Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

В Москве состоялась конференция «Иконология и иконичность»

Москва, 30 января 2006 г.

""II международная конференция «Иконология и иконичность» состоялась 27 января в Издательском совете Русской Православной Церкви (РПЦ). Председатель конференции – кандидат филологических наук, автор многих книг и монографии «Икона и иконичность» Валерий Лепахин (Сегед, Венгрия), куратор – ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин, передает Благовест-инфо.

Открывая конференцию, председатель Издательского совета РПЦ протоиерей Владимир Силовьев определил ее проблематику: рассмотреть с разных сторон понятие православной иконичности, определить внутреннее содержание этого понятия и границы его применения. «Богословие, литургия, гимнография, проза и поэзия, масс-медиа и реклама – на самом разном материале участники конференции стремятся показать актуальность и продуктивность термина «иконичность» и таких от него производных, как иконичный образ, словесная икона, иконосфера, иконотопос и других», – отметил о.Владимир. Он призвал также к изучению обратного феномена – «антииконичности» в секулярном обществе, «в котором нет места священному». Участников конференции приветствовал ответственный сотрудник администрации президента РФ Михаил Лукичев, который заверил, что «в руководстве страны есть понимание того, что иконопись является важной составляющей духовной жизни России».

""Конференция началась с доклада протоиерея Николая Озолина, профессора Свято-Сергиевского богословского института (Париж). На примере иконографии Пятидесятницы о.Николай показал, сколь актуальна, продуктивна и точна с церковной точки зрения «новая богословская дисциплина – богословие иконы» Леонида Успенского, который был учителем докладчика. Л.Успенский ввел новый критический метод в исследовании православной иконописи, разработал понятие канона, которое связано, в первую очередь, с литургической жизнью иконы. Разбирая с этой точки зрения иконографию Пятидесятницы, о.Николай поставил вопрос о правомерности изображения в этом сюжете Божией Матери и обратил внимание на то, что Божия Матерь появляется в центре собрания апостолов на русских иконах только в XVII веке, что связано с западным влиянием. На древних иконах Богоматерь не «председательствует» в круге апостолов; центральное место на вершине дуги оказывается «без видимого возглавления», что о.Николай считает «гениальной иконографической находкой»: это место оставлено для невидимого «учительства Святого Духа». Почему же Богородица не присутствует в «правильных» иконах, хотя в Деяниях (1; 13-14) говорится, что она была свидетелем сошествия Святого Духа? Докладчик, руководствуясь методом Л.Успенского, утверждает, что иконографию любой праздничной иконы надо рассматривать только в связи с текстом праздничной службы, а в службе Пятидесятницы Богоматерь не упоминается (конечно, не потому, что Ее забыли или недооценили, а по совсем иным богословским причинам). Пользуясь этим же ключом, можно понять, почему среди апостолов на иконе непременно находится апостол Павел, которого там фактически быть не могло.

О важности и актуальности «богословия иконы» Л.Успенского говорила в своем докладе магистр богословия Марина Васина (НИИ православной иконологии, Санкт-Петербург). Ее доклад «О натурализме современного умозрения в красках» или неоиконоборчество XXI века» был построен «от противного»: она разбирала точку зрения современных оппонентов Л.Успенского. По мнению докладчицы, некоторые искусствоведы «стали выступать как апологеты натуралистической религиозной живописи Синодального периода и ратовать за живописный человеческий образ Христа в противовес каноническому». Сторонники этой тенденции выступают против церковных канонов иконописи, а образ понимают не как «показатель скрытого, но как изображение видимой и описуемой плоти Христа», делая на этом «непомерный акцент». Подробно разбирая богословские основания этой точки зрения, М.Васина приходит к выводу, что ничего принципиально нового, что отличалось бы от доводов иконоборцев в первые века христианства, не придумано: «Крепка … оборона секулярного художественного сознания, к началу XXI века находящая все более изысканные формы иконоборчества, защищая не новый «догмат искусствопочитания».

Мысли М.Васиной, а также доклад профессора из Санкт-Петербурга Нонны Яковлевой «Икона и картина: к вопросу о структуре благодатного образа» вызвали оживленную дискуссию о том, на какие образцы следует ориентироваться при восстановлении храмов XVIII-XIX вв. Стоит ли реконструировать идентичную роспись и иконостас, заботясь о стилистическом единстве? Или необходимо учитывать секулярное сознание и визуальные навыки большинства неофитов, переступающих церковный порог, ведь для них древняя иконопись слишком сложна? Большинство участников конференции считают, что нельзя восстанавливать «как было», потому что поздняя академическая живопись «не соответствует православному учению», не является молитвенными образами. «Храмовое пространство XVIII- XIX вв. надо оправославить за счет традиционной иконописи и фрески», – убежден Валерий Лепахин. «Пусть Бове, пусть ампир, но стена все стерпит – изображения должны соответствовать литургической жизни, таинствам Церкви», – поддержал о.Николай Озолин. Участники конференции отдают себе отчет, насколько сложно будет реализовать эти идеи не только из-за технических и прочих проблем, но и из-за стереотипов восприятия. Так, было отмечено, что после восстановления храма Христа Спасителя в Москве 75 % заказов Софринского завода составляла именно академическая религиозная живопись.

Александр Авдеев (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) рассказал об изображении сюжетов из «Песни песней» в стенописи русских храмов XVII в.. Профессор из Новгорода Александр Моторин проанализировал особенности изображения зла в православной иконописи. Валерий Лепахин представил свои теоретические соображения по поводу термина «иконичность» в разных его аспектах. Сергей Чапнин и иконописец Павел Бусалаев обратились к визуальным образам современной культуры: на примерах рекламы были выявлены механизмы использования сакральных образов в «антииконичном» контексте. Священник Борис Михайлов, настоятель храма Покрова в Филях, член искусствоведческой комиссии Московской епархии сделал доклад «Искусство авангарда как демоническая реальность». Прозвучали и другие доклады, раскрывающие тему конференции с самых разных сторон.

30 января 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×