Анастасия
Рахлина
Христианская смерть по-русски
Когда в марте 2013 года редакция поручила мне взять телефонное интервью у Нины Павловой, я как-то не сразу поняла, что автор «Пасхи Красной» и пьесы «Вагончик», по которой модный режиссер Кама Гинкас поставил во МХАТе в 1982 году спектакль, гремевший на всю Москву, — одно и то же лицо. «А вы смотрели «Вагончик»?» — это был один из рефренов моей собственной театроведческой молодости.
Как, какими путями Нина, молодая и успешная драматургесса, пьесу которой поставили на главной сцене страны, бросила свою столичную жизнь и уехала жить в Оптину, в простую избушку, я наверняка не знаю. Могу предположить, что через болезнь близкого человека, — как и призывает обычно нас, «успешных» и неуспешных, Господь, потому что по-другому долго не слышим.
Тот первый разговор с Ниной не забуду никогда: было ощущение, что разговариваешь словно с собственной тетей — столько родственной любви изливалось из трубки.
У нас завязалась не то, чтобы частая, но переписка. Нина Александровна, помогавшая Маше Сараджившили с первым русским изданием ее книги (думаю, она бросалась помогать всем, кто попадал в ее орбиту), заодно взялась помочь собрать деньги на лечение грузинского мальчика Луки. Мы писали новость, публиковали счет.
Наконец, я осмелилась сообщить ей самое для меня главное — то, ради чего, возможно, Господь свел меня с ней: что тоже пишу книгу о современном новомученике — убиенном на Кавказе иерее Игоре Розине.
Она сразу увидела самую суть:
«Обязательно о нем напишите. В свое время пыталась хоть что-то разузнать о нём, но публикаций было мало. Заранее сочувствую вам: документалистика — это настолько трудно, что второй раз за «Пасху красную» я бы не взялась. Если позволите, один маленький совет: художникам свойственно рисовать апельсин на синем фоне, чтобы подчеркнуть его оранжевый цвет. А у нас святых пишут в безвоздушном пространстве, а надо бы — портрет на фоне эпохи.
…И почему-то подумалось: отец Игорь, как и наши Оптинские новомученики, был богатырской породы — мастер спорта. Он мог, как о. Василий, о. Трофим, о. Ферапонт и прп. Серафим Саровский, заломать убийцу...»
А потом мы узнали, что у Нины рак. И она тоже не сопротивлялась убийце.
О ее болезни мне написала Маша Сараджишвили: Нина Александровна занемогла, положили в больницу, — оказалось, последняя, не операбельная стадия. Первая реакция: наша Нина заболела, что делать, чем помочь? Молиться, попросить о молитвах всех, кто молится... Собрать деньги! Точно: мы можем собрать деньги для нее, дав объявление на сайте, — кто не поможет Нине Павловой? Да за день соберется сумма на лучшую клинику!
Я написала ей и получила ответ, который навсегда сохраню в своем сердце, чтобы он был для меня маяком, недостижимой, наверное, но все-таки — целью.
Огромным шрифтом (уже плохо видела) она писала:
«Настенька, тронута вашим сердечным участием. Даже не знаю, возможна ли здесь какая-то помощь, если всё зашло слишком далеко, и “несть исцеления плоти моея”. Понимаю одно: мне дарован такой путь ко спасению, а тут понимается многое, что не понималось раньше. Спаси вас Господи! Н.А.»
И вот она отошла.
До революции, когда умирал человек, церковь сообщала об этом особым погребальным звоном. Было принято, заслышав его, даже не всегда зная имени усопшего, положить три земных поклона с молитвой за него.
Медленно, размеренно звонили погребальные колокола, от большого к малому, и в каждом доме или в любом месте, где ни застал бы звон, люди клали поклоны и молились. В том числе и поэтому Русь была святой.
Давайте же и мы не только напишем в комментариях в соцсетях: «Царство Небесное!», но прямо сейчас встанем и положим по три земных поклона за упокой Нининой души. И постараемся и впредь поступать также.
Верим, что неспроста Бог, приняв и труды Нины Александровны, и талант, который она, изъяв из мирского суетного оборота и преумножив, вернула Господу, и сам подвиг нелегкой ее жизни, подарил ей еще и эту болезнь, очищая до блеска душу рабы Своей для Царствия Небесного.
Так взмывают в Небо, в Вечность, к Богу.
