурных ценностях? Почему, собственно, они ценны? Представим себе, что нас завоевали варвары, например тот же ИГИЛ, уничтожили все партитуры и записи того же Вагнера (и музыки вообще) и положили суровое наказание за любые попытки как-либо исполнять или слушать музыку. Сочтем ли мы это тяжким лишением? Несомненно. Почему? Допустим, материально завоеватели нас ничем не стеснили, и всё, что нам запретили, – это культуру. Музыку, изобразительное искусство, скульптуру. Вагнера, Бетховена, Баха, Чайковского, Таллиса. Но при этом мы вполне сыты и, пока не пытаемся тайком слушать партиты, в безопасности. Почему мы сочтем это тяжким притеснением? Почему культура – это ценность, которой ужасно лишиться и которую следует поддерживать?
Человек есть тварь словесная, он наделен способностью общаться не только на уровне сигналов, как животные, а на уровне смыслов. Культура есть мир символов, передающих определенные смыслы – причем смыслы не только на уровне информации, о которых мы можем прочитать в словаре (например «единорог означает целомудрие»), но на уровне отношений и переживаний – музыка, собственно, не сообщает нам информации, она передает переживание, невербализуемый опыт. Мы не можем пересказать словами Баха или того же Вагнера человеку, который их никогда не слышал. Такой человек лишен чего-то очень важного в своей жизни – хотя мы и затрудняемся выразить словами, чего именно.
Не просто «эстетического наслаждения» – мы понимаем, что речь идет не только о «наслаждении», речь идет о ценности. Об опыте красоты и смысла, переживание которого составляет принципиальное отличие человека от других существ. Как культурный человек, вы это чувствуете и знаете; но вы едва ли сможете объяснить это варвару.
Культурное переживание близко к религиозному – хотя, конечно, отличается от него. То и другое указывает на природу человека как существа словесного, ищущего смысла в своей жизни и в мироздании. Глубоко закономерно поэтому, что великие антирелигиозные движения были в то же время и антикультурными: борьба с религиозным дурманом обычно сопровождается вандализмом в отношении религиозного искусства. Наша, отечественная версия ИГИЛа была воинственно секулярной.
Разрушение может и не принимать форму физического уничтожения.
Есть менее расходный способ – осквернение
Однако разрушение смыслов может и не носить характера физического уничтожения – тем более что современная техника обмена информацией сделала уничтожение всех партитур и записей Вагнера задачей нерешаемой. Есть менее расходный способ уничтожения – осквернение. Приведу пример.
Известный рождественский гимн «Gaudette» («Радуйтесь») – это запоминающаяся мелодия, ее поют все – от церковных хоров до фольклорных коллективов; и вот какая-то группа – надо думать, идейные антиклерикалы – спела его не с традиционными словами, прославляющими Рождение Богомладенца, а со словами непристойными и похабными. На это можно наткнуться в сети – и отравиться. Среди ассоциаций, которые станет вызывать в вашем сознании эта прекрасная мелодия, будет не только детская радость Рождества, но и вот это – на что и делался расчет.
Вандалы (пока) не могут добраться до Сикстинской Мадонны и пририсовать ей усы – но они могут завалить вас репродукциями этой картины с пририсованными усами и назвать это «новым прочтением Рафаэля». Чтобы в сознании людей – особенно тех, кто не успел получить нормального образования в области культуры, – закрепилось, что Сикстинская Мадонна – это вот это, с усами. Если такое произойдет, то сама картина перестанет существовать как культурное явление – физически оригинал, конечно, не будет уничтожен, но в пространстве культуры и в сознании множества людей его заменит «новое прочтение», в котором смысл первоначального произведения будет полностью погублен.
Непристойные «прочтения» известных произведений – это не культура, это уничтожение культуры. Протест против такого уничтожения – это не «нападки Церкви на культуру». Это защита культуры от попыток ее разрушить.
