Бесконечный прогресс: вопиющая ложь, ставшая привычной

    

«Промышленный рост остановился». «Доходность предприятий сокращается». Этими фразами обывателя пугают, как в детстве «бабайкой». Потому что независимо от того, понимает он или нет всю эту экономическую талмудистику с ее «ликвидностями» и «фьючерсами», сами слова «понижается», «перестает расти», «угрожает спадом» действуют на ум обывателя грозно. По подобию набатного колокола. Раз звучит – значит, что-то стряслось. Неизвестно что – враг ли у ворот, амбар ли горит, – но стряслось несомненно.

Мы пропитаны злодейской идеей непрестанного прогресса

Все оттого, что мы пропитаны злодейской идеей непрестанного прогресса. Мы ею незаметно пропитались – на правах жителей второсортной эпохи. Мы пили чай и смотрели телевизор; жевали бутерброд и читали школьный учебник; дышали воздухом и слушали радио. А в это время и чай, и бутерброд, и воздух пропитывались бредом о бесконечном прогрессе, звучащем из радио, телевизора и сочащемся из книжек. Так вместе с воздухом и пищей мы впитали в кровь убеждение, что мир поступательно развивается от худшего к лучшему по строгой прямой и не иначе. И что прежние поколения людей были глупее и несчастнее нынешних по определению. И что человечество должно развиваться без конца, без спадов и остановок. Наука, техника, суета, шум, рынок, возня без передышки, головокружение от успехов и прибыли, прибыли, рост ликвидности… Всё у нас в крови и подсознании.

Это просто взяли в очередной раз и украли враги у христианства идею о бесконечном совершенствовании личности и низвергли ее с религиозных высот прямо в сборочный цех завода «Renault». Или на буровую ВР. Или в офисный центр любого из мегаполисов. Как вам нравится.

Украли у христианства представление о бесконечности духовного совершенства и внедрили его идеей бесконечного роста в область прибыли

Да, христиане говорят о вечной любви, о бесконечном духовном росте в желании уподобиться Отцу светов, о безграничных добродетелях, таких как терпение или милосердие. Но христиане никогда не говорят о бесконечном и обязательном росте потребления, о безграничном богатстве, рождающем безграничную алчность, о непременной необходимости множить комфорт, доходя до абсурда. И уж тем более не считают это нормой. А у нас украли, говорю, представление о бесконечности духовного совершенства и внедрили его, в виде идеи бесконечного роста, в область прибыли и производства. Получился новый идол. Пред ним бьют в бубны и жгут жертвенные костры. Дымом этих костров отравлено дыхание уже не одного поколения.

О, вы, желающие бесконечного экономического роста, выраженного в максимальных цифрах, послушайте. Если ваш ребенок растет и растет и вы радостно отчеркиваете карандашиком на дверях очередную отметку, то ваша радость законна и понятна. Но вот он растет далее, и уже перерастает вас, и упирается в верхний дверной косяк темечком, и расти не прекращает. Что тогда? Вы бежите по врачам, и кричите: «Караул!», и про ваш случай снимают телесюжет в раздел «Сенсации», верно ведь? В данном случае ясно, что норма заключается не в бесконечном росте, а в его замедлении и остановке вовремя, с тем чтобы уступить место развитию нравственному и умственному.

Или спортсмен. Вот он, потея и мучаясь на тренировках, бежит быстрее, прыгает выше и гребет сильнее. Значит ли это, что он будет развивать до бесконечности свои способности, доходя до скорости света, запрыгивая на облака и переворачивая земной шар, как гирю? Совершенно нет. Есть границы у физического ресурса. Природные границы. Пренебрежение к ним смертельно опасно для человека. И любой спортивный гений понимает это, когда вешает бутсы или перчатки на гвоздь и уходит в бизнес, на тренерскую работу или куда-то еще.

