Москва, 29 декабря 2007 г.
В Московском Патриархате призвали журналистов корректно освещать тему перспектив введения в учебный план школ новой образовательной области «Духовно-нравственная культура».
«В некоторых СМИ прошла информация, что предложения Русской Православной Церкви заключаются в том, чтобы ввести в обязательную школьную программу учебный предмет «Духовно-нравственная культура», составной частью которого должен быть курс православной культуры», — заявил порталу «Интерфакс-Религия» официальный представитель Церкви в рабочей группе Минобрнауки РФ по проблемам изучения Православия в школе протоиерей Борис Даниленко.
Также, по его словам, сообщалось, что Церковь якобы поддерживает введение в школах «обязательного учебного предмета «Духовно-нравственная культура».
«Эти сообщения не соответствуют действительности», — подчеркнул священник.
Как разъяснил отец Борис, предложения Русской Православной Церкви и соответствующая Концепция «не предполагают введения какого-либо единого, общего для всех российских школьников учебного предмета под названием «Духовно-нравственная культура» или под иным другим названием», сообщает Патриархия.ru.
«Равно и введения каких-то «кассетных курсов», которые бы сочетали учебный материал для общего изучения всеми учащимися и конфессиональные разделы для учащихся из семей, придерживающих различных мировоззренческих традиций», — отметил собеседник агентства.
Он подчеркнул, что «Духовно-нравственная культура» — это название «не учебного предмета, а области, раздела, части в учебном плане, в составе которой должны преподаваться ряд учебных предметов по выбору семьи учащегося и его самого с определенного возраста».
Одним из таких учебных предметов, по его словам, должен быть предмет «Православная культура», включающий ряд учебных курсов по разным годам и ступеням обучения.
«Другими предметами в этой же новой области учебного плана могут быть предмет нерелигиозного этико-культурологического содержания («Этика») и учебные предметы по истории и культуре ислама, буддизма, иудаизма и других религий, на изучение которых имеется образовательный запрос от населения, граждан», — пояснил отец Борис.
По его словам, отличие этой новой области школьного учебного плана от уже имеющихся областей, которые включают учебные предметы определенной сферы знаний («Филология», «Естествознание» и др.), состоит в том, что «в этих областях все предметы обязательны для изучения, а в новой, предлагаемой, области выбирается для изучения один из предметов».
Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» обсуждалась и была одобрена на конференции в Калуге 20-21 декабря. В мероприятии приняли участие управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, министр образования и науки Андрей Фурсенко и другие сотрудники министерства, специалисты Российской академии образования, учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогов, сотрудники органов управления образованием субъектов РФ, представители Русской Церкви.
В соответствии с решениями конференции на основе этой Концепции Российская академия образования должна будет организовать работу по подготовке необходимых материалов для поэтапного введения в общеобразовательных учреждениях преподавания православной культуры и аналогичных учебных курсов духовно-нравственного содержания.
Ранее, в ноябре 2007 года митрополит Калужский и Боровский Климент направил Концепцию министру А. Фурсенко. Этот документ был разработан группой специалистов на основе предложений, направленных митрополитом Климентом в министерство образования в декабре 2006 года.