Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?
Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.
– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.
До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.
Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша, вам практически любой похоронный агент возразит: еще как наша!
Наверное, ничего удивительного в этом нет. СМИ слишком часто рассказывают о том, как в очередной раз кремировали известного и уважаемого человека. Кремация, по крайней мере для светских людей, – это уже привычное дело. Вот на днях Русская служба новостей сообщила: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Об этом рассказал президент Союза похоронных организаций и крематориев России Павел Кодыш». В Москве, где действуют 23 православных монастыря и сотни храмов, ежегодно кремируют не менее 60 000 человек. Цифру можно немного увеличить, поскольку Павел Кодыш отмечает, что «в Москве в год умирают 120 тысяч человек».
Мы попытались узнать, почему люди отправляют своих родных в печь
Мы попытались узнать, чем руководствуются люди, которые отправляют своих родных и близких в печь. Привлекает цена на кремацию? Мода на популярный сегодня способ погребения? Наследие советского прошлого, когда впервые стали превращать людей в пепел в промышленном масштабе? Нехватка земли или дороговизна кладбищенских участков? Или это желание современного человека не думать о смерти? Попытка вычеркнуть любые напоминания о похоронах, покойниках и траурных церемониях?
Русская Православная Церковь неоднократно высказывалась по поводу кремации. В мае 2015 года Архиерейский Собор рекомендовал священникам относиться к кремации как к нежелательному явлению. «Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как к храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле», – сообщается в специально подготовленном меморандуме «О христианском погребении усопших». Слова Святейшего Патриарха Кирилла тоже не требуют пояснений и комментариев: «Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры».
Кремация «под ключ»
Кремация – это дешево и современно. Это один из главных аргументов, который приводят сторонники огненных похорон. Чтобы получить информацию из первых рук, звоню в крематорий при Николо-Архангельском кладбище.
– 7100 рублей, – отвечает сотрудник крематория. – В эту цену входит музыкальное сопровождение. Еще регистрация умершего, перенос гроба, сама процедура кремации, прощание, гравировка и герметизация урны.
Правда, еще нужно приобрести урну, заплатить за гроб, который после церемонии прощания сжигают вместе с телом усопшего. Естественно, нужно не забыть про транспорт.
Чтобы окончательно понять, какие деньги нужно иметь, чтобы кремировать человека, обратился в Единую ритуальную службу. Здесь все предложения уже сформированы «под ключ».
– Цена на кремацию в 2 раза выросла с 1 июля. У нас гроб и транспорт стоят 17 000 рублей. В эту же сумму входят постель, подушка и тапочки, – на тапочках сотрудник агентства сделал особый акцент. – У нас принято христиан в тапочках на кремацию привозить.
В среднем за кремацию со всеми необходимыми атрибутами придется отдать в районе 30 000 рублей. Это без захоронения.
В Петербурге покойника сожгут, поместят в урну и разместят в колумбарии за 35 000 рублей. Это всего на 10 тысяч дешевле, чем традиционные похороны.
– Разница все-таки есть, – поясняет девушка. – За могилкой нужно же еще следить. Ограда, а потом и памятник. А урна с прахом хранится в нише вечно. Она не требует дополнительного ухода.
Поразительная закономерность. Подавляющее число сотрудников ритуальных фирм советовали мне воспользоваться услугами крематория. Аргументация простая: это в ногу со временем и никаких лишних движений. И только одна женщина с нескрываемым сочувствием сказала:
– Да уж похороните вы как полагается – в землю! В землю! Ну, 10 тысяч добавьте, ничего страшного!
Бесплатный участок на кладбище – или платная ниша в колумбарии?
После процедуры сожжения тела урну еще нужно захоронить. Чтобы уточнить стоимость этой услуги, обратился в ГБУ «РИТУАЛ». Это государственное бюджетное учреждение города Москвы. Через этот сайт выхожу на Рогожское кладбище. Захоронить урну в открытом колумбарии, то есть в стене, здесь нельзя. Но можно купить место для урны в специальной нише.
– Это что-то вроде гранитного саркофага, – пояснили по телефону. – Цена зависит от рядности. Первый и пятый ряды стоят 70 000 тысяч рублей.
Первый ряд – это почти на уровне земли. А пятый ряд находится на высоте двух с небольшим метров.
– Это что-то вроде антресоли в коридоре, – слышу разъяснение по телефону. – Чуть повыше стоимость за второй ряд, третий и четвертый.
– Сколько это будет стоить? – спрашиваю.
Место для урны в нище Рогожского кладбища стоит 90 тысяч рублей
– 90 тысяч, – ответил сотрудник Рогожского кладбища.
