Над Надеждой Александровной Павлович в ее преклонные годы люди посмеивались. В советские 1970-е она выглядела старомодно: шляпки и ридикюль полувековой давности, «прошлого века» платья. И главное — мысли. Мыслями Павлович была далека от всего происходившего вокруг. И это понятно: Надежда Александровна была духовной дочерью последнего соборно избранного Оптинского старца…
«Я молилась…»
Жизнь Надежды Александровны Павлович была бурной, яркой и насыщенной. Родилась она в 1895 году на территории нынешней Латвии. В 1912 году окончила Псковскую гимназию и уже тогда стала публиковать в газете «Псковская жизнь» свои первые стихи. Во время учебы в Москве на историко-филологическом факультете Высших женских курсов им. Полторацкой она познакомилась со всем «цветом» Серебряного века: В. Брюсовым, А. Белым, Вяч. Ивановым, С. Есениным, Б. Пастернаком и другими. Стихи Надежды Александровны постоянно появлялись в известных газетах, журналах и альманахах.
Как член президиума Союза поэтов в июне 1920 года Павлович приезжает в Петроград с заданием организовать Петроградское отделение Союза. Здесь она знакомится с поэтом Александром Блоком, которому и должна была предложить возгласить новую организацию. Знакомство быстро переросло в доверительные отношения.
Дружба с Александром Блоком, возникшая между ними духовная близость во многом определили судьбу Павлович. Гарри Гайлит, литературный критик, лично знакомый с Надеждой Александровной, вспоминал: «С собой в Дом творчества (юрмальский Дом творчества писателей, куда Павлович приезжала каждое лето, — прим. автора) она обязательно привозила две книги: Евангелие и еще одну, в старинном переплете, которую часто читала. На вопрос, что это, она тогда сказала: “Это самое дорогое, что у меня осталось от Александра Александровича. Всегда вожу с собой. Здесь его заметки на полях. Вот посмотрите, написано его рукой…”«. Книга эта — первый том «Добротолюбия». Они часто беседовали о Боге, о вере, о жизни…
В 1921 году произошла неожиданная трагедия — смерть Блока. Она вспоминала:
«Умер близкий мне человек… Мне нужен был учитель, который спас бы меня от прелести. Я молилась…».
Павлович могла бы стать хорошей дочерью Серебряного века и революции 1917 года
В том же году Надежда Александровна Павлович в состоянии, близком к самоубийству, приехала в Оптину за два года до окончательного закрытия монастыря.
А ведь Павлович могла бы стать хорошей дочерью Серебряного века и революции 1917 года.
Но Господь привел ее в Оптину пустынь. И Оптина навсегда поменяла ее жизнь, как меняла многие жизни прежде. Как меняет и по сей день.
Метанойя
«Чудеса превращений» здесь начались еще в конце XIV века. Существует красивая легенда о том, что некий разбойник Опта покаялся и, приняв монашество и удалившись от мирской суеты, основал монастырь. И хотя исследователи сомневаются в правдоподобности этой версии, возникновение такого предания у народа вполне объяснимо. Ведь именно покаявшийся разбойник, распятый рядом со Христом, первым наследовал Царство Небесное.
Разбойник Опта правил свой разбой
Над тихой Жиздрой, на холмах зеленых.
И рядом с Оптой стали мы с тобой,
Повинные в деяньях беззаконных.
(…)
Сюда на холм разбоя он пришел
И там, где кровь пролили душегубы,
Он храм Пречистой бережно возвел,
И лес укрыл монашеские срубы.
Н.А.Павлович
Через пять веков пришел в Оптину Лев Данилович Наголкин, могучий приказчик с зычным голосом и гривой густых волос. И остался послушником. После долгих странствий по разным монастырям, обогащенный духовным опытом, он вновь вернулся в Оптину — уже схимонахом Львом, вошедшим в историю как первый Оптинский старец.
Или вот еще: простой мальчик Саша Гренков, родившийся в небогатой семье в Тамбовской губернии. Живой, смышленый и бойкий… Кто бы мог подумать, что он станет известен всей России, да и всему миру. «Иди в Оптину, ты там нужен», — услышал Саша из уст затворника Илариона, подвизавшегося в Троице-Сергиевой лавре. Юноша отправился в Оптину пустынь — и уже совсем скоро Саши не стало. Появился монах Амвросий. За этими краткими строками — годы трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) — самый известный Оптинский старец, прославленный Богом ещё при жизни многими чудесами, беззаветно прослуживший людям более 30 лет и снискавший от них искреннюю любовь и почитание.
Или Павел Иванович Плиханков, который, по меткому замечанию преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, … стал великим старцем» преподобным Варсонофием.