В жизни всегда есть семь тучных лет для нарастания жирка и семь тощих лет для питания запасами. Потому тощих лет и не стоит бояться

Такова собственно вся жизнь. Бесконечный рост в ней возможен только внутрь, а не вовне. У роста вовне есть множество ограничителей, среди которых не только природные границы и исчерпаемость ресурса, но и воля Божия. Во внешней жизни всегда есть семь тучных лет для нарастания жирка и семь тощих лет для питания запасами. Люди Книги это должны знать. Им дан разум и вера для того, чтобы в сытые годы не гордиться и не расслабляться, а делать различные запасы. В скудные же годы не отчаиваться, на этих самых припасах выживая. Так мы, собственно, в наших широтах и живем, памятуя, что один летний день ползимы кормит. Весной и летом поднапрягся, зимой отсиделся, дожидаясь тепла, – это некий аналог тех двух египетских семилеток, к принципу которых наш народ привык с незапамятных времен. Следовательно, не стоит устраивать гвалт по поводу различных спадов и кризисов. В ритме «день-ночь» вся планета живет. И даже там, где день неописуемо длинен (за Полярным кругом), там в отместку и ночь чрезвычайно длинна. А вечный день без сумерек и потемок нас только в Небесном Иерусалиме ожидает. Не раньше.

Опять скажу. Попытка предвосхитить Царство Божие и воплотить его в земные формы встречается в жизни на всяком углу. И всё получается какое-то уродливое и карикатурное. Иногда смертоносное. Вечный покой становится вечной праздностью. Вечная радость – кабацкой каруселью и клубным угаром. Если у Павла «несть мужеский пол, ни женский» в смысле равной святости и равных прав, то сегодня не разберешь, где мужик, а где баба по совсем иным причинам. Ну и вечный нравственный прогресс заменен на вечную жажду прибыли и роста. Басурманство, одним словом. Потихонечку навязанное басурманство. Тьфу.

Расширение внешнего могущества без противовеса в виде внутреннего духовного труда и смирения рождает припадки конкретного сатанизма на почве самоупоения. Тамерлан это, или Александр Македонский, или семья банкиров с Уолл-стрит – не важно. Важно, что Богу это ох как не нравится, судя по некоторым местам из Писания. Превознесшегося мыслью о своем величии Навуходоносора Господь заставил ходить на четвереньках и есть солому, о чем Даниил рассказывает. Гордую Вавилонскую башню Господь оставил недостроенной и рассеял беспокойный строительный муравейник, потому что гордо всё было и дерзко с самого начала.

Если на фасаде у цивилизации – бесконечная жажда власти и прибыли, то на изнанке – бесконечное развращение и вражда с Господом Богом

Если на фасаде у цивилизации – бесконечная жажда власти с бесконечной жаждой прибыли любым путем, то на изнанке у нее – бесконечное развращение и вражда с Господом Богом. Чуть ли не спор с Ним Самим о главенстве. Сатанизм, то есть. Звездно-полосатые сегодня на себя эту одежку примерили, и понравилась им она. А мы должны понимать, что это гибельный путь, и учиться мыслить по-иному, не так, как наши широко улыбающиеся недруги. Нужно выветривать из себя мысленную, идейную зависимость от Западного мира всюду, где западный дух укоренился в гордом и ненасытном автономном от Бога бытии.

Импортозамещение должно стать и мысленным, идейным. Оно должно коснуться самих основ мышления нашего, так, чтобы мы в словах и терминах, в идеях и теориях меняли бесовское на человеческое. Тогда мы не будем выслушивать на цыпочках тысячи сложносочиненных терминов от МВФ, терминов, за которыми сто процентов скрывается западня и очередная гадость.

Это я всё к тому, что есть тучные и есть скудные годы. Это нормально. И еще к тому, что желающий вечно расти без границ и разумной цели, а только ради процесса роста подобен одной лягушке из притчи. Та хотела быть конем и дулась, пока не лопнула. Европейская идея бесконечного прогресса в ее неоспоримой наглядности, так сказать.

