Москва, 17 февраля 2009 г.
16 февраля 2009 года Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент выступил на XVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития», сообщает Патриархия.ru.
Преосвященные собратья архипастыри, досточтимые отцы, братья и сестры!
Образование является неотъемлемой частью и одной из самых существенных сторон жизни любого цивилизованного общества. Это утверждение, верное само по себе безотносительно того, о какой исторической эпохе идет речь приобретает особую актуальность применительно к современности.
Неслучайно современное общество принято именовать «информационным». Для того, чтобы научиться эффективно усваивать и использовать информацию необходимо получить определенные навыки, формирующиеся у человека в процессе получения образования.
Тем не менее, следует сказать, что сам по себе образовательный процесс отнюдь не сводится к аккумулированию каких-то научных истин или к заучиванию определенных постулатов. Это не есть исключительно и только обучение, в собственном смысле этого слова, как форма и способ передачи знаний от учителя к ученику.
Сам термин «образование» содержит в себе ключ к уяснению своего содержания, ибо отсылает нас к слову «образ». По сути своей этот лексический термин указывает нам на сложный процесс формирования определенного внутреннего мира человека, его отношения к социуму, самому себе, и всему мирозданию.
Таким образом, мы можем еще раз убедиться в правоте слов одного из самых известных людей XX столетия — Альберта Энштейна, произведшего на свет поистине гениальную фразу: «Образование — это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе».
Действительно, вряд ли найдется хоть один взрослый человек, способный в полном объеме воспроизвести весь объем информации полученный им на протяжении школьных лет обучения, не говоря уж о знаниях, полученных на студенческой скамье. Однако это отнюдь не означает, что эти знания преподавались и усваивались напрасно. Они сформировали ум и душу человека. Позволили ему определить свое место в окружающем мире, поставить перед собой цели и указать приемлемые способы их достижения.
Может быть, самой существенной целью образования является
его призвание закрепить в сознании человека идеальные
образы, к которым следует стремиться, и которым следует
подражать.
Очевидно, что одним из самых древних свидетельств
подобного восприятия образования является библейский
текст, повествующий о сотворении человека «по образу
и подобию» Божию (Быт.1).
Традиционное толкование этого текста, присущее
православной традиции, видит в этом не только указание на
духовную составляющую человеческой природы, но и на некую
изначальную заданность к самоусовершенствованию человека
на пути уподобления идеальному образцу, явленному ему
самим творческим актом.
Показательно при этом, что образование исторически всегда было самым тесным и непосредственным образом связано с научной деятельностью, как бы мы ни понимали термин «наука»: в значении ли общего познания окружающего мира или в смысле интеллектуальной деятельности нацеленной на получение эмпирически верифицируемых знаний.
Без образования, служащего фундаментом для любых серьезных исследований никакая наука невозможна. А если мы говорим об образовании, как о созидании человека по определенному образцу, заданному социумом, то очевидно, что наука не может быть оторвана от фундаментальных нравственных принципов.
Более того, с позиций христианского мировоззрения способность к прозреванию тайн бытия мира находится в прямой зависимости от морального состояния исследователя, поскольку способность поступать осмысленно и морально ― есть существеннейшие черты нашего богоподобия.
Именно поэтому святитель Василий Великий полагал, что науки, изучающие окружающий мир, не опровергают существование Творца этого мира, но приводят к Его познанию. «Чем кто более углубляется в законы, по которым устроена и по которым управляется вселенная, ― писал он, ― тем яснее созерцает велелепоту Господню и по мере сил возвеличивает Господа Законодателя». Глубина научного познания и вместе с тем нравственная чистота познающего проявляется в том, что правдивое и непредвзятое изучение строения и законов тварного мира приводит к осознанию неслучайности столь сложного и гармоничного мироустройства и всех его взаимосвязей.
В связи с этим становится вполне очевидным, что
христианская вера ни в коей мере не может служить
препятствием к научному знанию, к развитию этой сферы
человеческой деятельности.
Это утверждение верно и в обратном, поэтому противникам
религии мы могли бы с уверенностью сказать, что прогресс
естественных и точных наук не препятствует вере, наоборот,
он способен утвердить ее и вдохновить исследователя на
новые свершения и внутреннее преображение.
Не случайно верующими были многие ученые-физики и математики от Ньютона и Лейбница до Эйнштейна и Бора.
Минувший век, оставивший нам печальное историческое наследие в виде двух мировых войн, трагедий Хиросимы и Нагасаки с очевидностью свидетельствует, что значит научное знание в отрыве от нравственных традиций. Оно, стремящееся к проникновению в тайны мироздания, способно погубить само себя вместе с человечеством, его породившим.
Это прекрасно понимали люди, стоявшие у истоков важнейших открытий XX столетия. Так, еще в 1968 году один из создателей термоядерного оружия Андрей Дмитриевич Сахаров указывал на реальность таких страшных опасностей, как: «Полное уничтожение городов, промышленности, транспорта, системы образования, отравление полей, воды и воздуха радиоактивностью, физическое уничтожение большей части человечества, нищета, варварство, одичание и генетическое вырождение под действием радиации оставшейся части, уничтожение материальной и информационной базы цивилизации».
В последующие годы милостью Божией опасность ядерной катастрофы была минимизирована, однако проблема все еще далека от своего разрешения. Напоминанием об этом стала печально известная авария, произошедшая на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года.
Учитывая проблемы, стоящие сегодня перед мировым сообществом в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом можно сказать, что вопрос опасности, связанной с преступным использованием достижений науки приобрел еще большую остроту и актуальность.
Поскольку науке свойственно прогрессировать, это означает, что число проблем человечества, порожденных интеллектуальным знанием будет со временем только увеличиваться. Первые признаки этих новых опасностей уже видны сегодня: это — вопросы свободы человеческой личности в условиях глобального общества, проблемы связанные с развитием генной инженерии, создания искусственного интеллекта и целый ряд иных. Их решить, без учета нравственных критериев, нельзя.
В связи с вышесказанным нельзя не процитировать текст важнейшего документа, определяющего основные принципы отношения Православной Церкви к научной деятельности. Это «Основы социальной концепции», принятые на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, где в частности говорится: «С христианской точки зрения, такие [отрицательные] последствия возникли в силу ложного принципа, лежащего в основе современного научно-технического развития. Он заключается в априорной установке, что это развитие не должно быть ограничено какими-либо моральными, философскими или религиозными требованиями. Однако при подобной «свободе» научно-техническое развитие оказывается во власти человеческих страстей, прежде всего тщеславия, гордости, жажды наибольшего комфорта, что разрушает духовную гармонию жизни, со всеми вытекающими отсюда негативными явлениями. Поэтому ныне для обеспечения нормальной человеческой жизни как никогда необходимо возвращение к утраченной связи научного знания с религиозными духовными и нравственными ценностями».
Эти слова еще раз свидетельствуют о необходимости возвращения сознания современного человека к неизменности нравственных принципов, дарованных человеку Богом. Для достижения этих целей необходимо сделать все возможное, чтобы культурное наследие России, основанное на духовно-нравственном потенциале Православия, было положено в основу нашего российского школьного образования.