За эти деньги можно организовать скромные традиционные похороны для нескольких человек.
Разместить урну с прахом в открытом колумбарии на Химкинском кладбище предложили за 31 500 рублей. Это если ячейка будет расположена на уровне груди. За табличку придется заплатить отдельно – 5000 рублей. Еще нужно прибавить гравировку. Сумма за гравировку складывается из количества знаков. Получается что-то около 40 тысяч рублей. Итого, чтобы кремировать и упокоить останки в открытом колумбарии на Химкинском кладбище, придется заплатить в среднем 75 000 рублей.
На Люблинском кладбище захоронить в землю урну с прахом можно за 110 000 рублей. Столько стоит 1 квадратный метр земли. Скамейка и ограда не предусмотрены – места слишком мало для такой роскоши.
«Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке»
Московская область, Перепечинское кладбище. Здесь столичные власти предоставляют участок под два захоронения совершенно бесплатно. На Перепечинке, как зовут это место агенты, заплатить нужно только за копку могилы.
– В 20 000 рублей уложиться можно, – рассказывает сотрудник похоронной фирмы. – На кладбище ребятам на круг придется накинуть за копку могилы. Это такая традиция, – добавляет он.
Организовать традиционные похороны за 20 000 рублей предложили сразу несколько ритуальных служб. Правда, придется обойтись без венков, оркестра и прочего шика.
Похоронить любого неработающего жителя Москвы можно и без денег. На языке ритуальных агентов это называется «проводить в последний путь на безвозмездной основе». Единственное условие – трудовая книжка покойного должна быть закрыта.
Сторонники кремации могут возразить: мол, а как же памятник? А уход? Ограду же нужно красить. И делать это по возможности нужно каждую весну. А могила проседает, особенно когда свежая! Урна же с прахом, если из меди, – очень долговечная…
Сомнительные аргументы.
– Кремация – это удобнее и быстрее. Взгляды у жителей больших городов не такие, как в глубинке. Я имею в виду в духовном плане, – делится своими мыслями Дмитрий – диспетчер московского ритуального агентства.
«Земля должна быть для живых людей, а не для мертвых»
Вот и в Кирове люди обсуждают свой крематорий. Построить «социально-значимый объект» в городе решил предприниматель Андрей Катаев. Кремировать кировчан планируют по «низкой цене». 12 000 рублей – и дело сделано. А еще заплатить нужно за урну, гроб и транспорт.
– Не будет больше создаваться новых кладбищ. Люди поймут плюсы крематория, и в течение одного-двух лет мы выйдем на отметку в 50% кремаций от всех умерших, – рассуждает Андрей Катаев. – Но так как люди у нас с трудом принимают всё новое, нам придется проводить какую-то своеобразную акцию, разъяснения среди населения, что кремация – это цивилизованный способ захоронения умерших[1].
Интересно, как будет проведена эта работа? Что это могут быть за акции?
К традиционному способу захоронений господин Катаев относится прохладно.
– На кладбищах грязно. Ну нет у нас такой культуры, как, например, в Европе, – рассуждает Катаев. – Для священников похороны – это бизнес: они отпевают. Для «ритуальщиков» – это бизнес, они хоронят в землю – это их хлеб, – отмечает Катаев.
То есть г-н Катаев решил, что кировчане не умеют вести себя на кладбище и лучше всего усопших отправлять в печь. И для него это совсем не бизнес!
В интервью предприниматель с энтузиазмом рассказывает о том, что «земля должна быть для живых людей, а не для мертвых». Это его слова. В них выражено его отношение к умершему человеку.
Создается впечатление, что дебатировать вопрос о кремации и не нужно, поскольку рано или поздно кремировать будут всех и везде. По крайней мере в этом уверены те, кто открывает новые крематории в стране.
Землю под захоронения даже в «дорогой и нерезиновой» Москве дают бесплатно. Сэкономить на кремации больших денег не получается, но количество урн с пеплом, по сравнению с могилами, всё увеличивается. Вот и подруга моя, которой всего 22 года, уже спокойно относится к тому, что ее тело могут сжечь.
В следующем материале мы рассмотрим, как насаждалась кремация в большевистской России. Узнаем, как к этому отнесся простой народ. И попробуем ответить на главный вопрос: почему сегодня люди с такой легкостью выбирают огненные похороны без всякого принуждения и давления? Что изменилось за 100 лет в сознании общества, и почему очередной крематорий в глубинке нашей страны – это если еще и не традиция, но уже закономерность?