Протоиерей Андрей Ткачев

20 октября 2015 г.

Смотри также
Потребители безразличия Потребители безразличия
Прот. Андрей Ткачев
Потребители безразличия Потребители безразличия
Протоиерей Андрей Ткачев
Так и передвигается внутри съёжившегося пространства внутренне пустой человек, важный представитель западной цивилизации. У него избыток денег и масса свободного времени.
Счастливый человек – враг экономики Счастливый человек – враг экономики
Дмитрий Соколов-Митрич
Счастливый человек – враг экономики Счастливый человек – враг экономики
Дмитрий Соколов-Митрич
Папа стал больше зарабатывать. Экономика сообразила, что ей необходимы специалисты в реальном секторе. И нашла папу. Сначала все обрадовались. Сделали в двушке косметический ремонт, купили маме шубу, папе хороший мобильник, детям игровые приставки, собаке роскошную искусственную кость и всем вместе – бескрайний плазменный телевизор.
Прогресс и преображение Прогресс и преображение
Священномученик Иларион (Троицкий)
Прогресс и преображение Прогресс и преображение
Священномученик Иларион (Троицкий)
Видит русская совесть, что для успеха цивилизации необходимо сдирать с людей кожу, — и не может успокоиться никакими речами о культуре и прогрессе. Это потому, конечно, что русская совесть имеет свой идеал, существенно отличный от европейского идола прогресса. Где же и в чем этот идеал?
Комментарии
Анна 3 апреля 2024, 10:03
Очень актуально сейчас.
Юлия 1 ноября 2015, 21:12
Я поддерживаю мнение Петра нас насильно не втягивают в эту политику это лишний раз показывает нам какие у нас душевные болезни все плохое что в нас живет алчность и тд и тп вырвалось наружу мы сами себя от Бога отдаляем нашей невоздержанностью каяться нам надо и просить Бога о помощи и прощении мне думается если каждый человек подумал бы об этом нас никто бы не одолел а если опираться на труды святых отцов мы не имеем право так рассуждать смотри на себя и хватит с тебя мы впадаем в грех осуждения ближнего а не себя если что-то не так то простите лучше себя корить чем весь мир обвинять в том в чем сам грешен
Корнилий24 октября 2015, 10:57
Ирине от 2015.10.23.0909. А вы Ирина уже достигли совершенства?Вам конечно не нужны уже старцы,вы сами уже как старица готовы наставлять,зачем ездить по монастырям, лучше оброщаться к вам
Елена23 октября 2015, 21:32
Благодарю Вас, отец Андрей! Очень ёмко, жизненно, понятно. Вы помогаете обозначить позиции христианина в самых разных сферах жизни. Еще раз спасибо Вам!
Сергий23 октября 2015, 12:12
Ну да, по сравнению с Африкой мы живём богато и тучно, хлеб каждый день едим. В Африке нет прогресса, где там духовность, покажите?! Наша страна всегда живёт в нищете за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Про какие-то тучные годы сказано, запасы...вы что издеваетесь в России долгие холодные зимы и низкие зарплаты, у большинства населения и сбережений никаких отродясь не бывало, а если и были, то всякие там революции, путчи да кризисы народ обкрадывали до нитки. Олигархам, ворам и москвичам такая статья подойдёт они привыкли с жиру беситься, потреблять блага научно-технического прогресса.
Ирина23 октября 2015, 09:09
Бесконечный прогресс, бесконечное движение... Захватывает людей воцерковленных. "Я побывал во многих монастырях, у стольки-то старцев, я поклонился и этим мощам, и этим" " А бывали там-то. Нет?!!!! Ну как же так? Надо съездить!!!"
Вовлекаемся в гонку за новыми впечатлениями, новым "воодушевлением"
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее..........
ЕвгенийД23 октября 2015, 02:50
Считаю, что статья прежде всего адресована москвичам. Вот где действительно сосредоточено общество потребления... остальные граждане уже забыли про сытые годы, довольство и прочее. Нести истину в столицу думаю задача нужная, но очень и очень трудная.
Александр22 октября 2015, 22:47
К сожалению, статья чересчур политизированная. Автор как буд-то говорит, что нынешние экономические трудности - это нормально, надо пересидеть, пока цены на нефть не вырастут. Но критика оппозиции, как раз и заключается в том, что мы как бензоколонка с ракетами, у нас экономика распила и отката, а не созидательного производства. Одно дело, когда в той или иной стране кризис перепроизводства, здесь действительно надо переждать, а другое дело у нас: стратегическая ошибка правительства на протяжении последних 20 лет, сырьевая экономика с дикой коррупции, авторитарным государством, которое нельзя назвать правовым. А то, что на первое место надо ставить свою душу, а не деньги, но так кто с этим спорит из разумных людей?
Катя22 октября 2015, 17:27
"Во внешней жизни всегда есть семь тучных лет для нарастания жирка и семь тощих лет для питания запасами. Люди Книги это должны знать. Им дан разум и вера для того, чтобы в сытые годы не гордиться и не расслабляться, а делать различные запасы. В скудные же годы не отчаиваться, на этих самых припасах выживая. ... Следовательно, не стоит устраивать гвалт по поводу различных спадов и кризисов. ... Это я всё к тому, что есть тучные и есть скудные годы. Это нормально".
Простите, а когда у нас были тучные годы? Бедные и нищенские помню, а тучные когда ниспосылались? Или бедные - это тучные, а нищенские - тощие? Разве это нормально? По информации в СМИ, 40% населения страны не имеют сбережений. Это нормально?

