Москва, 9 декабря 2004 г.
Правительство РФ сегодня обсуждает вопросы реформы образования в России, передает РИА "Новости". С докладом "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" выступил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Предлагаемая модернизация затрагивает все ступени образования: начальное, среднее, начальное профессиональное и среднее профессиональное, высшее профессиональное и дополнительное профессиональное. Изменения коснутся также систем повышения квалификации и переподготовки, схем финансирования образовательных учреждений всех уровней и подготовки студентов.
Авторы концепции реформы выстроили ее таким образом, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса.
На уровне школы:
- "Равные стартовые возможности" для всех детей предлагается обеспечить за счет введения "предшкольного образования" с пяти-шести лет. В основе такого образования, которое не является обязательным, будут лежать игровые формы и методы обучения. Обучение будет проводиться как на базе школ, так и в детских садах.
Министерство образования и науки РФ пока не планирует вводить "жесткий стандарт" подготовки детей к школе, сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании правительства. Он признал, что проблема "разрыва" в подготовке первоклашек существует. "Очень важно развивать предшкольную подготовку. Ее нужно развивать, но вводить жесткий стандарт мы пока не собираемся", – сказал Фурсенко. При этом он не исключил, что "на каком-то этапе она (предшкольная подготовка) станет обязательной".
- В десятом и одиннадцатом классах ученик сможет сам выбрать профильную программу, в зависимости от того, какую профессию он хочет получить в дальнейшем. Профильное образование в старших классах можно будет сочетать с дополнительным образованием, получаемым вне стен школы.
- По окончании школы ученики смогут выбирать – сдавать ли им единый госэкзамен или обычные приемные экзамены в вуз.
На уровне начального и среднего профессионального образования:
- Учреждения начального и среднего профессионального образования предлагается передать под эгиду субъектов федерации.
- Предлагается связать начальное и среднее профессиональное образование путем создания единых стандартов профессий.
Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает необходимым снизить образовательную нагрузку на учащихся. Анализ аудиторной нагрузки в российских школах показал, что она на 25-30% выше, чем в европейских странах. При этом качество подготовки не превышает качество в других странах, сказал министр, выступая на заседании правительства. Поэтому, полагает он, назрело снижение нагрузки, и базовый план образовательных учреждений должен быть снижен на 25%.
По словам Фурсенко, это позволит повысить зарплаты преподавателям, которые сейчас не заинтересованы в снижении такой нагрузки, поскольку их оплата зависит от количества учебных часов.
В сфере высшего образования:
- Предлагается ввести двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат (3-4 года) и магистратуру (1-2 года, в зависимости от специальности). Каждый из уровней является самостоятельным, для перехода на следующий необходимо сдать экзамены. Предполагается, что бакалавры, уже после четырех лет обучения, смогут занимать должности, требующие высшего образования – например, быть линейными менеджерами, специалистами по продажам, администраторами. Магистратура направлена на выпуск специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности.
"Законопроект предусматривает, что мы должны завершить этот переход к 2008 году", – сказал Фурсенко. При этом он подчеркнул, что двухуровневое образование "не является чем-то принципиально новым для нашей страны: подготовка кадров всегда включала в себя этап общих знаний и этап специализации". По словам министра, предлагаемые нововведения дают студентам больше возможностей получить профессиональное образование, например, степень бакалавра получить в одном вузе, а степень магистра – в другом.
- По некоторым специальностям – инженеры, врачи, архитекторы и ряд других профессий – будет сохранен существующие уровень с обучением в 5 - 5,5 лет и присвоением квалификации специалиста. Список таких специальностей будет установлен постановлением правительства.
Система финансирования профессиональной и высшей школы и средней будет строиться по принципу "деньги идут за студентом и школьником". Это означает, что:
- Финансироваться будет не само учебное заведение, а его программы.
- Нормативы бюджетного финансирования будут зависеть от объективной стоимости подготовки специалиста по данной профессии.
- Повышенные нормативы бюджетного финансирования планируется установить для граждан, отслуживших в вооруженных силах России, инвалидов и некоторых других категорий граждан.
- Студентам, поступившим в вузы по результатам единого госэкзамена, устанавливаются государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ. На подготовку более успешного студента государство выделяет больше денег, чем на менее успешного.
"Базовое школьное образование должно быть бесплатным. Зарплаты (учителей) должны расти, но мы должны дать возможность учителям, учебным заведениям предоставлять какие-то услуги за плату", – сказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, это не должен быть переход на платное образование, а базовое образование должно дать возможность поступления в высшие учебные заведения.
В настоящее время подготовлены и проходят процедуру согласования пять законопроектов по внесению изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Министр образования и науки России Андрей Фурсенко исключает возможность приватизации образования в России. "Я хочу подчеркнуть: речь не идет и не может идти в ближайшее время о приватизации в образовательной сфере", – заявил он на заседании правительства РФ.
Вместе с тем, министр подчеркнул необходимость повышения инвестиционной привлекательности образования. "Для повышения инвестиционной привлекательности образования одних организационных мер недостаточно. Наиболее важным инструментом здесь является развитие общественной системы управления и контроля за образованием, повышение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений", – сказал Фурсенко. "Только это дает уверенность инвесторам в том, что их деньги вложены не напрасно", – отметил министр.
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что зарплата в сфере образования не удовлетворительны. По его словам, для улучшения в этой сфере есть внутренние резервы, но необходимо также привлекать инвестиции. "Надо определить приоритеты модернизации образования с учетом социально-экономического развития", – отметил Фрадков.