Москва, 3 марта 2011 г.
"Манифест содержит ориентиры, которые вполне
могут быть учтены при проведении современных
преобразований, а именно: социальная
ответственность имущих перед малоимущими,
забота имущих о неимущих, добровольный отказ от
части преференций и материальных выгод состоятельных
людей - все это было неким залогом успешного
осуществления реформ", - сказал Святейший
Патриарх на заседании, посвященном 150-летию
отмены крепостного права в России, в
четверг в Москве.
По его словам, проведенные под началом Александра II реформы "и сегодня могут служить образцом того, как ответственная власть способна реагировать на необходимость глубоких общественных перемен".
Он заявил, что в шестидесятых годах XIX века правящему классу России "хватило мудрости на то, чтобы отказаться от части своих наследственных привилегий", и это опровергает часто повторяемый тезис о том, что "люди способны руководствоваться только своим корыстным интересом, что общество есть баланс эгоизмов, уравновешиваемый балансом сил".
"И ныне преобразования не могут быть выгодны всем без изъятия, кому-то придется поступиться личной выгодой ради блага других, это потребует и мудрости, и мужества. Но без способности разделять с другими свои ресурсы - интеллектуальные, материальные - невозможно осуществить глубокие преобразования, которые столь необходимы сегодня нашей стране", - убежден Патриарх Кирилл.
Давая оценку реформам Александра II,
Предстоятель отметил, что они были призваны
содействовать восстановлению
социальной справедливости, дать право на
свободный труд, справедливый заработок,
достойную жизнь. Манифест был толчком последующим реформам
в области народного просвещения, земского
управления, городского суда и военного
дела.
При этом он заметил, что в жизни России и
других стран подобные преобразования нередко
сопровождались смутами, кровавыми
столкновениями, революциями, гражданскими
потрясениями, "но в те годы в России
реформа произошла без смуты, братоубийства, мирно и
упорядоченно".
Как напомнил Патриарх, в лице святителя
Московского Филарета, литературного автора
манифеста, епископат принял "прямое и деятельное
участие" в подготовке этого документа,
"а потом на Церковь легла вся тяжесть
ответственности за то, чтобы народное сознание
восприняло эти реформы".
"Впервые в послепетровской
России модернизация национального масштаба не была
связана с механическим копированием чужого
опыта государственного управления, социального
устройства, технического оснащения, но
осуществлялась с опорой на нравственные
нормы, духовную, культурную традицию народа. Это
удачный опыт гармонизации новаторства и
традиции, государственного мышления и полной
преданности промыслу Божьему", - сказал он.
Вместе с тем предстоятель подчеркнул, что
модернизация без нравственного измерения
превращается "в безудержную погоню за
мирскими благами и удовольствиями, бездушный
технократизм, порождает изуродованные отношения
между людьми".
Патриарх Кирилл убежден в том, что, хотя действия государственной власти для преодоления существующих в России проблем "абсолютно необходимы", эти проблемы не могут быть решены "исключительно сверху, без участия самих людей, без пробуждения творческой активности простого человека, без способности людей к самоорганизации, к созданию того, что сегодня мы называем институтами гражданского общества".