«Справедливо ли повесить 19-летнего мальчика за то, что он сделал практические выводы из философии, которую вы же ему преподаете в университете?» – примерно этими словами в далеком 1924 году адвокат по фамилии Дэрроу спас от смертного приговора двух молодых убийц Натана Леопольда и Ричарда Лёба. Эти двое, пропитавшись идеями о «сверхчеловеке» и экспериментально решая вопрос Раскольникова: «тварь ли я дрожащая или право имею?», сговорились и убили «для пробы» и ради теории 14-летнего мальчика, приходившегося дальним родственником одному из убийц. Они реально видели себя представителями какой-то высшей расы. Натан Леопольд говорил на 15 языках, показывал хорошие результаты в природоведческих науках. Выходцами они были из богатых семей чикагских евреев. Почему бы не помыслить, что ты выше всех и тебе больше позволено?
Преступление мыслилось ими как идеальное убийство, то есть такое, какое вовек не раскроешь. Сделано было всё, однако очень грязно. «Сверхчеловеки» наследили и оставили множество улик и были скоро пойманы. Общественное возмущение было запредельным. Сам Аль Капоне вызывался помогать полиции в поиске убийц на стадии расследования. Едва нашелся адвокат. Был громкий суд, на котором и прозвучала уже произнесенная фраза, заменившая убийцам смерть на тюремную камеру. По мотивам этого события позже Хичкок снял фильм под названием «Веревка», где поднимается вопрос ответственности теоретиков за дела уверовавших практиков. Собственно, этот вопрос и нас волнует. Остальное – повод.
Вечной жизни нет. Совесть – фикция. У тебя есть инстинкты и потребности… Это вбивается миллионам
Вечной жизни нет. Совесть – фикция. Религия – способ духовной эксплуатации. У тебя есть инстинкты, воля и потребности. Остальное – химера. Отращивай клыки, рога и копыта и завоевывай свое место под солнцем. Как завоевывать? – Это никого не волнует.
Это – философия атеистического позитивизма, сведенная к области личной морали. Это проповедуется в тысячах вузов и миллионах школ. Человека изучают на биологии как живое существо; на физике – как предмет видимого мира; на социологии – как каплю в многолюдном море и так далее. Специальной антропологии, религиозной антропологии нет или почти нет. Там, где она есть, мало слушателей. Там, где ее нет, миллионы учащихся.
Ты – сын случая и внук обезьяны; ты – физическое тело со сложной организацией, но все же – только тело и завтрашняя еда нынешних червей. Ты – гордый прах и случайная ошибка. Ты чей-то эксперимент или просто – смертный фантазер. Вот и все. И эти песни на разный лад поются уже столетиями, задуваются в уши, вбиваются в мозг. И пора снова прочесть то, что сказал адвокат на процессе: «Справедливо ли повесить 19-летнего мальчика за то, что он сделал практические выводы из философии, которую вы же ему преподаете в университете?» Ведь есть же (вы сами говорили, что есть) борьба за выживание, и выживает сильнейший, и свойства сильного накапливаются в лучших, и тогда лучший уже выше прочих, а значит… Почему же, право, не убить высшему низшего, если сильно хочется? Или если он отсталый, а я прогрессивен и нужно убрать его с дороги общего развития? Расовые, классовые и прочие вопросы могут украшать это теоретическое чучело, как шарики украшают елку. И действительно, неясно, кого строже судить: того ли, кто в видах общей теории указал пальчиком на достойных смерти, или того, кто необдуманный приговор привел в исполнение.
Человек, говорящий, что «Бога нет», подразумевает, что и законов Божиих нет, как нет и вечной ответственности за содеянное. Есть только человеческие придумки и установления, которые можно двигать при желании, куда хочешь. Такой человек сам точит нож готовому на злодейство и предоставляет ему теоретическое оправдание будущих злодейств. Вот был такой историк Костомаров. Мать его была крепостная, а отец – барин. То бишь сынок вышел незаконнорожденным. И батька не только любил крестьянок одаривать теплом и вниманием. Любил также и философию. Вольтерьянскую. В своей любви к предметам умственным доходил до восторга и читал крестьянам лекции. Что, мол, Бога попы выдумали; что вечной жизни нет, а человек растению подобен и прочее. Однажды его убили. Ехал он в город, в банк, что ли, с деньгами. Его убили и ограбили.
Полиция искала убийц и найти не смогла. А спустя некоторое время убийцы сами явились с повинной. Это были крепостные покойника: кучер и еще кто-то. На вопрос: «Почему повинились?» – сказали: «Совесть замучила. Барин, мол, и так и сяк убеждал, что муки вечной нет, и совести нет, и Бога нет. Делай, говорил, что хочешь. Ну, мы и убили. А Бог, оказывается, есть. И совесть есть – она нас мучит. И ад есть – мы в нем живем. И чтоб от вечного ада уйти, решили повиниться».