***
Нина
Александровна Павлова
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА
Свой рассказ «Убедительная просьба» Нина Александровна Павлова прислала в редакцию портала Православие.Ru достаточно давно — больше года назад. Нам он показался тогда слишком кратким для того, чтобы публиковать его отдельно. И мы ждали, когда автор дополнит его другими историями-лоскутками, называемыми на польский манер «дребязгами».
Но Нина Александровна вдруг стала писать о таинстве смерти, о том, как встречали смерть её знакомые и те подвижники, о которых она собирала сведения. Мы не знали тогда, что Нина Александровна смертельно больна, и ждали повода, чтобы опубликовать в том числе и этот рассказ. И вот, к нашей скорби, — неожиданно дождались...
Проводила мама сына на учёбу в семинарию. Молится о нём, любит, тоскует и говорит о своём одиночестве так:
— Сегодня зашла в комнату сына, а разбросанных вещей там уже нет.
Помолчала и снова вздохнула:
— Как же грустно, когда в доме идеальный порядок.
Стоим мы с этой мамой на остановке, ждём маршрутку. А рядом две женщины говорят о своих домашних:
— За мужиками — сплошная уборка! Вот, мой балбес: шестнадцать лет парню — а до сих пор бросает свои вещи, где ни попадя.
— Мой муж ещё хуже. Так расшвыряет свои носки, что потом их вместе не соберёшь.
— Убедительная просьба, — обратилась к ним мама семинариста, — не ругайте своих сыновей и мужей. Хуже, поверьте, тот идеальный порядок, когда вещи разбрасывать некому.
Спасибо ей за её труды-светильники!!!
Царствия небесного рабе Божьей Нине
Верю, не одну душу привела она к Богу своими книгами, Божий дар писать так просто и так доступно.некоторые рассказы из жизни таких де людей, как мы не просто трогают душу, они дают надежду что Господь-это Любовь и Прощение.
р.б.Екатерина
Упокой Господи душу рабы твоея...
Царствия Небесного рабе Божией Нине, Вечная память...
Только что узнала эту печальную новость, слез не сдержать... Спасибо Вам, Нина Александровна, за "Пасху красную" и вообще за всё! Вечная память!..
... ох как же права мама семинариста, говоря, что хуже, поверьте, тот идеальный порядок, когда вещи разбрасывать некому! (увы, но знаю это не по наслышке, сам пережил страшное горе - смерть сына Александра)
После прочтения книги "Пасха красная" моя жизнь начала меняться, возможно ещё и потому, что стала молиться не прославленным Церковью, но быстро помогающим новомученникам Оптиной пустыни: о.Василию, инокам Трофиму и Ферапонту
Великой души человек!Какие рассказы чудные.
Перечитала ещё раз о страждущем иноке Иове...
Спасибо матушка Нина.
Когда вижу осенний пейзаж, жалею обо всех усопших, что они этого не видят. Сегодня не спалось, наугад открыла "Монастырь в миру" прот.Валентина Свенцицкого, прочла проповедь об антихристе с выдержками из Апокалисиса: "и живые позавидуют мертвым". Отличный баланс: радуйся за живых и завидуй мертвым.
Сегодня вечером таки разгневалась и старших детей ой сильно отругала за беспорядок, потому что он нечаянно на глаза чужим людям попался...Сижу расстроенная, с мужем поговорила, немного обратилась; мириться не иду, потому что знаю, что мои подростки в таких случаях обиженно отворачиваются(выражения мои в гневе зашкаливают, от них нескоро отходят).Читаю здесь.НУ и сами видите, что дано мне читать именно в этот вечер!Убедительную просьбу от Нины.Спаси Господи.Радость: в падении слово нужное посылает Господь!
3 земных поклона, как Вы и написали, положила. Благодарю Вас , Анастасия за поучение -не знала об этом ранее.
Упокой Господи чистую душу рабы твоей Нины
Земные поклоны Рабе Божией Нине
Получив это известие из Оптины - не хотелось верить.
Вечная память.
Елена
Вечная память.
Рассказ очень хороший.
С "Пасхи Красной", можно сказать, началось моё воцерковление. Знаю, что эта книга укрепила дух и помогла близкому мне человеку преодолеть трудности, связанные с той же болезнью, что увела с собой р.Б. Нину...
Царствие Небесное...
Прости ей все невольные грехи,
И искренности исповедь послушай,
И в Царствие Небесное прими.