Человек это прежде всего дух, а не тело.
Не понимаю этой проблемы с кремацией.
"Иже покры вода, и брань пожат, трус же яже обьят, и убийцы убиша, и огнь яже попали, верные, милостиве в части учини праведных".
"От четырех конец, Господи, приемляй верно усопшии, в мори, или на земли, или в реках, источницех, или езерех, или в ровенницех снедь зверем бывшия, и птицам, и гадом, вся упокой".
"Напрасно восхищенные, попаляемые от молнии, и измерзшие мразом и всякою раною, упокой Боже, егда огнем вся искусиши".
"Ихже всякое естество морских и птиц небесных прият снедение, Христе, Твоими судьбами восреси, Боже, в последний день со славою".
Переживать надо не о том, кремирован ли был человек, или похоронен в землю, а был ли он верным христианином, был ли он верующим.
Папа умер скоропостижно, прямо на рабочем месте, 28 декабря (под новый год).
Денег не было, только то, что выделил работодатель (в счет зарплаты).
Родственное захоронение было, но на согласие матери похоронить с дедом было мало надежды (родители давным-давно в разводе). Только через 2 года осмелилась предать земле урну, в свободную могилу...
Креста папа не носил и Бога вслух не упоминал.
Хорошо, Всеобщее воскресение...допускаю. ... Подумайте, смерть тела это полная его утрата. Мы же не Святые, что бы наши мощи почитали.
А вот тут-то и есть интерес: святой человек при жизни не всегда таковым признается, а и после смерти не сразу известен как святой. Почитайте про Артемия Веркольского. Одна подробность: в те времена люди боялись умереть в пути, в поле, утонуть в реке -- предпочитали смерть встретить дома в постели. Смерть в поле считалась смертью грешника -- их не хоронили на кладбищах (как и самоубийц -- ужас людей перед такой смертью был столь велик). Потому и Артемия погребли столь необычно.
Вот и представьте: ЧЕГО ЖЕ МОЖНО ЛИШИТЬСЯ, если вот так всех сжигать, авансом подозревая в несвятости?
"Мы же не святые", применительно к себе лично звучит: "Я же не святая" и имеет смысл скромности. Расширительно: "Мы же не святые" -- ошибка. Вы и не подозреваете, что где-то совсем рядом с Вами, святой, причем не один. Когда Вы с пролетарским размахом, кроете сразу всех этим "МЫ ЖЕ" -- среди этих самых всех, тихо стоит и слушает Вас сам Спаситель.
- по закону, в Москве, например, сейчас можно отказаться от компенсации на захоронение пенсионера. И получить за это землю (далеко, если нет своего участка поближе), гроб, рытье могилы, автобус до кладбища и венок. "Услуги" оцениваются, по-моему, в 16 тысяч.
Да что говорить: даже бомжей и неопознанных покойников в конце концов хоронят в землю! Но многим, к сожалению, важнее денег сэконимить, чтобы "было что на стол поставить". И ради гордости и "чтоб не было стыдно перед родственниками" они отправляют тело родного и любимого человека в печку.
Сжигание тел умерших -- языческая традиция. Такие сцены очень красочно описаны, например, в романе Брюсова "Алтарь Победы",
Как вы похороните своего родного и любимого человека по православному, если у вас не будет столько денег? Кредит возьмете? Пойдете по друзьям и знакомым брать взаймы? А если у них не будет? Или сами захороне под ближайшей елкой? Все благочестиво и правильно, когда лично нас не касается.
Людмиле: тело каждого усопшего христианина есть мощи.
Анне: Священное Писание есть одна из форм Священного Предания и нет никакой необходимости, чтобы в Библии был прописан запрет на кремацию. А вот то, что Вы называете "мнением священников" на самом деле есть Священное Предание, которое мы, как православные, обязаны чтить.
Поэтому хочу попросить уважаемого автора "наехать" на тех, от кого зависит захоронение, а не на тех, у кого нет иного выхода. Ведь хоронить как-то надо. Покойник ждать не будет.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих... .
Между тем, позиция Церкви в отношении кремации сформулирована в решении Синода, принятом в мае этого года, в документе "О христианском погребении усопших":
"Учитывая древнюю традицию благоговейного отношения к телу христианина как храму Духа Святого, Священный Синод признает нормой захоронение почивших христиан в земле.
В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации."
Они думают, что и хоронить будем по новому. По модному. Легкомысленно. Просто жечь и всё. В чем смысл, если можно и похоронить по русски?
"Земля еси и в землю отыдиши". Да и символ какой-то...Будто в пекло.