Статьи на библейские темы у автора просто шикарные, но данная работа мне, скажем так, не совсем понятна.

Спаси нас, Господи!
anna zueva22 октября 2015, 15:37
Почему в статье прогресс трактуется только как двигатель потребления? Разве не прогресс высокотехнологичная медицина, позволяющая вылечить страшные заболевания? Или транспорт, позволяющий сократить расстояние между людьми? Да и компьютер - продукт прогресса. Прогресс - это и производство, производство - это рабочие места, рабочие места- это благосостояние народа, наполнение бюджета для той же медицины, пенсий и прочего. Я живу в маленьком депрессивном городе, нищее (я не преувеличиваю) население, ,ни дорог, ни тротуаров, ни порядка, зарплату получаем через суд. То есть, такие города - это очаги духовности? Почему мы позволяем себе презрительно отзываться о "западных ценностях"? КТо решил, что Европа - это сплошь грех и разврат? Где-то видела статистику по абортам, убийствам (в том числе и бытовым), количеству заключенных и количеству силовиков, случаям семейного насилия, ранних беременностях и прочим факторам на тысячу человек. Почему-то Россия "лидирует" по многим этим показателям. Как же так? А нас приучают к тому, что чем хуже, тем лучше.
Татьяна-Васильевна Борачук21 октября 2015, 11:45

Татиане
"Молчание, созерцание, задумчивость и многое другое уходят в прошлое. Остается только расчет и алчность..." Ключевое слово здесь было "уходят". Но ведь пока не ушли! Уйдут - будет поздно, будет духовный вакуум. Который, конечно, всегда можно наполнить. Вот кто его будет наполнять? И чем? Когда каждодневно чуть-ли не из утюга льется "купи это, и будешь самым крутым, самым востребованным и т.д. и т.п." Старшее поколение может и не поведемся на это. А молодежь? А дети?
И очень мало "помоги этому, не можешь помочь, хотя бы посочувствуй...."
Alaya Nadberezhnaya21 октября 2015, 11:31
!!!
Сергей21 октября 2015, 11:20
Актуально и , как всегда у батюшки Андрея, полновесно и правильно!
Сергей21 октября 2015, 11:07
Дине:

