Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме считает секту ессеев литературным вымыслом

Ессеи — религиозное течение среди иудеев в последние века эпохи Второго Храма — не более чем литературный вымысел. С таким сенсационным заявлением выступила недавно профессор Еврейского университета в Иерусалиме, специалист в области еврейской мистики Рахель Элиор.

Вопреки господствующей в науке точке зрения, согласно которой именно ессеями, жившими в окрестностях Мертвого моря, была создана знаменитая Кумранская библиотека, Элиор, вслед за профессором Чикагского университета Норманом Голбом (известен русскому читателю по монографии Норман Голб, Омельян Прицак «Хазарско-еврейские документы Х века». М., 2003), настаивает на том, что кумранские свитки не имеют отношения к ессеям, а были написаны в Иерусалиме и лишь позднее перенесены на хранение в район Мертвого моря. Однако профессор Элиор идет дальше Голба, отрицая не только авторство ессеев, но и само их существование как особой группы, описанной Филоном Александрийским и Иосифом Флавием.

«В течение шестидесяти лет исследователи тщетно искали упоминания ессеев в (кумранских) свитках. Но ессеи не существовали, их придумал Иосиф Флавий», — утверждает профессор Элиор, называющая традиционные взгляды на ессеев «просто бессмыслицей».

В начале марта споры о происхождении кумранских свитков неожиданно оказались в центре внимания СМИ, после того как в Нью-Йорке был арестован сын профессора Голба Рафаэль. Он подозревается в осуществлении клеветнической интернет-кампании, целью которой была дискредитация научного оппонента Голба, видного ученого профессора Лоуренса Шиффмана (автора переведенной на русский язык монографии «От текста к традиции. История иудаизма в эпоху Второго Храма и период Мишны и Талмуда». М, 2000).

Сам профессор Голб весьма жестко отзывается о сторонниках общепринятой «ессейской» теории происхождения рукописей Мертвого моря, характеризуя их как сплоченную секту, не менее фанатичную, чем Кумранская община, которой они приписывают написание свитков. Профессор Элиор называет подход Голба «радикальным», но отчасти соглашается с его критикой в адрес ведущих кумрановедов.

В своем труде «Иудейская война» — основном источнике сведений о ессеях — Иосиф Флавий описывает их как религиозных аскетов и мистиков, живших в строгом воздержании от мирских удовольствий. Многие ученые прослеживают связь ессеев, находившихся в оппозиции к храмовому священству, с первыми христианами. Так, профессор Джеймс Чарлзуорт, руководитель проекта Свитков Мертвого моря в Принстонской богословской семинарии, полагает, что ессеи оказали большое влияние на Иоанна Предтечу, который провел в их общине не менее года.

Однако Элиор считает, что рассказ Иосифа о ессеях — литературный вымысел, который затем подхватили греческие и римские историки. Они пишут о тысячах ессеев, живущих общинами («первые кибуцы», иронизирует Элиор) и воздерживающихся от половой жизни — вопреки заповеди Торы «плодитесь и размножайтесь». «Однако нет никаких свидетельств о ессеях на еврейском или арамейском языках. Немыслимо, чтобы тысячи людей жили в воздержании вопреки законам Торы, и при этом их бы не упоминал ни один еврейский текст или источник того периода», — говорит она. О ессеях писали лишь за пределами Израиля (Иосиф, Филон, Плиний), но о них ничего не говорят израильские мудрецы, Новый Завет и апокрифы.

Иосиф, живший в Риме после разрушения Второго Храма, «хотел объяснить римлянам, что евреи вовсе не были поголовно неудачниками и предателями, показать, что многие из них отличались исключительным благочестием и героизмом. Можно сказать, это было первое опровержение антисемитской литературы», утверждает Элиор. «Источником вдохновения» для Флавия служили, по-видимому, греческие рассказы о спартанцах, образ жизни которых служил идеалом для римлян. Как считает Элиор, в своем рассказе о ессеях Флавий стремился изобразить евреев, которые бы напоминали спартанцев своими высокими добродетелями.

Что же касается обнаруженных в Кумране манускриптов, то они, по мнению Элиор, были написаны священниками Иерусалимского храма, принадлежавшими к потомкам Садока — первосвященника эпохи царя Соломона. «На совершенно понятном иврите свитки говорят о священниках, сынах Садока. Так зачем называть их ессеями?» — недоумевает она.

Зафиксированное в свитках апокалиптическое пророчество о войне сынов света с сынами тьмы отражает, по мнению профессора Элиор, противостояние потомков Садока, которые были первосвященниками до 175 до Р.Х., с вытеснившими их Хасмонеями, сыновьями Маттафии.

Ханан Эшель, профессор университета Бар-Илан, считает отрицание существования ессеев безосновательным. Так, в одном из свитков, говорит он, описана небольшая группа, живущая замкнутой общиной, что никак не соответствует теории о написании свитков жителями Иерусалима.

В свою очередь профессор Чарлзуорт не считает чем-то странным отсутствие в свитках слова «ессеи». «Так их называли посторонние, — сказал он в интервью журналу Time. — Сами они говорили о себе как о "святых людях" или "сынах света"». О ессеях, напоминает ученый, писали не менее восьми древних авторов. И еще одним доказательством того, что именно ессеи написали Свитки Мертвого моря, он считает большое количество чернильниц, обнаруженных в Кумране.

Впрочем, Элиор считает, что древние авторы либо заимствовали рассказы о ессеях друг у друга, либо опирались на недостоверные сведения. «Мы знаем, что Плиний был великим читателем, но он, вероятно, никогда не бывал в Израиле», — говорит она.

По словам израильского ученого, ее оппоненты, как правило, читали лишь Иосифа и другие классические источники. «Они должны прочитать Свитки Мертвого моря — все 39 томов. Доказательство там».

По материалам зарубежной прессы

Патриархия.ru

23 марта 2009 г.

Рейтинг: 6 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×