Москва, 30 августа 2007 г.
В Московском Патриархате считают важным учитывать личный выбор учащихся и их родителей в ходе преподавания мировоззренческих предметов, в том числе основ культуры традиционных религий.
"Мне лично думается, что преподавание "Основ православной культуры" с учетом принципа добровольности и вариативности - это наиболее честный и целесообразный путь. И не случайно именно этот путь предлагается в примерном соглашении о сотрудничестве региональных образовательных администраций и наших епархий", - заявил "Интерфаксу" в четверг замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Он отметил, что такова практика в большинстве стран мира, "и верующие люди протестуют именно против монополии одного мировоззрения в школе: это материализм, в том числе скептический взгляд на религию".
"А вот свободный выбор мировоззренческих предметов - это общемировая практика", - подчеркнул священник.
Предмет же "Основы православной культуры", по мнению отца Всеволода, не может не быть мировоззренческим. "Если сделать его рассказом об архитектурных достоинствах храмов, о технике написания икон, о сухих исторических фактах, о том, чем отличается архимандрит от митрополита, то этот курс не исполнит своей главной цели - не поможет нравственному воспитанию учащихся", - убежден собеседник агентства.
По его мнению, предмет "ОПК" должен говорить, что православие считает злом насилие, предательство Родины, аборты, разврат, пьянство, алкоголизм, наркоманию, национальную вражду, хулиганство, вандализм и прочие пороки, "от которых сегодня гибнет наше общество".
"Рассказ же о православной культуре в отстраненно-холодном, не относящемся к душе человека ключе вряд ли реально изменит людей к лучшему, поскольку большинство сегодняшних школьников не воспримут того, что прямо не обращено к их сердцу", - считает священник.
Таким образом, продолжил он, этот предмет не может быть "неморальным, немировоззренческим, а значит, должен быть добровольным, как должны быть добровольными курсы толерантности, полового воспитания, экономически препарированная история или курс "Религии мира", так как все они тоже несут мировоззренческую нагрузку, причем одностороннюю".
"Такой же добровольный выбор должны иметь наши братья мусульмане, иудеи, атеисты, буддисты, другие вероисповедные и мировоззренческие меньшинства", - подчеркнул священник.
В заключение он добавил, что школа "не должна навязывать мировоззрение - она должна прислушаться к мировоззренческому выбору учащихся и их родителей и помочь именно этот выбор в жизни реализовать".