Так кто кого убил? Для начала убил барин в людях веру. Вернее, сначала в себе ее убил, потом (на кураже) и в них. Они затем убили его с холодным сердцем, под действием его же проповеди. Но совесть в них убить он не мог. И совесть их привела убийц к признанию в грехе. Так разве не виноват проповедник и глашатай различных ложных истин в пролитии собственной крови? Господи, помилуй: виноват! И там, где сегодня льется ненужная и невинная кровь, прежде прозвучали слова профессоров, журналистов, политических ораторов, экспертов и т.д. Непременно прозвучали. Без их словесных злодейств ныне – в информационную эпоху – ни одно злодейство не обходится.
Связь теории и практики, мыслей и дел весьма прочна. Гораздо прочнее, чем кажется
С мыслями нужно быть внимательнее и осторожнее. С теориями и учениями – тоже. Судный день будет не только страшным, но и удивительным. Тогда теоретики, не обидевшие мухи, окажутся более виновными, чем исполнители, не расстававшиеся с оружием. И первые пойдут на дно ада, а вторые – лишь на середину. Или как-то еще это будет, но очень невесело.
Связь теории и практики, мыслей и дел весьма прочна. Гораздо прочнее, чем кажется. Невнимание к этой связи преступно и опасно. И примеров тому множество. Далее стоит совершить самостоятельный поиск ради большего убеждения в очевидном.
Итак, дайте людям идею, ради которой стоит жить и умирать. Одну на всех. (с)
Эта идея давно дана ХРИСТОМ. Если люди ее сами отвергают, никто им не поможет.
Гордыня захлестнула мир, и как говорил Феофан Затворник "смиренного заявления веры и слушать не станут"(с)
Может это жестоко звучит, но давно все сказано. И те, кто слышать не хотят должны винить только себя.
Дорогие православные, не увлекайтесь спорами. Иногда такое впечатление, что в соцсети попадаешь, витает "бес комментария", смущает не окрепшие в вере умы.
Слава Богу за все.
(Вероятно, все заметили, что самое бурное обсуждение вызывают три темы: поведение священников, социальные проблемы, Украина. Даже Святейший больше вопросов получает по ЖКХ, чем о духовной жизни (спасении души). Это ли не звонок?! Или набата будем дожидаться...).
Благодарю, мнение профессионалов всегда интересно.
Лариса Воронина, во-первых, цитирование Маркса, Ленина и Сталина на православном сайте я рассматриваю как дикость и оскорбление......
Извините, что вторгаюсь в Вашу дискуссию и слегка не по теме... Но, все же хочу заметить, что если Вы, Иоанна, ругаете, на чём белый свет стоит СССР и считаете его исчадием ада, то не логично с Вашей стороны прибегать к методам Советского Союза, в части: кого цитировать, а кого нет; кого читать, а кого нет; что слушать, а что не слушать. Прям так и слышу: советский человек не должен слушать Радио свободы. В Вашем случае: православный человек не должен читать К. Маркса и цитировать его. Некрасиво как-то получается у Вас.
Если Вас так напрягают некоторые личности в истории и их высказывания, то я могу Вам посоветовать, обратитесь к редакции данного сайте со списком цитируемых и не цитируемых исторических личностей и в этом прошении обоснуйте Ваше мнение, почему этих исторических личностей нельзя цитировать на православном сайте. Если Вашу точку зрения поддержат, то на данном сайте появится список не цитируемых исторических личностей, а если не поддержат, то Вам придется читать их цитаты.
Если Вы не согласны с точкой зрения цитируемого исторического лица, нужно обосновывать, почему Вы не согласны с его цитатой, а то получается: я с ним не согласна, потому что он, с моей точки зрения, был большой не хорошей личностью. А если бы это высказал не К. Маркс, а кто-либо другой, Вы бы ничего против этого высказывания не имели бы?
/Никакие ложные идеи не страшны тем, кто имеет правильное душевное устроение./ Одному человеку - не страшны. И один человек не страшен. Но, когда идея овладевает массами, она становится материальной силой и опрокинуть её можно только с помощью другой идеи (К.Маркс). Обществу необходима объединяющая идея, иначе оно неминуемо начнет делиться и распадаться. Какой должна быть цивилизационная модель? Каким видится образ будущего? Нам ничего не предлагается. Мы живём в обществе риска. Не стоит осуждать людей за то, что они не готовы к жизни ради спасения души. Вернуть общественное устройство в русло одной религии просто невозможно сегодня, для этого должны сложиться определенные политические, исторические и социальные условия. И честно говоря, как специалист в области теории государства и права, даже не представляю какие. В своё время княжеская Русь объединилась на основе Православия, что же это может быть сегодня? К слову, в XIX веке Россия столкнулась с тем, что объединяющая идея, увы, выдохлась. Необходим был рывок, и он был совершён. Россия выдала новую модель общества и довольно успешную... Итак, дайте людям идею, ради которой стоит жить и умирать. Одну на всех.
