Нижний Новгород, 1 октября 2008 г.
В воскресенье 28 сентября в Преображенской церкви в
Карповке состоялась приходская крещальная литургия, ее
совершил священник Максим Антоненко, сообщает сайт
Нижегородской епархии. В апреле текущего года,
в Великую субботу, владыка Георгий совершил первую в
Нижегородской епархии крещальную литургию, на которой
приняли крещение несколько взрослых людей. Уже тогда
осознавалось, что такая литургия не будет единичным или
происходящим раз в год событием, что это начало
процесса постепенного внедрения практики служить
крещальную литургию на приходах Нижегородской епархии.
Это был вопрос времени – когда будет отслужена
первая приходская крещальная литургия.
«21 июля у меня родилась дочь Анисия, –
рассказал отец Максим, – и я подумал, что это
хороший повод положить начало крещению не только взрослых,
но и младенцев на крещальной литургии в обычном приходском
храме. Тем более что у других прихожан нашей
Спасо-Преображенской церкви также родились дети: Глеб на
Пасху и Мария в августе. Получилось, что Глеб подождал
Анисью, она – Марию, и сегодня мы их всех окрестили.
Это позволило нам избежать некоторого формализма при
совершении таинства крещения, потому что мы связаны друг с
другом духовными и семейными узами, и создать атмосферу
непринужденной духовной семейной жизни».
Владыка Георгий поддержал такое стремление и дал свое
благословение на служение крещальной литургии в Карповской
церкви в один из воскресных дней. Когда за неделю до
совершения крещальной литургии отец Максим объявил об этом
прихожанам карповской церкви, то, по его словам, у части
из них возникла некоторая напряженность, поскольку они
находились в полной неизвестности и ждали чего-то
непонятного. Многие боялись, что служба будет очень
длинной, что придется тяжело и долго стоять (а хору
– петь). Но в результате, когда люди увидели, что
суть этой службы – общая молитва, что они не
статисты, а реальные участники и свидетели важнейшего
церковного таинства, ощутили ту радость, которую при этом
подает Бог, то их реакция была исключительно
положительной. После службы люди подходили к нему и
говорили, что они в восторге, что давно не испытывали
такой благодати, и проявили к крещальной литургии горячий
интерес. «Всем очень понравилось, – сказал
отец Максим, – поэтому я выражаю надежду, что эта
практика станет широко распространяться».
Для того чтобы восприемники крещаемых младенцев не
чувствовали себя на литургии чужими, отец Максим проводил
с ними своеобразные репетиции, как им вести себя в тот или
иной момент службы. Ведь им пришлось, в частности,
участвовать в Великом входе: они со свечами и с детьми на
руках подходили к северным вратам алтаря, встречали
священника с диаконом, выходящих из него, и выполняли роль
свещеносцев, обойдя общей процессией вокруг купели и
проводив клириков снова до алтаря. «Важно, что дары
– хлеб и вино – принесли Богу новопросвещенные
младенцы и их восприемники от лица всей общины и всей
церкви, – считает отец Максим. – Конечно, они
волновались. Но от той радости и полноты общей церковной
молитвы, в которой мы все находились, они пребывают в
состоянии благодарности Богу и желании повторить такой
опыт. Мы специально крестили троих детей: не меньше,
потому что крестить одного нет смысла, ведь литургия
– это общее дело, и не больше, чтобы не было шума и
чрезмерной суеты. Все прошло весьма и весьма гармонично.
И, кстати, литургия получилась не дольше обычной для
такого дня: мы служили по Воздвижении, с тремя
Апостольскими и Евангельскими чтениями, что удлинило
службу, но закончилась она ровно во столько же, во сколько
обычно. Опасения прихожан были совершенно напрасными,
поскольку первую часть – литургию оглашенных –
мы просто заменили чином крещения и
миропомазания».
Служение крещальной литургии на приходах очень важно,
поскольку при этом все люди участвуют в молитве за тех,
кто входит в Церковь, становится христианами, и эта общая
молитва соединяет и сплачивает всех членов Церкви.
«Может быть, для рассудка это кажется не так
очевидно, но очевидно для сердца, – говорит он.
– Когда мы принимаем младенцев в лоно Церкви, когда
молимся с ними и за них, поминая на ектениях их имена, мы
все учимся любви. А именно для этого Церковь и существует.
Чтобы любить не только родных по плоти, но всех, кто
вместе с нами верует во Христа».
Крещальная литургия, по мнению отца Максима, помогает
возродить таинство крещения, которое в настоящее время
пребывает в состоянии упадка и кризиса, потому что его
вытеснили в частную требу, в крестильню. В результате оно
стало совершаться гораздо менее торжественно, чем панихида
или водосвятный молебен, что было бы совершенно немыслимо
в Древней Церкви. Поэтому возрождение важного статуса и
смысла, который изначально был присущ этому таинству,
– серьезная задача.
«Люди должны понимать, что крещение – это не
получасовая молитва священника с крестными родителями в
углу храма, а величайшее таинство, которое совершается на
Божественной литургии в присутствии всей Церкви».