Милости Божией Вам! Простите, я не знаю, каким ценностям "поклоняется" Европа - как раз и пытался высказаться в том плане, что Европа очень разная. Два года назад в Париже был свидетелем марша против однополых браков - там было около миллиона человек, французов, явно несогласных с этими веяниями. При том, что Францию считают многие (наряду с Нидерландами и Чехией) самой "оторвавшейся" от Христианских корней страной. А у нас, увы, недавно отклонен законопроект о выводе абортов из ОМС - по сути, Правительством и Парламентом отвергнут первый же шаг на пути борьбы с этим злом. За этот закон агитировал (если можно так выразиться) сам Патриарх - и что? Мелкой новостью, и то не на всех информационных порталах, даже церковных. И никто, увы, никуда не вышел - даже на одиночный пикет. Вот и задаюсь вопросом: точно ли ветер истинных Евангельских ценностей дует в том направлении, в котором нам видится?..
Марина21 октября 2015, 10:54
Спасибо, отец Андрей. за очередную умную, емкую и верную по смыслу статью. Дай Бог Вам здоровья и дальнейшего успешного служения. Спаси Господи!
иван21 октября 2015, 09:09
Нужная статья
екатерина21 октября 2015, 08:11
Екатерина- батюшка Андрей говорит не о православных в тех странах которые подразумеваются в статье, но о политике государства, которая пропагандирует и внедряет в жизнь своих народов попрание человеческих норм.
К21 октября 2015, 06:05
Если цель - приоритет внутреннего развития человека над прогрессом, то это правильная цель. Путь к этой цели указанный батюшкой - конечно ложный. "Опора на собственные силы" = идии Чучхе ни к чему кроме карточек на хлеб (рис) не приводит. Еще нужно будет как то бороться с внутренним врагом (кровь и лагеря). Да, еще уедут остатки умной молодежи. Окончательно деградирует наука, образование и медицина.
При этом танцплощадки вместо клубов оставить все равно придется, а желающий выпить может это сделать у магазина ( не обязательно идти в ресторан, многие так и делают). Вырастет преступность.
Все это, в конечном счете, полностью уничтожит страну и народ (который уже иначе чем "населением" лидеры не называют), поскольку поезд прогресса скроется за горизонтом. В Африке тоже нет прогресса, но там хоть тепло. Можно бегать голым и есть личинок и термитов.
Никакой связи с внутренним духовным развитием личности и народа в такой смрадной среде я увидеть не могу. Хотя по умножении скорбей многие научаться молиться Богу, а это уже не плохо.






Дина20 октября 2015, 22:11
Сергею: даже если в Европу приедет еще пара миллионов православных на ПМЖ - суть не в том, а в тех ценностях, перед которыми преклоняется Европа. А в этих новых ценностях не видно не только православных, где уж тут, следов, но даже и просто христианские мотивы выветриваются. Свобода становится смесью вседозволенности и свободы узких интересов небольших групп людей, культура становится воплощением того, чем еще публику ранее не шокировали, а не созиданием прекрасного... В статье о. Андрея нет ненависти к людям какого бы то ни было вероисповедания. А вот отторжение от подобных "псевдоценностей" западного мира - есть.
Владимир Степанов20 октября 2015, 21:28
Ольга, согласен, что действует денежный мультипликатор. Именно поэтому кризис долгов пришел незаметно

Факт критических соотношений ВВП и долгов (государственных, региональных, муниципальных) говорит о том, что всё проели. Рачительные хозяева думают не тоько о том как потратиь, но и о том как вернуть вовремя то, что взято в долг

Но зачем об этом думать, когда долг отдавать нужно детям.