Надо называть вещи своими именами: непристойные «прочтения» классических произведений являются актом вандализма, а не культуры
Мы имеем дело не просто с «оскорблением чувств». Не просто с причинением эмоциональных страданий, но с намеренным разрушением смыслов и символов. Этому надо противостать – и прежде всего стоит называть вещи своими именами. Такого рода прочтения классических произведений являются актом вандализма, а не культуры. Культура – это совсем другое.
Это цитата из почти соседней статьи "По мотивам культуры" (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/77724.htm).
Судя по сложившейся тенденции скоро будет больше возможностей/причин применить новый закон о "защите чувств верующих".
P.S: история имеет массу подтверждений, как церковь поразительно быстро переходит из гонимой в гонящую.
1. С какой целью она написана? Для кого? Чтобы разъяснить читателям православие.ру причины, по которым церковь оскорбилась данной постановкой?
2. Раз защищается культура, то почему молчат про другие, "развороченные" до неузнаваемости, произведения? Ведь есть множество постановок "Евгения Онегина", "Чайки" и проч., которые извращены и несут совершенно противоположный смысл, нежели вкладывал автор. Или пока Христа не изображают в неглиже, культуру не нужно защищать?
3. Ведь раздута проблема, разве нет? Зайдите во Вконтакте и найдите группы вроде "Лепра", "Юмор класса Б", "Атеист" и ещё множество им подобных, где с завидной регулярностью уничтожается всякая культура. Миллионы подростков ежедневно растлят свои умы там, читают похабные истории с участием библейских героев, глазеют на изображения Христа в совершенно немыслимом виде, смеются над такого же рода комиксами и проч. (можно бесконечно перечислять). И на фоне этого появляется "Тангейзер", церковное сообщество начинает дербанить моську игнорирую слона, ведь аудитория данной оперы ничтожно мала по сравнению с каждой из этих групп в социальной сети. Умы тех, за кем будущее, уже захвачены и аморализованы, а тут локальная вспышка кощунства привлекает столько внимания.
Не понимаю.
А мы? Что мы? Как когда-то, старцу всея Российския Империи святому нашему, любимейшему батюшке, солнышку Иоанну Крондштадскому молодой негодяй нагло влепил пощёчину и расплескал Тело и Кровь, и в переполненной-то церкви не нашлось ни одного заступника а все лишь выпучились и смотрели, так и сейчас...
Мне кажется, заявлять свою позицию необходимо, но без агрессии. Унизить можно того, кто унижается. Верно сказал один из сторонников спектакля: "Оскорблённый христианин - это оксюморон". Господа и подавно унизить невозможно. Люди и так топают в преисподнюю, а мы им вслед ругаемся. Молитва и смирение прежде всего.
Вениамину - Мое мнение - церковь все же должна бороться за культуру (такого уровня как Бах, Вагнер..), т.к. это подступ к Божественному, это уровень, где зритель также способен очистить душу через катарсис. (Гипотеза конечно, но до прихода в храм долгие годы сама была поклонницей Чайковского, Моцарта, классического балета.Может это тоже способствовало моему приходу?)
Позор!
Во Франции однажды поставили что-то подобное и государь-император Александр III на отказ снять пьесу сказал: "тогда я пришлю вам миллион зрителей в шинелях". Нынешние зрители в погонах вполне могли бы защитить юные режиссерские дарования от той скользкой дорожки, которую они избрали. Но это всего лишь моё частное мнение.
Цель провокации вполне понятна: мы со своей системой взглядов не вписываемся в создаваемую (и к стати, уже разрушающуюся) картину мира. Поддерживать и развивать традиционную систему достаточно эффективно способна Православная Церковь. Значит, по видению глобалистов, надо разрушать Церковь: нанося удары лоб-в-лоб, параллельно подтачивая изнутри. Теперь ожидайте очередного "совершил наезд на автомобиле в состоянии...".
