Москва, 10 июля 2006 г.
В Московском Патриархате призвали Украинскую греко-католическую церковь (УГКЦ) быть объективной при рассмотрении истории Львовского собора 1946 года, когда часть греко-католиков воссоединилась с Православием.
«Безусловно, точки зрения наших Церквей на события 60-летней давности являются во многом противоположными. Это дополнительно усугубляется тем, что во всех греко-католических заявлениях Львовский собор 1946 года демонстративно именуется «псевдособором», что оставляет весьма мало пространства для спокойной и объективной дискуссии», — говорится в послании митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла главе УГКЦ кардиналу Любомиру Гузару.
Как сообщает «Интерфакс», ранее Синод греко-католических епископов Украины направил обращение Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по случаю 60-летия Львовского собора, а кардинал Л. Гузар назвал этот собор «типичным актом униатизма со стороны Русской Православной Церкви, поскольку под видом «воссоединения» она подчинила себе другую Церковь и увеличилась за ее счет».
Об этом говорилось в послании кардинала к верующим УГКЦ по случаю 60-летия Львовского собора, созванного 8 марта 1946 года по инициативе группы униатских священников.
Между тем, отметил митрополит Кирилл, сама постановка перед православной стороной вопроса о каноничности и благодатности Львовского собора «не совсем конструктивна», ибо Русская Православная Церковь может «с полным правом выражать сомнение в каноничности и благодатности Брестского собора 1596 года».
УГКЦ была основана в 1596 году, когда на церковном соборе в Бресте под давлением польских властей часть православных иерархов Речи Посполитой провозгласила унию с Римско-католической церковью, приняв ее вероучение с сохранением православных обрядов.
В 1946 году самими униатами были аннулированы решения Брестского собора 1596 года о присоединении к Риму и было принято решение вернуться в лоно Православной Церкви.
Иерарх Русской Церкви подчеркнул, что нельзя оправдывать гонений, развязанных советской властью против греко-католиков, чем бы эти гонения ни объяснялись, «потому что этого не позволяет наша христианская совесть и потому, что сами мы пережили еще большие гонения».
«Поэтому абсурдными выглядят попытки возложить даже часть ответственности за гонения против греко-католиков на Русскую Православную Церковь и призывать ее к какому-либо "покаянию" за то, чего она не совершала», — добавил владыка.