Москва, 25 декабря 2007 г.
Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Московской Патриархией 20–21 декабря в г. Калуге была проведена всероссийская конференция на тему «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся».
В конференции приняли участие министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, представители органов управления образованием субъектов РФ, епархий Русской Православной Церкви, специалисты Российской академии образования (РАО), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, региональных институтов повышения квалификации работников образования, других научных и образовательных учреждений.
В ходе работы конференции собравшиеся еще раз подтвердили тот факт, что формирование нравственных и духовных ценностей обучающихся в системе общего образования сегодня является значимой социально-педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических и межконфессиональных отношений в стране, будущее российского общества и государства. Только воспитание у новых поколений россиян устойчивых нравственных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей российских народов позволит обеспечить успешное социальное развитие России в XXI веке сохранить социальный институт семьи и, преодолев демографический кризис, укрепить Российское государство, его авторитет в международном сообществе.
В своих выступлениях докладчики, как со стороны Министерства образования, так и со стороны Московской Патриархии, отмечали, что духовно-нравственное образование детей в современном российском обществе, состоящем из граждан и семей различных мировоззренческих ориентаций и культурных традиций, возможно только с учетом особенностей их духовных идеалов и ценностей, убеждений, образа жизни и при соблюдении конституционных гарантий свободы совести и вероисповедания. Соответственно, воспитание детей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях должно проводиться на основе принципов добровольности, свободы выбора, приоритета семьи в воспитании ребенка.
Необходимо, чтобы все дети, обучающиеся в российской школе, воспитывались как граждане и патриоты нашего Отечества – единой России. Воспитание учащихся в российской общеобразовательной школе должно быть направлено, прежде всего, на сохранение и укрепление гражданского согласия в обществе, соблюдение гражданского равноправия, развития взаимопонимания и сотрудничества между людьми и народами в Российской Федерации независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности. В то же время возможно систематическое приобщение детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, к духовным и нравственным ценностям, принятым в семье учащегося, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей в общеобразовательных учреждениях.
Собравшиеся высказали свою твердую позицию по поводу того, что разработка и преподавание учебных курсов духовно-нравственного содержания, подготовка педагогов, соответствующего учебно-методического обеспечения получили широкое распространение в большинстве регионов России. Эта практика сегодня действительно востребована обществом, она имеет большую социальную значимость, убедительные воспитательные результаты и поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться, совершенствоваться.
На конференции была представлена и обсуждена соответствующая Концепция, разработанная с участием специалистов РАО, Федерального института развития образования (ФИРО), учреждений Русской Православной Церкви.
Участники конференции приняли следующие
решения:
1) рекомендовать субъектам Российской Федерации
обеспечить полноценную реализацию
«Примерного соглашения о сотрудничестве
органа управления образованием субъекта Российской
Федерации и централизованной религиозной
организации – епархии Русской Православной
Церкви (Московский Патриархат)»;
2) одобрить в целом соответствующую Концепцию
включения в новое поколение государственных
стандартов общего образования новой
образовательной области учебного плана
«Духовно-нравственная культура»
включающей ряд учебных предметов по выбору семьи,
родителей (законных представителей) обучающихся;
авторскому коллективу провести доработку Концепции
с учетом высказанных замечаний и
предложений;
3) рекомендовать Российской академии образования с
участием специалистов ФИРО, АПКиППРО,
представителей религиозных конфессий организовать
работу на основе указанной Концепции в
соответствии со структурой федерального
государственного образовательного стандарта по
подготовке необходимых материалов для поэтапного
введения в общеобразовательных учреждениях
преподавания курсов православной культуры и других
курсов духовно-нравственного содержания;
4) рекомендовать педагогическим вузам,
региональным институтам повышения квалификации
работникам образования обеспечить конструктивное
сотрудничество с традиционными религиозными
организациями в целях подготовки педагогических
кадров, повышения квалификации работников
образования, учебно-методического обеспечения,
проведения мониторинговых исследований по учету
запроса граждан на изучение курсов православной
культуры и других религий, составляющих
неотъемлемую часть исторического и культурного
наследия народов России, в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях;
5) рекомендовать Российской академии образования
совместно с Русской Православной Церковью в первом
квартале 2008 года провести «круглый
стол» по обсуждению проекта государственного
образовательного стандарта общего образования
второго поколения, разрабатываемого РАО;
6) предложить Министерству образования и
науки РФ, Союзу ректоров России совместно с
Русской Православной Церковью организовать и
провести в 2008/2009 учебном году олимпиаду
школьников по основам православной культуры.