Париж,
Этой осенью начнется судебный процесс по вопросу о принадлежности русского собора в Ницце, сообщил посол РФ во Франции Александр Авдеев ИНТЕРФАКСУ.
«Будем документально доказывать, что он принадлежал российскому государству, и после окончания 99-летней аренды он должен быть вновь возвращен России», — подчеркнул А.Авдеев в интервью парижской газете «Русская мысль».
Посол напомнил, что после революции 1917 года российское имущество, включая недвижимость, во многом было утеряно. «Большевики растеряли и растратили многое из российского достояния», — сказал он.
Однако «сегодня юридически корректно мы можем вернуть лишь собор в Ницце», считает А.Авдеев.
Постройка русского Никольского собора в Ницце связана с трагическим событием в жизни Дома Романовых. В 1865 году в Ницце скончался от заболевания спинного мозга наследник цесаревич Николай Александрович (сын Александра II). На месте его кончины была построена часовня, освященная в 1868 году в честь свт. Николая Чудотворца.
В 1896 году вдовствующая императрица Мария Феодоровна, которая в молодости была помолвлена с цесаревичем Николаем, поддержала инициативу своего духовника священника Сергия Любимова о постройке нового русского храма в Ницце. Первый камень был заложен
Постройка храма была осуществлена на земле, принадлежавшей императорской фамилии. В 1908 году, когда работы приостановились из-за недостатка средств, необходимая сумма была пожертвована императором Николаем II.
Храм был спроектирован профессором Петербургской Академии художеств архитектором М. П. Преображенским в стиле московских и ярославских храмов конца - вв. (наподобие храма Василия Блаженного в Москве). Иконостас был выполнен по проекту выпускника московского Строгановского училища Л. А. Пьяновского в мастерских братьев Хлебниковых в Москве. Иконы для иконостаса были написаны художником Глазуновым в стиле Симона Ушакова (ХVII век).
Освящение храма состоялось зимой 1912 года в день святителя Николая, и церкви сразу был дан статус собора: таким образом, он стал первым русским собором за границей. Его прихожанами вскоре стали многочисленные русские, эмигрировавшие из России после революции. Многие из них были похоронены здесь же, на русском кладбище Ниццы.