В Киеве открылась экспозиция уникальных древних икон

Киев , 8 февраля 2005 г.

Как сообщает сервер "Православие в Украине", в Национальном музее Западноевропейского искусства имени Богдана и Варвары Ханек открылся новый зал экспозиций, посвященный четырем иконам доиконоборческого периода (VI-VII вв.). Начало исследованию этих уникальных ценностей положил выдающийся историк, архимандрит Порфирий (Успенский) (1804-1885 гг.). Именно он нашел в старинной башне монастыря во имя святой Екатерины уникальные образы, первым осознал их научную ценность и привез в Киев. Как говорят специалисты сегодня, более десяти лет старинные иконы находились в запасниках музея. Их исследовали, реставрировали и готовили к экспозиции. Для уникальных памятников духовности и культуры были оборудованы специальные помещения, которые помогали поддерживать внутри необходимую температуру и влажность. За это время иконы неоднократно участвовали в грандиозных выставках по всему миру: на Крите, в Афинах, в Салониках, Риме и Москве. К сожалению, эта бесценная коллекция более известна за пределами Украины, потому что в годы атеистического произвола памятники сакрального искусства подвергались тотальному уничтожению.

«Музейные дизайнеры долго работали над оформлением этого зала, - говорит заведующая отделом европейского искусства Национального художественного музея имени Богдана и Варвары Ханек Елена Живкова. – Синий цвет стен этого зала был выбран не случайно. В Византийской традиции он символизирует цвет вечности и вечной Божественной Истины. Сегодня киевляне и гости города имеют возможность увидеть уникальные старинные иконы, каких в мире осталось всего двенадцать. Они есть в Ватиканском музее Рима и Синайском монастыре во имя святой Екатерины. Эти образы написаны старинным методом – энкаустической живописью, когда краски смешиваются не с маслом, а с воском, который консервировал краску на века».

Появление иконы «Божия Матерь с младенцем Христом» большинство ученых датирует первой половиной VI века. Относительно художественного центра, в котором был написан образ, мнения ученых разделяются между Александрией и Константинополем.

Догматический смысл этой иконы – выражение идеи Боговоплощения Спасителя, пришествие Его на землю через Богородицу. Изображение Божией Матери было в те времена и иконой Христа, поэтому молитва, обращенная к Заступнице рода человеческого, передавалась также ее Божественному Сыну.

Икона Иоанна Крестителя (VI век), по мнению некоторых исследователей, могла быть написана раньше «Богородицы с младенцем Христом». Среди художественных центров, где приблизительно был создан этот образ, называют Египет (Александрию) и Палестину.

В древней Византийской иконе сконцентрирован весь трагизм жизни Иоанна Крестителя – одиночество Первого Пророка, его обличающие проповеди, кровавые банкеты Ирода, хитрость Саломии, месть Иродиады, а также мученическая кончина Предтечи Господня.

svytie
«Святые Сергий и Вакх» - образ, о происхождении которого мнения исследователей наиболее спорны (упоминаются Рим, Константинополь, Салоники, Сирия и Палестина).

Известна, что почитание этих святых особенно было распространено в Сирии, где находился один из самых известных храмов, освященных во имя святых Сергия и Вакха.

Икона «Святой и святая» (VII век) была написана в Сирии – одной из провинций Византии. Первоначальный замысел художника в значительной степени искажен временем.

8 февраля 2005 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×