Скоро на территории ВДНХ откроется Исторический парк. Основой его станет музей с постоянной экспозицией известных и уже полюбившихся многим интерактивных выставок «Романовы» и «Рюриковичи», проходивших в Манеже. О предстоящем событии и о перспективах развития Исторического парка мы беседуем с управляющим директором Фонда Гуманитарных Проектов Иваном Есиным.
– Расскажите, пожалуйста, кто участвует в создании парка «Моя история».
– Идея создания парка принадлежит Фонду гуманитарных проектов, а реализация его осуществляется силами ВДНХ и, конечно же, при решающей поддержке Правительства Москвы.
Именно правительство столицы предложило увеличить площадь экспозиционного павильона до трех ярусов. Важную роль в принятии решения о реконструкции и размещении Исторического парка на ВДНХ сыграл мэр Москвы Сергей Семенович Собянин. Городское правительство выделило средства, которые обеспечивают полную реконструкцию старого павильона.
– А что в этом павильоне было прежде?
– Павильон № 57 построили в 70-х годах прошлого века, и, насколько я знаю, изначально предназначался он для отраслевых выставок, различных симпозиумов, семинаров. В народе его обидно прозвали «стекляшкой». Павильон этот давно уже нуждался в реконструкции. Теперь это будет на 80 процентов обновленное здание, оснащенное современной вентиляцией, системами кондиционирования и приспособленное для посещения людьми с ограниченными возможностями.
– Посетителям там будет гораздо удобнее, чем в Манеже?
– Да, конечно, удобнее и просторнее. Выставку в Манеже мы вынуждены были планировать с невольной оглядкой на неизбежную очередь, которая потенциально могла возникать. А на ВДНХ мы рассчитываем на то, что, поскольку экспозиция постоянная, люди смогут заранее планировать свой визит и при желании возвращаться сюда в любое удобное время. Возле Манежа люди стояли часами в очереди, а потом часами ходили по интерактивной экспозиции, что очень утомительно. Я помню группу детишек из воскресной школы – человек двадцать, – они приехали, кажется, из Ярославля, ребята, видно, изрядно утомились, но в их глазах горел живой интерес. Они уселись на ступеньках кружочком и обсуждали увиденное. Поверьте, для меня такие моменты дорогого стоят.
– А технически экспозиции будут пересекаться, плавно перетекать одна в другую?
– Мы планируем, что каждая экспозиция будет занимать самостоятельное место: выставки «Романовы» и «Рюриковичи» разместятся первыми и на первом этаже – в правом и левом крыле соответственно. Была идея сделать экспозиции плавно перетекающими, но это очень сложно. Практически одна экспозиция может рассматриваться до пяти часов – это если подробно и каждый экспонат. Вообще мы планируем создать целый Исторический парк, чтобы погружение в историю начиналось не только непосредственно на выставке, а уже на подходе к ней.
– Понимаю, атмосфера должна соответствовать. Что вы для этого конкретно делаете?
А атмосфера на выставках действительно вдохновляющая
– Мы готовимся открыть исторический буфет, в котором посетителям предложат блюда именно той эпохи, которую охватываю выставки. И мы уже пригласили историков, чтобы они нашли рецепты времен Рюриковичей. Мы сейчас думаем как раз над тем, как правильно и корректно воплотить эту идею. А атмосфера на выставках действительно вдохновляющая. Когда «Романовы» были в Тюмени, артисты одного из местных ансамблей пришли к нам как посетители и настолько прониклись атмосферой, что попросили разрешения вот прямо здесь и сейчас спеть несколько старинных русских песен. Пели они часа два! Это было так неожиданно и в то же время стало такой запоминающейся яркой краской в канве наших выставок. Но, кстати, этот случай не единственный. В Санкт-Петербурге на «Романовых» приехал целый оркестр и тоже совершенно спонтанно и безвозмездно музыканты дали концерт.
– А как у вас обстоят дела с экскурсоводами? Кто может работать экскурсоводом? У вас есть определенный штат или приглашаете волонтеров?
– У нас запланировано определенное число экскурсоводов, но поскольку мы заинтересованы в том, чтобы наш исторический парк посещали не только отдельные граждане, но и группы – школьники, военнослужащие, – то нам важно подготовить блок экскурсоводов. И планируем привлекать к работе как волонтеров, так и профессионалов. Мы подготовили несколько вариантов: с экскурсоводом, с аудиогидом или самостоятельно осматривать экспонаты. Хочу заметить, что информация, которую узнают посетители на наших выставках, порой становится открытием не только для молодежи, но и для людей с немалым жизненным опытом.
– Сколько сотрудников задействовано в подготовке парка «Моя история»?
Мы стараемся, чтобы само по себе место – Исторический парк – стало уникальным
– Гораздо больше, чем над прошлыми выставками, если принять во внимание то, что сейчас реконструируется и строится новый павильон. И еще такой важный момент: две предыдущие экспозиции – «Романовы» и «Рюриковичи» – уже сверстаны, полностью готовы и остается их только развернуть. Создать новую выставку нам помогают работники госархивов, научно-исследовательских институтов, и это бесчисленная армия участников-тружеников. Мы стараемся, чтобы само по себе место – Исторический парк – стало бы уникальным. И возможности павильона это позволяют: кроме исторического буфета мы планируем организовывать лектории, приглашать известных историков. Между этажами – большой лестничный марш, который мы намереваемся вписать в общую идею: разместим там сенсорные панели, на которых можно будет посмотреть фильмы, почитать какие-то короткие заметки, послушать музыку.
– Ваши выставки не только развлекательные и познавательные, в них есть то, что называется духовной составляющей…
– Кстати, по этому поводу хочу поделиться личным опытом. Когда в Манеже монтировали «Рюриковичей» и нам привезли из Троице-Сергиевой Лавры личные вещи Сергия Радонежского – его Евангелие, башмачок, облачение, – то все, кто в это время находился в павильоне, поочередно подошли и поклонились этим «экспонатам». Нас никто об этом не просил, это было такое естественное движение православного человека. И я видел, как уже во время выставки многие посетители, подходя к витрине, крестились и кланялись этим святыням.
– Иван, а в чем вы видите успех проекта? Когда сможете для себя отметить, что да, дело состоялось?
– Мне кажется, что если наш Исторический парк буду посещать 200–300 тысяч человек, то это будет уже успех. Амбиции на будущее – проходимость парка в 5000 человек единовременно. Это будет означать, что людям пришелся по душе предложенный нами выставочный формат.
Посетитель выставки Евгений!
У меня есть желание поработать экскурсоводом в свободное от основной работы время. Я закончила факультет теологии в ПСТГУ (дополнительное образование), имею соответствующий диплом. Могу ли я поучиться на экскурсовода и что для этого нужно с моей стороны? Просьба ответить на мою личную почту. Спасибо1