Я думаю для десакрализации всё это.
Т.е. - у нас видите, и любовь и смерть стремятся преподнести как что-то незначительное, подумаешь - секс, подумаешь смерть, подумаешь жизнь. Будто бы для ума и сердца это всё ничего не значит, всё шутки будто бы.
Господи, хоть бы меня по христиански проводили.
Хоронили в последние годы неоднократно. Сумма, уходящая на похороны - трехзначная в разряде тысяч. Инвалида и ветерана войны. Платно. Просто инвалида. Тоже платно. Похоронили. Потом денег себе на еду и лекарства не хватало. Где и когда можно похоронить за те суммы, о которых пишется в статье? Наверное, только на бумаге. А уж в 90-ые годы вообще было туго, дети ели впроголодь.
Автор статьи "опросил". А сам хоронил? Если да, то должен знать, что суммы совсем иные.
И не все у нас "со средним достатком". Об этом помним?
Немножко бы по-иному написать об этом всем: объяснить, почему лучше хоронить, а не кремировать, но никого при этом не осуждать, не от хорошей жизни люди так поступают. Объяснения же вразумительного пока в статье нет, может быть, во второй части будет?
Простите.
А насчет бесплатных мест на московских кладбищах - это что-то из области ненаучной фантастики! Насмещили конечно. И общая стоимость похорон в Москве нынче приближается к 100 тысячам.
А какая радость ухаживать за могилками родных! Вчера красили оградку бабушки, которую при жизни ее не видели, и жара под 40 не замечалась, важнее было желание благоустроить. Часто говорят, что молиться за усопшего важнее, чем украшение могилок. Но в Радоницу радуешься и за народ наш, дружно приводящий в порядок могилки родных после долгой зимы.Рабочий день, а,кажется,весь город на кладбищах. Только передать бы важность и радость от этого внимания к могилкам молодежи нашей, 22-летним,выросшим, увы, на рекламе.
Мой папа тоже хочет кремирования после смерти. И бабушка, хоть и верующая была, тоже хотела кремирования. Считаю, что такую последнюю волю мы совершенно спокойно можем игнорировать. Лучше по-христиански похоронить. Мы ж не язычники!
Поэтому люди интересуются как происходит кремация и сколько она стоит.
И самое, наверное, главное. Неужели непонятно, Россия настолько огромная страна, что места под кладбища хватит всем до скончания времён. Один-два раза в год съездили бы, какие-то льготы государство могло бы предусмотреть несчастным москвичам, желающим похоронить по православному обычаю родственников и друзей. Просто диву на них даёшься.
А Церкви надо бы определиться серьёзно в данном вопросе. Налицо явная духовная интервенция. Ну, неправильно это - кремировать людей.
Где-то читал, что в момент всеобщего воскресения усопшие воскреснут в условиях истления тела, предуготовленных им при похоронах. Важно понять, что при кремации похороны происходят в момент сжигания. Ну, и что будет с такими людьми? Они попадут в геенну огненную.
Вопрос и к родственникам усопших, экономящим на поездках на кладбища. Как вы собираетесь молиться у тумбы или стены с урночками, если туда на Пасху приедет ещё 150 человек?
От жителей мегаполисов трудно ожидать подобающего отношения к традиции. Помогут ли 200 храмов Москве?..;( В погоне за прибылью и красивой жизнью менталитет людей очень сильно изменился. Но всё, конечно, в руках Божиих.
Тогда безбожникам удалось существенно повредить российскую религиозность - но не удалось ее преодолеть. Не все еще на территории бывшей Российской Империи считают разводы - нормой, убийство детей во чреве допустимым, и т.д. И не все еще готовы относиться к телам своих усопших близких, и даже к своим телам, как к сломанной ненужной вещи, которую лучше спалить, чтобы не сгнила.
От нас хотят именно этого - никакой веры в воскресение мертвых, поменьше думать о смерти, не тратить зря время на поездки на кладбище, и т.д.
Второе. В Москве только участки для захоронения телом стоят от 100000 тысяч и более. Не всякий себе это может позволить.
Как я уже заметил у жены была кремация, так же как у ее родителей. И для меня местечко еще есть. Так вот кремация и захоронение урной в родственную могилу обошлись суммарно в 100000 рублей.
Ничего решительно не имею против православных традиции, но надо понимать, что нельзя город Москву превращать в огромное кладбище. Места на всех не хватит.
А что будет при Воскресении мы понятия не имеем...
Мне кажется, это от маловерия, ибо...нужно иметь упование, надежду на всемилостивого Господа, который не даст тлеть, а воскресит.