Татиана20 октября 2015, 21:10
1. Когда-то прогресс имел основанием удовлетворение возникающих потребностей. Теперь прогресс сам успешно создает новые и новые потребности, чтобы было что удовлетворять. Рост потребностей - процесс с огромной инерцией махового колеса, а если его еще и подстегивать, наступает момент, когда материальных ресурсов для удовлетворения прогресса и потребностей становится недостаточно: так называемый кризис.
Какой кризис может быть в России, перенасыщенной всеми мыслимыми ресурсами?
Ан, есть ресурс, которого катастрофически не хватает -- воли встать с печи и принести воды и каликам перехожим, и себе.
И не в пику кому-то (импортозамещение), а потому что силушку надо же куда-то девать.
2. У Татьяны-Васильевны Борачук хочу спросить, много ли в ее среде тех, у кого остался только расчет и алчность? Не преувеличение ли ее слова?
3. А что касается комментария Алексея Дмитриева, то, безусловно, должен православный батюшка работать в основном с молодежью, а для этого знать надо все, чем ее (молодежь) от дела отвлекают.
Галина20 октября 2015, 20:00
Молодец, батюшка! Спаси Вас Христос! Долгая и благая лета!
Н.А.20 октября 2015, 19:39
Господь благословил о. Андрея несомненным литературным и миссионерским даром. Для христианской миссии среди "людей Книги", в том числе (что может быть непросто, но Богу возможно всё).
Храни Вас Господь.
Анастасия20 октября 2015, 19:03
Алексею Дмитриеву:
Мне кажется, вы не правы.
современный батюшка может и не захочет знать
"про клубный угар. И про чернуху на телевидении, и про оперу, и про модные книги, и про многое другое"
Так ему на исповеди об этом всём расскажут! Да еще по много раз за день! И как ему не знать этого всего!?
Монахам, и тем, от этого мракобесия не спрятаться, придут чада духовные, и давай помои свои выливать!
Мир-монстр, везде достанет!
Елена.Украина20 октября 2015, 18:54
Согласна с Сергеем (20.10.2015, 12.29): " Стоит ли так упорно нам противопоставлять себя "духу Запада" - где живут миллионы наших единоверцев, отнюдь не только русских по национальности. И не лучше ли стараться выветривать из себя не некую абстрактную "идейную зависимость от Западного мира", а то самое, что есть в нас внутри, те "тлетворные ветры", которые дуют в наших душах, в том числе сея ненависть к ближним под дурманящим воздействием телевизионного "патриотизма"?..

Нам, христианам, не надо мыслить шаблонами. Не надо фарисействовать и превозносить себя над другими,осуждая всех тех, которые живут не так, как бы нам хотелось, потому что "первые могут стать последними, а последние - первыми". Христос за всех умирал.
Андрей П.20 октября 2015, 18:51
Про идейное импортозамещение - просто гениально!
Анна Марек20 октября 2015, 16:42
А я поделюсь своими ощущениями. Года четыре назад у меня голова кругом шла от постоянных новостей, в виде: "друг купил коттедж и не перестаёт ездить отдыхать заграницу", " брат купил третью квартиру", "сват четвёртую машину"...предостерегу моральных надзирателей- никакой зависти, а элементарный вопрос:- А дальше-то что? На какой ступени потребления человек готов добровольно остановиться? ...а ни на какой! Пока в лоб не получит! И не важно чем: болезнью, природными катаклизмами или кризисом! И Слава Богу!
А Европа...видела я её, по работе приходилось бывать...улыбающаяся такая, вся из себя, довольная и...с пустыпи остекленевшими глазами. Бездуховная и бездушевная!
Мария20 октября 2015, 16:07
Хорошая статья, спасибо!
Ольга20 октября 2015, 16:05
Анатолий Степанов: «Мощная инфраструктура ЕС, обеспечена 50-летними долговыми обязательствами. Да, красиво вокруг - тоннели, дороги, мосты, развязки, аэропорты, клумбы, тротуары. Но всё это денег приносит мало, а процентов платить много».

Развитие инфраструктуры создает дополнительные рабочие места, повышая потребительский спрос, вслед за которым растет объем производства в отраслях производящих предметы потребления, а значит, растет спрос и на продукцию отраслей, производящих для них средства производства, растет спрос на рабочую силу и в этих отраслях, увеличиваются налоговые выплаты в бюджет (как с доходов физических, так и юридических лиц) - источник погашения государственного долга. Все взаимосвязано. Не случайно одним из путей выхода из Великой депрессии была организация и финансирование общественных работ (строительство дорог, мостов и т.п.).

