Минск, 30 июня 2006 г.
Незаконное сожительство, которое в наше время чаще называют «гражданским браком» таит в себе возможные негативные последствия как для сожительствующих, так и для детей, появившихся в таком незаконном браке, сообщили «Интерфаксу» в среду в министерстве юстиции Белоруссии.
По словам собеседника агентства, «так называемый "гражданский брак", в который вступает все больше граждан Белоруссии, таит в себе негативные последствия как для сожительствующих мужчины и женщины, так и для детей, в нем родившихся». Его опасность в том, что такой союз основан не на законе и противоречит нормам морали, которые формировались веками, отмечают юристы.
«Терминология "гражданский муж" и "гражданская жена" в белорусском обществе стала настолько распространенной и обычной, что мало кто задумывается над ее содержанием, так как многие считают, что так именуется совместная жизнь мужчины и женщины без регистрации брака», — отметил собеседник агентства.
По мнению юриста, «уже возникла необходимость показать правовую несостоятельность бытующих взглядов по поводу так называемого «гражданского брака», подчеркнуть необходимость соблюдения всеми норм права и морали при создании семьи, в основе образования которой должен быть установленный законом брак, а не какие-либо заменяющие его суррогаты».
Согласно проведенному в Белоруссии анкетированию, около 90% женщин, состоящих в таких отношениях с мужчинами, говорят, что они замужем, в то время как 87% их сожителей считают себя холостяками.
Юристы полагают, что для выяснения подлинной сути, заключенной в термине «гражданский брак», следует сделать небольшой исторический экскурс.
Как известно, законодательство Российской империи, действие которого распространялось и на территорию Белоруссии, устанавливало только церковную форму заключения брака. Другой же формой брака, кроме церковной, законодательство того времени не знало. Поэтому при отсутствии церковного оформления брак рассматривался как незаконное сожительство мужчины и женщины. После 1917 года последовало принятие ряда новых законов, в том числе и по вопросам регулирования брачных отношений. Важнейшими правовыми документами стали два декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака», которые провозглашали, что «в стране признаются лишь гражданские браки», а «церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом брачующихся».
Таким образом, примененный в этих документах термин «гражданский брак» прежде всего означал регистрацию брака соответствующими государственными органами и тем самым устранял церковный брак, то есть термин «гражданский брак» свидетельствовал не об устранении регистрации брака вообще, а о его единственном порядке регистрации — гражданском, в государственных органах.
Несмотря на то, что с каждым годом растет число незарегистрированных союзов между мужчиной и женщиной, в Белоруссии признается и охраняется государством только брак, зарегистрированный в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. «Это и есть гражданский брак, — пояснили в Минюсте. — Незаконное сожительство мужчины и женщины, именуемое для благозвучности «гражданским браком», не имеет никаких оснований так называться. В лучшем случае его можно назвать фактическими брачными отношениями».
В свою очередь в Белорусском экзархате пояснили, что, настаивая на необходимости венчания супругов, Православная Церковь тем не менее признает брак, зарегистрированный в соответствии с гражданским законодательством.
Внебрачные связи и их пропаганда осуждаются Церковью как грех против целомудрия, порождающий негативные социальные последствия, отметили в экзархате. «Незаконное сожительство мужчины и женщины Церковь признает как блуд и грех», — отмечают священники.
Они также отметили, что в Белорусской Православной Церкви обеспокоены увеличением в стране разводов, так называемых «гражданских браков» и, соответственно, детей, рожденных вне брака.