Москва, 1 ноября 2004 г.
Храм-подворье святителя и чудотворца Николая в Бари, представительство Московского Патриархата в Италии |
Говоря о первоначальном этапе появления русских православных храмов в Италии (первая половина ХIX в.), Михаил Талалай отметил сильное противодействие со стороны католического духовенства. Это привело к тому, что первые храмы могли быть либо при посольствах, пользовавшихся правом экстерриториальности, либо при частных домах российских подданных, осевших в Италии. Объединение страны позволило изменить законодательство о религиях, в результате чего в 1859 г. русская колония в Ницце (с 1860 г. – в составе Франции) выстроила первый в Западной Европе приходской русский храм.
М. Талалай, используя иллюстративный материал, подробно рассказал об истории русских православных храмов в Риме, Бари, Сан-Ремо, Марано и Флоренции, которые были построены в начале ХХ века. История последнего храма известна автору во всех подробностях: это сооружение 100 лет назад должно было «засвидетельствовать величие Православия» и, по мысли инициатора строительства и первого настоятеля о. Владимира Левицкого, призвано было стать «ответом на Флорентийскую унию (1439)».
После революции в России приходы в Италии выросли за счет русских эмигрантов, а в 70-80-е гг. историк отметил такое «интересное явление», как обращение католиков-итальянцев в православие. Церкви, в которых в основном окормляются православные итальянцы, есть в Палермо, Модене, Болонье, около Бриндизи. Прихожане самого большого в Италии православного храма в Турине издавна соседствуют с румынскими старообрядцами: их молельня расположена прямо в Туринском соборе, отметил ученый.
Сейчас в Неаполе при наличии большого количества пустующих храмов городские власти отказали православной общине в помещении. И быть бы ей без храма, если бы не помощь католической общины святого Эгидия, которая предоставила православным свое помещение. Однако итальянские власти охотно размещают в храмовых зданиях греко-католиков из Западной Украины – «их храмы переполнены», отметил М. Талалай, ныне сам проживающий в Неаполе. Историк считает возможным говорить также об «украинизации и бессарабизации» Русской Церкви в Италии: выходцы из этих стран охотно посещают храмы Московской Патриархии. Проблемой для Православия в Италии являются вопросы юрисдикционной принадлежности.
Не без сожаления выступавший отметил, что за рубежом больше выявляется «православная раздробленность»: верующие Православных Церквей совсем не осведомлены друг о друге. Отвечая на вопрос об обсуждении в своем приходе послания Патриарха Московского Алексия с идеей создания в Западной Европе единого русского митрополичьего округа, М. Талалай сказал, что «это было бы естественно». Мы «скорбели», сказал он, когда узнали об отрицательных отзывах некоторых членов парижской православной общины на патриаршее послание.
Как сообщил историк, некоторые вопросы, связанные с русским православным присутствием в Италии, будут подниматься на международной конференции, которая состоится 18-19 ноября с.г. в библиотеке-фонде «Русское зарубежье» и будет посвящена русской эмиграции в Италии в ХХ веке. Подробнее узнать об истории и современной жизни русских православных в Италии можно на странице Михаила Талалая на сайте www.zarubezhje.narod.ru.