Возлюбленные о Господе отцы, братие, сестры и дети!
Сегодня Русская Православная Церковь празднует память святых сродников наших – всех тех, кто отдал свою жизнь на служение Богу и ближним.
Быть верующим – значит исповедовать веру свою делами любви к Богу и ближним. Весь сонм святых, празднуемых сегодня, являет нам пример такой веры, «действующей любовью» (Гал. 5, 6). В вере – все блаженство христианина. Приобрести веру – уже само по себе есть сокровище: веровать в милость Божию человек не может иначе, как только при решении служить не себе, а Богу и ближнему. Любовь к другим начинается верой в то, что они способны к покаянию и ответной любви. Веря людям и проникаясь любовью к ним, мы во всей полноте выражаем нашу веру в Бога. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец», – говорит апостол Иоанн Богослов.
Руководствуясь заповедью о любви и благополучно разрешив все вопросы, препятствовавшие полноте братского общения в единой Русской Православной Церкви, наш Архиерейский Синод, следуя решению Архиерейского Собора, прошедшего в мае минувшего года, окончательно утвердил «Акт о каноническом общении» и постановил направить в Москву делегацию для участия в торжествах восстановления церковного единства. Переживания, которые мы испытывали на этом празднике, прошедшем в Храме Христа Спасителя в день Вознесения Господня, мне напомнили радость «творца канонов» преподобного Феофана, в связи с примирением, которое было достигнуто на VII Вселенском Соборе, когда Церковь Христова восторжествовала над иконоборчеством. «Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя, Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый» , – пишет преподобный Феофан в первой песни канона на Торжество Православия. Дальше, в той же песни, читаем: «Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: разстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство, и Бога похвалим, мир подавшаго». Таковую радость испытывали как те, кто со трепетом ждал этого дня, «егоже сотвори Господь», так и те, кто с сомнениями в сердце приступал к нашему паломничеству.
Помимо совместной молитвы в Храме Христа Спасителя, мы в Москве молились у мощей дорогого всем верным Русской Зарубежной Церкви святителя Тихона, Всероссийского Патриарха-Исповедника; на великом освящении нового храма, построенного на месте массовых расстрелов в Бутово; у московских святителей в древнем Успенском соборе Московского Кремля, где любил совершать богослужения приснопамятный Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский); в Киеве у ново-священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) и преподобных отцев Ближних и Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры; в Почаеве, где подвизался преподобный Иов и авва нашей монастырской братии архиепископ Виталий (Максименко), и на месте явления Курско-Коренной иконы Божией Матери. В каждом из этих святых мест мы возносили молитвы о наших архипастырях и пастырях, о прихожанах нашей Церкви, о наших семьях и детях. К этим молениям мы присоединяли молитву, которая в течение безбожного лихолетия не прекращалась в каждой церкви русского рассеяния – молитву о многострадальном русском народе.
Наши предки передали нам любовь к отечественным святым и святыням – эти святыни не просто памятные места прошлого. Они связаны с судьбой живых людей и сейчас, как и прежде, в России народ Божий жертвенно, с верой и любовью восстанавливает эти святыни, строит храмы и монастыри, стремится в своей жизни следовать стопам празднуемых ныне святых.
Наша любовь не может быть обращена лишь к прошлому – она должна быть живой и действенной именно в настоящем, в том самом времени и месте куда Господь нас поставил служить Ему и другим.
Дорогие о Господе отцы, братие, сестры и дети, перед нами трудный и тернистый путь утверждения и укрепления церковного единства посредством исповедания нашей веры – претворения ее в добрые дела и поступки, воплощения в жизнь заветов наших святых предков, строивших наше Отечество и призывавших к служению Богу и своему народу. Господь призывает нас к вечной жизни, где царствуют Его мир и Его любовь. Но, чтобы войти в эту блаженную жизнь, мы должны здесь, на земле, достигнуть единства, понимания, доверия, братства и любви ко всем людям.
«Не убойтесь, – учит преподобный Ефрем Сирин, – положить начало доброго пути, вводящего в Жизнь». Пусть не боятся ни сомневающиеся в решениях Священноначалия, ни ушедшие от Церкви, помня, что крепкая и всесильная десница Божия направляет нас, охраняя от всех бед и опасностей. Вооружимся же все «пищей души», как называли смирение святые отцы. Святитель Московский Филарет (Дроздов; + 1867 г.), почивающий в Храме Христа Спасителя, считал смирение «солью добродетелей», ибо как соль придает вкус пище, так смирение укрепляет человека во всех добродетелях. Без смирения духовные подвиги человека растлеваются гордостью, тщеславием, раздражительностью и теряют цену. Пример тому – фарисей, не стяжавший смирения и тем погубивший все прочие добродетели (Лк. 18, 11, 12). Итак, будем умолять Господа, чтобы ушедших от нас братий и сестер Он научил смирению не за фарисейство и незаконное отложение от своего Священноначалия, а за послушание Церкви, за преданность, терпение, миротворчество, стремление к Нему и любовь. «На кого воззрю, – говорит Господь, – только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих» (Ис. 66, 2).
Помолимся, возлюбленные о Господе пастыри и чада Русской Зарубежной Церкви, всем празднуемым ныне святым, которые веру во Христа в сей своей жизни соделали любовью и подвигом, чтобы их молитвами мы все победили одолевающий нас грех и наследовали вечно-блаженную жизнь. Аминь.
С любовью о Господе и просьбой о молитвах,
+ Митрополит
Лавр,
Первоиерарх Русской
Зарубежной Церкви.
Неделя 2-ая по Пятидесятнице 2007 г.