Москва, 17 января 2007 г.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отверг упреки ряда зарубежных СМИ в том, будто Русская Православная Церковь пытается расширить свое влияние с помощью нефтедолларов и многомиллионной паствы, движимая понятиями панславизма и "Третьего Рима", сообщает сайт Интерфакс-Религия
В интервью греческой газете "Элефтеротипия" он заявил, что это утверждение "не выдерживает критики" и что теория "Москва - третий Рим" порой неверно понимается "в том смысле, что мы стремимся навязать свое превосходство прочим поместным Церквам".
"Безусловно, ощущая свою близость славянским народам, обусловленную тесными историческими связями, мы в то же время составляем духовно единую семью с православными других национальностей", - сказал Патриарх, добавив, что Русской Церкви "совершенно чужда идея разделения православного мира на соперничающие группы или лагеря".
При этом то, что в прошлом многие, в том числе и Константинопольские Патриархи, называли Москву "Третьим Римом", по мнению Святейшего Патриарха Алексия II, говорит "лишь об ответственности за судьбы православного мира, которую Москва "ощущала как центр единственной в то время независимой Православной державы".
Причем, как отметил Патриарх Алексий, "это чувство ответственности тогда с глубокой благодарностью воспринималось угнетенными православными народами, находившимися под тяжестью иноверного турецкого ига".
Сейчас же наименование Москвы "Третьим Римом", по мнению Предстоятеля Русской Церкви, "не несет той смысловой нагрузки, какую имело в прошлом".
Что касается служения пастырей Русской
Православной Церкви за рубежом, то оно объясняется
необходимостью заботы о соотечественниках,
оказавшихся в разное время далеко за пределами
своей родины, пояснил Святейший Патриарх.
"Эти люди испытывают острую необходимость в
пастырском попечении и богослужении на понятном
для них языке. Мы не можем отказать им в этом
благом желании, потому и открываем новые приходы.
При этом каких-то экспансионистских целей в
отношении братских Православных Поместных Церквей
мы не преследуем", - подчеркнул Предстоятель
Русской Православной Церкви Патриарх Алексий
II.