Кингисепп, 25 ноября 2010 г.
Около 100 участников, представляющих ведущие научные центры двух столиц, 20 докладов и приветствие от имени потомков белоэмигранов из Бразилии. Вопреки географии встречи, Ямбургское собрание никак не назовешь провинциальным. Идею проведения конференции в Кингисеппе активно поддержала муниципальная администрация, и для города с богатым "красным" прошлым такое решение можно считать принципиальным.
Участники конференции приехали в Кингисепп, но назвали свое собрание Ямбургским. Ведь невозможно, говоря о Белом движении, постоянно вспоминать о соратнике Дзержинского, беспощадном чекисте Викторе Кингисеппе.Достаточно того, что историографам Белой гвардии пришлось жить на улице Карла Маркса, а встречаться на Большой Советской.
Тематика большинства докладов гостей из Москвы, Эстонии, Пскова и Петербурга была связана с судьбами воинов Северо-Западной армии. Дважды формирования генералов Юденича и Родзянко были близки к тому, чтобы остановить в стране развитие большевизма. Над оценками значения походов 1919-го года в отечественной историографии до сих довлеют советские штампы.
Преподаватель Юридического института, исследователь Белого движения из Санкт-Петербурга Виктор Шарыгин уверен: "В моем представлении, ложь как системное явление стала нормой общественного сознания. И поэтому пренебрежительно сейчас относятся к фактам истории. Для нас важно восстановить правду".
Ивангородское кладбище на бывшей русской стороне Нарвы сегодня единственное в России место, где сохранилось братское захоронение воинов северо-западной армии. Стараниями местной общины неподалеку от меморила недавно были восстановлены могилы священников, погибших от рук нарвских комиссаров. Поводом для расстрелов послужило проведение рождественской службы в начале 1919-го года.
Настоятель Успенской церкви в Ивангородской крепости отец Довмонт рассказывает: "Это могила священномученика иерея Александра Волкова, настоятеля Успенской церкви в крепости Ивангородской".
По различным оценкам, до весны 1920-го года на Ивангородском кладбище было захоронено от двух до четырех тысяч солдат, офицеров и добровольцев армии Юденича. Братские могилы были и на стороне, занимаемой с советского периода футбольным полем. Историк-краевед, редактор журнала "Михайлов день" Сергей Зирин обратился к собравшимся на кладбище: "Сегодня важно ставить вопрос перед администрацией, чтобы нам разрешили весной-летом будущего года сделать раскопки, чтобы определить размеры той братской могилы, и чтобы ее оформить ограждением и воздвигнуть там достойный памятник".
В ходе совместных с эстонским Обществом охраны памятников русской культуры изысканий историкам Ямбурга удалось установить имена 280-ти павших воинов. Главная работа еще впереди, но особую тревогу вызывает сохранность мемориала на практически бесхозном кладбище.
Пример того, как можно заботиться о воинских захоронениях, демонстрирует эстонская Нарва. Установка гранитных плит, посвященных северо-западникам, там началась около 10 лет назад. Памятники создавались на частные деньги, но местные власти не оказались в стороне от, казалось бы, чисто русской мемориальной темы.
Председатель общественной организации "Эстонский военный мемориал" Валме Андрес рассказал: "Город Нарва каждый год выделяет где-то 56 тысяч крон на благоустройство, на покос на этом участке кладбища. То есть, город видит, что если это кому-то нужно, то он косит".
По мнению участников Ямбургской конференции, состояние Ивангородского кладбища имеет непосредственное отношение к событиям 90-летней давности. Ломка старых традиций отозвалась современным кризисом, и экономика здесь ни при чем. Президент Исторического общества Ямбурга-Кингисеппа Вадим Аристов уверен: " Я думаю, что это кризис духовный, когда группе людей в год кризиса не стыдно стать миллиардерами, а в это время у других уровень жизни падает. Это духовные вещи, моральные, нравственные, но никак не экономические. Все оттуда тянется. Понимаете, большевики тогда своим опытом показали, что можно не считаться с миллионами людей, можно навязать свою волю".
Одновременно с собранием историков в Кингисеппе конференция, посвященная событиям 90-летней давности, прошла в Крыму. То, что на постсоветском пространстве к теме Гражданской войны обратились сразу два центра, Севастополь и Ямбург, глубоко символично. С этими городами был связан трагический исход Белой гвардии. И если в Крыму участники Белого движения вынуждено выбирали эмиграцию, то воины северо-западники в абсолютном большинстве навсегда остались в земле пограничной Нарвы.