Москва, 31 октября 2006 г.
«С христианской точки зрения, средства массовой информации могут и должны, во-первых, сказать людям правду о том, что добро существует, что оно всесильно и красиво, что оно несет в себе мир, любовь и согласие, и что все люди призваны быть его носителями, - сказал митрополит Климент в начале своего доклада. - Во-вторых, СМИ должны четко разделять добродетель и порок во всех их проявлениях». По мнению митрополита Климента, современные масс-медиа не решают ни одну из этих задач. Напротив, Православие не понято и не принимается современным секулярным миром, частью которого являются СМИ.
«Внутренний мир наших современников, особенно молодежи, в большинстве случаев формируется рекламными и развлекательными передачами» - отметил митрополит Климент. Тогда как, «духовный опыт человека XIX-XX вв. определялся эпистолярным наследием старших поколений, выдающимися творениями отечественной культуры». Владыка Климент считает, что «многие люди перестают читать, увлекаясь легкой, не побуждающей к размышлению информацией, и теряя вместе с тем чувство реальности окружающего из мира. Вследствие этого происходит девальвация слова, язык из средства выражения мысли и орудия мышления превращается, в лучшем случае, в одно из многих средств коммуникации. А в худшем - становится просто декоративным элементом бытия наших современников. Из жизни вытесняются основные моральные понятия, формирующие внутреннюю атмосферу российского общества - ответственность, долг, милосердие, чадолюбие, воздержание, подвиг и жертву».
Митрополит Климент напомнил, что главная тема фестиваля «Вера и слово» в этом году - «Свобода и ответственность». Он также призвал православных журналистов «найти новые формы обращения к людям с помощью новых информационных технологий». Кроме того, управляющий делами Московской Патриархии считает, что «епархиальное руководство должно поддерживать православную журналистику на высоком уровне, на этом нельзя экономить деньги».