Церковь должна говорить и проповедовать "гигиену мыслей". Очень сильное словосочетание, трудно обходить его. Аудитория "Эха Москвы" будет справедливо возмущена разговорами на эту тему. А для паствы, такая гигиена, на фоне уже впитавшегося в образ жизни планеты обязательного утреннего моциона, станет более легкой в усвоении и применении.
О чем хотелось бы особо сказать - это о разделе Ветхого Завета 2 Паралипоменон. Глава 13. Борьба Авии над Иеровоамом
" И увидели Иудеи- и вот, им битва спереди и сзади и возопили к Господу, а священники затрубили трубами. И воскликнули Иудеи , и когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян." Отсюда мораль - задача священников предупреждать об опасности и призывать народ к Богу в этой опасности. И в результате победа. Вот эта статья это и есть трубный глас. Надо чтобы больше людей его услышали и вместе со священником к Богу возопили. В Ветхом Завете сказано что возопить должны все а не отдельные лица. Спаси Вас, Господи.
А кого Вы называете "ягнятами", а кого "волками"....
За этот период нашими российскими женщинами, многие с согласия пап, уничтожено около 45000000 (45-ти млн.) младенцев...абортами. А Вы сокрушаетесь только и 7 миллионах
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты... уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век-от-веку лютеет..."
И.А.Крылов."Сочинитель и разбойник"
Браво ! Виртуозно !
Прям Паганини, Пако де Люсия, Beatles и полет шмеля :)
Хочется распечатать и раздавать в метро.
Вот третьего дня статья на нашем сайте про многодетную семью. Один хороший человек встретил хорошую девушку. Родили 15 хороших детей. Эти хорошие дети рожают своих хороших детей. Им не надо крутых айфонов, машин, им итак хорошо и весело живется в трудах и заботах о близких. Нездоровая философия никогда не осядет в их головах, даже, если они о ней будут знать, а кому-то из молодняка (в молодом возрасте головы еще пусты и их можно чем угодно заполнить)этой большой семьи придет "левый помысел", то вряд ли он укоренится, в такой большой, любящей семье все на виду. Рецепт прост. Но почему в мире так все сложно?
Поясню, на примере. Образованные люди, помнят идеи Шарля Фурье, суть которых сводится к утверждению: “общественное устройство неудовлетворительно, вследствие “чрезмерного роста населения и недостаточного развития промышленности”. Иными словами людей много, а “айфонов” мало, и от этого у людей портится настроение, они становятся раздражительными, злыми, завистливыми и алчными. Потому и “общественное устройство неудовлетворительно”. Ибо, что может построить человек, находящийся в плохом настроении?
Так вот, на Западе дальнейшее развитие мысли Ш. Фурье, разрабатывалось в двух направлениях.
Апологеты идеи развития промышленности решили, что промышленность должна “поднажать”. Так, появилось идейное обоснование необходимости капитализма. Промышленность “поднажала”, “айфонов” стало больше, а денег у населения почему-то стало меньше. Зато у банкиров и промышленников денег стало явно больше. При этом, рост населения продолжился. В итоге – бунты, появление К. Маркса и идей социализма и наконец, серия революций потрясших в 20-м веке весь мир. В общем банкирам и промышленникам, стало не спокойно.
Второе направление, разрабатывалось “мыслителями” Запада, задумавшимися над словами Ш. Фурье о “чрезмерном росте населения”. Эта проблема была решена достаточно просто. Во-первых: была сделана попытка научно ответить на вопрос, почему неграм и дикарям, не нужны “айфоны”. Во-вторых: была разработана доктрина, в соответствии с которой негры и дикари тоже не нужны. Так появился расизм, а также идеи о исторических и неисторических нациях.
Смешение этих двух направлений, породило чудовищную смесь - немецкий нацизм. В основу, которого была положена теория расового превосходства арийцев, и необходимость тотального уничтожения “неисторических” наций. В итоге – вторая мировая война. Ибо, “неисторические” нации с подобной точкой зрения не согласились и дали “бубен” всему конгломерату “исторических” наций, поставив под сомнение их претензии на историчность.
Но человеческая мысль неуемна и в дальнейшем, также особо не плутала, продолжив свое развитие в заседаниях Римского клуба, озаботившегося “чрезмерным ростом населения” на земле. При этом, вселенская забота обосновывается убежденностью в “собственной исключительности”.
Что в итоге? Улучшилось ли “общественное устройство”? Нет, общественное устройство, не улучшилось. Почему так? Потому, что искали не там, ибо любое “общественное устройство” состоит из людей. И это, именно люди, с их алчностью и гордыней делают “общественное устройство” таким, какое оно есть.
И вот здесь мы возвращаемся к вопросу, поставленному отцом Андреем. А насколько безобидны идеи? Насколько безобиден блуд мыслей, порожденных подобными идеями? Не слишком ли высока цена, идейных метаний? А если так, то должна ли быть изгородь от подобных идей? И как она должна выглядеть?