Петр20 октября 2015, 16:05
Считаю что статья хлесткая и в цель, но ее нужно правильно читать. Ненавидеть нужно как известно не человека а грех, а нынешние "западные ценности" больше болезнь времени чем нации. Потому под звездно- полосатостью нужно видеть не конкретную нацию или организацию, а порочную завлекательную модель которая прививается в мире, с посильным "вкладом" всех людей, а звездно-полосатость это не более чем, к сожалению не просто так, узнаваемый символ для упрощения. Улыбающиеся враги сидят прежде всего внутри себя самого, а и у "язычников" есть много людей у которых "закон написан в сердце". Будем помнить что не все "сыновья Царства" туда попадут, в то время как многие язычники там "возлягут". И опасаться "плодов" светской науки в собственном сердце, не ища их у кого-то другого. Предлагаю такое вот прочтение этой замечательной и злободневной статьи.
Наталья Жалмуханова20 октября 2015, 15:35
Совершенно согласна.Вся жизнь так, то хуже, то лучше. Если все стало дорого, надо о чем то другом подумать.Может творчеством заняться, не надо жить в долг. Тогда не будет страшно.
Владимир Степанов20 октября 2015, 14:17
о.Андрей, нужно ещё добавить, что прогресс взят в долг у будущего поколения.
Мощная инфраструктура ЕС, обеспечена 50-летними долговыми обязательствами. Да, красиво вокруг - тоннели, дороги, мосты, развязки, аэропорты, клумбы, тротуары. Но всё это денег приносит мало, а процентов платить много.
Теперь в долг взять нечего, и обеспечить нечем. Современная молодёжь без работы, и вступает в жизнь с нависающим общественным долгом, созданными своими же мамами и папами - золотой хиппи-молодёжью.
Жирок съели-с, в том числе у детишек и внучат. И голосовать не нужно было, что их спрашивать? Ведь они ещё не родились тогда.
Татьяна Блиничкина20 октября 2015, 14:16
" ...есть тучные и есть скудные годы. Это нормально.№ Спаси Господи за статью!
Ольга20 октября 2015, 13:27
Спаси Вас, Господи, отец Андрей! Как хорошо, что Господь послал Вас нам для просвещения, наставления и всяческого вразумления. Ваши книги, встречи и просветительские беседы духовно подкрепляют и обогащают. Р.Б. Ольга
Татьяна-Васильевна Борачук20 октября 2015, 13:04
"Небо смотрит сверху и от слёз седеет…
Вещи дорожают… Люди дешевеют… "
"И. Самарина)

Современному человеку становится недосуг вдуматься в происходящее. Молчание, созерцание, задумчивость и многое другое уходят в прошлое. Остается только расчет и алчность... Как это течение перебороть? Хотя бы с крох начинать надо. Иначе пропадем.
Спаси, Господи, отец Андрей!
Алексей20 октября 2015, 12:35
Очень хорошая статья.
При этом напрашивается вывод, а не поменять ли нам модель экономики? Она далеко не христианская.

И просто великолепные слова, которые стоит всем настоящим патриотам взять на вооружение:
"Нужно выветривать из себя мысленную, идейную зависимость от Западного мира всюду, где западный дух укоренился в гордом и ненасытном автономном от Бога бытии."