Продолжать можно очень долго. Замечательный писатель, философ, публицист Константин Николаевич Леонтьев, пережив тяжелую болезнь, решил принять постриг на Афоне. Но афонские отцы направили его в Оптину пустынь, к старцу Амвросию, который в 1891 году и постриг его в монашество с именем Климент. Благословляя его отправиться на жительство в Троице-Сергиеву Лавру, старец сказал: «Мы скоро увидимся». Отец Климент там заболел и внезапно умер — через месяц после кончины любимого старца
И сколько было еще таких перемен, не засвидетельствованных ни одним документальным источником, но глубоко запечатленных в сердцах.
Единственно возможный путь
Митрополит Вениамин (Федченков), с которым Павлович познакомилась в 1940-х годах, в книге «Божьи люди» вспоминал о ней:
«Родители ее были высокими чиновниками. Еще гимназисткой она писала в местной газете стихи, подписываясь псевдонимом. В душе уже тогда была либералкой. Наступила революция. Она влилась в ее русло. Стала совсем неверующей. N.N. тогда нужна была секретарша. Она была туда приглашена. От лица правительства ей предложили поехать в монастырь и описать там рукописи…»
Н.К. Крупская ее очень любила
Старец Нектарий через своих духовных чад слышал о Надежде Александровне и знал ее восторженное отношение к революции, о ее работе секретарем у Надежды Константиновны Крупской (которая, кстати, ее очень любила) и о других обстоятельствах жизни. Узнав о желании Надежды Александровны посетить монастырь, старец Нектарий сказал, что Оптина пустынь не для таких, как она.
Приехав в обитель, Надежда три дня пыталась попасть к отцу Нектарию, но безуспешно. Потрясенная, она вернулась в Москву. Но ее сердце уже «услышало» единственно возможный путь исцеления.
Через полгода она снова вернулась в обитель.
В Оптине родилась другая Павлович.
Много позже Надежда Николаевна напишет:
Мы пришли от великой печали,
Все свое растеряв в суете.
На молитве ночей не стояли,
Забывали порой о Христе.
Слишком светлых чертогов не надо
Для давно огрубелых сердец.
Нам бы здесь постоять за оградой
И к ногам Твоим пасть наконец.
Ради этого только мгновенья
Мы к Тебе, задыхаясь, брели,
Мы — последних времен поколенье,
Ослепленные дети земли.
По благословению отца Нектария она прожила при монастыре в послушании у старца два года, работая в первом Оптинском краеведческом музее (которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук, впоследствии принявшая схиму с именем Августы. Была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием).
После закрытия в 1923 году Оптиной пустыни тяжелобольного старца Нектария отвезли в тюремную больницу в Козельске. Его обвинили в контрреволюции и приговорили к расстрелу. Надежда Александровна, пользуясь своим знакомством с Н.К. Крупской, представилась внучкой старца, что помогло добиться смягчения приговора. Отца Нектария отправили на поселение в село Холмищи (65 км от Козельска). Духовная дочь постоянно приезжала к нему. Надежда Александровна оставила свои воспоминания о последнем оптинском старце Нектарии, его удивительной прозорливости, духовных наставлениях, поучениях, беседах с ним.
Отец Нектарий скончался в 1928 году, благословив свою духовную дочь Надежду Павлович всегда помнить Оптину и трудиться во благо обители.
Через десять лет, 8 января 1938 года, с расстрелом архимандрита Исаакия II (Бобракова), последнего настоятеля Оптиной пустыни, закончилась земная история оптинского старчества.
Началась следующая страница жизни обители — житие преподобномучеников и исповедников Оптинских.
Два крыла
Талант Надежды Александровны поражает, по ее собственному выражению, «двукрылостью». С одной стороны — поэзия. Сборники «Берег» (1922), «Золотые ворота» (1923), «Думы и воспоминания» (1962), «Сквозь долгие года...» (1977), «На пороге» (1981), книги для детей: «Капризник Тики» (1925), «Паровоз-гуляка» (1925), «Веселая пчелка» (1930), «Коза в огороде» (1930) и др., к сожалению, малоизвестны широкому кругу читателей.
Работа Павлович «Из Евангельской истории» опубликована в «Богословских трудах» (№ 6, 1966 г.) под именем архиепископа Антония (Мельникова)
Второе «крыло» таланта Павлович раскрывается в ее... богословских статьях. Наиболее значима серьезная работа Надежды Александровны «Из Евангельской истории», опубликованная в «Богословских трудах» (№ 6, 1966 г.) под именем архиепископа Минского Антония (Мельникова). Надежда Павлович вынуждена была скрывать свое авторство, в частности, для того, чтобы не быть исключенной из Союза писателей. «Архиепископом Антонием» была позднее опубликована еще одна — самая большая из посвященных религиозной тематике статей Надежды Александровны — «Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай», написанная в связи с прославлением святителя.
