Москва, 21 декабря 2007 г.
19 декабря православный приход Свято-Никольской церкви г. Таллина отметил 180-летие обновления храма, сообщает «Радио 4». Очередной юбилей Никольской церкви, под спудом которой находятся мощи священномученика Арсения Ростовского (Мациевича; +1772), был приурочен к престольному празднику — дню памяти святителя Николая Чудотворца.
Торжественный молебен по случаю храмового праздника совершил митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. После молебна состоялся крестный ход, сообщает Патриархия.ru.
Старейший таллинский православный приход церкви святителя Николая Чудотворца ведет свое начало с древнего торгового двора, основанного русскими купцами в Колывани (совр. Таллин). Точную дату появления на этом берегу русских купцов установить невозможно. Русская историческая традиция обычно ссылается в этом вопросе на деяния сына Владимира Мономаха — Ярослава Мудрого, который в 1030 г. «сходил» в Ливонию, основал там город Юрьев (Тарту), а в Риге и Колывани церкви и дворы поставил.
С 1420-х гг. церковь святителя Николая находится на своем нынешнем месте — на улице Вене. В тот период улица еще называлась Монастырской, но после Реформации в XVI веке, когда доминиканский монастырь прекратил свое существование, за улицей, благодаря торговому двору и церкви, закрепилось название Вене (Русская).
В период Смутного времени в начале XVII века торговля зачахла настолько, что храм и помещения торгового двора открывались только по прибытии в город русских купцов. В остальное время ключи от храма находились в городской ратуше. Без постоянного ухода состояние храма ухудшалось, эпизодически производившиеся мелкие починки уже не могли спасти разрушающееся здание, и в 1660 г. новгородский купец Петр Николаев заключил с таллинским ратманом Михаилом Паульсеном договор о большом ремонте.
В 1686 г. по приказу молодых царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича для церкви святителя Николая был изготовлен новый иконостас. Два года спустя, 1 мая 1688 г., состоялось освящение обновленного храма. К этому торжественному событию цари Петр и Иоанн пожаловали храму напрестольный крест. В годы Северной войны (1700-1721) Никольская церковь была вновь закрыта, в ней был устроен лазарет.
После взятия города русскими войсками церковь стала обычным приходским храмом. В 1719 г. Петр I пожертвовал ей икону святого Николая. После окончания Северной войны российские поселенцы обживали в основном пригороды и предпочитали молиться в новых храмах. Старая церковь на улице Вене становилась тесной, здание, несмотря на перестройки, оставалось, по-видимому, достаточно ветхим и прихожане Никольской церкви уходили в другие храмы. Императрица Екатерина II, посетившая Ревель в 1764 г., обещала оказать помощь из государственных средств. Действительно, какое-то время из Эстляндской Казенной Палаты ежегодно отпускались незначительные средства на ремонт храма, но их было явно мало.
С периодом правления Екатерины II связано важное событие, оставившее след в истории Никольской церкви. С 1767 г. в Ревеле под именем Андрей Враль по распоряжению императрицы содержался лишенный сана и осужденный Синодом митрополит Ростовский и Ярославский Арсений Мацеевич (1696-1772).
Арсений Мацеевич скончался в заточении в 1772 г. и был погребен в Никольской церкви. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. митрополит Ростовский и Ярославский Арсений был канонизирован и причислен к лику священномучеников.
В 1796 г. прихожане Никольской церкви обратились к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с прошением о том, что «... Николаевская церковь, построенная в давнейшие лета, пришла в чрезвычайную ветхость, так что во время дождей великая происходит течь, и частые починки не помогают, да и к поправлению совсем неспособна, и потому объявленные священнослужители и церковный староста положили намерение просить благословения Его Высокопреосвященства о дозволении перестройки нового храма».
Строительно-ремонтные и реставрационные работы начались в мае 1821 г. Все примыкавшие к церкви пристройки были разобраны, осталось только само церковное здание. Был освобожден участок для расширения церкви, и 25 июня 1822 г. состоялась закладка нового здания. Строительные работы велись без проволочек и уже 3 декабря 1823 г., воздвигнутый на месте старой церкви, южный придел нового храма был торжественно освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Церковная летопись объясняет освящение придела во имя Успения Божией Матери тем, что последняя Литургия в старом храме перед разборкой была отслужена именно в день Успения.
Собранных на постройку средств оказалось недостаточно, и внутренняя отделка нового храма затянулась. До полного окончания работ службы велись в приделе Успения Богоматери, а в праздничные дни, когда придел не вмещал всех молящихся, прихожане молились под строительными лесами по всему недостроенному храму.
Из-за ограниченности в средствах пришлось частично сохранить дарованный в 1686 г. царями Петром и Иоанном старый высокий иконостас. Большую часть этого иконостаса и царские врата строители установили в приделе Успения Богородицы. Весь старый иконостас в одном приделе не поместился, поэтому часть икон позднее была установлена и в иконостасе северного придела.
К концу лета 1827 года внутренние отделочные работы закончились, и 14 августа при большом стечении народа состоялось торжественное освящение церкви. Завершилась двадцатитрехлетняя история строительства нового храма.
В конце XIX — начале XX века Никольской церкви принадлежала домовая церковь в честь святой мученицы Евгении в срочной тюрьме, находившейся на Тартуском шоссе. В это же время к Никольской церкви была приписана и каменная часовня святого Александра Невского на Русском рынке (теперь площадь Виру). Около этой часовни долгие годы на Крещение совершалось главное городское водосвятие. В 1922 году часовня была снесена.
Большие перемены претерпел интерьер храма в последние десять лет. Так, в период с 1990 по 1998 год в барабане и алтарных окнах храма были установлены витражи работы таллинского мастера Андрея Лобанова. Учитывая, что крепостная стена и соседние дома в большую часть дня заслоняют храм от прямого солнечного света, выполненные специально для Никольской церкви витражи создают необходимую игру света и цвета, органически дополняющую внутреннее убранство храма.
Департамент памятников культуры Таллинской городской управы поддержал и финансировал ремонт фасадов. После окончания реставрации фасадов храма с 2000 года ведется поэтапная реставрация внутренних помещений.
Несмотря на неоднократные ремонты и перекраски, в ходе работ удалось обнаружить остатки первоначальных росписей, а при реставрации деревянного барьера на хорах была обнаружена вырезанная строителями дата — «1842». Следовательно, строительные работы в храме продолжались и спустя годы после освящения.
Уже несколько лет художник Н.И. Кормашов, крупнейший в Эстонии специалист по реставрации икон, ведет работы по первичной профилактике и реставрации церковных икон, и в первую очередь — икон так называемого Петровского иконостаса. Ждет своего времени и, конечно, средств трудоемкая работа по расчистке закрашенных в 20-е годы XIX века оригинальных иконостасных росписей.