Москва, 20 сентября 2007 г.
Госдепартамент США стал более аккуратно подходить к оценке церковно-государственных отношений в России, но ему по-прежнему недостает объективности, считают в Русской Церкви.
"С одной стороны, раздел по России доклада (Госдепа США о свободе вероисповедания в мире в 2007 году - "ИФ") составлен значительно более аккуратно с точки зрения фактологии и оценок, чем в предыдущие годы. Это выгодно отличает его также от ежегодных докладов, выпускаемых американской Комиссией по международной религиозной свободе, где оценки и обращение с фактами носят вообще весьма вольный характер", - заявил "Интерфаксу" в четверг замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Священник выразил мнение, что многие вещи прояснились в ходе контактов представителей Госдепа и посольства США с российскими государственными и религиозными деятелями, в том числе с представителями Русской Православной Церкви.
С другой стороны, продолжил отец Всеволод, "со многим в докладе можно поспорить".
"Я не считаю чем-то недопустимым выражение православными верующими неприятия экспансии инославных христианских конфессий. Дипломаты и чиновники должны принимать во внимание, что конкуренция - вовсе не обязательный элемент межконфессиональных отношений и что одни христиане в процессе диалога могут вполне легитимно выступать против миссионерской экспансии других", - отметил собеседник агентства.
По его словам, может вестись и вероучительная полемика - "конечно, в корректных формах, но иногда она может быть и жесткой". "Не признавать право на нее - значит пытаться ограничить свободу слова", - подчеркнул он.
Кроме того, считает отец Всеволод, при строительстве культовых зданий или сдаче в аренду публичных зданий под богослужения "вряд ли стоит игнорировать мнение местных жителей".
"Отрицать их право на участие в принятии решений - значит не быть верными принципам народовластия", - заявил священник.
Священник также выразил удивление в связи с тем, что доклад воспроизводит "известный миф о том, что до 1917 года церковные здания не принадлежали Церкви".
"Даже если Церковь была государственной, у ее структур были свои права - обычно они являлись самостоятельными юридическими лицами. Их права собственности после упразднения статуса государственной Церкви никто не оспаривал. Другое дело, что потом большевики все отняли и поделили между собой, но легитимность этого - по крайней мере нравственная - весьма сомнительна", - сказал отец Всеволод.
Он также указал на то, что доклад много говорит о случаях насилия против верующих, осквернения религиозных зданий.
"Но, как и ранее, основное внимание уделяется тем религиозным общинам, которые имеют вес и влияние в Америке. Об атаках же, например, сатанистов на православные храмы нет ни слова", - заметил собеседник агентства.
Наконец, продолжил он, "есть и одно принципиальное расхождение наших позиций". Священник выразил убеждение, что общество, "а значит, и государство" имеют право оказывать "избирательную поддержку некоторым религиозным общинам, исходя из их традиционности, распространенности и уровня их общественной поддержки".
"В то же время народ может отказать в какой-либо поддержке тем, кто связан с экстремистскими кругами. Более того, нельзя не признавать наличие парарелигиозных групп и взглядов, представляющих общественную опасность", - отметил отец Всеволод.
Американская же государственная позиция, по его мнению, сегодня иная. "Но в большинстве стран Европы и мира все-таки принята позиция, созвучная той, что я изложил, причем принята на уровне права и политики в гораздо большей степени, чем это есть сегодня в России", - резюмировал представитель Русской Церкви.