Об Оптиной пустыне Надежда Александровна всегда писала с неиссякаемой любовью. Обители Павлович посвятила удивительно музыкальную и проникновенную поэму «Оптина». Вот лишь небольшой отрывок из нее:
Неумолчных молитв отдается тепло,
Только руку к земле приложи.
В заснеженном лесу и тепло и светло,
Здесь стоишь у небесной межи.
И от белой в тяжелых проломах стены
До изъязвленных храмов Твоих,
В заповедном лесу, от сосны до сосны,
Вечный шепот молитв не затих.
Преподобные там, и казненные там,
И умершие в дальнем краю.
По кирпичикам там устрояется храм,
Очертанья его узнаю.
И уже широта,
И уже высота
Вознесенного к небу
Креста.
Надежда Александровна Павлович делала все, чтобы исполнить завещание духовного отца. В столь тяжелые годы ей удалось сдать все материалы оптинской библиотеки в Государственную библиотеку им. В.И. Ленина в Москве. Таким образом, ценнейшие материалы были сохранены. Во время работы в Красном Кресте она помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и оптинцев); навестила находящегося в заключении отца Сергия Мечева. Стараниями Надежды Павлович в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану. Перед властями на всех уровнях она добивалась полноценной реставрации обители.
Близкие Надежды Александровны вспоминали, как она, уже в преклонном возрасте, неизлечимо больная, по бездорожью, на попутках добиралась в горячо любимую Оптину.
Ирина Карклиня, знавшая Надежду Павлович в последние годы ее жизни, вспоминала:
«Маленькая чудаковатая подслеповатая старушка с удивительно ясным умом и прекрасной памятью, с железной волей и добрейшим сердцем, она жила в своем особенном внутреннем мире (…). Над ней посмеивались, не принимали всерьез, но она будто не замечала улыбок по поводу ее старомодных шляпок, ридикюлей полувековой давности и стареньких, поношенных платьев. Гуляя по пляжу или парку, с трудом поднимаясь по навощенным паркетным ступенькам в столовую, она словно плыла над людским любопытством…».
Прости меня — неверную рабу!
Непостижимую свою судьбу
Я не пойму и в восемьдесят лет.
Но вижу я своих падений след...
Во всем, что я творила на земле,
Я — только уголь, тлеющий в золе…
Надежда Александровна отошла ко Господу 3 марта 1980 года. Через семь с половиной лет, 17 ноября 1987 года, Советское правительство передало Оптину пустынь Русской Православной Церкви.
Так началась современная история обители, освященная мученической смертью трех Оптинских насельников от руки сатаниста на Пасху 1993 года. Ежедневно многочисленные паломники стекаются к святым могилам иеромонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарева).
Оптинский цветник
На Поместном соборе 1988 года иеросхимонах Амвросий (Гренков) был канонизирован в лике преподобного. Память его совершается 10 / 23 октября. Остальные старцы были прославлены 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году — общецерковно. 25 декабря 2009 года Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев. Русская Православная Церковь чтит память Оптинских старцев 24 октября, в день преставления первого из них — преподобного Льва.
На основании предоставленных материалов в период с 2005 по 2007 год Священный Синод Русской Православной Церкви постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена шестнадцати подвижников Оптиной Пустыни.
Смерти нет
Когда попадаешь в Оптину пустынь, физически ощущаешь, что смерти нет. Разве можно сказать про преподобного Амвросия, что он был? Что он давным-давно говорил свои краткие наставления, которые меня и не касаются. Нет! Он здесь и сейчас именно мне говорит: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». Незримое присутствие старцев ощущается всюду: во Введенском соборе, у святого источника и, конечно же, в скиту.
Сама земля намолена годами:
Она хранит священный прах могил…
Вот по тропинке мелкими шагами
Идет старик. Он немощен на вид,
Но блещет лик незримыми лучами,
И в львиной мощи старец Леонид,
Кротчайший к слабым, перед сильным строгий,
С учениками по лесной дороге
Идет проведать новозданный скит.
Макарий с книгой, благостный Антоний
И с посохом тяжелым Моисей
—
Стоите вы под храминой ветвей,
Написаны искусно на иконе,
Иконе леса, неба и лучей.
(Надежда Павлович)
.
отче Амвросие, моли Бога о нас!
Упокой Господи душу Надежды !