Москва, 18 января 2005 г.
Иван Есаулов |
В представленной книге история отечественной словесности исследуется в контексте православной культурной традиции. Монография посвящена проблемам описания границ между духовной и светской сферами русской культуры. Основной методологический инструмент автора – выделение «пасхального» и «рождественского» архетипов «культурного бессознательного». По мысли И. Есаулова, первый архетип является доминантой в русской культуре, тогда как второй более свойственен западной культуре, а в русской присутствует в качестве «субдоминанты». При этом автор подчеркнул, что «рождественский» архетип вовсе не является для него «негативным». Однако он считает, что если в течение веков в виде культурного бессознательного доминирует один архетип, то современная тенденция замены его другим небезопасна.
С этой точки зрения анализируется проявление этих архетипов в художественном творчестве, в структуре «повседневности», в некоторых философских системах и типах визуальности. Различные духовные ориентации выявляются и в сфере «неофициальной» культуры через соотношение юродства и шутовства. Подобные парные понятия из духовной и светской сфер (икона-картина, духовная традиция – светская традиция) помогают автору как избежать изоляции и жесткого их противопоставления, так и опасности смешения. Как отметил автор, в целом его книга написана в противовес установкам на дехристианизацию Европы.
Как подчеркивали выступившие на презентации коллеги автора – представитель Российского гуманитарного фонда Владимир Захаров, завкафедрой Литературного института Борис Тарасов, преподаватель ГАСК Алексей Ужанков и другие, И. Есаулов очень убедительно выявляет «пасхальность» не только в произведениях древнерусской литературы, но и в текстах Гоголя, Достоевского, позднего Блока, раннего Есенина и в «Докторе Живаго» Пастернака. В книге исследована также трансформация «пасхального» архетипа (на примере романа М. Горького «Мать») и проявления «рождественского» архетипа в некоторых произведениях ХХ века (например, в цикле «Одесские рассказы» И. Бабеля).
Высказывая одобрительное мнение о монографии, выступавшие пожелали автору продолжить серию подобных исследований (за десять лет до «Пасхальности…» вышла книга И. Есаулова «Соборность в русской словесности») книгой про «Церковность в русской словесности». Звучали рекомендации подготовить на основе представленной монографии новый общий курс русской литературы и книгу для учителей средних школ. Автору также пришлось отвечать на множество заинтересованных вопросов, которые касались учения Н. Федорова, литературы Серебряного века, символики произведений К. Малевича, методологии М. Бахтина и даже «перевернутой пасхальности» в творчестве А. Гайдара.