"Кулябин ни в коем случае не хочет никого обидеть. Наоборот, он протягивает руку православной церкви, а в ответ получает обиды. То, что происходит на сцене не имеет никакого отношения к религиозному культу. Мы столкнулись здесь с большим невежеством: как религиозным, так и эстетическим. Зритель отождествляет вымысел с реальностью, героя - с автором. Это ошибка. Принимать вымысел за реальность - это соблазн, искушение. И дело пастыря - избавлять от подобных искушений". /ТАСС/
Обратите внимание: никакого "пастыря" среди экспертов нет. Люди науки. Ладно бы только это: на сайте священника, подавшего жалобу, есть фотографии, этого, с позволения сказать, спектакля. И ученые мужи не увидели в них хотя бы похабщины? Прокурор и судьи тоже? Даже особого мнения не было?
Что ж... нам предстоит следующий виток атаки на национальную систему управления со стороны глобализации. И этот бой мы (пока!) проиграли.
Беда в нас, в нашем равнодушии, теплохладности...
Новосибирск сегодня -это 2 731 176 человек, а на митинг пришли только около 1 000 человек, а остальным всё равно...
Главным вопросом митинга был не только "Тангейзер", но соответствие занимаемой должности министра культуры Новосибирска. Провокационные выставки, концерты, постановки стали нормой, они особо освещаются прессой, набирают бонусы руководству...Почему в суде только режиссёр и руководитель театра? Их можно и наказать и усовестить, но ситуация в культурном пространстве Новосибирска не изменится, если не станет хуже.
Очень важная мысль автора - "Такого рода прочтения классических произведений являются актом вандализма, а не культуры". И опять возникает вопрос, почему Минкульт РФ финансирует вандалов?
То же, разумеется, касается и мусульман, и буддистов и прочих. У нас в стране, слава Богу, по закону нельзя печатать такой Шорли. И нельзя ставить такой Тангейзер.
Женихи были очень смешны, в особенности — Яичница. Вместо него выносили большую яичницу на сковороде. На моряке была мачта с парусом.
Напрасно купец Стариков кричал, что его душат патент и уравнительный. Он не понравился Агафье Тихоновне. Она вышла замуж за Степана. Оба принялись уписывать яичницу, которую подал им обратившийся в лакея Подколесин. Кочкарев с Феклой спели куплеты про Чемберлена и про алименты, которые британский министр взимает с Германии. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся". Ильф И. Петров Е. 12 стульев.
Ведь от того, что наркотики запрещены, продающих и покупающих меньше не становиться.
Если не будет покупающих наркотики, то и продавцы сгинут.
Если не будет покупающих билеты на ЭТО, то и режиссеры ЭТОГО сгинут.
Сергей, а по центральным каналам показываются разве не аналоги Тангейзеров?
Невозможно убить веру в людях напрямую, но можно испохабить корни веры - сами слова, выражающие мысль. Тогда мысли станут примитивными (1984), а человек превратится в животное.
В советском искусстве Бога поминали часто, употребляя имя Божие всуе, чтобы люди перестали воспринимать его всерьёз.
Но советской пропаганде и не снилась мощь Интернета в богоборчестве.
Вот только есть побочный эффект: развращённый народ нежизнеспособен. На его место приходит более благочестивый, пусть и более агрессивный народ.
Когда же станет некому приходить, разврат будет повсеместным, наступит конец нашего мира и Страшный Суд.
В это можно не верить, но избежать этого невозможно.
Выход? Есть выход! Полное исключение кощунства, шуточек над Священным Писанием, словами молитв, богослужения, прежде всего в речи православных христиан. Изменим себя - нас начнут слушать другие. А сейчас не слушают, потому что мы сами с гнильцой.
Попробуйте при мусульманине пошутить над именем Божиим или текстом из Корана. Потому что они сами не шутят, и нам не дадут! И правильно сделают - нам нужно брать пример.
Слова искренних людей всегда будут слушать. Потому что нет ничего на свете сильнее правды!