Тбилиси, 13 февраля 2007 г.
Как сообщает Благовест-Инфо, на
открывающемся вскоре 57-м Берлинском
кинофестивале будет показана документальная
лента режиссёра Нико Цуладзе «Цвета солнечной
ночи». В этой конкурсной работе рассказывается
о культурном наследии и, в первую очередь,
памятниках церковного зодчества исторического
края Грузии Тао-Кларджети, ныне находящегося на
территории Турции.
По сообщению газеты «Версия», европейская премьера фильма уже состоялась в Голландии, Бельгии, Франции и Германии.
В последние годы интерес грузинских кинодокументалистов и учёных к памятникам культуры Тао-Кларджети заметно возрос, что, по словам Нико Цуладзе, не случайно, т.к. на этой территории сосредоточены выдающиеся творения храмовой архитектуры V-X вв - такие как Бана, Церковь четырёх, Опиза, Ошки, Ишхани, и другие - всего более двадцати церквей и монастырей. После установления непосредственного дружественного контакта между Грузией и Турцией, изучение этого наследия грузинскими исследователями и деятелями культуры стало гораздо более доступным, чем во времена СССР, когда доступ на территорию Тао-Кларджети был практически закрыт.
Информационному вакууму в научных кругах Европы, сопутствовавшему историко-культурному наследию этого края, был положен конец исследованиями немецкого учёного-искусствоведа Бруно Баумгартнера, ещё с 80-х гг. прошлого века собиравшего материалы по Тао-Кларджети и защитившего на их основе докторскую диссертацию.
«Цель фильма - рассказать не только грузинскому, но и зарубежному зрителю об историческом прошлом этого края, о его сегодняшнем дне. С Тао-Кларджети напрямую связаны три книги, ставшие фундаментом грузинской нации - это Библия, «Житие Картли» и «Витязь в тигровой шкуре». Именно они создают эмоциональный фон фильма», -- сказал Нико Цуладзе.
По словам режиссёра, все поколения и религии объединяет феномен культуры. И в фильме есть сцена, где мусульмане идут на молитву в христианский храм в Хахули, переименованный в мечеть.
Этнические грузины, проживающие в Хахули, убеждены, что именно это решение позволило спасти выдающийся памятник архитектуры, находившийся на грани разрушения.