Ольга20 октября 2015, 12:35
Всё правильно, о. Андрей! Храни Вас Господь! Кризис сначала наступает в головах, а уж затем в домостоении государственном. Принимая во внимание вялотекущность процесса нашего духовного выздоровления, приходится мирится с мыслью, что в доме своём наведем мы порядок не скоро. Но это не должно нас смущать, а наоборот - вдохновлять к действию. Мира, благочестия и духовного возрождения нашей многострадальной отчизне! А остальное приложится.
Сергей20 октября 2015, 12:29
Дорогой отец Андрей! Настолько рад каждой Вашей новый статье (короткому очерку, либо же длинной, обстоятельной публикации), настолько они часто совпадают с собственными мыслями - а, что, Слава Богу, гораздо чаще - выражают что-то поразительно простое и правильное, "недодуманное" мною самим, что.. невольно расстраиваюсь, когда встречаю у Вас что-то слишком, ради Бога, простите, эмоциональное и не совсем "стыкующееся" с фактами.. В пресловутой "звездно-полосатой" стране 2.5 миллионов православных христиан. Именно только православных - без других деноминаций. В Европе, которую как только не склоняют наши ура-патриоты - в общей сложности 12 государств, где большинство исповедуют Православие. Да, это скорее Восточная и Центральная Европа, и само это количество - следствие распада СССР и СФРЮ, но итог - именно 12 православных стран. То есть, четверть от общего количества. Стоит ли так упорно нам противопоставлять себя "духу Запада" - где живут миллионы наших единоверцев, отнюдь не только русских по национальности. И не лучше ли стараться выветривать из себя не некую абстрактную "идейную зависимость от Западного мира", а то самое, что есть в нас внутри, те "тлетворные ветры", которые дуют в наших душах, в том числе сея ненависть к ближним под дурманящим воздействием телевизионного "патриотизма"?..
Людмила Гелетюк20 октября 2015, 11:54
Слава Богу, Долгих лет, Служения Богу и нам , Вы все поставили на свои места и разложили по полочкам.Храни вас Господь
Алексей20 октября 2015, 11:53
Ну а если не развивать, к примеру, технику, электронику, военную промышленность, то каким образом мы сможем сохранить свои ценности, если нас просто физически уничтожат?
Алексей Дмитриев20 октября 2015, 11:43
Высказываете очень правильные вещи.
Но чересчур бойким язЫком.
Ну не должен православный батюшка знать про клубный угар. И про чернуху на телевидении, и про оперу, и про модные книги, и про многое другое.
Читательница (Подмосковье) 20 октября 2015, 11:08
Если будет бесконечный духовно-нравственный прогресс – апокалипсису не бывать. Все идет согласно христианской эсхатологии. Вот и действует вместо закона всеобщего духовного роста экономический закон возвышения потребностей – один другой исключающий. Мы можем только отодвинуть во времени конец видимого мира и думать о личном спасении.
Лариса Воронина20 октября 2015, 11:01
Импортозамещение должно стать и мысленным, идейным.
Вот..
Оно должно коснуться самих основ мышления нашего..
Вот!.
Тогда мы не будем выслушивать на цыпочках тысячи сложносочиненных терминов от МВФ..
Вот!!
Вот это я имею в виду, говоря о собственной системе и идеологии. Не надоело кормиться с чужого стола западных теорий? Была разработанная и апробированная советская система, была и имперская. Согласна, не вернешь. Значит, время создавать новую! В настоящий момент мы живем в вакууме: ни доктрины, ни цели, хоть сколько-то значимые начинания саботируются на корню… Автор верно указывает на ошибочность теории линейного прогресса с опережающей ролью Запада. Отсюда и понятия «первый мир», «третий мир»… Кто решил, что это именно так? Нынешние события показывают правильность многовекторного движения различных цивилизационных моделей! Для России с ее опытом нужна лишь реальная (не декларативная) политическая воля.

Лариса20 октября 2015, 10:51
Восхищаюсь Премудростью Божьей, Которой Он так щедро наделяет Своих служителей: так всё ясно, ярко, доступно разъясняет нам прот.Андрей Ткачёв. Божьей помощи Вам, батюшка.Р.Б.Лариса.
Анна20 октября 2015, 10:49
спаси Вас, Господи, батюшка! Вас так всегда приятно читать. очень внятно, по делу и в самую суть. помоги нам Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×